Кутлубаев М.А.

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России

Озерова А.И.

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России

Менделевич В.Д.

ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России

Нарушение социальных когнитивных функций у пациентов после церебрального инсульта

Авторы:

Кутлубаев М.А., Озерова А.И., Менделевич В.Д.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1528

Загрузок: 38


Как цитировать:

Кутлубаев М.А., Озерова А.И., Менделевич В.Д. Нарушение социальных когнитивных функций у пациентов после церебрального инсульта. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2021;121(12‑2):9‑14.
Kutlubaev MA, Ozerova AI, Mendelevich VD. Disorders of social cognitive functions in patients after stroke. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2021;121(12‑2):9‑14. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro20211211229

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ког­ни­тив­ные на­ру­ше­ния при со­су­дис­тых за­бо­ле­ва­ни­ях го­лов­но­го моз­га. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(4-2):12-16
Ал­го­рит­мы ди­аг­нос­ти­ки и ле­че­ния ког­ни­тив­ных на­ру­ше­ний и дис­фа­гии у па­ци­ен­тов пос­ле ин­суль­та. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(4-2):100-107
Моз­го­вой ней­рот­ро­фи­чес­кий фак­тор при ише­ми­чес­ком ин­суль­те в ос­тром и ран­нем вос­ста­но­ви­тель­ном пе­ри­одах: роль ноч­ной ги­пок­се­мии. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(5-2):72-78
Ис­кусствен­ная вен­ти­ля­ция лег­ких у па­ци­ен­тов с ос­трым на­ру­ше­ни­ем моз­го­во­го кро­во­об­ра­ще­ния: ос­нов­ные ре­зуль­та­ты Рос­сий­ско­го мно­го­цен­тро­во­го об­сер­ва­ци­он­но­го кли­ни­чес­ко­го ис­сле­до­ва­ния RETAS. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(8-2):5-13
Вли­яние на­ру­ше­ний со­ци­аль­ных ког­ни­тив­ных фун­кций в ос­тром пе­ри­оде ише­ми­чес­ко­го ин­суль­та на его фун­кци­ональ­ные ис­хо­ды. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(8-2):21-25
Воз­мож­нос­ти зер­каль­ной те­ра­пии в ког­ни­тив­ной ре­аби­ли­та­ции пос­ле ин­суль­та. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(8-2):64-71
Срав­не­ние эф­фек­тив­нос­ти при­ме­не­ния не­им­му­но­ген­ной ста­фи­ло­ки­на­зы и ал­теп­ла­зы для внут­ри­вен­но­го тром­бо­ли­зи­са при ише­ми­чес­ком ин­суль­те: ана­лиз дан­ных гос­пи­таль­но­го ре­гис­тра. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(7):139-144
Ди­на­ми­ка мо­тор­ных и фун­кци­ональ­ных на­ру­ше­ний в ран­нем вос­ста­но­ви­тель­ном пе­ри­оде ише­ми­чес­ко­го ин­суль­та. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2024;(5):13-22
Элек­тро­маг­нит­ная сти­му­ля­ция при дис­фун­кции ди­аф­раг­мы: рит­ми­чес­кая пе­ри­фе­ри­чес­кая маг­нит­ная сти­му­ля­ция как ме­тод вы­бо­ра в вос­ста­но­ви­тель­ном пе­ри­оде ин­суль­та. (Об­зор ли­те­ра­ту­ры). Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2024;(5):57-65
Це­реб­раль­ный ин­сульт: сов­ре­мен­ное сос­то­яние проб­ле­мы. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(11):7-18

Социальные когнитивные функции (КФ), или социальное познание, — это комплекс социальных процессов, используемых для кодирования и декодирования информации, критически важной для понимания людьми самих себя, других людей, а также норм, принятых в обществе, и процессов, происходящих в обществе [1, 2]. Социальные КФ играют важную роль в построении отношений между людьми. Их нарушение связано с расстройствами психического здоровья и приводит к снижению социально-трудовой и бытовой адаптации пациентов [1].

Социальные КФ условно подразделяются на четыре домена:

— теорию сознания (ТС) — способность понимать эмоции, чувства и состояние других людей [3];

— социальное восприятие — способность распознавать эмоциональное состояние других людей по определенным признакам [4];

— аффективную эмпатию — способность перенести на себя эмоции другого человека [5];

— социальное поведение — способность регулировать свое поведение в соответствии с нормами, принятыми в обществе [6].

В повседневной жизни нарушение социальных КФ может проявляться избеганием социальных контактов, несоблюдением этических норм, многословностью, неряшливостью, неспособностью поддерживать беседу или разделить чью-то радость, нарушением личных границ других людей, ярко выраженными расистскими взглядами, непониманием простых шуток. Пациенты с такими нарушениями, как правило, строят свое поведение, не учитывая чувств окружающих, например высказывают обидные комментарии или шутки по поводу других людей. В рамках социально-когнитивных нарушений (СКН) могут наблюдаться расстройства моральных норм в виде отсутствия моральных эмоциональных реакций, предпочтения утилитарных решений в случае личностных дилемм, а также одобрения эмоциональных поступков, не соответствующих нормам морали [1].

С нейроанатомической точки зрения нарушение социальных КФ связано с поражением определенных областей преимущественно лобной и височной долей головного мозга, а также связей между ними. Дорсомедиальная префронтальная кора интегрирует социальную информацию, которая впоследствии используется для формирования представления о чертах других людей, височно-теменной узел отвечает за способность видеть ситуацию с точки зрения другого человека, а также за некоторые аспекты морального сознания [7]. Дорсальная передняя поясная извилина обычно связана с когнитивными аспектами эмпатии, в то время как передняя часть островка больше связана с эмоциональными аспектами эмпатии [8]. Задняя верхняя височная извилина и определенная зона на поверхности веретеновидной извилины в основном участвуют в распознавании лиц, а амигдала — в определении положительной и отрицательной значимости эмоциональных стимулов. Орбитофронтальная и вентромедиальная префронтальная кора участвуют в формировании чувства удовольствия и недовольства, тем самым подкрепляя или тормозя определенные виды поведения [1,9]. Совокупность различных центров головного мозга, отвечающих за социальные КФ, и их связей нередко обозначают как «социальный мозг». Нарушение социальных КФ может наблюдаться при относительной сохранности корковых центров, но поражении белого вещества головного мозга — вследствие разобщения ассоциативных связей.

Важная роль в реализации социальных КФ принадлежит нейромедиаторам головного мозга. Избыток или недостаток серотонина, гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК) и дофамина могут стать причиной СКН, что было продемонстрировано в клинико-фармакологических исследованиях с введением пациентам психотропных препаратов, блокирующих дофаминергическую систему (сульпирид) или активирующих ГАМКергическую систему (диазепам) [10, 11].

Нейропептиды окситоцин и вазопрессин оказывают выраженное влияние на поведение и социальные КФ, в связи с чем их называют «социальными нейропептидами». Уровень окситоцина прямо коррелирует с позитивным социальным поведением. Имеются данные о связи между определенным аллельными вариантами генов, кодирующих синтез названных нейропептидов, и особенностями социального поведения [12]. Интраназальное введение окситоцина и вазопрессина оказывает модулирующее влияние на социально-когнитивную сферу [13].

Активное изучение социальных КФ началось в рамках социальной психологии в конце 1960-х годов. Впоследствии сформировалось целое научное направление, посвященное изучению биологических основ поведения человека в обществе, — социальная нейробиология. В клинической медицине социальные КФ изначально представляли большой интерес в рамках изучения психических заболеваний (шизофрении, заболеваний спектра аутизма). Однако, как показали более поздние работы, нарушение социальных КФ наблюдается при целом ряде врожденных и приобретенных органических заболеваний ЦНС. Они могут являться основным проявлением болезни, как, например, при поведенческом варианте лобно-височной деменции, либо представлять собой один из симптомов заболевания, как, например, при болезни Альцгеймера, на поздних стадиях болезни Паркинсона, а также при рассеянном склерозе и после инсульта [1, 2].

По данным метаанализа 58 работ, который провели A. Adams и соавт. [14], нарушения ТС, социального восприятия и социального поведения достоверно чаще встречаются у пациентов, перенесших инсульт, чем у здоровых людей, в то же время показатели аффективной эмпатии не достигли достоверных различий в этих двух группах. СКН встречаются даже после нетяжелых инсультов и сохраняются в течение длительного времени. Они часто лежат в основе поведенческих нарушений, возникающих у пациентов после инсульта, и, таким образом, затрудняют уход за больными [15].

СКН в остром периоде инсульта являются предикторами негативных исходов впоследствии. В частности, было показано, что расстройство ТС по данным теста чтения психического состояния по лицам в остром периоде инсульта является предиктором развития депрессии и одиночества через 6 мес, а снижение гибкости мышления по данным результатов задания на обратное обучение — предиктором нарушения социального поведения (неуместное поведение, предвзятость, стереотипность) [14]. Негативное влияние СКН на психосоциальные исходы было отмечено и при других заболеваниях [16].

Цель данной работы — обзор данных литературы по проблеме нарушения социальных КФ у пациентов, перенесших церебральный инсульт.

Теория сознания

ТС, или теория разума, — это способность понимать психическое состояние других людей (их убеждения, намерения, желания, эмоции) и использовать эти данные для понимания и прогнозирования их поведения [3].

Для оценки ТС используются задания с ложными убеждениями. Для выполнения таких заданий пациент должен подавить собственный взгляд на ситуацию и принять то, что у другого человека могут быть иные убеждения [17]. Выделяют когнитивную ТС, связанную с пониманием психического состояния других людей, их убеждений, мыслей и намерений, и аффективную ТС, связанную с пониманием эмоций других людей. В свою очередь, когнитивная ТС подразделяется на ТС первого порядка («я думаю, она думает, что...») и ТС второго порядка («он думает, что она думает, что...») [18].

С нейроанатомической точки зрения ТС связана с функционированием дорсомедиальной префронтальной коры и области височно-теменного узла [19]. Имеются также данные о роли задней верхней височной извилины, верхней и средней височной извилины, височного полюса, задней нижней лобной извилины, вентромедиальной префронтальной коры и предклинья в реализации ТС [20, 21].

В настоящее время разработаны две концепции, объясняющие ТС: это теория подражания (симуляции) и концепция «теория теории» [18, 22, 23]. Согласно теории подражания, люди используют свое сознание как модель и воспринимают психическое состояние других людей, неосознанно ставя себя на их место. Эта концепция подразумевает, что человек воспроизводит психические процессы другого индивида, тем самым мгновенно получая информацию о его психическом состоянии [18, 24]. Теория сознания в рамках теории подражания связана с задней нижней лобной извилиной, ростральной нижней теменной долькой, задней верхней височной бороздой, а также с областями, отвечающими за эмоции, — островком, амигдалой и поясной извилиной [20]. Теория подражания позволяет понять психическое состояние других людей через воспроизведение их состояния без сложных умозаключений [25, 26].

Концепция «теория теории» объясняет способность к пониманию психического состояния других людей и связана с внутренним знанием о таких понятиях, как цели, желания, убеждения, а также с основными правилами и принципами их взаимодействия. Эта концепция подразумевает более медленный, более затратный с точки зрения КФ сознательный психический процесс, при котором понимание психического состояния другого человека достигается за счет умозаключений на основании определенных знаний [27, 28]. ТС в рамках концепции «теория теории» связана с нейрональными сетями, включающим области дорсомедиальной префронтальной коры, теменно-височного узла и височных полюсов с обеих сторон [19, 27, 29, 30].

Большинство тестов оценивают ТС с точки зрения концепции «теория теории» (истории, картинки, интерактивные игры), однако такой известный психометрический инструмент, как тест чтения психического состояния по лицам, задействует обе теории. С одной стороны, выражение лица мгновенно оценивается через подражание, но, так как пациентов просят рассмотреть фотографии и дать осознанный ответ, подключается и «теория теории» [1].

У пациентов, перенесших инсульт, нарушения ТС наблюдаются достоверно чаще, чем у здоровых людей. Они наблюдаются при поражении как левого, так и правого полушарий, однако в последнем случае нарушения значительно более выраженные [14].

Несмотря на то что в остром периоде инсульта ожидаются более выраженные нарушения ТС, чем в восстановительном периоде, метарегрессионный анализ не выявил связи между длительность от момента развития инсульта и тяжестью нарушений ТС. Предполагается также, что ТС второго порядка должна нарушаться чаще, чем ТС первого порядка, так как она требует дополнительных когнитивных ресурсов, в частности рабочей памяти. Однако метаанализ не выявил различий в выраженности ТС первого и второго порядка после инсульта [14].

Социальное восприятие

Социальное восприятие представляет собой способность распознавать признаки эмоционального состояния других людей [31, 32]. Оно состоит из четырех компонентов: это наблюдение, атрибуция, интеграция и подтверждение. Сначала человек собирает информацию о другом человеке из вербального и невербального общения с ним, оценивая его внешний вид, наблюдая за его поведением и ситуацией в целом. Далее идет атрибуция, когда человек на основании собранной информации находит объяснение причин поведения себя и другого человека в данной ситуации. После чего происходит процесс интеграции атрибуции в собственную систему представлений и формируется впечатление, которое подвержено предвзятости подтверждения. Иными словами, люди склонны интерпретировать информацию таким образом, чтобы она подтверждала их убеждения и ценности [33].

Социальное восприятие тесно связано с ТС. Однако социальное восприятие связано с обработкой эмоциональной информации и является более простым нейропсихологическим процессом, чем ТС, которая отражает более сложный процесс обработки когнитивной информации о других людях [32]. Социальное восприятие оценивается по способности пациента понимать эмоции человека по выражению лица, интерпретировать тон голоса, а также идентифицировать язык тела [32].

Оценка социального восприятия проводится путем демонстрации изображений лиц людей с различными выражениями. При нарушении социального восприятия пациенты не могут правильно определить эмоцию, которую испытывает человек на изображении [1].

По данным L. Blonder и соавт. [34], нарушение социального восприятия чаще наблюдается у пациентов с поражением правого полушария, при котором происходит нарушение невербальной коммуникации: восприятия зрительно-пространственной (выражение лица) и акустической (просодия) информации. Однако другие авторы не подтвердили этой закономерности [35]. По данным K. Kucharska-Pietura и соавт. [36], при поражениях левого полушария чаще наблюдаются расстройства восприятия эмоционального смысла речи, а не ее окраски. Расстройство восприятия определенных эмоций связано с поражением конкретных областей головного мозга, в частности поражение амигдалы приводит к нарушению восприятия чувства страха, а повреждение островка — чувства отвращения [31].

Нарушение социального восприятия может наблюдаться при изолированном поражении мозжечка. В его основе может лежать разобщение связей между мозжечком, в частности немоторной порцией зубчатого ядра, и большими полушариями мозга, приводящее к нарушению передачи просодической информации. Альтернативные теории объясняют нарушение социального восприятии при поражениях мозжечка феноменом цереброцеребеллярного диашиза. В некоторых случаях СКН могут наблюдаться в рамках общемозговых нарушений при остром поражении ЦНС [37].

Нарушение социального восприятия после инсульта нарушает психологические аспекты качества жизни и социальную активность [38], затрудняют внутрисемейные отношения, снижая удовлетворенность от совместной жизни [34].

Аффективная эмпатия

Аффективная (эмоциональная) эмпатия — это способность человека переносить на себя чувства другого человека. Выделяют также когнитивную эмпатию, которая представляет собой способность понимать чувства других людей, но она во много совпадает с ТС, поэтому отдельно не рассматривается [5].

Оценка аффективной эмпатии проводится с помощью шкал для оценки реакции человека на ситуации, переживаемые другими людьми. У пациента спрашивают о том, может ли он сопереживать другим людям, оценивают его способность понимать причины эмоциональных реакций других людей, а также оценивают реакцию на эмоционально окрашенные изображения (например, изображение человека, испытывающего боль).

Исследования здоровых людей с использованием функциональной магнитно-резонансной томографии (МРТ) головного мозга показали, что аффективная эмпатия в первую очередь связана с такими областями головного мозга, как префронтальная кора, передняя часть островка, передняя поясная извилина, полюс височной доли и амигдала. Важная роль последней подтверждается результатами экспериментальных работ с нейропептидами. Интраназальное введение окситоцина повышает у людей аффективную, но не когнитивную эмпатию. Интраназальное введение вазопрессина по данным функциональной МРТ оказывает модулирующее влияние на активность амигдалы при просмотре людьми сцен с негативной эмоциональной окраской [1].

Сравнение нарушений аффективной эмпатии у пациентов, перенесших инсульт, и здоровых людей выявило тенденцию к более выраженным нарушениям в первой группе, но она не достигла статистической значимости [14]. Нарушение аффективной эмпатии может быть связано с нарушением тормозного контроля и переключения внимания, что в итоге приводит к снижению гибкости мышления [39].

L. Grattan и соавт. [40] показали, что нарушение аффективной эмпатии встречается не только у пациентов с поражением лобной доли, однако оно наиболее выражено именно при повреждении орбитофронтальной коры. Другие авторы выявили связь между поражением правого полушария и нарушением аффективной эмпатии [5, 41]. Исследование пациентов в остром периоде правополушарного инсульта показало, что нарушение аффективной эмпатии чаще всего развивается при поражении передней части островка и височного полюса. Нарушение аффективной эмпатии всегда сопровождалось нарушением ритмического построения речи — диспросодией, но в то же время не у всех пациентов с диспросодией наблюдалось нарушение аффективной эмпатии.

Социальное поведение

Социальное поведение — это поведение человека при взаимодействии с другими людьми [42]. Его нарушение проявляется поведенческими расстройствами, такими как эгоцентричность, враждебность, расторможенность, агрессивность, нечувствительность к потребностям других людей и недостаток просоциального поведения (это социальное поведение, призванное приносить пользу другому человеку или обществу в целом) [43, 44].

Нарушение социального поведения может наблюдаться при нарушении других социальных КФ, таких как ТС и социальное восприятие, а также изолированно, в результате нарушений исполнительного контроля. Важная роль в социальном контроле поведения отводится орбитофронтальной коре. Предложено несколько теорий нарушения социального поведения, которые условно можно разделить на две группы: связанные с нарушением эмоциональных систем и связанные с расстройством текущего контроля собственного поведения (самомониторинга) [45]. В первую группу входит гипотеза соматических маркеров, согласно которой орбитофронтальная кора участвует в интерпретации внутренних ощущений (т.е. эмоций) и тем самым позволяет регулировать поведение. Например, показано, что у людей с поражением орбитофронтальной коры отсутствует антиципационная тревога, обычно предшествующая принятию рискованных решений, что, в свою очередь, предрасполагает к увлечению азартными играми. Орбитофронтальная кора также связана с принятием решений в сложных ситуациях, связанных с интуицией. Теория подкрепления и наказания отводит орбитофронтальной коре важную роль в прогнозировании того, какую реакцию, положительную (вознаграждение) или отрицательную (наказание), вызовет то или иное поведение человека. Схожие механизмы, вероятно, участвуют в формировании чувства стыда при асоциальном поведении. Пациенты с поражением орбитофронтальной коры могут отмечать после некорректных поступков вместо стыда чувство гордости [1].

Вторая группа теорий объясняет нарушение социального поведения при поражении префронтальной коры расстройством процесса самомониторинга — феномена, связанного со способностью оценивать собственное поведение с точки зрения его соответствия ожиданиям других людей в данной ситуации. Пациенты с поражением префронтальной коры (не только орбитофронтальной коры) имеют теоретическое представление о социальных нормах поведения, но не могут применить их в повседневной жизни в связи с нарушением самомониторинга. Примерами нарушения последнего могут быть утилизационное поведение (неспособность человека противостоять побуждению оперировать предметами, находящимися в зоне досягаемости) или сексуальная расторможенность у пациентов с поражением лобных долей.

Оценка социального поведения, как правило, базируется на данных, полученных от ухаживающих. В первую очередь оценивается степень расторможенности пациента. Шкалы для оценки социального поведения также включает вопросы, отражающие нарушения внимания и реакции на социальные сигналы, чрезмерную доверчивость, поведение приближения, игнорирование социальных норм, узнавание людей, склонность к социальной изоляции [1].

Нарушение социального поведения после инсульта описывалось в единичных работах. Было показано, что оно значительно чаще наблюдается у пациентов, перенесших инсульт, чем в группе контроля [14].

Заключение

СКН при неврологических заболеваниях отличаются от таковых при заболеваниях психической сферы. В частности, при шизофрении наряду с типичными психотическими симптомами наблюдается выраженное нарушение ТС, которое связывают с разобщением определенных нейрональных сетей головного мозга. Расстройства аутистического спектра характеризуются нарушением коммуникационных навыков, социальной изоляцией, а также нарушением эмоциональных реакций, включая снижение аффективной эмпатии. В основе названных нарушений лежит врожденная патология развития нейронных сетей головного мозга.

Типичным примером нарушения социального восприятия может служить болезнь Альцгеймера, при которой по мере прогрессирования болезни к амнестическому синдрому присоединяются поведенческие нарушения, в основе которых нередко лежит неспособность правильно интерпретировать эмоциональное состояние других людей. Дегенерация префронтальной и передней височной коры приводит к нарушению социального поведения уже на ранних стадиях поведенческого варианта лобно-височной деменции. В отличие от перечисленных заболеваний СКН после инсульта носят более гетерогенный характер и во многом зависят от особенностей локализации очага поражения. Даже небольшое повреждение префронтальной коры, височной доли, островка или теменно-височного стыка и других ключевых зон «социального мозга» может привести к нарушению сложной сети межнейрональных связей и развитию социально-когнитивного дефицита. Хроническая ишемия мозга с диффузным поражением белого вещества является предрасполагающим фактором к развитию дисфункции социально-когнитивных нейронных сетей и развитию соответствующих нарушений [1].

СКН, в частности нарушения ТС, социального восприятия и социального поведения, представляют значительную проблему для пациентов, перенесших инсульт [46]. Они могут затруднять уход за пациентами и оказывать негативное влияние на исходы инсульта. Стандартные шкалы, широко используемые для оценки КФ в клинической практике, не могут выявить нарушений социальных КФ, поэтому они нередко остаются незамеченными [14].

При подозрении на нарушение социальных КФ необходимо оценивать все четыре домена, так как они редко поражаются изолированно. Суждение о наличии социально-когнитивного дефицита выносится на основании данных, полученных от самого пациента, ухаживающих, а также результатов клинического наблюдения. На следующем этапе необходимо определить, является ли дефицит первичным по своей природе или же следствием нарушения других КФ, например регуляторных. Далее в зависимости от характера выявленных нарушений строится план лечения, направленный либо непосредственно на коррекцию СКН в случае первичного дефицита, либо на коррекцию других когнитивных расстройств в случае вторичного дефицита.

В настоящее время описан целый ряд методик для коррекции СКН, таких как, например, тренировка индивидуальных социальных когнитивных навыков (узнавание различных выражений лица), тренировка социально-поведенческих навыков через игровую практику, выполнение специальных заданий [1]. Данные методики широко используются в основном в психиатрической практике. Фармакотерапия СКН в настоящее время находится на начальном этапе своего развития.

Будущие исследования должны быть направлены на уточнение механизмов развития СКН после инсульта. Также необходимо внедрение кратких шкал для комплексной оценки социальных КФ у пациентов после инсульта. Рандомизированные испытания должны выяснить наиболее эффективные методики коррекции СКН у пациентов неврологического профиля.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interest.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.