Власов П.Н.

ГБУЗ МО "Московский областной НИИ акушерства и гинекологии", Москва

Червяков А.В.

Научный центр неврологии РАМН, Москва

Гнездицкий В.В.

Научный центр неврологии РАМН, Москва

Электроэнцефалографические характеристики феномена дежа вю

Авторы:

Власов П.Н., Червяков А.В., Гнездицкий В.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 7301

Загрузок: 64

Как цитировать:

Власов П.Н., Червяков А.В., Гнездицкий В.В. Электроэнцефалографические характеристики феномена дежа вю. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2013;113(4‑2):3‑9.
Vlasov PN, Cherviakov AV, Gnezditskiĭ VV. Electroencephalographic characteristics of the deja vu phenomenon. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2013;113(4‑2):3‑9. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Дол­гос­роч­ный ка­там­нез взрос­лых па­ци­ен­тов с эпи­леп­си­ей с эпи­леп­ти­чес­ким ста­ту­сом или се­рий­ны­ми прис­ту­па­ми. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(4):63-68
Эпи­леп­сия при му­та­ции ге­на PCDH19: по­лип­раг­ма­зия как следствие слож­нос­ти и мно­го­об­ра­зия ме­ха­низ­мов па­то­ге­не­за. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(7):51-55
Изу­че­ние эф­фек­тив­нос­ти при­ме­не­ния фе­но­за­но­вой кис­ло­ты при эпи­леп­сии, соп­ро­вож­да­ющей­ся ас­те­ни­чес­ки­ми на­ру­ше­ни­ями. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(7):89-97
Выз­ван­ные эпи­леп­си­ей осо­бен­нос­ти лич­нос­тно­го про­фи­ля сог­лас­но мо­де­ли «Боль­шая пя­тер­ка». Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(10):16-21
Мик­рос­трук­тур­ные из­ме­не­ния го­лов­но­го моз­га у па­ци­ен­тов с фо­каль­ной ви­соч­ной эпи­леп­си­ей по дан­ным диф­фу­зи­он­но-кур­то­зис­ной МРТ. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(11):171-177
Ото­ток­сич­ность, обус­лов­лен­ная при­емом про­ти­во­эпи­леп­ти­чес­ких пре­па­ра­тов. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(12):14-19
Ста­тус аб­сан­сов у взрос­лых. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(12):47-56
Ко­мор­бид­ные тре­вож­ные расстройства у па­ци­ен­тов с нев­ро­ло­ги­чес­кой па­то­ло­ги­ей: сов­ре­мен­ное сос­то­яние проб­ле­мы и мес­то эти­фок­си­на в стра­те­гии ле­че­ния. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(12):126-136
На­ру­ше­ния ве­ге­та­тив­ной ре­гу­ля­ции сер­деч­но-со­су­дис­той сис­те­мы у па­ци­ен­тов с эпи­леп­ти­чес­ки­ми и пси­хо­ген­ны­ми не­эпи­леп­ти­чес­ки­ми прис­ту­па­ми: пи­лот­ное ис­сле­до­ва­ние. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2025;(2):13-20
Пер­со­на­ли­зи­ро­ван­ный под­ход к ди­аг­нос­ти­ке эпи­леп­сии у де­тей с ожи­ре­ни­ем. Ла­бо­ра­тор­ная служ­ба. 2025;(1):5-12

Феномен дежа вю (ДВ) (фр. déjá vu - «уже виденное») - расстройство психической деятельности, связанное с восприятием окружающей действительности, при котором кажется, что видимые в первый раз предметы, обстановка, люди на определенное время воспринимаются как уже знакомые. Этот феномен входит в группу дереализационных расстройств, куда относятся также симптомы «уже пережитое», «уже слышанное», «никогда не виденное». Термин был впервые использован французским психологом Э. Буараком (1851-1917 ) в книге «Психология будущего» («L'Avenir des sciences psychiques»).

Особый интерес к ДВ связан с тем, что этот феномен встречается у здоровых людей (до 97% популяции) спонтанно или при нарушениях сна, тревожности. До недавнего времени не было ясно, почему некоторые люди никогда не ощущают ДВ. В 2012 г. M. Brazdil и соавт. [9] получили интересные данные при применении метода магнитно-резонансной морфометрии. Здоровые, которые ощущали ДВ, по сравнению с испытуемыми, никогда не ощущавшими ДВ, имели меньшие объемы серого вещества в мезотемпоральных регионах с двух сторон (в гиппокампе, парагиппокампальной извилине, островке, верхней височной извилине, базальных ганглиях, таламусе), то есть в структурах, вовлеченных в генерацию ДВ. Причем снижение объема серого вещества коррелировало с частотой ДВ [10].

Известно, что ДВ может быть признаком ряда психических и неврологических заболеваний: синдрома Шарля Бонне, височной эпилепсии (ВЭ), депрессии, шизофрении и являться ранним симптомом объемных образований головного мозга [3, 4, 9, 19].

В связи со сказанным выше появляется необходимость выделения критериев дифференциальной диагностики, когда ДВ считать вариантом нормы, а когда - симптомом заболевания.

Современная литература содержит большое число публикаций, касающихся частоты, механизмов развития ДВ и его клинических характеристик [5, 7, 10, 14, 19]. Нами были описаны основные клинические дифференциально-диагностические характеристики феномена ДВ у здоровых [1], при объемных образованиях головного мозга и при эпилепсии [2].

Особый интерес ДВ представляет при эпилепсии. ДВ в виде ауры встречается у 10% пациентов с ВЭ [13]. Аутосомно-доминантная ВЭ (АДВЭ) характеризуется фокальными приступами со слуховыми симптомами или афазией. Мутация в гене LGI1 зафиксирована более чем у 50% больных АДВЭ. В последнее время выявлены пациенты с АДВЭ с психическими приступами (ДВ и страх) без классической афазии и слуховых симптомов. У таких пациентов была найдена новая мутация в гене LGI1 - Arg407Cys, которая не препятствовала секреции белка in vitro, как это наблюдалось при ранее описанных мутациях [15, 16]. Для изучения области мозга, вовлеченной в ДВ, были обследованы пациенты с ВЭ с феноменом ДЭ и без него [12]. Использовался воксел-ориентированный анализ при 18FDG-ПЭТ. У пациентов с ВЭ и ДВ в клинике выявлен ипсилатеральный очагу гипометаболизм в верхней височной извилине и парагиппокампальном регионе, в непосредственной близости к преринальной и энториальной коре.

Основным нерешенным клиническим вопросом остается следующий - является ли факт наличия ДВ признаком наличия эпилепсии? Neppe в 1983 г. (цит. по [18]) отмечал большую частоту ДВ у пациентов с ВЭ - 86% по сравнению с группой контроля - 68%, но без достоверных отличий. Другие авторы [18] убеждены, что ДВ может выступать в качестве самостоятельного простого парциального припадка в структуре сложного парциального приступа и являться аурой вторично-генерализованного судорожного приступа.

Данный вопрос, вероятно, не может быть решен без регистрации специфического иктального электроэнцефалографического паттерна ДВ, однако публикаций, касающихся записи ЭЭГ во время феномена ДВ, в доступной литературе найти не удалось.

Цель настоящего исследования - изучение электроэнцефалографических характеристик феномена ДВ при эпилепсии и у здоровых.

Материал и методы

Были обследованы 166 человек (средний возраст 25,17±9,19 года; 63,2% женщин). Характеристики ДВ сравнивались в двух отдельных группах: 1-я - здоровые лица (139 человек), 2-я - больные эпилепсией (27).

У всех здоровых исключались пароксизмальные проявления различного генеза (синкопальные состояния, вегетативные пароксизмы, психогенные, эпилептические, фебрильные припадки и др.) на протяжении всей жизни. Выборочно каждому третьему испытуемому из этой группы было проведено стандартное электроэнцефалографическое обследование для исключения эпилептиформной активности.

Диагноз у больных 2-й группы был поставлен согласно данным клинического, нейровизуализационного и нейрофизиологического обследования.

Применялись следующие методы исследования: 1. Все испытуемые были опрошены по специально разработанному оригинальному опроснику для выявления характеристик ДВ. Опросник создан на основании данных литературы и направлен на выявление факта наличия ДВ, его частоты, длительности, эмоций, его сопровождающих, и страха перед наступлением данного состояния дереализации. 2. Рутинная ЭЭГ. 3. Длительный амбулаторный ЭЭГ-мониторинг («холтер-ЭЭГ») в течение 12-18 ч в 47 случаях. Запись ЭЭГ проводилась только на карту памяти регистратора в автономном режиме, без фоно- и фотостимуляции, при полной свободе пациента, его независимости от компьютера. Данную процедуру проводили 20 здоровым испытуемым и всем пациентам с эпилепсией. Данная методика позволяет выявить паттерн редких припадков (в частности, ДВ) в период обычного бодрствования пациента. 4. Инструментальные методы исследования: магнитно-резонансная и компьютерная томография (КТ, МРТ), стандартное ЭЭГ-исследование для верификации диагноза и уточнения локализации очага поражения (объемного образования мозга, эпилептического фокуса).

Для статистической обработки полученных данных использовался программный пакет Statictica 7.0 for Windows. Применялись методы параметрической и непараметрической статистики.

Результаты

При оценке ЭЭГ у пациентов с эпилепсией и наличием ДВ в клинической картине анализировали как рутинная ЭЭГ, так и амбулаторный ЭЭГ-мониторинг.

При анализе рутинной интериктальной ЭЭГ (см. таблицу) было выявлено, что с одинаковой частотой встречались как эпилептиформные знаки (44,4%), так и неспецифические изменения био­электрической активности (55,5%).

Значительно реже встречались пациенты с отсутствием изменений на ЭЭГ и медленноволновой активностью.

Так как дереализационные расстройства, согласно данным литературы, «привязаны» к правому полушарию, была проанализирована полушарная латерализация эпилептиформных знаков у пациентов, у которых они были зафиксированы. Вопреки ожиданиям на рутинной ЭЭГ не было определенной полушарной локализации патологических изменений, что может свидетельствовать об отсутствии связи между полушарной латерализацией интериктальной эпилептиформной активности на ЭЭГ и появлением феномена ДВ.

Для уточнения паттерна электрофизиологических изменений при дереализационных расстройствах проводился амбулаторный ЭЭГ-мониторинг с одновременной регистрацией ощущений и состояния пациента. Во время ЭЭГ-мониторинга у 4 пациентов было зафиксировано появление феномена ДВ. Ниже мы приводим описания этих переживаний пациентами и соответствующих им изменений на ЭЭГ.

Пациент Д., 29 лет, водитель. Рос и развивался без особенностей. С 15 лет стал ощущать редкие ДВ в виде ощущения уже виденного продолжительностью до 5 с. В возрасте 24 лет попал в автоаварию, получив закрытую черепно-мозговую травму (ЗЧМТ) с сотрясением головного мозга. Через 6-7 мес после ЗЧМТ стали регистрироваться генерализованные судорожные припадки с прикусом языка.

Частота их была - 5 припадков за 1 год. Участились эпизоды «уже виденного», которые стали чаще и «более яркие».

В апреле 2011 г. больной обратился в Научный центр неврологии РАМН. К этому моменту частота приступов была 1 раз в месяц, а частота ДВ составляла 1-2 раза в неделю, длительностью до 30 с. Возникновение ДВ сопровождалось страхом и неприятными ощущениями, но тем не менее пациент вновь хотел бы испытать данное состояние. При компьютерной томографии головного мозга патологии выявлено не было. На ЭЭГ на фоне умеренных диффузных изменений биоэлектрической активности в виде дезорганизации ритмов на несколько сниженном амплитудном уровне, была выявлена дисфункция стволовых структур. При проведении гипервентиляции определялась нерезкая билатерально-синхронная пароксизмальная активность, с преобладанием в лобно-центральных отделах, больше слева.

Пациенту был произведен 12-часовой ЭЭГ-мониторинг, во время которого появилось ощущение «вне своего тела» (дереализация), тревога, после чего возникло ощущение «уже виденного», сопровож­дающееся неприятным чувством тоски. Длительность эпизода ДВ была почти 20 с. Во время этого эпизода наблюдались следующие изменения на ЭЭГ, отраженные на рис. 1.

Рисунок 1. ЭЭГ пациента Д., 29 лет. а - фоновая ЭЭГ; б - за 1 с до констатации ДВ пациентом (стрелка); в - продолжение ДВ.

В фоновой записи ЭЭГ пароксизмальной активности выявлено не было. За доли секунды до нажатия пациентом на кнопку (начало припадка) была зафиксирована кожно-гальваническая реакция, после чего появились билатерально-синхронная полиспайковая активность с амплитудой до 150 мкВ, большое количество артефактов от миограммы. По мере развития припадка зафиксировано появление медленноволновой активности τ-d-диапазона, амплитудой до 200 мкВ, с преобладанием по амплитуде в правых височных отведениях. Суммарная длительность медленноволновой активности составила 20 с, после чего патологический ритм сменился фоновой активностью.

При проведении процедуры дипольной локализации с помощью программы BrainLock выявлено, что очаг как начальной, так и последующей медленноволновой полиспайковой активности локализовался в медиальных отделах височной и лобной долей правого полушария (рис. 2).

Рисунок 2. Пациент Д. Локализация очага патологической медленноволновой активности во время ощущения «уже виденного». а - фрагмент анализируемой ЭЭГ; б - дипольная локализация в программе BrainLock. Точками показана локализация активности, наложенная на шаблонную МРТ. Видна четкая правополушарная латерализация с преобладанием активности в медиальных отделах правой височной доли.

В трех других записях амбулаторной ЭЭГ при ДВ у пациентов с эпилепсией полиспайковая активность регистрировалась на протяжении 8 с и также характеризовалась четкой правополушарной латерализацией, с преобладанием в височной области.

Приводим теперь наблюдение здоровой женщины с феноменом ДВ.

Обследованная С., 20 лет. Жалуется, что ее длительное время (с 15 лет) беспокоят умеренные головные боли напряжения со склонностью к метеочувствительности. Примерно с этого же времени впервые в жизни появились ощущения «уже виденного», с тенденцией к учащению. В последние 2 года появились гипотимические состояния, из-за чего обратилась к врачу.

При осмотре сохраняются жалобы на головные боли, эпизоды ДВ с частотой несколько раз в день длительностью до 10 с, которые сопровождаются положительной эмоциональной окраской («удивление, интерес»), отсутствием страха. В неврологическом статусе - симптомы вегетативной дисфункции парасимпатической направленности в виде акрогипергидроза. При МРТ головного мозга патологии выявлено не было; при ультразвуковой диагностике магистральных артерий головы установлены только свойственные возрасту характеристики. На ЭЭГ были отмечены умеренные диффузные изменения биоэлектрической активности мозга, без эпилептиформных знаков.

Во время проведенного суточного амбулаторного ЭЭГ-мониторинга пациентка отметила эпизод ощущения сходства всего происходящего с предыдущим опытом. Возникло ощущение нереальности происходящего, подумала, что сейчас будет ДВ и зафиксировала это, нажав на кнопку. При этом по­явился интерес к своему состоянию, возникли приятные ощущения. Одновременно возникло чувство «предвосхищения», знания того, что будет дальше. Состояние длилось около 10-15 с (рис. 3).

Рисунок 3. Запись ЭЭГ обследованной С. Ощущение ДВ. Метка пациентки (стрелка). На ЭЭГ десинхронизация ритма. Эпилептиформных знаков нет.

Как видно из представленного фрагмента ЭЭГ, эпилептиформных изменений при возникновении ДВ у здоровой женщины выявлено не было. Отмечена только десинхронизация ритма, что свидетельствует об изначально неэпилептическом характере ДВ у здоровой.

Обсуждение

Как говорилось выше, основными вопросами при изучении феномена ДВ являются определение его клинического значения, а именно - является ли он патологическим и соответственно требует ли лечения, а также выявление механизма его происхождения.

Большинство авторов склоняются к тому, что ДВ является не психопатологическим феноменом, а неврологическим, эпилептическим аналогом, но с вовлечением психоассоциированных зон [10].

Оригинальную гипотезу возникновения ДВ выдвинул J. Spatt [14], который предположил, что функции гиппокампа и префронтальной коры заключаются в опознавании новой информации и соотнесении ее с предшествующим опытом. Парагиппокампальная система координирует работу по данному соотнесению, и во время сбоя в ее работе незнакомая информация кажется знакомой. Автор делает заключение, что ДВ происходит при нарушении контакта неокортекса и медиальных височных структур на фоне снижения коркового влияния (сон, усталость).

Зафиксированные в данном исследовании эпизоды ДВ по своему происхождению оказались неоднородными. Учитывая данные ЭЭГ, клинического, психологического, нейровизуализационного обследований можно предположить, что существует 2 вида ДВ - патологический и непатологический.

У большинства здоровых фиксируется непатологический (неэпилептический) ДВ, который не имеет эпилептиформного паттерна на ЭЭГ, характеризуется редкой частотой, кратковременностью, положительной эмоциональной окраской и, как правило, индуцируется психическим и физическим перенапряжением, недосыпанием. При этом нельзя полностью исключить, что непатологический ДВ не связан с нарушением работы нейронов и спонтанными нейронными разрядами. Но, вероятно, распространение этой активности столь мало и локально (в медиобазальных отделах височной доли - парагиппокампальной зоне), что не имеет отчетливого паттерна на ЭЭГ. При эпилепсии возникает патологический, эпилептический ДВ, который характеризуется специфическим паттерном активности на ЭЭГ, высокой частотой, длительностью и негативной эмоциональной окраской. Патологический ДВ возникает вследствие чрезмерных нейронных разрядов групп клеток и является по сути парциальным психогенным припадком.

Выделение двух видов ДВ поддерживают и зарубежные авторы, но без электрофизиологического подтверждения и обоснования [6].

Данные ЭЭГ говорят о вовлеченности в генерацию ДВ правого полушария. При этом некоторые записи ЭЭГ во время ДВ характеризуются островолновой активностью в правом полушарии длительностью до 8 с, а более длительный феномен - переходом островолновой в медленноволновую активность. Возможно, ДВ образуется не в одном полушарии, а при нарушении взаимодействия обоих полушарий. Интересно, что при этом были обнаружены [8, 11, 17] зоны гипометаболизма по данным ПЭТ и SPECT в структурах височных долей (энториальной, преринальной коре). Обнаружение во время эпизода ДВ у пациента с эпилепсией медленноволновой активности может быть электрофизиологическим проявлением описанной ранее гипоперфузии.

Таким образом, на ЭЭГ феномен ДВ при эпилепсии характеризовался началом с полиспайковой активности в правых височных отведениях и, в некоторых случаях (при большей длительности феномена), заканчивался медленноволновой τ-d-актив­ностью в правом полушарии. На основании комплексного клинико-электрофизиологического обследования выделено 2 типа ДВ: эпилептический, характерный для пациентов с эпилепсией и являющийся эквивалентом эпилептического припадка, и неэпилептический, характерный для здоровых людей и по своей сути представляющий собой психологический феномен.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.