Смирнова1 Н.Ф.

Кафедра неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики лечебного факультета ГОУ ВПО "Российский научно-исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова" Минздрава России

Ходова М.А.

Кафедра неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики лечебного факультета ГОУ ВПО "Российский научно-исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова" Минздрава России;
Отделение неврологии Городской клинической и больницы Владикавказа, Республика Северная Осетия - Алания, Владикавказ

Сиверцева С.А.

Тюменский областной центр рассеянного склероза

Бойко А.Н.

КГБУЗ "Красноярский краевой Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями"

Гусев Е.И.

Кафедра неврологии и нейрохирургии Российского государственного медицинского университета, Москва

Анализ влияния некоторых внешних факторов на риск развития рассеянного склероза в популяции Республики Северная Осетия - Алания

Авторы:

Смирнова1 Н.Ф., Ходова М.А., Сиверцева С.А., Бойко А.Н., Гусев Е.И.

Подробнее об авторах

Прочитано: 979 раз


Как цитировать:

Смирнова1 Н.Ф., Ходова М.А., Сиверцева С.А., Бойко А.Н., Гусев Е.И. Анализ влияния некоторых внешних факторов на риск развития рассеянного склероза в популяции Республики Северная Осетия - Алания. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2014;114(10‑2):12‑17.
Smirnova1 NF, Khodova MA, Sivertseva SA, Boĭko AN, Gusev EI. An analysis of an effect of infectious diseases and diet factors on the risk of multiple sclerosis in the population of the Republic North Ossetia - Alania. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2014;114(10‑2):12‑17.

Рекомендуем статьи по данной теме:
Гор­мо­наль­ные ме­то­ды кон­тра­цеп­ции и рас­се­ян­ный скле­роз. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2025;(1):24-30
Эпи­де­ми­оло­гия рас­се­ян­но­го скле­ро­за в Но­во­си­бир­ске. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2025;(1):119-127

Рассеянный склероз (РС) - одна из наиболее тяжелых форм органической патологии нервной системы. РС болеют преимущественно лица молодого возраста. Заболевание встречается сейчас практически во всех популяциях мира, лечение более 2,5 млн пациентов обходится в миллиарды долларов. Это обусловливает не только медицинскую, но и социально-экономическую значимость проблемы РС [1].

Вопрос о роли типа питания и инфекционных заболеваний в развитии демиелинизирующего процесса обсуждается достаточно давно. В последнее время этот вопрос остается актуальным и ему уделяется особенно много внимания в связи с улучшением методологии аналитических и экологических исследований и развитием современных биохимических и иммунологических методов исследования. При этом исследователями получены в ряде случаев взаимоисключающие данные, что требует дальнейшего изучения данного вопроса [2-5].

Тип питания во многом зависит от обычаев выработки (или выращивания), хранения и приготовления пищи, принятых в той или иной местности, вид используемых продуктов тоже характеризуется географическими и этническими особенностями. Поэтому диета может являться фактором, обусловливающим своеобразие распространения РС в мире, и может меняться при смене места проживания [4, 6]. Алиментарные факторы хронически воздействуют на всех представителей популяции, поэтому эпидемиологические исследования распространенности и заболеваемости РС в популяциях с разными особенностями питания имеют большую ценность [3, 5].

Большую роль в повышении риска развития РС играют возбудители хронических инфекций верхних дыхательных путей, а также перенесенная дифтерия [1, 7-12]. Из вирусных агентов наиболее часто в литературе встречаются указания на роль в развитии РС кори и краснухи [13], коклюша и скарлатины [1, 7-12, 14], эпидемического паротита.

В связи с широким применением активной иммунизации против этих инфекций заболеваемость среди детей снизилась, но увеличился удельный вес взрослых больных. При этом в 90-е годы прошлого столетия отмечался подъем заболеваемости этими инфекциями во всех возрастных группах, что было связано со снижением охвата населения нашей страны вакцинацией. Но отмечалось распространение этих заболеваний и среди привитого от данных инфекций населения. В связи с этим изучение роли инфекционной патологии в развитии РС также представляется актуальным. В последние годы накоплено также большое количество данных о возможном влиянии герпесвирусных инфекций на развитие РС [10, 15-19]. Группа герпетических вирусов представлена вирусами простого герпеса 1-го и 2-го типов (ВПГ 1, 2), вирусами варицелла-зостер (ВЗВ), Эпштейна-Барр (ЭБВ), цитомегаловирусом (ЦМВ), вирусами герпеса человека (ВГЧ) 6-го, 7-го и 8-го типов. Хотя инфицированность этими вирусами в популяции достигает 80-90%, клинически выраженные формы болезни формируются далеко не у всех.

Вирусные и бактериальные инфекции являются вероятными кандидатами на роль триггерных факторов РС. Однако изучение патогенеза многих пациентов в случаях, предположительно связанных с формированием специфических аутоиммунных заболеваний (на основании результатов серологических, морфологических или вирусологических исследований), не привело к окончательным выводам об этиологической роли этих инфекций в формировании РС. Трудность идентификации одного микроорганизма-возбудителя может указывать на то, что парадигма Коха «один организм, одно заболевание» неприменима к таким «сложным» болезням.

В связи с этим можно предположить, что сразу несколько различных повсеместно распространенных в популяции инфекционных агентов могут вызывать РС, либо утяжелять его течение. По крайней мере для 14 инфекций на основании серологических характеристик была продемонстрирована ассоциация с РС. Исследования «РС-ассоциированных» инфекций могут привести к идентификации специфических антигенных детерминант, приводящих и поддерживающих эту иммунную дисрегуляцию [20].

В данной статье приведены результаты впервые проведенного исследования, целью которого было изучение влияния перенесенных инфекций и типа питания на риск развития РС среди коренного населения Республики Северная Осетия-Алания (РСОА).

Материал и методы

В работе использован метод аналитической эпидемиологии «случай-контроль». Дизайн исследования (подбор лиц контрольной группы, разработка структуры анкеты и метода анализа данных) полностью соответствовал ранее осуществленным в других регионах Российской Федерации исследованиям, которые проводились в рамках общенационального проекта по изучению описательной и аналитической эпидемиологии РС [21]. Больным предлагалось заполнить анкету, разработанную Международной рабочей группой по изучению РС [22, 23] и адаптированную для отечественных респондентов. В результате для обработки данных были отобраны анкеты 110 пар, состоящих из больных РС и лиц контрольной группы (здоровые или пациенты с невоспалительными и неаутоиммунными заболеваниями нервной системы, каждая нозология не встречалась более чем у 10% от числа всех обследованных), соответствующих им по полу, возрасту и месту проживания.

Подбор и анкетирование больных РС и лиц контрольной группы проводились на базе Городской клинической больницы Владикавказа, Узловой больницы на станции «Владикавказ» ОАО «Российские железные дороги», а также в Моздокской районной больнице РСОА.

Для статистической обработки данных применялись общепринятые методы статистической обработки данных с использованием программ SPSS и EpiInfo.

Результаты

Респондентами были предоставлены характеристики типа питания, перечни продуктов растительного и животного происхождения, а также частота их употребления в разные возрастные периоды.

На основании указанных сведений были получены следующие результаты: 1) у больных РС достоверно чаще до 15-летнего возраста преобладал мясной тип питания (табл. 1), тогда как после 15-летнего возраста статистически значимых различий в образе питания не выявлено; 2) частота употребления растительного или животного жиров для приготовления пищи соответственно до и после 15-летнего возраста у больных РС и лиц контрольной группы оказалась без статистически значимых различий (табл. 2); 3) при анализе частоты употребления копченых продуктов в пищу выявлено, что в возрасте до 15 лет больные РС достоверно чаще употребляли в пищу копченое мясо (табл. 3), тогда как в возрасте после 15 лет подобных различий не выявлено; 4) результаты опроса по частоте употребления в пищу яиц, молока и молочных продуктов до и после 15-летнего возраста не показали статистически достоверных отличий в группах больных и контрольной.

Что касается перенесенных респондентами инфекционных заболеваний, то было выявлено, что больные РС достоверно чаще переносили инфекции, вызванные вирусами герпетической группы и бактериальных инфекций верхних дыхательных путей. Например, ветряная оспа достоверно чаще наблюдалась в возрасте от 0 до 7 лет у больных РС по сравнению с контрольной группой (табл. 4).

Подобная закономерность наблюдалась и в отношении инфекционного мононуклеоза и мононуклеозоподобных заболеваний, которые выявлялись в возрасте от 7 до 15 лет достоверно чаще среди больных РС по сравнению с лицами из группы контроля. Кроме того, в целом достоверно чаще по сравнению с больными РС последние давали отрицательный ответ на вопрос о перенесении этих заболеваний (см. табл. 4).

Из инфекций верхних дыхательных путей наиболее часто больные РС переносили тонзиллиты и синуситы, особенно в возрасте от 7 до 15 лет. Переход острых тонзиллитов в хронические также чаще встречался среди больных РС (табл. 5).

По другим инфекциям достоверных различий между больными РС и лцами из контрольной группы в популяции РСОА не выявлено.

При объединении обследованных по дошкольному и школьному периодам и перерасчете данных получается высокодостоверная сильная связь РС и бактериальных инфекций (87 из 110 больных РС болели синуситами и тонзиллитами в возрасте до 15 лет, как и 58 из 110 представителей контрольной группы), ПС - показатель соотношения при этом равен 3,39, 95% ДИ=1,80-6,42, &khgr;2=15,86, p=0,0000682.

Обсуждение

Полученные данные о воздействии типа питания на риск развития РС у коренного населения РСОА в целом не противоречат результатам ранее проведенных в других популяциях эпидемиологических исследований [12, 24-29], хотя некоторые авторы показали, что в возрасте после 15 лет пациенты контрольной группы достоверно чаще, чем больные РС, готовили пищу на растительном жире [12, 29].

Механизмы участия животных жиров и протеинов в повышении риска развития РС могут быть различными. Прежде всего это связано с их иммуностимулирующим влиянием, что при определенных условиях может активизировать «запрещенные» клоны клеток, сенсибилизированные к аутоантигенам, вызывая аутоиммунные реакции по механизму перекрестного реагирования подобно белкам вирусов и бактерий [30]. В составе некоторых сортов мяса имеется повышенное содержание так называемых «натуральных антител», являющихся сильными иммуностимуляторами [3].

Большое значение может иметь соотношение в питании насыщенных и полиненасыщенных жирных кислот. Описано, что у животных на фоне диеты с преобладанием насыщенных жирных кислот раньше, чем у животных на сбалансированном питании, развивались клинические проявления экспериментального аллергического энцефаломиелита [31]. По данным литературы, избыток насыщенных жирных кислот неблагоприятно влияет на микроциркуляцию, усиливая агрегацию и адгезию клеток к сосудистой стенке и миграцию, что может приводить к повышению проницаемости гематоэнцефалического барьера [32].

Рядом исследователей была выдвинута гипотеза о том, что диета, богатая животными или насыщенными жирами и бедная полиненасыщенными жирами или омега-3 жирными кислотами из рыбы, повышает риск развития РС. Предполагаемый патогенетический механизм включает в себя повышенную агрегацию тромбоцитов с последующим ишемическим поражением гематоэнцефалического барьера, изменения в композиции жирных кислот миелиновых оболочек, приводящие к повышению чувствительности к демиелинизации и формированию простагландинов, что приводит к изменениям иммунного ответа. Результаты некоторых исследований подтверждали эту гипотезу, однако в других случаях данное предположение было опровергнуто. Так, при проведении исследования с участием 2 больших когорт женщин, состоявших из 92 422 и 95 389 человек, было достоверно показано, что риск РС не возрастал при высоком уровне потребления насыщенных и низком уровне потребления полиненасыщенных жиров и омега-3 жирных кислот. Количество употребляемых в пищу молочных продуктов, рыбы, «красного» мяса, мяса птицы и мясных продуктов также не влиял на риск РС [4].

Не исключается возможность, что с мясными продуктами и особенно с молоком происходит передача человеку латентной вирусной инфекции, которая может играть определенную роль в активации иммунопатологических реакций [33].

В проведенном нами исследовании на примере популяции РСОА показано, что преобладание мясного типа питания в возрасте до 15 лет и употребление копченых продуктов повышает риск развития РС. Однако другие продукты и/или особенности питания не влияли на риск развития РС в данной популяции.

Не противоречат результатам ранее проведенных эпидемиологических исследований и результаты нашего исследования по воздействию на риск развития РС перенесенных инфекционных заболеваний [1, 7-13, 15-19, 34].

Связь риска развития РС с инфекционными заболеваниями может быть обусловлена как непосредственным поражением вирусными или бактериальными клетками нервной ткани и/или нарушением проницаемости гематоэнцефалического барьера под токсическим воздействием инфекционного агента, так и повреждающим действием на нервную ткань антител к инфекционным агентам [8].

Предполагается, что в результате контакта в детстве с инфекционным агентом формируется определенное состояние иммунной системы, которое позже, после латентного периода, проявляется ауто­агрессией против различных тканей человеческого организма, в частности нервной ткани и, соответственно, клиникой РС в более позднем возрасте. Доказано, что некоторые вирусные агенты способны асимптомно персистировать в организме человека, при этом увеличивая степень сенсибилизации иммунной системы [14].

Обобщая результаты ранее проведенных исследований, можно утверждать, что латентная вирусная инфекция Эпштейна-Барр является предрасполагающим к развитию РС фактором, но для возникновения заболевания необходимо сочетание с генетическими и другими внешними (в частности, гигие­ническими) факторами. Не исключено, что этиологическую роль РС играет и взаимодействие вируса Эпштейна-Барр с другими инфекциями, среди которых в первую очередь можно назвать Chlamydia pneumoniae, что подтверждается высокими титрами антихламидийных антител класса IgM, часто обнаруживаемых у больных в дебюте РС. Кроме того, у больных РС обнаруживаются достоверно более высокие уровни специфических антител к целому ряду других широко распространенных инфекций по сравнению со здоровыми. Однако этих результатов недостаточно для обоснования этиологической роли какой-либо из этих инфекций, так как высокие титры антител могут являться результатом общей иммунологической дисрегуляции у больных РС. Исследования «РС-ассоциированных» инфекций могут привести к идентификации специфических антигенных детерминант, приводящих и поддерживающих эту иммунную дисрегуляцию [20].

Таким образом, в данном исследовании была подтверждена роль ряда инфекционных заболеваний и алиментарных факторов в повышении риска развития РС в популяции РСОА. Выявлено статистически достоверное различие в частоте перенесенных вирусной инфекции Эпштейна-Барр, ветряной оспы, хронических тонзиллитов и синуситов в возрасте до 15 лет, а также преобладания в этом возрасте мясного типа питания и употребления копченых продуктов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.