Мотивацией к изучению синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) у врачей-наркологов стало проведение реформ в системе здравоохранения в целом и в системе наркологической помощи в частности, которые связаны с интенсификацией работы врача [1]. Повышение профессиональной нагрузки с учетом «трудного» контингента наркологических больных, несомненно, влияет на потенциал физического и психического здоровья врача и качество оказания им медицинской помощи [2].
Цель настоящего исследования — определение частоты СЭВ и выраженности отдельных его фаз у наркологов стационарных и амбулаторных учреждений, а также оценка влияния на качество жизни больных.
Материал и методы
В период с марта 2012 г. по июнь 2013 г. на базе Национального научного центра наркологии и Московского научно-практического центра наркологии были обследованы 107 врачей психиатров-наркологов по поводу наличия или отсутствия у них признаков СЭВ.
В процессе указанного обследования была использована методика «Эмоциональное выгорание» по В.В. Бойко [3]. Согласно полученным результатам, степень выраженности СЭВ у наркологов в стационарных и амбулаторных наркологических отделениях соответствовала 90,54 и 162,14 балла (p<0,05) по шкале Бойко (см. рисунок). Таким образом, у врачей амбулаторных отделений была выявлена достоверно более высокая напряженность СЭВ по сравнения с врачами стационаров. Это подтверждается и рассмотрением СЭВ по фазам (см. рисунок). По нашему мнению, это обусловлено спецификой работы наркологических диспансеров, где врачи-специалисты обслуживают большой поток пациентов (до 70 человек в течение рабочего дня, включая профилактические осмотры). В практике нарколога амбулаторного отделения происходит постоянное переключение внимания с одного пациента на другого, что значительно затрудняет адаптацию к сложным условиям профессиональной деятельности. В амбулаторных наркологических отделениях у 31,5% врачей полностью сформирована фаза «истощение», для которой в далеко зашедших случаях эмоционального выгорания пассивная утрата интереса к пациенту может смениться активной антигуманистической позицией, которая особенно ярко выражается в беседах врачей между собой и отржается в высказываниях «ненавижу…», «презираю…» и др. В таких случаях состояние эмоционального выгорания приближается к неврозоподобному и психопатическому.
Профессиональная дезадаптация наркологов в виде СЭВ не может не сказываться на сотрудничестве врача и пациента и в конечном счете на качестве оказания наркологической помощи и качестве жизни (КЖ) пациентов.
Для выявления связи между КЖ пациентов с алкогольной зависимостью в период клинической ремиссии со степенью СЭВ у лечащего врача в наше исследование были включены врачи амбулаторной практики (с их добровольного информированного согласия). 1-я группа врачей состояла из 3 наркологов со сформированной и 2-я группа — 3 наркологов с несформированной фазой «истощения» СЭВ. Каждый врач предоставил для обследования 10 наблюдавшихся им пациентов с диагнозом алкогольной зависимости (по МКБ-10 рубрика F10.202) в период клинической ремиссии более 1 года.
Результаты и обсуждение
В табл. 1 представлены данные выраженности показателей СЭВ у наркологов, принявших участие в исследовании КЖ пациентов с алкогольной зависимостью.
На момент оценки КЖ все пациенты находились в состоянии клинической ремиссии, лекарственной терапии не получали. Диспансерное наблюдение проходило в виде ежемесячного осмотра и рациональной психотерапии. Прием пациента врачом-наркологом по продолжительности занимал не менее 15 мин.
Для оценки показателей КЖ пациентов использовалась краткая форма опросника SF-36 [4]. Проведено обследование 60 пациентов с алкогольной зависимостью в период клинической ремиссии, находящихся на диспансерном наблюдении в наркологическом диспансере. Все пациенты подписали добровольное информированное согласие на участие в исследовании. Обследованные респонденты соответствовали критериям включения и исключения.
Критерии включения пациентов в исследование были следующие: добровольное информированное согласие, установленный диагноз по МКБ-10, регулярное диспансерное наблюдение (ежемесячный прием у врача психиатра-нарколога), клиническая ремиссия от 1 до 3 лет, отсутствие инвалидности, возраст до 60 лет.
Критерии исключения: выраженное патологическое влечение к алкоголю, коморбидные психические расстройства.
Пациенты были разделены на две группы в зависимости от наблюдавших их врачей наркологов. В 1-ю группу вошли 30 пациентов, которые регулярно наблюдались у наркологов, со сформированной фазой истощения в структуре СЭВ и высокими показателями синдрома в целом. 2-я группа состояла также из 30 пациентов, регулярно наблюдавшихся у наркологов, с несформированной фазой истощения в структуре СЭВ и невысокими показателями синдрома в целом. Подробные показатели уровня образования и социального положения пациентов представлены в табл. 2 и 3.
Из таблиц видно, что группы являются однородными по признаку полученного образования, число лиц с высшим образованием невелико, в среднем образовательный уровень респондентов невысок. Показатели социального статуса также преимущественно невысоки, причем в группах около 50% безработных.
Так как патологическое влечение к алкоголю является основным психопатологическим феноменом в структуре алкогольной зависимости — его оценка является важной составляющей в процессе изучения КЖ пациентов. В исследовании применена методика количественной оценки структуры и динамики патологического влечения к алкоголю у больных алкоголизмом по В.Б. Альтшулеру. Результаты оценки патологического влечения к алкоголю (ПВА) представлены в табл. 4.
Исследование ПВА у пациентов в стадии ремиссии более 1 года показало относительно невысокую его выраженность, а также отсутствие достоверных различий между 1-й и 2-й группами пациентов. В обеих группах был достоверно более выражен идеаторный компонент, который включает в себя разнообразные, но характерные для того или иного клинического варианта патологического влечения точки зрения, суждения, убеждения, сомнения, размышления и т. д., в которых выражается степень доминантности соответствующих переживаний. У обследованных пациентов чаще всего идеаторный компонент был представлен в виде эпизодически возникающих воспоминаний об употреблении алкоголя. Так как патологическое влечение к алкоголю в исследуемых группах выражено слабо, можно говорить о том, что у обследованных пациентов оно не оказывает существенного влияния на КЖ.
Пациенты заполняли опросник (SF-36) самостоятельно, подписав предварительно добровольное информированное согласие на участие в исследовании.
Результаты представлены в табл. 5.
У пациентов 1-й группы, находящихся на диспансерном наблюдении у врачей наркологов с сформированной фазой истощения и признаками профессиональной дезадаптации, уровень КЖ достоверно (p<0,05) ниже, чем у пациентов 2-й группы, которые наблюдались у наркологов с несформированной фазой. Значительное снижение КЖ пациентов 1-й группы объясняется снижением качества оказания врачом наркологом наркологической помощи. Врач, в силу выраженной клинической симптоматики «эмоционального выгорания», просто не в состоянии оказать качественную наркологическую помощь пациенту, особенно если больной нуждается в проведении психотерапии. Контакт пациента с лечащим врачом становится максимально формальным, а оказание наркологической помощи сводится к заполнению амбулаторных карт и различных отчетов. Совершенно очевидно, что повышение качества жизни пациентов, длительно наблюдающихся (в течение 3 и более лет) в наркологических диспансерах, возможно только при высоком потенциале физического и психического здоровья участкового врача психиатра-нарколога.
Приведенные данные говорят о том, что СЭВ у врачей-наркологов оказывает настолько ощутимое влияние на КЖ пациентов с алкогольной зависимостью, что он требует особого внимания специалистов, связанных с организацией наркологической помощи.
*Для журналов, выпускаемых издательством «Медиа Сфера», а именно: 1. Архив патологии; 2. Вестник оториноларингологии; 3. Вестник офтальмологии; 4. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры; 5. Доказательная гастроэнтерология; 6. Доказательная кардиология; 7. Журнал «Вопросы нейрохирургии» имени Н.Н. Бурденко; 8. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова; 9. Кардиология и сердечно-сосудистая хирургия; 10. Клиническая дерматология и венерология; 11. Лабораторная служба; 12. Онкология. Журнал им. П.А. Герцена; 13. Проблемы репродукции; 14. Проблемы эндокринологии; 15. Профилактическая медицина; 16. Российская ринология; 17. Российская стоматология; 18. Российский вестник акушера-гинеколога; 19. Стоматология; 20. Судебно-медицинская экспертиза; 21. Терапевтический архив; 22. Флебология; 23. Хирургия. Журнал им. Н.И. Пирогова; 24. Эндоскопическая хирургия.