К настоящему времени накоплено достаточно данных о развитии нарушений фетального алкогольного спектра (ФАСН) у детей, матери которых употребляли алкоголь во время беременности [1—5]. Наиболее тяжелым проявлением ФАСН является фетальный алкогольный синдром (ФАС), при котором наблюдаются задержка роста в пренатальный и/или ранний постнатальный периоды, характерные особенности строения лица и черепа, морфологические изменения мозга, дисфункция центральной нервной системы (ЦНС) [2, 6, 7]. Частота встречаемости всех ФАСН, по данным различных авторов, составляет до 10 на 1000 новорожденных [8—12]. Последствия употребления матерью алкоголя во время беременности у детей выражаются прежде всего в снижении когнитивных функций, ухудшении способности к обучению, снижении концентрации внимания на фоне гиперактивности и умственной отсталости [13]. Среди отклонений в поведении детей с ФАСН исследователи отмечают в первую очередь трудности в межличностном общении, связанные с задержкой в развитии социальных навыков [14—16]. Особенности социального поведения детей и подростков с ФАСН заключаются в том, что они склонны к чрезмерному, но малосодержательному речевому поведению, ко лжи [17], слишком эмоционально реагируют на ситуации, не осознают последствий своих действий [18] и имеют трудности с самооценкой своего поведения в социальной группе [19]. Появлению трудностей в социальном поведении в значительной степени способствует слабость исполнительных функций при ФАСН [20, 21]. Несмотря на широкую распространенность [1] и многочисленные клинические исследования, биологические основы ФАСН остаются малоизученными.
Особое значение для выяснения механизмов нейроповеденческих нарушений, ассоциированных с пренатальным действием алкоголя, имеет экспериментальное моделирование ФАСН. Преимущество экспериментального подхода связано с возможностью контролировать такие факторы, как стресс, питание, социальный и поведенческий контекст и др., а при необходимости — манипулировать ими [22, 23]. К тому же экспериментальные исследования на животных позволяют оценить вклад эпигенетических и средовых факторов в развитие ФАСН, что практически невозможно в исследованиях, проводимых на людях.
Экспериментальное моделирование ФАСН: проблемы и ограничения
Учитывая, что ФАСН представляет собой сложное заболевание, при его моделировании необходимо иметь ввиду целый ряд факторов. В первую очередь уровень и продолжительность алкогольной интоксикации, период внутриутробного развития (I, II или III триместры беременности), способы (острый или хронический) и пути (пероральный, инъекционный, ингаляционный) введения алкоголя животным. Для моделирования ФАСН используются, главным образом, грызуны (крысы, мыши, морские свинки), так как именно у них удалось обнаружить аномалии, специфические для ФАСН у человека, — морфологические особенности краниофасциальной области [24], пренатальный и/или постнатальный дефицит роста и массы тела [25], нарушение ряда функций эндокринной и иммунной систем [26], неврологические аномалии, нарушения поведения и когнитивных функций [27]. Однако нужно иметь в виду, что у детей, перенесших пренатальную алкогольную интоксикацию, проявления ФАСН так разнообразны, что ни одна из экспериментальных моделей не отражает полностью всю клиническую картину ФАСН у человека.
Первая проблема, возникающая при постановке эксперимента, — это контроль концентрации алкоголя в крови матерей во время беременности. Показано, что превышение показателя в 200 мг/дл приводит к формированию ФАС [28]. Меньшие концентрации алкоголя в крови матери связывают с развитием различных форм ФАСН. Большая часть экспериментальных исследований использует такую схему алкоголизации, чтобы уровень алкоголя в крови животных составлял от 100 до 400 мг/дл. Так, для достижения низких и средних уровней концентрации алкоголя (до 150 мг/дл) обычно используют модели добровольного потребления алкоголя в условиях «свободного выбора» между алкоголем и водой или ингаляционный путь. Для достижения более высоких концентраций (>200 мг/дл) используют интубационный или инъекционный методы введения. При этом нейротоксический эффект этанола на развивающийся мозг может обнаруживаться даже при однократном введении большой дозы [29, 30] или при продолжительном введении низких доз этанола [31].
Вторая важная проблема — это выбор наиболее чувствительного к действию алкоголя периода внутриутробного развития. У человека наиболее уязвимым является I триместр беременности — период максимальной клеточной дифференциации, когда происходит закладка органов и тканей. Поэтому воздействие патогенных факторов, в том числе алкоголя, в этот период приводит к наиболее существенным поражениям ЦНС [32].
У мышей и крыс продолжительность пренатального периода составляет 18—21 день. При экспериментальном моделировании ФАСН важно знать, что период с 1-го по 10-й день пренатального онтогенеза грызунов соотносят с I триместром у человека, с 10-го по 20-й день — со II триместром, а ранний неонатальный период соответствует III триместру беременности у человека [33]. Это период стремительного роста нейронов, увеличения количества глиальных клеток и активного синаптогенеза, что определяет уязвимость мозга к воздействию алкоголя [34]. Определенную сложность для экспериментатора представляют различия механизмов всасывания, выведения, распределения и метаболизма этанола в пре- и неонатальном периодах. Так, активность ключевого фермента метаболизма алкоголя — алкогольдегидрогиназы у новорожденных крысят в 4 раза ниже, чем у взрослых животных, поэтому высокий уровень алкоголя в крови неонатально алкоголизированных животных может быть достигнут при использовании более низких доз алкоголя [35]. Учитывая все это, современные модели ФАСН на грызунах разработаны таким образом, чтобы исследовать воздействие алкоголя на организм животных во время пре- и неонатального периодов, а также при их комбинации.
Третьей важной проблемой при планировании эксперимента является выбор пути введения алкоголя животным в период беременности. Чаще всего в экспериментах на грызунах самки на протяжении всей беременности получают только жидкую пищу, содержащую этанол (обычно 6—7%). Таким образом, одно животное потребляет в среднем 12—18 г/кг абсолютного спирта в сутки [36]. Обычно концентрацию этанола в пище повышают постепенно в течение первых дней беременности таким образом, чтобы достичь концентрации этанола в крови от 80 до 180 мг/дл, что приводит к неврологическим и когнитивным нарушениям у потомства, сходным с картиной ФАСН у детей [36]. Другая широко используемая модель алкоголизации — «принудительное потребление», когда животные получают в качестве единственного источника жидкости раствор этанола (6—15%). Согласно данным A. Allan и соавт. [37], при использовании такой схемы эксперимента животные получают в среднем 14 г/кг абсолютного спирта в сутки, а концентрация алкоголя в крови достигает 120 мг/дл [37]. Преимущество описанных моделей заключается прежде всего в их простоте и минимизации дополнительных стрессорных факторов и рисков, которые могут привести к потере потомства.
Еще один метод алкоголизации — интубационный, при котором растворенный в воде или физиологическом растворе этанол вводится через зонд непосредственно в желудок беременным самкам или детенышам в позднем неонатальном периоде [38, 39]. При таком способе введения доза этанола обычно составляет от 2 до 6 г/кг в сутки, но концентрация этанола в крови при этом превышает 200 мг/дл [40]. Недостатками этого способа введения являются неизбежный стресс для животного, инвазивность и трудоемкость. Инъекционный способ введения (подкожно или внутрибрюшинно) используется в тех случаях, когда задача исследования — выяснить острый эффект этанола в определенные периоды развития [41]. Ингаляционное введение этанола осуществляется в специальной камере, заполненной парами алкоголя, в которую на несколько часов в сутки помещают животное [42]. При этом способе алкоголизации наблюдается быстрое повышение концентрации алкоголя в крови, однако, как и инъекционный путь, он не может полностью имитировать картину потребления алкоголя у человека и, следовательно, быть полноценной моделью ФАСН.
Поскольку при моделировании ФАСН на животных в различных исследованиях используются разные дозы алкоголя, время и способ их введения, их результаты не всегда согласуются между собой. Тем не менее в целом эффекты воздействия алкоголя, обнаруженные при использовании различных моделей ФАСН на животных, соответствуют клиническим данным [39, 40, 43].
Основные виды ФАСН
Выделение в поведении человека и экспериментальных животных моторных, сенсорных, эмоциональных, социальных и «интеллектуальных» компонентов является условным, но необходимым приемом при анализе поведения в норме и патологии.
Моторные навыки. Известно, что у детей с ФАСН часто наблюдаются гиперактивность, нарушение координации движений и способности сохранять равновесие [16, 44, 45]. Кроме того, у детей с диагнозом ФАСН часто наблюдаются нарушения саккад глаз: в тесте слежения за перемещающимся объектом при быстрых движениях глаз обнаруживается невозможность фиксировать взгляд на этом объекте. Эти нарушения связывают с поражением мозжечка, верхних бугорков четверохолмия и базальных ганглиев под действием этанола in utero [46].
В эксперименте двигательные навыки можно изучать с помощью стандартных методов: теста «открытое поле» (оценка общей локомоторной активности, траектории движения, редких и стереотипных движений), теста «ротарод» (оценка координации движений и их выносливости), а также теста «анализ походки по следам», используемого для оценки нарушений походки. Показано, что двигательная дисфункция у животных с ФАСН проявляется на ранних этапах постнатального развития [47]. Так, у крыс — потомков матерей, употреблявших во время беременности жидкую диету, содержавшую этанол, на 28-й и 56-й, но не на 112-й дни жизни была обнаружена гиперактивность [47]. Молодые мыши, матери которых получали этанол в составе питьевой воды, хуже справлялись с задачами в тестах «ротарод» и «беговая дорожка» [48]. Однако у взрослого потомства самок крыс, получавших алкоголь с 7-го по 20-й день беременности интубационным путем [49], не было выявлено двигательных нарушений и гиперактивности в тестах «открытое поле» и «ротарод». Анализ походки по следам показал, что у пренатально алкоголизированных крыс в возрасте 55 дней наблюдались признаки атаксии, была короче длина шага, шаг был более развернут, а походка менее симметрична по сравнению с потомством контрольных самок [50]. Наиболее чувствительным периодом с точки зрения нарушения моторных функций оказался ранний неонатальный период. Введение этанола животным с 2-го по 10-й день жизни приводило к гиперактивности, сохранявшейся в течение 3 мес [34]. Все эти нарушения, как предполагают, связаны с дисфункцией мозжечка. Показано, что при алкоголизации на всем сроке пренатального и в раннем постнатальном периодах у потомства отмечается снижение общего объема мозжечка и числа клеток Пуркинье [51]. При алкоголизации в пренатальный период у потомства на 10-й день после рождения наблюдается задержка в созревании клеток Пуркинье [52].
Стресс-реактивность. По данным литературы, у 52% пациентов с диагнозом ФАСН наблюдается депрессия, а также чаще, чем у здоровых лиц, обнаруживаются тревожные расстройства [53, 54]. Предполагают, что один из механизмов этих нарушений может быть связан с дисфункцией гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы (ГГН-система). Показано, что если женщины употребляли алкоголь во время беременности, то у их детей в возрасте 2 и 13 мес был повышен уровень кортизола в крови [55, 56]. Представляют интерес данные, согласно которым при использовании теста «неподвижное лицо» у мальчиков c ФАСН в возрасте 5—7 мес изменение уровня кортизола в крови было более выражено, чем у девочек [57]. Стресс-реактивность организма является одним из ключевых факторов, учитывающихся при разработке путей коррекции ФАСН. К социальным факторам стресса для грызунов относятся изоляция, поражение в столкновении с агрессором, скученность в клетке. В свою очередь эти факторы оказывают влияние на последующее социальное поведение: агрессию, сексуальное поведение и социальную мотивацию [58, 59]. Показано, что такие стрессорные стимулы, как иммобилизация, громкий звук, удар током, помещение в новую среду, вызывают у пренатально алкоголизированных крыс более выраженный ответ и более медленное восстановление ГГН-системы, чем у потомков контрольных самок [60—63]. Гендерные особенности также были выявлены в экспериментальных моделях. Так, активация ГГН-системы при использовании в качестве стрессорных стимулов длительной иммобилизации или холода была более выражена у пренатально алкоголизированных самцов [64, 65], а при использовании короткой иммобилизации или острого введения алкоголя или морфина — у самок [64, 66].
Известно, что у животных, подвергшихся воздействию алкоголя, изменяется характер агрессивного поведения, однако направленность данных изменений варьирует в зависимости от степени воздействия алкоголя и вида животного [67, 68], а отмеченное в некоторых работах снижение агрессивных столкновений между самцами с ФАСН [68] может быть связано со сниженной исследовательской активностью [69]. Можно предположить, что пренатальное воздействие этанола приводит к изменению реакции на стрессорные события у потомства в раннем возрасте, а позднее — к риску формирования депрессии и тревожных расстройств.
Исполнительные функции. Исполнительные функции представляют сложную совокупность процессов в мозге, позволяющих вычленять важные стимулы, планировать и изменять поведение в зависимости от цели и контекста, что чрезвычайно важно для обеспечения когнитивной гибкости при появлении ранее не встречавшихся стимулов. Эффективность когнитивной «исполнительной системы», как полагают, регулируется в первую очередь нейронами префронтальных областей коры [70], что не исключает вовлечение в реализацию исполнительных функций и других структур мозга [71]. Для оценки эффективности исполнительных функций у людей имеется комплекс стандартных тестов [72, 73]. При использовании 9 из них (58 показателей) у 30 юношей с диагнозом ФАСН удалось выявить достоверные различия показателей исполнительных функций по сравнению с таковым в контрольной группе [73].
Выраженные различия между группами наблюдались и при использовании теста Струпа, при котором испытуемым предлагаются три списка: в одном названия цветов напечатаны черными чернилами; во втором цвета слова и его значения не совпадают; в третьем изображены геометрические фигуры разных цветов. Эффектом Струпа называют задержку реакции при прочтении слов, когда цвет слов не совпадает с написанными словами. Этот тест широко используется в психологии для определения гибкости когнитивного мышления, определяемой по способности быстро переключаться с чтения слов на называние цветов. Испытуемые с ФАСН имели определенные трудности в решении этих задач, особенно при попытках назвать цвет чернил, которыми напечатаны слова во втором списке. Испытуемые отвечали с задержкой, путали написанные и фактические цвета [73].
Важно отметить, что степень нарушений при решении задач у детей с ФАСН становится все более выраженной при усложнении задач, тогда как простые тесты не выявляют отличий от контрольной группы [74]. Висконсинский тест сортировки карточек, используемый для оценки нарушения внимания и способности к гибкости в условиях смены психологической установки, показал, что дети с ФАСН допускают больше ошибок при переключении задач, чем дети контрольной группы [75].
Среди экспериментальных моделей, с помощью которых можно изучать исполнительные функции, прежде всего нужно назвать тест «пассивное избегание». При тестировании животное помещают в камеру, состоящую из двух отсеков, снабженных электродным полом, и при переходе в соседний отсек оно получает удар током. Избежать удара в следующих сессиях можно, подавив естественную ориентировочно-исследовательскую реакцию, оставаясь в «безопасном» отсеке камеры. Крысята, матери которых получали алкогольсодержащую жидкую диету с 6-го по 16-й день беременности, хуже контрольных справлялись с данной задачей при тестировании на 18-м и 41—53-м днях жизни [76]. Однако при тестировании на 114-й день жизни различий между опытным и контрольным потомством выявлено не было [77]. Различия в поведении пренатально алкоголизированных и контрольных животных на 16-й и 63-й, но не на 112-й день жизни были выявлены и при использовании Т-образного лабиринта [78].
Гистологический анализ префронтальной коры взрослых пренатально алкоголизированных крыс выявил у них меньшее число клеток в слоях II и V медиальной префронтальной коры по сравнению с контролем [78]. Примечательно, что у этих животных во взрослом возрасте было затруднено обучение с переучиванием.
Нарушение исполнительных функций может быть связано с ухудшением рабочей памяти. Одним из тестов для изучения нарушений рабочей памяти в эксперименте на животных является водный лабиринт Морриса, в котором животное учится находить скрытую под водой платформу. Алкоголизация крысят в ранний постнатальный период нарушала этот вид памяти при обучении как на 35-й, так и на 80-й и 105-й дни жизни [79].
Обучение и память. Нарушения обучения и памяти в результате пренатального действия алкоголя были многократно продемонстрированы в экспериментах на различных видах животных. На наш взгляд, наибольший интерес для исследователей ФАСН представляет изучение гиппокампзависимых форм обучения и памяти. В ряде работ показано, что у детей с ФАС и ФАСН нарушена пространственная память. Например, весьма затруднительной для них представляется задача, в которой ребенок должен запомнить, а позже воспроизвести расположение нескольких предметов в пространстве [80]. Среди экспериментальных моделей, позволяющих оценить нарушение гиппокампзависимой памяти у животных с ФАСН, в первую очередь нужно назвать тест «условно-рефлекторное замирание» [81]. В этом тесте животному предъявляется вначале условный стимул (звук или свет), а затем безусловный стимул, например слабый удар током. После нескольких сессий обучения животное тестируется в новой обстановке, при этом регистрируется реакция замирания в ответ на предъявление только условного стимула. Формирование реакции замирания нарушено у крысят, получавших этанол с 4-го по 9-й день после рождения [82, 83]. Важно отметить, что сходные нарушения наблюдаются при разрушении дорсальных областей гиппокампа [84]. Нарушение пространственной гиппокампзависимой памяти у животных с ФАСН обнаружено и в тесте водного лабиринта Морриса [85—87]. Показано, что в тесте на воспроизведение памяти у животных с пренатальной алкоголизацией латентное время нахождения платформы и пройденный до достижения платформы путь достоверно превышало показатели, регистрируемые у контрольных животных, и эти нарушения выявлялись на 40, 60 и 90-й дни жизни [86, 88]. При использовании батареи тестов для изучения пространственной памяти, было показано, что степень нарушения пространственной памяти также увеличивается по мере усложнения задач [89].
Факторы, влияющие на выраженность ФАСН
Степень и длительность алкоголизации в период развития, безусловно, являются основными факторами, определяющими тяжесть нарушений функций мозга и поведения [34, 90]. Вместе с тем имеются и другие причины вариабельности результатов как в клинических, так и в экспериментальных исследованиях на животных.
Материнско-детские взаимодействия. Феномен привязанности матери и ребенка играет важную роль как в формировании эффективного материнского поведения, так и в гармоничном развитии ребенка, социальных и эмоциональных аспектах его поведения и адаптации к окружающей среде [91, 92]. Этологи рассматривают привязанность матери и ребенка как врожденное инстинктивное поведение, направленное на выживание вида. Это поведение во многом сходно у животных и человека [93, 94]. Существенное значение для качества и прочности этой привязанности имеют обонятельная и вкусовая стимуляция [95], акустические, визуальные и тактильные стимулы при сосании, синхронность взаимодействия в диаде «мать—ребенок» [96].
Согласно данным литературы, у матерей, злоупотреблявших алкоголем во время беременности, нарушена забота о потомстве, а у их детей снижена потребность постоянного контакта с матерью [97, 98]. Экспериментальные исследования на грызунах показали, что у потомства с пренатальной алкогольной интоксикацией была отмечена задержка в прикладывании к соску и сокращение времени кормления [99—101]. Эти нарушения поведения являются значимыми для формирования эмоциональной связи между матерью и детенышами, а также для обеспечения детенышей достаточным питанием. Не менее важным аспектом детского поведения является ультразвуковая вокализация детенышей при их отделении от кормящей самки. Вокализация регулирует уровень гормонов самки и материнское поведение [102], а частота ультразвуковой вокализации была предложена в качестве характеристики, позволяющей определить уровень стресса у потомства. В норме при повторяющихся эпизодах отделения детенышей от матери наблюдается увеличение частоты ультразвуковой вокализации [102], тогда как у пренатально алкоголизированных крысят частота ультразвуковой вокализации была снижена по сравнению с контролем [103].
Исследователи оценивают целый ряд параметров материнского поведения у крыс: частоту и продолжительность нахождения вне гнезда, частоту «аркообразного» типа кормления и вылизывания крысят, «заботу» о гнезде, аутогруминг и др. Несомненный интерес вызывают данные, полученные при изучении параметров материнского поведения у самок, которые не подвергались воздействию алкоголя, но ухаживали за пренатально алкоголизированными детенышами. При этом были обнаружены изменения реакции самки на детенышей [104], и эти изменения в поведении матери коррелировали с более поздней стресс-реактивностью детенышей, что, по мнению авторов, может быть связано с нарушением гормонального фона самки, в частности уровня пролактина.
На сегодняшний день нет ясного понимания, вызваны ли изменения в поведении матери и детеныша самим алкоголем, определенными, возможно, генетическими особенностями матерей, злоупотребляющих алкоголем в период беременности, или комбинацией этих двух факторов.
В литературе широко обсуждаются подходы, с помощью которых можно минимизировать последствия пренатального или неонатального воздействия алкоголя [105]. Предложенные манипуляции включают неонатальный хэндлинг и обогащение окружающей среды. В лабораторной практике обогащение окружающей среды заключается в том, что животные находятся в большем пространстве, с большим количеством объектов, большими возможностями совершать физические упражнения и осуществлять социальные взаимодействия, чем грызуны, находящиеся в стандартных лабораторных клетках.
Одним из недостатков ранних исследований было сравнение «крайних» условий, т. е. реакции пренатально алкоголизированных животных на обогащенную среду и социальную изоляцию [106], так как сама социальная изоляция приводила к нарушению поведения, например к снижению результативности в задачах пространственного обучения [106]. В экспериментах, в которых группой сравнения пренатально алкоголизированным животным служило потомство матерей, не употреблявших во время беременности алкоголь, было показано, что пренатально алкоголизированные животные реагируют на обогащение среды иначе, чем контрольные [107]. В нейрофизиологических исследованиях было обнаружено, что у пренатально алкоголизированных животных не проявлялись такие эффекты обогащения среды, как усиление нейронной пластичности в гиппокампе и новой коре [107], увеличение плотности дендритного дерева [108] и др.
В опытах на мышах была продемонстрирована эффективность использования обогащенной среды для коррекции моторных и когнитивных нарушений у животных с ФАСН на ранних этапах постнатального развития [109]. При тестировании в водном лабиринте Морриса пренатально алкоголизированных животных, содержавшихся в условиях обогащенной среды, у них не было обнаружено нарушений, наблюдаемых при содержании этих животных в стандартных клетках, а именно, нарушений гиппокампзависимой пространственной памяти, стриатумзависимого поведения (планирование и контроль движений, создание моторной программы) и изменения уровня экспрессии мРНК нейротрофического фактора мозга (BDNF) в гиппокампе и стриатуме [109].
BDNF наряду с фактором роста нервов (NGF) и нейротрофином-3 (NT-3) регулирует синаптогенез, формирование нейрональных связей, пластичность при обучении, нейрональный ответ на стресс и травму. Интересно, что у трансгенных мышей с гиперэкспрессией NGF эффект пренатальной алкоголизации на развитие мозга был менее выражен [110]. В ряде работ было подтверждено, что обогащение среды влияет на уровень нейротрофинов в мозге, а также улучшает моторные и когнитивные функции у пренатально алкоголизированных животных [105]. Эти данные позволяют предполагать, что корригирующий эффект обогащенной среды на поведение у животных с ФАСН опосредуется нейротрофинами.
Вместе с тем исследование поведения детей позволило прийти к заключению, что обогащение окружающей среды ребенка, страдающего ФАСН, не должно быть чрезмерным, если у таких детей наблюдаются выраженные нарушения исполнительных функций, когнитивные нарушения и неспособность к усвоению избыточной сенсорной информации [111].
В исследованиях, посвященных обогащению среды, часто недооценивается роль физических упражнений, в частности освоения новых моторных навыков [112, 113]. Группе исследователей удалось обнаружить, что нарушение пространственного обучения и увеличение двигательной активности у пренатально алкоголизированных крыс могут быть скорректированы физическими упражнениями с 21-го по 51-й день постнатального периода [114]. В связи с этим представляют интерес исследования нейрогенеза в гиппокампе животных с ФАСН, которые с 50-го дня жизни содержались в клетках с беговым колесом или без него [115]. Было показано, что у животных с пренатальной алкоголизацией была снижена пролиферация нейронов в гиппокампе и выживание вновь образованных нейронов [115]. По-видимому, оптимальный эффект коррекции ФАСН достигается в том случае, когда «обогащенная среда» сочетается с возможностью выполнения физических упражнений. Действительно, было показано, что эффект стимуляции нейрогенеза в зубчатой фасции гиппокампа животных, имеющих доступ к колесу, но содержащихся в индивидуальных клетках, т. е. в социальной изоляции, значимо ниже, чем у животных, содержащихся в группе и имеющих доступ к тренировочному колесу [116].
На сегодняшний день остается открытым вопрос, могут ли некоторые из поведенческих и когнитивных отклонений при ФАСН быть связаны с нарушенной способностью «приобретать» новые нейроны путем взрослого нейрогенеза, и может ли повышение выживаемости новообразованных нейронов в зубчатой извилине быть одним из путей терапевтической реабилитации. В настоящее время сложно дать однозначный ответ, так как до сих пор остается нерешенным вопрос о функциональной роли нейрогенеза во взрослом организме [117] и возможных побочных эффектах стимуляции нейрогенеза во взрослом мозге. Использование экспериментальных моделей на животных необходимо для понимания условий, при которых данная терапия будет наиболее эффективной. Исследования роли социальных взаимодействий, физических упражнений и нейрогенеза показывают, как важно учитывать социальный контекст при поиске путей коррекции последствий пренатального воздействия алкоголя.
Анализ литературы показывает, что исследования с использованием моделей ФАСН на животных играют ключевую роль в изучении развития и механизмов данной патологии, позволяя быстро исследовать несколько поколений и контролировать эффекты социального контекста, что в свою очередь должно привести к разработке новых подходов к реабилитации детей, страдающих ФАСН.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
*e-mail: tproskuryakova48@yandex.ru