Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Иванов М.В.

ФГБУ "Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева", Санкт-Петербург

Симашкова Н.В.

ФГБНУ «Научный центр психического здоровья», Москва, Россия

Козловская Г.В.

ФГБНУ «Научный центр психического здоровья», Москва, Россия

Макушкин Е.В.

ФГБУ "Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского" Министерства здравоохранения РФ, Москва

Эпидемиология риска возникновения расстройств аутистического спектра у детей 16—24 месяцев жизни (данные по России за 2015—2016 гг.)

Авторы:

Иванов М.В., Симашкова Н.В., Козловская Г.В., Макушкин Е.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 771

Загрузок: 22


Как цитировать:

Иванов М.В., Симашкова Н.В., Козловская Г.В., Макушкин Е.В. Эпидемиология риска возникновения расстройств аутистического спектра у детей 16—24 месяцев жизни (данные по России за 2015—2016 гг.). Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2018;118(5‑2):12‑19.
Ivanov MV, Simashkova NV, Kozlovskaya GV, Makushkin EV. The epidemiologic study of the risk of autism spectrum disorders in children of 16—24 months in Russia, 2015—2016. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2018;118(5‑2):12‑19. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro20181185212

Рекомендуем статьи по данной теме:
Кли­ни­ка аутис­ти­чес­ких расстройств в ран­нем воз­рас­те. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(9-2):14-19
Ге­не­ти­чес­кие ас­пек­ты на­ру­ше­ний ре­чи у де­тей. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(9-2):87-91
Ва­ли­да­ция рус­ско­языч­ной вер­сии Гос­пи­таль­ной шка­лы тре­во­ги и деп­рес­сии в об­щей по­пу­ля­ции. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(4):7-14
При­ме­не­ние ком­пью­тер­но­го зре­ния для про­фи­лак­ти­чес­ких ис­сле­до­ва­ний на при­ме­ре мам­мог­ра­фии. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(6):117-123
Ха­рак­те­рис­ти­ка фа­го­ци­тар­но­го зве­на им­мун­ной сис­те­мы на ран­них ста­ди­ях ра­ка же­луд­ка. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2023;(4):30-34
Дви­га­тель­ные на­ру­ше­ния у де­тей с расстройства­ми аутис­ти­чес­ко­го спек­тра: при­чи­ны воз­ник­но­ве­ния и воз­мож­нос­ти кор­рек­ции. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2023;(4):54-61
Ана­лиз тру­дов Н.А. Се­маш­ко о са­ни­тар­ном прос­ве­ще­нии на­се­ле­ния. (К 150-ле­тию со дня рож­де­ния). Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(9):125-130
Роль вра­ча-ги­не­ко­ло­га в вы­яв­ле­нии па­то­ло­гии мо­лоч­ной же­ле­зы и со­че­тан­ных ги­пер­про­ли­фе­ра­тив­ных за­бо­ле­ва­ний. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2023;(5):6-17
Роль дис­пан­се­ри­за­ции в вы­яв­ле­нии за­бо­ле­ва­ний тол­стой киш­ки. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(11):34-38
Пер­вые ре­зуль­та­ты скри­нин­га ге­па­то­цел­лю­ляр­но­го ра­ка в груп­пе рис­ка. До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2023;(4):54-59

Группа риска по РАС среди детей 16—24 мес жизни в трех субъектах России.

Введение

ВОЗ считает весьма важным создание программ по укреплению психического здоровья населения и в этой связи большое внимание уделяет решению стратегических задач по совершенствованию ранней диагностики и профилактики психических заболеваний [1]. Этому соответствует национальная политика России в области психического здоровья детей и подростков, направленная, в частности, на снижение числа инвалидов вследствие психических нарушений детского возраста [2].

В отечественной психиатрии накоплен большой опыт применения эпидемиологического метода в изучении роли различных факторов в распространенности, этиологии и патогенезе психических заболеваний у взрослых и детей [3—6]. За последние десятилетия в разных странах мира, в том числе и в нашей стране, регистрируется высокий уровень и продолжающийся рост психических расстройств и нарушений развития в детском населении [7, 8]. Особое внимание обращается на проблему расстройств аутистического спектра (РАС) [9, 10]. По усредненным оценкам ВОЗ, каждый 160-й ребенок в мире (62:1000) страдает этим расстройством [11]. По данным мониторинга, проведенного Центром по контролю и профилактике заболеваний США (Centers for Disease Control and Prevention, CDC) в 2012 г., каждый 68-й ребенок в США в возрасте 8 лет страдает РАС [12]. При этом отмечается, что уровень интеллектуального развития этих детей различен — от выраженного интеллектуального снижения до среднего и даже выше среднего [12].

Современные мультидисциплинарные исследования показывают [10, 13], что РАС являются результатом действия разных факторов — генетических, онтогенетических, психологических, биологических и социальных, которые создают предпосылки социальной дезадаптации, а механизмы формирования РАС до конца не изучены.

Многими исследователями отмечается необходимость создания системы ранней детской психиатрической помощи и введения первичного скрининга общей детской популяции на предмет выявления риска возникновения нарушений психического (психологического) развития, в том числе РАС [5, 14, 15].

Реализация принципов предикативно-превентивной и персонифицированной медицины [16] позволяет организовать раннее специализированное воздействие на организм потенциального пациента с целью коррекции возможных патологических процессов на доклиническом (донозологическом) уровне, предшествующем развитию болезни [16]. Укрепление психического здоровья детей необходимо начинать с изучения раннего возраста, так как именно в этом периоде онтогенеза конституциональные и другие особенности состояния организма определяют повышенную чувствительность к воздействию экзогенных факторов, как повреждающих, так и компенсирующих (управление факторами риска и антириска). Следовательно, данный возрастной период может быть отправной точкой ранней профилактической помощи по предотвращению возникновения психического расстройства или его утяжеления [17—19].

Целью настоящего исследования, представляющего собой пилотный проект, является скрининг (первичное выявление) детей раннего возраста в общей популяции, имеющих риск возникновения расстройств аутистического спектра.

Материал и методы

С целью организации системы раннего выявления психических расстройств и нарушений развития в детском возрасте Министерство здравоохранения России издало Приказ​1​᠎, согласно которому с 2013 г. обследование врачом-психиатром включено в перечень профилактического медицинского осмотра детей первого и третьего годов жизни. В связи с этим в 2015 г. был запущен пилотный проект в трех крупнейших регионах России (Волгоградская, Новосибирская и Челябинская области).

Основным инструментом исследования являлась клинико-психологическая анкета для родителей по выявлению нарушений психического (психологического) развития, риска возникновения расстройств аутистического спектра у детей раннего возраста (до 2 лет) [14]​2​᠎.

Анкета представляет собой перечень из 25 вопросов, затрагивающих основные сферы психического и психологического развития ребенка: биопсихосоциальную систему (диаду) «мать—дитя»; эмоциональную сферу (эмоциональный резонанс, реактивность, откликаемость, синтонность); сенсорную сферу (реагирование на окружающие сенсорные стимулы); познавательную сферу (в том числе психомоторику и речь, а также навыки самообслуживания); игровое взаимодействие с окружающими предметами (игрового и неигрового значения) и социальное игровое взаимодействие.

Анкета прошла процедуру стандартизации и валидизации на выборке из 1200 человек (дети раннего и дошкольного возраста общей популяции — 750 человек и сверстники с верифицированными клиническими диагнозами — 450 человек). Коэффициент ретестовой надежности варьирует в диапазоне 0,92—0,96 (р<0,001), временной интервал — 4—5 нед, что свидетельствует об устойчивости результатов во времени. Установлена положительная корреляция (0,72; при р<0,001) с коэффициентом психического развития детей раннего возраста по методике ГНОМ [20]​3​᠎, что позволило ввести балльные показатели анкеты. Полученные статистические показатели свидетельствуют о достаточно высокой надежности и валидности клинико-психологической анкеты и подтверждают ее чувствительность к выявлению детей широкой группы риска возможного возникновения психических расстройств (состояния предболезни). Результаты анкеты позволяют лишь заподозрить нарушения психического развития и не могут использоваться для установления медицинского диагноза.

Обследование проводилось сплошным эпидемиологическим методом в учреждениях общесоматического поликлинического звена, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, педиатрами с привлечением смежных специалистов (неврологи, клинические психологи), а также волонтеров (студенты-медики).

Анкету заполняли родители (или законные представители) детей в возрасте 16—24 мес жизни. Родители были вправе отказаться от анкетирования. Обработка результатов проводилась специалистом с помощью статистического подсчета совпадений ответов с ключом методики.

Родителям детей, которые по результатам анкетирования вошли в группы риска по РАС, рекомендовали проходить профилактическую консультацию у врача-психиатра в динамике не реже 1 раза в 6 мес до трехлетнего возраста (консультация осуществлялась на добровольной основе в соответствии с российским законодательством)​4​᠎.

В соответствии с медицинскими стандартами​5​᠎ в целях первичной верификации диагноза и определения дальнейшего маршрута ведения больного обследование детей раннего возраста (до трех лет) должно проводиться щадящими методами в амбулаторных условиях, в ряде случаев допускается обследование ребенка в стационарных условиях, работающих по программе «мать—дитя».

Результаты и обсуждение

За период 2015—2016 гг. в трех субъектах России проанкетирован 74 191 родитель детей в возрасте 16—24 мес жизни (см. таблицу).

Распределение выборки у детей в трех субъектах России (данные на 2015—2016 гг.) Примечание: * — число детей в возрасте от 12 до 24 мес по статистическим данным субъекта.

Полученные данные позволили установить показатель распространенности риска возникновения РАС (состояние предболезни): 103,5 случая на 1000 детей в возрасте 16—24 мес. В соответствии с существующими представлениями под риском подразумевалось донозологическое состояние (pathos) — состояние, в полной мере не отвечающие клиническим критериям болезни (nosos)​6​᠎. Состояние риска может длиться несколько лет и со временем, под воздействием экзогенной провокации, перейти как в болезнь (nosos), так и спонтанно в практическое здоровье.

Как отмечалось выше, родителям детей с риском возникновения РАС было рекомендовано пройти профилактическую консультацию врача-психиатра. Из числа детей группы риска по РАС, проконсультированных врачом-психиатром (4703 случая из общего числа детей выявленной группы риска — 7680), у 36 детей (0,5 на 1000 детского населения в возрасте 16—24 мес) были выявлены выраженные клинические нарушения, квалифицируемые по диагностическим критериям: рубрики F84 — «общие расстройства психологического развития» МКБ-10 (F84.0; F84.1; F84.8). Стоит отметить, что данный показатель распространенности РАС (0,5:1000) не следует в полной мере экстраполировать как средний уровень пораженности общей популяции детей данного возрастного периода, результаты носят предварительный характер.

Эпидемиологические показатели предопределяют необходимость их сопоставления не только по регионам отдельной страны, но и между странами. В данном случае имеются большие трудности в отношении методики исследования.

За рубежом широко используются стандартизированные методики двух видов. Первый вид — скрининговые методики широкой направленности (нарушения психического развития в целом) и фокусированные на конкретных проблемах развития ребенка, например СДВГ, РАС и др. Второй — методики углубленной клинической диагностики, которые требуют больших временны́х затрат на обучение специалиста (клинические протоколы и шкалы).

Американская академия педиатрии (American Academy of Pediatrics, AAP) рекомендует проводить двухуровневый скрининг в возрасте 18 и 24 мес с целью повышения выявляемости детей с РАС к возрасту 36 мес [21]. Первый уровень скрининга — выделение группы риска, предполагает оценку детей в учреждениях первичного звена здравоохранения (primary care medical home); второй — углубленная оценка и дифференциация форм РАС перед назначением лечебно-реабилитационных мероприятий.

AAP для скрининга РАС рекомендует следующие диагностические инструменты разного уровня. Инструменты I уровня: Checklist for Autism in Toddlers (CHAT), 18—24 мес; Checklist for Autism in Toddlers (CHAT), Denver Modifications, 18—24 мес; Checklist for Autism in Toddlers-23 (CHAT-23), 16—86 мес; Modified Checklist for Autism in Toddlers (M-CHAT), 16—48 мес; Childhood Asperger Syndrome Test (CAST), 4—11 лет; Pervasive Developmental Disorders Screening Test-II Primary Care Screener (PDDST-II PCS), 18—48 мес. Инструменты II уровня: Autism Behavior Checklist (ABC), ≥18 мес; Childhood Autism Rating Scale (CARS), >2 лет; Gilliam Autism Rating Scale (GARS), 3—22 года; и др.

Широко используется в разных странах мира одна из версий анкеты M-CHAT. Так, в США проведен ряд исследований, в одном из которых в выборке из 4200 человек (родителей детей 16—30 мес жизни), риск по РАС выявлен у 5,6%, из них у 3,9% установлен верифицированный клинический диагноз [22]. В других странах по той же анкете были получены следующие данные: в Албании в выборке из 2594 человек риск выявлен у 9,75% [23]; в Египте в выборке из 5546 человек риск выявлен у 23,8% [24]; в Южной Корее скрининг осуществлялся по телефону, выборку составили 2300 человек, риск был выявлен в 2,3% случаев [25].

В отдельных исследованиях, проводимых в США, приводятся сведения о низкой чувствительности данного скринингового инструмента по выявлению разных типов РАС. Так, детям, успешно прошедшим скрининг по M-CHAT, но не вошедшим в число лиц с аутистическими проявлениями, позднее был установлен диагноз из группы РАС [26, 27]. Аналогичные данные обнаруживаются и при проведении скрининга усовершенствованной версией анкеты — M-CHAT-R [28]. Авторы анкеты неоднократно предпринимали попытки повышения ее диагностической чувствительности. Так, в 2009 г. издана новая версия, получившаяся достаточно громоздкой и требующая больших временны́х затрат, — M-CHAT-R/F [29]. Данная версия предполагает проведение двух этапов скрининга: первый — анкетирование, выявление предполагаемой группы риска, второй — интервью, уточняющие вопросы для родителей детей этой группы. Авторами сделан важный вывод — дети, попавшие в группу риска, в дальнейшем не обязательно будут иметь диагноз из группы РАС. Однако, добавляют авторы, эти дети имеют высокий риск возникновения других нарушений развития [30].

В отечественной практике уже применялись анкеты M-CHAT. Так, в одном из исследований [31] была предпринята попытка экстраполировать результаты на общую популяцию детей, несмотря на небольшой объем выборки (182 ребенка 16—30 мес жизни) и отсутствие данных о надежности и валидности официальной русскоязычной версии методики. Практика показала, что при адаптации зарубежных методик нельзя ограничиваться только их переводом, необходимо проведение валидизации, стандартизации и адаптации к социокультурным особенностям популяции. При переводе методика может утратить свою эффективность. В целом работа над адаптацией по своим задачам сопоставима с разработкой оригинальной методики [32].

Но независимо от применения того или иного инструмента исследования, исходя из отечественного опыта психиатрии раннего возраста (микропсихиатрии) [33], а также опыта зарубежных коллег [34], следует большое внимание уделять детям, попавшим в группы риска, у которых отмечена предиспозиция к психическому расстройству — состояние предболезни и которые нуждаются в укреплении психического здоровья. С позиций предикативно-превентивной медицины [16] стратегия действия в отношении детей с риском по РАС (10,35%) должна строиться в направлении организации специализированной помощи по предотвращению перехода предболезни в болезнь [19].

Разработанный в Научном центре психического здоровья и описанный в данной работе клинико-психологический инструмент отличается чувствительностью к выявлению «мягких» проявлений аутистических расстройств. Он является методом первичного экспресс-отбора (скрининга) детей группы состояния риска, основанным на научно-практическом опыте отечественной детской психиатрии и психологии. При внедрении в широкую практику системы здравоохранения данный метод не требует подготовки специалистов, а перечень вопросов сформулирован в доступной для родителей форме.

Проведение скрининга детей раннего возраста общей популяции является перспективным направлением профилактической (донозологической) медицины, позволяющим выявлять начальные симптомы психической патологии и создавать возможность уже на ранних этапах определять детей группы риска и разрабатывать оптимальные алгоритмы мероприятий специализированной помощи, как психогигиенической, психопрофилактической, так и лечебно-коррекционной, что позволит своевременно принять меры для предотвращения развертывания заболевания или утяжеления психического состояния у ребенка.

Для успешного повсеместного внедрения эпидемиологического скринингового обследования необходимо решение различных вопросов организационного и кадрового обеспечения, а также решение вопросов профессиональной компетенции специалистов — владение знаниями в области психического здоровья детей раннего возраста. Не менее важным является проведение активной просветительской и психообразовательной работы среди населения, прежде всего среди родителей.

В настоящее время Министерством здравоохранения Российской Федерации запущен второй этап эпидемиологического скринингового обследования детей, цель которого — выявление риска возникновения нарушений психического развития в целом у детей в возрасте до 3 лет.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Приложение

Анкета для родителей по выявлению нарушений психического (психологического) развития, риска возникновения расстройств аутистического спектра у детей раннего возраста (до 2 лет)

Авторы: Симашкова Н.В., Козловская Г.В., Иванов М.В.

*e-mail: ivanov-michael@mail.ru

1Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации № 1346н от 21 декабря 2012 г. «О порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них». http://www.rg.ru/2013/04/25/medosmotr-dok.html

2Анкета приведена в приложении.

3Стандартизованная методика ГНОМ позволяет распределить обследуемых детей по трем группам нервно-психического развития: 1-я — группа здоровья; 2-я — группа риска по возникновению психической патологии; 3-я — группа возможной патологии.

4Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (с изменениями и дополнениями)). Ссылка активна на 27.04.18. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4205/

5Стандарт первичной медико-санитарной помощи детям с общими расстройствами психологического развития (аутистического спектра) от 02.02.15 № 30н. Ссылка активна на 27.04.18. https://minjust.consultant.ru/documents/14248; Стандарт первичной медико-санитарной помощи детям с общими расстройствами психологического развития (аутистического спектра) (диспансерное наблюдение) от 2 февраля 2015 г. № 31н. Ссылка активна на 27.04.18. https://www.rosminzdrav.ru/documents/8251-prikaz-ministerstva-zdravoohraneniya-rossiyskoy-federatsii-ot-2-fevralya-2015-g-31n-ob-utverzhdenii-standarta-pervichnoy-mediko-sanitarnoy-pomoschi-detyam-s-obschimi-rasstroystvami-psihologicheskogo-razvitiya-autis; Стандарт специализированной медицинской помощи детям с общими расстройствами психологического развития (аутистического спектра) от 2 февраля 2015 г. № 32н. Ссылка активна на 27.04.18. https://www.rosminzdrav.ru/documents/8890-prikaz-ministerstva-zdravoohraneniya-rossiyskoy-federatsii-ot-2-fevralya-2015-g-32n-ob-utverzhdenii-standarta-spetsializirovannoy-meditsinskoy-pomoschi-detyam-s-obschimi-rasstroystvami-psihologicheskogo-razvitiya-a

6Pathos и nosos — по А.В. Снежневскому.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.