Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Пашков А.В.

ФГБНУ «Российский научный центр хирургии имени академика Б.В. Петровского» Минобрнауки России;
ФГБУ ДПО «Центральная государственная медицинская академия» Управления делами Президента Российской Федерации

Фатахова М.Т.

ФГБНУ «Российский научный центр хирургии имени академика Б.В. Петровского» Минобрнауки России

Устинова Н.В.

ФГБНУ «Российский научный центр хирургии имени академика Б.В. Петровского» Минобрнауки России

Намазова-Баранова Л.С.

ФГБНУ «Российский научный центр хирургии имени академика Б.В. Петровского» Минобрнауки России

Наумова И.В.

ФГБНУ «Российский научный центр хирургии имени академика Б.В. Петровского» Минобрнауки России

Куницына В.Г.

ФГБУ ДПО «Центральная государственная медицинская академия» Управления делами Президента Российской Федерации

Рубинштейн П.А.

ФГБНУ «Российский научный центр хирургии имени академика Б.В. Петровского» Минобрнауки России

Воеводина К.И.

ФГБНУ «Российский научный центр хирургии имени академика Б.В. Петровского» Минобрнауки России

Чиркина Д.С.

ФГБНУ «Российский научный центр хирургии имени академика Б.В. Петровского» Минобрнауки России

Мамедьяров А.М.

ФГБНУ «Российский научный центр хирургии имени академика Б.В. Петровского» Минобрнауки России

Показатели регистрации коротколатентных слуховых вызванных потенциалов мозга у детей с расстройствами аутистического спектра

Авторы:

Пашков А.В., Фатахова М.Т., Устинова Н.В., Намазова-Баранова Л.С., Наумова И.В., Куницына В.Г., Рубинштейн П.А., Воеводина К.И., Чиркина Д.С., Мамедьяров А.М.

Подробнее об авторах

Просмотров: 134

Загрузок: 7


Как цитировать:

Пашков А.В., Фатахова М.Т., Устинова Н.В., и др. Показатели регистрации коротколатентных слуховых вызванных потенциалов мозга у детей с расстройствами аутистического спектра. Вестник оториноларингологии. 2025;90(3):19‑23.
Pashkov AV, Fatakhova MT, Ustinova NV, et al. Indicators of registration of auditory brainstem responses in children with autism spectrum disorder. Russian Bulletin of Otorhinolaryngology. 2025;90(3):19‑23. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/otorino20259003119

Рекомендуем статьи по данной теме:
О воз­мож­ных при­чи­нах не­со­от­ветствия ре­зуль­та­тов ре­гис­тра­ции ко­рот­ко­ла­тен­тных слу­хо­вых выз­ван­ных по­тен­ци­алов моз­га и ста­ци­онар­ных слу­хо­вых по­тен­ци­алов. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2025;(1):64-68
Тре­вож­ные расстройства как ко­мор­бид­ные сос­то­яния при пси­хо­нев­ро­ло­ги­чес­ких за­бо­ле­ва­ни­ях у де­тей. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(7):56-64

Введение

Аутизм (расстройства аутистического спектра — РАС) — это распространенное нарушение нейроразвития, характеризующееся качественными нарушениями социального взаимодействия и коммуникаций, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и занятий [1]. Лица с аутизмом заметно различаются по количеству и тяжести проявляющихся симптомов [2]. У детей с аутизмом могут наблюдаться задержка развития речи, регресс в развитии основных навыков в возрасте 18—24 мес, избегание зрительного и тактильного контакта. Дети с РАС могут выглядеть слабослышащими, так как часто не отзываются на имя, неохотно привлекаются к совместной деятельности или игре [1]. Примерно 80% детей с аутизмом имеют ту или иную степень когнитивных нарушений [3]. По данным последнего систематического обзора, медиана распространенности РАС составила 100 человек на 10 000 населения [4]. При этом оценки распространенности существенно различались в исследованиях, включенных в анализ: исследования высокого качества на больших выборках демонстрировали более высокие (по сравнению с медианой) показатели распространенности. Так, например, по последним данным системы мониторинга аутизма и нарушений развития США за 2018 г., распространенность РАС составляет 230 человек на 10 000 детского населения в возрасте 8 лет [5].

Как правило, признаки РАС становятся заметными в возрасте 2—4 года [1]. Выявление детей с аутизмом в раннем возрасте и своевременное начало реабилитации потенциально повышает эффективность ведения пациентов [6]. До настоящего времени диагноз РАС устанавливается только на основании наблюдения за поведением ребенка. Нет каких-либо лабораторных или инструментальных исследований, позволяющих верифицировать расстройство. Это свидетельствует об актуальности разработки и внедрения в клиническую практику объективных методов раннего выявления детей с риском формирования РАС с последующей специфической диагностикой [7]. При возникновении коммуникативных расстройств у детей младшего возраста проводят обследование, направленное на оценку слуховой функции с целью исключения тугоухости, которая также может приводить к отсутствию или снижению ответной реакции. Особенности исследования слуха у детей младшего возраста заключаются в отсутствии или неустойчивости ответной (психофизической) реакции на звуки — акустические стимулы различной частоты и интенсивности, на применении которых основано специализированное сурдологическое обследование. В связи с этим у детей для оценки слуха используют так называемые объективные (электрофизиологические и электроакустические) тесты, результат которых не зависит от взаимодействия ребенка с исследователем, а также от наличия тугоухости. Учитывая высокую распространенность врожденных нарушений слуха (от 1/1000), в Российской Федерации принята система универсального аудиологического скрининга, в рамках которой проводят двухэтапное обследование новорожденных с последующим направлением на расширенное обследование детей, не прошедших скрининг [8, 9]. В рамках протокола аудиологического скрининга предусмотрено проведение регистрации коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП) мозга для выявления факта тугоухости и определения степени потери слуха. Исследование заключается в регистрации электрофизиологических ответов мозга на подаваемые акустические стимулы. Вызванные слуховые потенциалы возникают в улитке в ответ на подаваемую серию акустических стимулов. Далее эти электрические импульсы проходят по всему слуховому пути, включая улитковые ядра, к нижним буграм четверохолмия, что можно наблюдать в окне теста как серию волн (пики). Пики I и II относятся к ответу слухового нерва, а остальные пики характеризуют постсинаптическую активность: пик III — улитковое ядро (2-й нейрон слухового пути), пик IV — верхнеоливарный комплекс (3-й нейрон) и ядро латеральной петли, пик V — нижние бугры четверохолмия (самый статистически устойчивый с диагностической точки зрения компонент КСВП), пики VI и VII — таламус (медиальное коленчатое тело) [10].

В сурдологической практике для оценки слуховой функции используют параметры латентности (время возникновения ответа от подачи стимула) пиков I, III и V, поскольку данные компоненты ответа наиболее статистически устойчивы. С точки зрения состояния слуха наиболее информативной характеристикой является V пик — уровень интенсивности стимула, при котором он генерируется, коррелирует с порогом слухового ощущения.

Уровень бодрствования, подвижность ребенка (физиологический шум) влияют на ход тестирования, в связи с этим оптимальным условием информативного исследования является состояние естественного сна. Необходимо информировать родителей об этом условии и планировать время проведения исследования [10].

Благодаря широкой распространенности тест регистрации КСВП предложено использовать у детей с РАС. Имеются данные о различии в значениях латентности пиков КСВП при аутизме и нормотипичном развитии [11, 12].

Исследования, посвященные использованию теста регистрации КСВП как биомаркера РАС, проводились ранее [13, 14], однако в них не учитывались возрастные особенности пациентов с РАС или применялись разные протоколы обследования в отношении разных групп пациентов [15].

Цель исследования — оценить показатели латентности компонентов ответа КСВП у детей возрастной группы от 2 до 3 лет с РАС по сравнению с показателями нормы.

Материал и методы

Исследование проведено на базе Научно-исследовательского института педиатрии и охраны здоровья детей Научно-клинического центра №2 ФГБНУ «РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского» в рамках научно-исследовательской работы «Научное обоснование и имплементация персонализированного партисипативного мультипрофессионального педиатрического подхода к оказанию медицинской помощи детям с нейроонтогенетическими особенностями психического развития (на примере расстройств аутистического спектра)», рег. №121059100100-0, FUSS-2021-0013.

Диагноз РАС установлен врачом-психиатром и подтвержден с помощью интервью для диагностики аутизма ADI-R (Autism Diagnostic Interview — Revised). Аудиологическое обследование проведено 12 пациентам (n=12; 24 показателя) с РАС, из них 9 мальчиков и 3 девочки. Возраст исследуемых детей варьировал от 24 до 33 мес.

Критерии включения: наличие у ребенка задержки или регресса развития психоречевых навыков, нарушений коммуникации, социальных функций и поведения, соответствующих критериям РАС (диагноз установлен врачом-психиатром и подтвержден с помощью опросника ADI-R), отсутствие патологии слуха, возраст пациента от 24 до 36 мес, аудиологическое обследование проводили в состоянии естественного сна ребенка.

Критерии исключения/невключения: острая патология верхних дыхательных путей; ранее выявленная патология слуха; умственная отсталость без признаков РАС.

Общеклиническое обследование начинали со сбора жалоб, анамнеза жизни, анамнеза болезни, учета факторов риска по тугоухости и глухоте. Всем пациентам проведен оториноларингологический осмотр с отоскопией. Для оценки слуховой функции применен объективный метод исследования — регистрация КСВП. Исследование проводили с использованием многофункционального компьютерного комплекса «Нейро-аудио» (ООО «Нейрософт», Россия) и выполняли по общепринятой методике. Электроды фиксировали на коже головы в области вертекса (или по срединной линии лба), на правом и левом сосцевидных отростках. Во время регистрации КСВП ребенок находился в состоянии естественного сна, поскольку активные движения искажают результаты. Далее в наружный слуховой проход справа и слева устанавливали внутриканальные телефоны (наушники), через которые подается акустический стимул. В качестве стимула применяли широкополосный щелчок с последовательным двукратным предъявлением стимулов с интенсивностью 20 дБ, 30 дБ, 40 дБ над нормальным порогом слышимости (нПС). Частота предъявления стимулов — 21 Гц; число накоплений постстимульных отрезков электроэнцефалограммы — 1500—2000.

На первом этапе обследования определяли порог регистрации КСВП, оценивали латентный период и морфологию пиков для исключения тугоухости. Детей с патологией слуха (4 человека) в исследование не включили, они выделены в группу для дальнейшего наблюдения. На втором этапе проводили сравнительный анализ показателей латентности V пика КСВП у пациентов с РАС и у детей с нормотипичным развитием.

Статистическую обработку результатов осуществляли в программах Microsoft Excel и Statistica 12. Количественные переменные описывали в виде абсолютных показателей латентности V пика в мс при интенсивности стимула 40 дБ нПС и сравнивали с возрастными нормами (M.P. Gorga и соавт., 19891).

Результаты

Среднее значение латентности V пика у детей с расстройствами аутистического спектра составило 6,34 мс (U-критерий Манна—Уитни, p≥0,05 с тенденцией роста, что говорит об отсутствии статистической значимости), в норме — 6,75—6,90 мс. Стандартное отклонение составило 0,4 (6,37%).

Полученные данные могут свидетельствовать о том, что аномальная слуховая обработка при аутизме может быть выявлена уже в раннем детском возрасте. Это подтверждает точку зрения, что РАС характеризуется широким спектром отклонений в базовых сенсорных и моторных процессах, а не конкретной дисфункцией в виде нарушения социального взаимодействия. Полученные нами результаты указывают на возможность использования показателей латентности V пика КСВП не только для клинической оценки состояния слуха, но и для оценки риска развития РАС у детей.

Обсуждение

Наблюдения различных трендов латентности пиков КСВП у людей с РАС в зависимости от возраста описаны в ранее представленных исследованиях [16]. Увеличение латентности в первые два года жизни связывают с опережающим ростом структур головного мозга, в том числе стволового отдела, что отражается на времени прохождения акустически вызванных импульсов по слуховому пути [17]. С подросткового возраста рост тканей головного мозга начинает замедляться, что приводит к уменьшению физических размеров по сравнению с нормотипичным развитием, сокращению слухового пути и, следовательно, уменьшению показателей латентности [18]. Однако это нельзя считать исчерпывающим объяснением, поскольку помимо нашей серии наблюдений сокращение латентности пиков у детей с РАС в раннем возрасте описано другими исследователями [19].

Заключение

Отклонение показателей латентности от нормы скриниговых значений стимула коротколатентных слуховых вызванных потенциалов можно считать биомаркером расстройств аутистического спектра. Для исключения или подтверждения расстройств аутистического спектра детей с подобными изменениями следует направлять на консультацию к профильным специалистам.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.


1 Gorga MP, Kaminski JR, Beauchaine KL, Jesteadt W, Neely ST. Auditory brainstem responses from children three months to three years of age: normal patterns of response. II. Journal of Speech and Hearing Research. 1989;32(2):281-288. https://doi.org/10.1044/jshr.3202.281

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.