Семенова Н.Б.

ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук» — НИИ медицинских проблем Севера

Терещенко С.Ю.

НИИ медицинских проблем Севера ФГБНУ «ФИЦ Красноярский научный центр СО РАН»

Эверт Л.С.

НИИ медицинских проблем Севера ФГБНУ «ФИЦ Красноярский научный центр СО РАН»

Шубина М.В.

НИИ медицинских проблем Севера ФГБНУ «ФИЦ Красноярский научный центр СО РАН»

Распространенность и психическая коморбидность интернет-зависимого поведения у подростков Центральной Сибири

Авторы:

Семенова Н.Б., Терещенко С.Ю., Эверт Л.С., Шубина М.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1347

Загрузок: 40


Как цитировать:

Семенова Н.Б., Терещенко С.Ю., Эверт Л.С., Шубина М.В. Распространенность и психическая коморбидность интернет-зависимого поведения у подростков Центральной Сибири. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2021;121(5):105‑110.
Semenova NB, Tereshchenko SYu, Evert LS, Shubina MV. The prevalence and mental comorbidity of internet-dependent behavior in adolescents of Central Siberia. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2021;121(5):105‑110. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro2021121051105

Рекомендуем статьи по данной теме:
Лич­нос­тная тре­вож­ность, си­ту­атив­ная тре­во­га, сим­пто­мы ин­сом­нии и их вли­яние на днев­ное фун­кци­они­ро­ва­ние у де­во­чек-под­рос­тков. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(5-2):66-71
Эпи­де­ми­оло­гия су­ици­даль­но­го по­ве­де­ния у де­тей и под­рос­тков во всем ми­ре. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(11-2):16-26
Поис­ко­вые зап­ро­сы в се­ти Ин­тер­нет по те­ма­ти­ке пот­реб­ле­ния та­ба­ка и ни­ко­ти­на: ана­лиз ди­на­ми­ки в 2010—2022 гг.. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(5):7-11
Фак­то­ры, ас­со­ци­иро­ван­ные с рис­ком на­ру­ше­ний пи­ще­во­го по­ве­де­ния у под­рос­тков. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(6):60-67
Со­вер­шенство­ва­ние оцен­ки фи­зи­чес­ко­го раз­ви­тия при про­фи­лак­ти­чес­ких ос­мот­рах школь­ни­ков: ре­ги­ональ­ный опыт. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(6):74-78
Эн­до­мет­ри­оз и по­ро­ки раз­ви­тия по­ло­вых ор­га­нов у де­тей и под­рос­тков. Что об­ще­го?. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(3):14-22
Ва­ли­да­ция ме­то­да оп­ре­де­ле­ния воз­рас­та со­вер­шен­но­ле­тия по ин­дек­су зре­лос­ти третье­го мо­ля­ра на вы­бор­ке на­се­ле­ния г. Уфы. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(4):42-46
Ин­га­ля­ция ксе­но­ном у лиц с отя­го­щен­ным ал­ко­голь­ным анам­не­зом: се­рия слу­ча­ев из эк­спертной прак­ти­ки. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(5):42-50
Ту­бер­ку­лез­ный сред­ний отит у под­рос­тка. Кли­ни­чес­кий слу­чай. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2024;(5):63-66
Ми­не­раль­ный сос­тав слю­ны и ин­тен­сив­ность ка­ри­еса у под­рос­тков в г. Сык­тыв­кар, Рес­пуб­ли­ка Ко­ми. Сто­ма­то­ло­гия. 2024;(6):48-54

Интернет-зависимость (ИЗ) является одной из актуальных проблем общественного здравоохранения во многих странах мира вследствие ее высокой распространенности и тенденции к увеличению. По результатам межнациональных эпидемиологических исследований распространенность ИЗ у подростков в европейских странах составляет от 4,4% в Италии до 11,5% в Эстонии [1], в странах Азии и Тихого океана — от 6,2% в Японии до 21,1% на Филиппинах [2].

До сих пор не существует формализованной номенклатуры для обозначения данного вида патологии [3], однако большинство исследователей сходятся во мнении, что данное расстройство относится к сфере поведенческих нарушений и характеризуется «чрезмерной озабоченностью или плохо контролируемым поведением, направленным на возможность использования интернета, приводящим к ухудшению общего состояния или дистрессу» [4]. Таксономия ИЗ концептуально соответствует поведенческой зависимости, возникающей при патологической азартной игре [5], и включает модель поведения, наблюдаемую при других расстройствах привыкания [6]. Большинство авторов выделяют три формы сетевого поведения: адаптивное пользование интернетом (АПИ), при котором имеется минимальный риск ИЗ; неадаптивное пользование интернетом (НПИ), при котором имеется склонность к возникновению ИЗ; патологическое пользование интернетом (ППИ), при котором имеется выраженный и устойчивый паттерн интернет-зависимого поведения [6—9].

Целый ряд исследований указывает на коморбидность ИЗ с другими патологическими состояниями, в том числе с употреблением психоактивных веществ [10—12], социальной тревогой [10, 13], аффективными расстройствами [10, 14—17], синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) [18, 19], суицидальным поведением [20—22]. Показано, что нарушения психического здоровья у многих подростков появляются еще до появления интернет-аддикции [14, 23], однако чрезмерное использование интернета, в свою очередь, приводит к усилению психопатологических проявлений [13].

Таким образом, с учетом высокой распространенности ИЗ возникают обоснованные опасения относительно влияния ИЗ на психическое здоровье молодого поколения. В то же время при своевременном оказании помощи негативные последствия могут быть обратимыми. В связи с этим раннее распознавание психических нарушений, ассоциированных с ИЗ, приобретает особую актуальность. К сожалению, исследования, направленные на изучение ассоциаций ИЗ с психопатологией, в нашей стране крайне немногочисленны, особенно в регионах.

Цель исследования — изучение распространенности и психической коморбидности интернет-зависимого поведения у подростков, проживающих в Центральной Сибири. Выдвинуты две гипотезы: 1) ИЗ ассоциирована с проявлениями психопатологии; 2) выраженность нарушений психического здоровья зависит от вида сетевого поведения.

Материал и методы

Сбор материала проводился с января по май 2019 г. в Красноярске (крупный промышленный и административный центр Красноярского края). Исследование одобрено этическим комитетом ФГБНУ «ФИЦ КНЦ СО РАН». Случайным образом выбраны 8 школ в разных районах города. После получения информированного согласия родителей ученики были уведомлены о добровольности и конфиденциальности исследования, затем им было предложено заполнить опросник для самоотчета в течение одного урока. Выборка включает 2950 подростков (44,7% юношей и 54,3% девушек) в возрасте 11—18 лет (средний возраст — 14,5±1,3 года). Младшие подростки (11—14 лет) составили 52,4% выборки, старшие (15—18 лет) — 47,6% выборки.

Для изучения распространенности ИЗ применялась международно принятая шкала интернет-зависимости Чена (CIAS) [24], адаптированная В.Л. Малыгиным и К.А. Феклисовым [25]. Опросник включает 26 утверждений, каждое из которых оценивается по 4-балльной шкале Лайкерта: «совсем не подходит» (1 балл), «слабо подходит» (2 балла), «частично подходит» (3 балла) и «полностью подходит» (4 балла). Общий балл CIAS от 27 до 42 расценивался как адаптивное пользование интернетом; 43—64 балла — как неадаптивное пользование интернетом; 65 баллов и выше — как интернет-зависимость.

Анализ психического здоровья проводился с применением стандартизованного скринингового опросника «Сильные стороны и трудности» (SDQ) [26] в русскоязычной версии, валидизированной Е.Р. Слободской и Г.Г. Князевым [27]. Опросник состоит из 25 утверждений, касающихся проблемного и социально одобряемого поведения у подростка за последние 6 мес. Ответы оцениваются по 3-балльной шкале Лайкерта как «неверно», «отчасти верно» или «верно» и группируются по пяти шкалам: 1) просоциальное поведение; 2) эмоциональные симптомы; 3) проблемы с поведением; 4) гиперактивность/невнимательность; 5) проблемы со сверстниками. Каждая шкала состоит из пяти пунктов, таким образом, общая оценка генерируется суммированием соответствующих значений. На основании общей оценки SDQ психическое состояние у подростков классифицируется как нормальное (оценка 0—15), пограничное (оценка 16—19) и отклоняющееся (оценка 20—40).

Статистическая обработка полученных результатов проводилась с использованием пакета прикладных программ IBM SPSS Statistics, v. 22. Тип распределения определялся с помощью критериев Шапиро—Уилка и Колмогорова—Смирнова. Статистический анализ качественных порядковых признаков проводился путем регистрации количества объектов в выборке, имеющих одинаковое значение качественной переменной, с дальнейшим подсчетом относительной частоты, или доли (%). Оценка доверительного интервала (95% ДИ) для долей и частот проводилась по методу Уилсона. Сравнение групп по качественному бинарному признаку проводилось с помощью критерия Пирсона χ2. При описании статистических показателей указывались: абсолютное значение Пирсона χ2, степень свободы (df) и статистическая значимость различий (р). Количественное описание силы эффекта для связи нарушений сетевого поведения с проявлениями психических расстройств проводилось с использованием отношения шансов (ОШ) и доверительного интервала (95% ДИ). Значимыми различия считались при p=0,05, т.е. при ошибке 5%.

Результаты

АПИ наблюдается у 50,3% (48,5—52,1) подростков: среди юношей — у 55,9% (53,3—58,6), среди девушек — у 45,6% (43,1—48,0), χ2=34,85, df=2, p<0,001. Доля подростков 11—14 лет составляет 52,0% (49,5—54,5), подростков 15—18 лет — 48,4% (45,8—51,0), χ2=6,18, df=2, p=0,04 (табл. 1).

Таблица 1. Распространенность разных видов сетевого поведения у подростков (n/%)

Вид сетевого поведения

Все подростки

Распределение по полу

Распределение по возрасту

юноши

девушки

11—14 лет

15—18 лет

АПИ

1484/50,3

754/55,9*

730/45,6*

804/52,0**

680/48,4**

НПИ

1266/42,9

525/38,9*

741/46,3*

651/42,1

615/43,8

ИЗ

200/6,8

69/5,1*

131/8,2*

91/5,9**

109/7,8**

Примечание. * — различия между юношами и девушками (p<0,05); ** — различия между подростками разных возрастных групп (p<0,05).

НПИ отмечается у 42,9% подростков (41,1—44,7): среди юношей — у 38,9% (36,4—41,6), среди девушек — у 46,3% (43,8—48,7), p<0,001. Доля подростков 11—14 лет составляет 42,1% (39,7—44,6), подростков 15—18 лет — 43,8% (41,2—46,4), p<0,05.

ИЗ поведение выявлено у 6,8% подростков (5,9—7,7): среди юношей — у 5,1% (4,0—6,4), среди девушек — у 8,2% (6,9—9,6). Доля подростков младшей возрастной группы составляет 5,9% (4,8—7,1), старшей — 7,8% (6,4—9,2). Анализ интернет-зависимости с позиции гендерных различий выявил преобладание ИЗ у девушек (χ2=34,85, df=2, p<0,001); с позиции возрастных различий — увеличение ИЗ в старшей возрастной группе (χ2=6,18, df=2, p=0,04).

Распространенность нарушений психического здоровья у подростков с разными видами сетевого поведения представлена на рисунке.

Проблемы психического здоровья у подростков с разными видами сетевого поведения (%).

* — различия между АПИ и ИЗ (p<0,05); ** — различия между НПИ и ИЗ (p<0,05).

В группе АПИ эмоциональные проблемы выявлены у 5,1% (7,2—10,0) подростков, проблемы с поведением — у 6,1% (4,9—7,4), гиперактивность — у 3,6% (2,8—4,7), проблемы со сверстниками — у 6,1% (3,4—5,5), низкое просоциальное поведение — у 8,5 (7,2—10,0). В группе НПИ по сравнению с АПИ эмоциональные симптомы увеличиваются до 14,9% (13,1—16,9), p<0,001; проблемы с поведением — до 11,7% (10,0—13,6), p<0,001; гиперактивность — до 9,4% (7,9—11,1), p<0,001; проблемы со сверстниками — до 8,1% (6,7—9,7), p<0,001; низкое просоциального поведение — до 12,2 (10,5—14,2), p<0,001.

В группе ИЗ по сравнению с НПИ эмоциональные симптомы увеличиваются до 34% (27,8—40,8), p<0,001; проблемы с поведением — до 24,0% (18,6—30,4), p<0,001; гиперактивность — до 26,0% (20,4—32,5), p<0,001; проблемы со сверстниками — до 13,0% (9,0—18,4), p<0,001; низкое просоциальное поведение — до 26,0 (15,1—32,1), p<0,01.

Сила эффекта между ИЗ и проблемами психического здоровья показана в табл. 2.

Таблица 2. Сила эффекта между нарушениями сетевого поведения и проблемами психического здоровья по результатам ОШ

Шкала SDQ

ОШ (95% ДИ)

χ2

Эмоциональные симптомы

4,85 (3,52—6, 67)

χ2=111,134, df=1, p<0,001

Проблемы с поведением

3,62 (2,54—5,14)

χ2=58,16, df=1, p<0,001

Гиперактивность

5,23 (3,68—7,44)

χ2=102,79, df=1, p<0,001

Проблемы со сверстниками

1,98 (1,28—3,07)

χ2=9,71, df=1, p=0,002

Просоциальное поведение

2,19 (1,52—3,17)

χ2=18,39, df=1, p<0,001

Представленные данные подтверждают наличие коморбидности ИЗ с нарушениями психического здоровья для всех шкал SDQ. Наибольшая ассоциативная связь обнаружена для гиперактивности (ОШ=5,23; 95% ДИ=3,68—7,44), эмоциональных симптомов (ОШ=4,85; 95% ДИ=3,52—6,67) и проблем с поведением (ОШ=3,62; 95% ДИ=2,54—5,14). Сила эффекта была ниже для просоциального поведения (ОШ=2,19; 95% ДИ=1,52—3,17) и проблем со сверстниками (ОШ=1,98; 95% ДИ=1,28—3,07).

Обсуждение

Наши исследования показали, что распространенность АПИ среди подростков Центральной Сибири составляет 50,3%, НПИ — 42,9%, ИЗ — 6,8%. Распространенность интернет-зависимого поведения среди подростков Центральной Сибири превышает показатели Москвы и Подмосковья (4,2%) [28], а также значения большинства европейских стран: Германии (0,9%), Исландии (0,8%), Испании (1,5%), Румынии (1,7%), Польши (1,3%), Греции (1,7%), Нидерландов (0,8%) [29]. Надо заметить, что при проведении исследований в европейских странах использовалась шкала IAT, что может повлиять на различия показателей. При сравнении наших данных с результатами стран Азии и Тихого океана, полученными с применением шкалы CIAS-R, выявлено, что уровень ИЗ в Центральной Сибири (6,8%) ниже показателей, регистрируемых в Китае (9,6%), Гонконге (16,4%), Южной Корее (9,7%), Малайзии (14,1%) и на Филиппинах (21,1%), и несколько выше показателей Японии (6,2%) [2].

Интернет-зависимое поведение у подростков ассоциировано с нарушениями психического здоровья, в первую очередь с эмоциональными проблемами и СДВГ. Наши результаты подтверждают данные зарубежных исследований, указывающие на коморбидность ИЗ с психопатологией [1, 10, 17—19, 30]. Частота нарушений психического здоровья увеличивается в зависимости от степени нарушений сетевого поведения. Так, в группе подростков с неадаптивным пользованием интернетом по сравнению с адаптивными пользователями эмоциональные симптомы встречаются чаще в 1,5 раза (p<0,001), проблемы с поведением — в 1,2 раза (p<0,001), гиперактивность — в 1,3 раза (p<0,001). В группе подростков с ИЗ эмоциональные нарушения встречаются чаще в 2,1 раза (p<0,001), проблемы с поведением — в 1,6 раза (p<0,001), гиперактивность — в 1,8 раза (p<0,001) по сравнению с адаптивными пользователями.

В настоящее время не существует единого объяснения коморбидности психических расстройств с интернет-зависимым поведением. Что касается высокой восприимчивости к интернету у детей и подростков с СДВГ, предполагается, что это может быть связано с нарушениями контроля импульсивности и потребностью в немедленном вознаграждении [31, 32]. При этом использование интернет-сети рассматривается как наиболее простой способ получения поощрения. Не исключается роль низкой самооценки и постоянной потребности в ее повышении путем использования интернета [31]. Кроме того, гиперактивность часто ассоциирована с тревогой и депрессией, что усугубляет неблагоприятный прогноз [31].

Что касается сочетаний эмоциональных нарушений с интернет-зависимостью, данный факт можно объяснить потребностью в уменьшении тревоги, реализуемой подростками в интернет-сети [32]. Кроме того, у подростков с эмоциональными нарушениями выявлено сниженное содержание норадреналина в периферической крови [33], что не исключает биологической природы возникновения аддикции.

У подростков с нарушениями сетевого поведения происходит ухудшение взаимоотношений со сверстниками и снижение просоциального поведения. Так, в группе неадаптивных пользователей интернетом по сравнению с адаптивными пользователями проблемы взаимоотношений со сверстниками встречаются чаще в 1,3 раза, а нарушения просоциального поведения — в 1,4 раза (p<0,001). В группе подростков с ИЗ проблемы взаимоотношений со сверстниками встречаются чаще в 2,1 раза (p<0,001), а нарушения просоциального поведения — в 3,3 раза (p<0,001) по сравнению с адаптивными пользователями. Эти факты свидетельствуют о нарушении социального функционирования и нарастании социальной изоляции, что может приводить к формированию порочного круга, который поддерживает и закрепляет патологическое сетевое поведение [34].

Известно, что аддиктивные расстройства подвержены прогрессирующему течению, однако профилактические мероприятия, инициированные на ранних стадиях, могут предотвратить формирование зависимости. Поэтому выявление групп риска и своевременное оказание помощи подросткам с неадаптивным стилем сетевого поведения может существенно улучшить медицинский и социальный прогноз в этой категории населения.

Заключение

Проведенное исследование показало, что распространенность ИЗ у подростков Центральной Сибири составляет 6,8% и у девушек отмечается чаще (8,2%), чем у юношей (5,1%), p<0,001. Частота ИЗ увеличивается с возрастом: среди старших подростков чаще (7,8%), чем среди младших (5,9%), p=0,04. ИЗ ассоциирована с нарушениями психического здоровья, при этом наибольшая сила эффекта наблюдается для гиперактивности (ОШ=5,23, p<0,001) и эмоциональных расстройств (ОШ=4,85, p<0,001). Частота психопатологических нарушений увеличивается в зависимости от степени нарушений сетевого поведения. В группе адаптивных пользователей распространенность эмоциональных проблем составляет 5,1%, проблем с поведением — 6,1%, гиперактивности — 3,6%; в группе неадаптивных пользователей — 14,9%, 11,7% и 9,4% соответственно (p<0,001); в группе интернет-зависимых — 34%, 24% и 26% соответственно (p<0,001). У подростков с ИЗ происходит ухудшение взаимоотношений со сверстниками, снижается просоциальное поведение, что приводит к нарушению социального функционирования, закрепляющему патологическое сетевое поведение. Учитывая, что дети и подростки с нарушениями психического здоровья входят в группу риска по нарушениям сетевого поведения профилактика ИЗ должна проводиться на ранних стадиях, еще до наступления интернет-аддикции.

Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РФФИ №18-29-22032/18.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interest.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.