Атипичные антипсихотические препараты (ААП) стали важной частью современной психофармакотерапии благодаря их эффективности в отношении негативных симптомов шизофрении и низкой частоты возникновения экстрапирамидных нарушений [1―3]. Одним из препаратов нового поколения является кветиапин, который при относительно слабом сродстве к дофаминовым D1- и D2-рецепторам проявляет более высокое сродство к серотониновым 5-HT2A, α1- и α2-адренергическим, гистаминовым H1-рецепторам [4]. В клинических исследованиях показана эффективность кветиапина при шизофрении и его хорошая переносимость при длительном лечении [5―8]. Вместе с тем в литературе [9-11] накапливаются данные о значительном варьировании эффективности кветиапина и других антипсихотиков второго поколения, в связи с чем проблема их дифференцированного назначения остается актуальной для клинической психиатрии, и важным аспектом является поиск критериев прогноза эффективности лечения.
Одним из направлений научных исследований в рассматриваемой области является поиск иммунологических показателей [12], сопряженных с эффективностью терапии.
Цель исследования - изучение влияния атипичного антипсихотика кветиапина на иммунную систему больных шизофренией с учетом эффективности лечения.
Материал и методы
В исследование были включены 27 пациентов с диагнозом «резидуальная шизофрения» (по МКБ-10 рубрика F20.5). Среди них было 6 мужчин и 21 женщина в возрасте от 18 до 58 лет (средний 38,63±12,17 года), средняя продолжительность заболевания - 13,33±7,21 года.
Критериями включения больных в исследование были верифицированный диагноз резидуальной шизофрении по МКБ-10, длительность шизофренического расстройства не менее 5 лет и отсутствие психотических симптомов не менее 1 года. Критериями исключения являлись наличие выраженных коморбидных неврологических и соматических заболеваний.
Больные шизофренией лечились кветиапином (сероквель) в дозах 200-400 мг/сут. Оценку степени тяжести симптомов болезни до терапии и через 6 нед лечения проводили с использованием шкал PANSS, CGI.
Для оценки иммунного статуса применяли общепринятый комплекс иммунологических методик [13], включающий определение различных фенотипов иммунокомпетентных клеток (кластеры дифференцировки CD) с использованием моноклональных антител (ООО «Сорбент», Москва, Россия), концентрации сывороточных иммуноглобулинов M, G, A, уровня циркулирующих иммунных комплексов (ЦИК), фагоцитарной активности полиморфно-ядерных лейкоцитов (фагоцитарный индекс - ФИ). Иммунологическое обследование проводили до начала терапии кветиапином и через 6 нед лечения.
Контролем служили полученные в лаборатории клинической психонейроиммунологии НИИ психического здоровья РАН (Томск) данные иммунного статуса 200 практически здоровых людей (региональная норма).
Статистическую обработку количественных данных проводили с использованием пакета Statistica версия 7.0. Поскольку большинство изучаемых иммунобиологических показателей не подчинялось нормальному закону распределения, применяли непараметрические критерии, их описательная статистика представлена медианой и межквартильным интервалом (LQ - нижний квартиль, UQ - верхний). Применяли критерии Манна-Уитни для сравнения независимых выборок.
При проведении исследования были соблюдены принципы информированного согласия Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации, исследование одобрено локальным независимым этическим комитетом при НИИ психического здоровья.
Результаты и обсуждение
Динамика психопатологической симптоматики по шкале PANSS в процессе лечения кветиапином представлена в табл. 1. Как видно из приведенных данных, к 6-й неделе терапии были отмечены статистически значимые изменения в сторону снижения выраженности суммарной оценки позитивной, негативной и общепатологической симптоматики. Доля редукции баллов по субшкалам шкалы PANSS к концу 6-недельного лечения составила 23,0-25,6%, что согласуется с соответствующими данными литературы [14]. Относительно небольшие, с клинической точки зрения, изменения выраженности симптоматики обусловливают необходимость дальнейшей разработки методов повышения эффективности ААП, в том числе иммунологических, и первые шаги в этом направлении уже сделаны [15―17].
Ранее были получены данные [18] о Т-клеточном иммунодефиците на фоне активации факторов гуморального иммунитета у пациентов с резидуальной шизофренией до назначения интенсивной терапии ААП и незначительном иммуномодулирующем эффекте кветиапина по сравнению с другими препаратами (амисульприд, оланзапин, рисполепт); при этом дефицит основных популяций Т-лимфоцитов в динамике 6-недельного лечения сохранялся. В данном сообщении проведен более детальный анализ показателей иммунитета в зависимости от эффективности терапии больных шизофренией кветиапином.
Эффективность терапии кветиапином оценивали по шкале CGI (общее клиническое впечатление). Значительное улучшение наступило у 17 (62,9%) больных, незначительное улучшение либо без перемен - у 10 (37,1%).
На основании этих данных пациенты были разделены на две группы: 1-ю группу с высокой эффективностью терапии - 17 человек (значительное и существенное улучшение психического состояния); 2-ю группу с низкой эффективностью - 10 (с незначительным улучшением психического состояния, незначительным его ухудшением и без перемен). Группы статистически не различались по возрасту, длительности заболевания и возрасту больных к периоду манифестации болезни (табл. 2).
Перед началом исследования в клинической картине пациентов 1-й группы доминировала негативная симптоматика с отрывочными параноидными включениями. Психическое состояние пациентов 2-й группы характеризовалось преобладанием негативной симптоматики с явлениями апатоабулического синдрома. Пациенты обеих групп характеризовались стойким снижением социальной адаптации. При изучении показателей иммунитета в этих группах до назначения больным кветиапина было установлено, что 1-я группа с высокой эффективностью лечения имела более благоприятный профиль иммунологических показателей (табл. 3), что более четко выступало при сравнении выделенных групп. Во 2-й группе было достоверно (по отношению к 1-й группе) снижено количество Т-лимфоцитов CD3+-фенотипа, натуральных киллеров CD16+-фенотипа и повышены количество лимфоцитов HLADR+-фенотипа и концентрация IgA.
Через 6 нед терапии кветиапином в группе с высокой эффективностью лечения было отмечено снижение концентрации IgA - 1,78 (1,22-1,96) г/л по сравнению с периодом до лечения - 2,20 (1,42-2,76) г/л (р=0,037), повышение фагоцитарной активности нейтрофилов (ФИ) - 72,0 (62,0-78,0) и 68,0 (50,0-68,0)% (р=0,049), повышение количества клеток CD16+-фенотипа и приближение этого показателя к контролю - 7,0 (5,0-11,0)% и 7,0 (4,0-9,0)%. Во 2-й группе с низкой эффективностью терапии значимой динамики этих показателей отмечено не было. Однако в обеих группах к концу лечения повышалась концентрация IgМ по отношению к периоду до лечения: в 1-й группе: 1,44 (1,12-1,74) и 1,64 (1,34-1,90) г/л (р=0,031); во 2-й группе: 1,20 (1,02-1,68) и 1,71 (1,56-1,92) г/л (р=0,048); в контроле: 1,24 (1,0-1,5) г/л.
Полученные результаты дали основание высказать предположение, что возможными критериями прогноза неэффективного лечения больных шизофренией кветиапином могут быть такие показатели, как снижение количества зрелых Т-лимфоцитов CD3+-фенотипа, натуральных киллеров CD16+-фенотипа, повышение лимфоцитов HLADR+-фенотипа и концентрации IgA.
Необходимо также учитывать, что клинический эффект кветиапина обеспечивается его блокирующим действием в основном на центральные 5-НТ2А-рецепторы, которые тесно взаимодействуют с постсинаптическими 5-НТ1А-рецепторами [19], что ведет к угнетению иммунологической реактивности в норме и при патологи [20, 21]. Угнетение гуморального иммунного ответа можно отнести к одному из позитивных характеристик механизма действия кветиапина, оптимизирующего соотношение Тx1/Тx2, нарушенное при шизофрении в сторону активации Тx2 [22].
Таким образом, в результате проведенного исследования выявлены возможные кандидаты на роль предикторов терапевтического ответа больных шизофренией при лечении кветиапином. К ним можно отнести количество зрелых Т-лимфоцитов CD3+-фенотипа, натуральных киллеров CD16+-фенотипа, лимфоцитов HLADR+-фенотипа и концентрацию IgA. Учет их может дополнить соответствующие клинические характеристики и повысить точность дифференцированного назначения антипсихотика. Подчеркнем, что эффективное лечение больных шизофренией кветиапином сопровождается нормализацией некоторых параметров врожденного иммунитета (фагоцитоз, натуральные киллеры), снижением концентрации IgA, повышением - IgМ, что может говорить об определенном иммуномодулирующем эффекте этого нейролептика, который требует дальнейшего изучения и уточнения.