Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Белялов Ф.И.

ГБОУ ДПО «Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования» Минздрава России, Иркутск, Россия

Депрессия, тревога, стресс и смертность

Авторы:

Белялов Ф.И.

Подробнее об авторах

Журнал: Терапевтический архив. 2016;88(12): 116‑119

Просмотров: 4754

Загрузок: 1420


Как цитировать:

Белялов Ф.И. Депрессия, тревога, стресс и смертность. Терапевтический архив. 2016;88(12):116‑119.
Belialov FI. Depression, anxiety, stress, and mortality. Therapeutic Archive. 2016;88(12):116‑119. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/terarkh20168812116-119

Рекомендуем статьи по данной теме:
Вза­имос­вязь стрес­са и ожи­ре­ния. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(5):123-127
Ар­те­ри­аль­ная ги­пер­тен­зия у па­ци­ен­тов — учас­тни­ков бо­евых действий. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(5):128-132
Тар­ге­ти­ро­ва­ние NMDAR/AMPAR — пер­спек­тив­ный под­ход фар­ма­ко­кор­рек­ции деп­рес­сив­ных расстройств. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(5):22-30
Кли­ни­чес­кие ре­ко­мен­да­ции и стан­дар­ты ле­че­ния посттрав­ма­ти­чес­ко­го стрес­со­во­го расстройства: фо­кус на сим­пто­мы пси­хо­фи­зи­оло­ги­чес­ко­го воз­буж­де­ния. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(5):58-68
Ас­те­ния у мо­ло­дых па­ци­ен­тов и воз­мож­нос­ти ее кор­рек­ции. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(5):133-137
При­ме­не­ние пе­ро­раль­ной се­да­ции при ам­бу­ла­тор­ном сто­ма­то­ло­ги­чес­ком вме­ша­тельстве у де­тей. Сто­ма­то­ло­гия. 2024;(3):42-49
Ди­на­ми­ка за­бо­ле­ва­емос­ти и смер­тнос­ти от хро­ни­чес­ких не­ин­фек­ци­он­ных за­бо­ле­ва­ний во Вла­ди­мир­ской об­лас­ти. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(6):49-52
Лич­нос­тная тре­вож­ность, си­ту­атив­ная тре­во­га, сим­пто­мы ин­сом­нии и их вли­яние на днев­ное фун­кци­они­ро­ва­ние у де­во­чек-под­рос­тков. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(5-2):66-71
Расстройства сна и он­ко­ло­ги­чес­кие за­бо­ле­ва­ния. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(5-2):125-131
Вза­имос­вязь обес­пе­чен­нос­ти вра­ча­ми про­филь­ных ста­ци­она­ров и от­де­ле­ний с ле­таль­нос­тью от ин­фар­кта ми­окар­да и моз­го­во­го ин­суль­та. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(7):30-37

ИБС — ишемическая болезнь сердца

ИМ — инфаркт миокарда

ССЗ — сердечно-сосудистые заболевания

Основные глобальные задачи научной и практической медицины включают увеличение продолжительности и качества жизни людей. Рассматривая влияние медицины на смертность населения, следует учитывать, что на этот показатель в большей степени действуют социальные, экономические и поведенческие факторы, а вклад медицины не превышает 20%, как следует из программы County Health Rankings & Roadmaps.

Среди приоритетов системы здравоохранения — снижение общей смертности и смертности от сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ), которые вызывают почти 50% всех смертей [1]. С этой целью реализуются федеральные программы, направленные на первичную профилактику, создание специализированных центров по лечению больных с инсультом и инфарктом миокарда (ИМ), высокотехнологичной помощи. В последние годы темпы снижения общей и сердечно-сосудистой смертности в нашей стране замедлились, что заставляет искать дополнительные возможности контроля важнейших демографических индикаторов [2]. Среди управляемых факторов риска, не требующих для контроля значительных затрат, все чаще в последние годы обращают внимание на психическое состояние.

Психические расстройства повышают риск смерти в 2,2 раза, 2/3 из которых вследствие естественных причин, и лишь 14% летальных исходов можно связать с психическими расстройствами [3]. Основными причинами смерти у пациентов с психическими расстройствами, как и всего населения, являются ССЗ, в первую очередь ишемическая болезнь сердца (ИБС).

Изменение психического состояния влияет на физиологические процессы и поведение человека. Например, изменяются баланс вегетативной нервной системы (симпатикотония), контроль воспаления, тромбообразование, которые способствуют развитию соматических катастроф через повышение нестабильности атеросклеротических бляшек с разрывами, тромбозом и окклюзией коронарных и мозговых сосудов [4—9].

Поведенческие факторы, включая соблюдение рекомендованного лечения, следование правилам оптимального образа жизни, посещения врачей и лечебных учреждений, также зависят от состояния психики [10—14].

В настоящей работе проведен анализ научных исследований, выполненных в последнее десятилетие и направленных на изучение связей распространенных психических факторов с общей и сердечно-сосудистой смертностью.

Депрессия. В многочисленных эпидемиологических исследованиях выявлена связь депрессии и общей смертности. Наличие депрессии ассоциировалось с достоверным увеличением общей смертности в 1,8—3,2 раза, независимо от хорошо изученных социодемографических и соматических факторов риска смерти [15—19]. Cмерт-ность увеличивалась при более выраженной депрессии, а также при усилении депрессии с течением времени в отличие от стабильного уровня снижения настроения [20, 21]. Даже легкая (субклиническая) депрессия связана с повышением смертности [22]. В большинстве исследований влияние депрессии на смертность у мужчин и женщин не различалось.

В проспективном наблюдении в течение 21 года депрессивные симптомы оказались достоверно связаны с повышением общей смертности на 24% [23]. После коррекции на поздние соматические проблемы эта связь стала несущественной. Проспективное наблюдение врачами общей практики в течение 8 лет за 1204 пожилыми пациентами с депрессией показало, что наличие депрессии ассоциировалось с троекратным повышением смертности у пациентов с сочетанной соматической патологией [24]. Соответственно можно предположить, что влияние депрессии на смертность может опосредоваться через соматическое здоровье, особенно у пожилых.

Основными причинами роста смертности у пациентов с депрессией являются ССЗ, значительно реже — суициды. Например, в проспективном исследовании в Великобритании в течение 8,5 года наблюдения наличие большой депрессии ассоциировалось с возрастанием в 3,5 раза смертности от ИБС [25]. У женщин с депрессией частота развития фатальной ИБС увеличилась на 49% за 9 лет наблюдения [26].

Депрессия может увеличить риск смерти через изменение поведения: суициды, отказ от эффективных инвазивных вмешательств (стентирование коронарных артерий, коронарное шунтирование, протезирование клапанов сердца, имплантация кардиовертера-дефибриллятора, диализ), пренебрежение медикаментозным лечением соматических заболеваний, ограничение физической активности, нежелание изменить рацион и другие аспекты нездорового образа жизни. Например, депрессия нивелировала положительное влияние физической активности на общую смертность [27].

Лечение депрессии проводится с помощью антидепрессантов и психотерапевтических методик. Психотропное лечение позволяет уменьшить депрессию, повысить качество жизни, улучшить физическую активность, увеличить полноту соблюдения больными схем назначенного лечения.

Результаты немногочисленных исследований, оценивающих влияние лечения депрессии с помощью антидепрессантов и психотерапии на смертность, противоречивы.

В когортном австралийском исследовании с участием мужчин старше 67 лет, несмотря на повышение общей смертности почти в 2 раза при наличии депрессии, прием антидепрессантов не повлиял на общую смертность [21]. В то же время в рандомизированном проспективном исследовании PROSPECT лечение большой депрессии у пожилых пациентов, проводимое врачами общей практики с помощью антидепрессантов и психотерапии, согласно разработанным алгоритмам, ассоциировалось со снижением пятилетней общей смертности почти на 50% [28]. Продолжение наблюдения за пациентами до 10 лет подтвердило устойчивость снижения общей смертности, которое составило 24% [29].

Поскольку ССЗ вносят основной вклад в общую смертность, заслуживают внимания результаты рандомизированного исследования IMPACT, которое продемонстрировало снижение на 19% абсолютного риска развития сердечно-сосудистых осложнений у пациентов старше 60 лет с большой депрессией и дистимией без ССЗ, которые получали лечение антидепрессантами и психотерапию в течение 8 лет наблюдения [30].

Тревога. Результаты большинства исследований не подтвердили независимого негативного влияния симптомов тревоги и тревожных расстройств на общую смертность[17, 31]. В то же время нельзя полностью исключить отрицательное влияния тревоги, поскольку зависимость может иметь U-образную форму [32].

Влияние тревоги может существенно зависеть от метода оценки психического состояния и сочетанных расстройств. При использовании шкалы HADS сопутствующая депрессии тревога снижала общую смертность в исследовании HUNT-2 [32]. Наоборот, у ветеранов вьетнамской войны с большой депрессией сочетанное генерализованное тревожное расстройство ассоциировалось с увеличением общей смертности [33, 34].

Метаанализ исследований не выявил связи тревоги и общей смертности у пациентов с ИБС [35]. Более того, в ряде случаев тревога может выполнять защитную функцию. Например, у пациентов с ИБС без ИМ в анамнезе тревога ассоциировалась со снижением смертности (на 30% в течение 5 лет) [36]. Тревожные пациенты чаще посещают врачей и лечебные учреждения, обследуются и лечатся, что может позитивно влиять на исход соматического заболевания. Тревога может как улучшить, так и снизить полноту соблюдения больными схем рекомендованного врачом лечения [14, 37, 38].

Избыточная тревога и страх не позволяют реализовать охранительный потенциал эмоциональной реакции. Например, у женщин с ИБС фобии способствовали повышению смертности от заболеваний сердца в 1,6 раза, а частоты внезапной сердечной смерти — в 2 раза [39].

Для контроля тревоги широко используются антидепрессанты и транквилизаторы. Однако применение бензодиазепиновых транквилизаторов может повысить общую смертность согласно результатам когортных исследований, проведенных во Франции и Великобритании [40—42].

Несмотря на возможные риски, связанные с использование бензодиазепинов, частота их приема не снижается, а в США среди пациентов старше 85 лет увеличилась почти в 2 раза за последние 10 лет [43].

Стресс. Выявлена связь смертности со стрессом у мужчин, особенно пожилых, отсутствием работы, но не со стрессами военного времени [44—47]. Основной вклад в повышение общей смертности вносят ССЗ. Возможно, пациенты с факторами риска развития ССЗ более уязвимы к воздействию стресса. Временно́й анализ выявил очевидную связь социально-экономических изменений в России с 1965 по 2005 г. с динамикой смертности от ИБС [48].

Крах биржи в 2008 г. в Лос-Анжелесе ассоциировался с увеличением общей и сердечно-сосудистой смертности на 17 и 24%, смертности от ССЗ, ИМ и ИБС на 24, 28 и 38% соответственно [49].

Прошедшее в 11 марта 2011 г. сильное землетрясение на севере Японии с магнитудой 9 балла по шкале Рихтера привело к почти троекратному повышению частоты выполнения сердечно-легочной реанимации на следующий день [50].

Проигрыш любимой команды из Лос-Анжелеса в игре за чемпионство в национальной футбольной лиги привел к повышению общей и сердечно-сосудистой смертности, смертности от ИБС на 17, 22, 20 и 17% соответственно по сравнению с обычными днями [51]. Когда же через 4 года команда выиграла, общая смертность в городе снизилась на 6%.

После установления диагноза рака в первую неделю сердечно-сосудистая смертность повысилась в 5,6 раза, в первый месяц — в 3,3 раза, позднее к концу года показатель быстро снизился до обычного уровня [52].

Позитивную роль в предупреждении смертности может играть психотерапевтическое лечение. Под данным метаанализа 23 рандомизированных контролируемых исследований, у мужчин с заболеваниями сердца психологическое лечение, направленное на контроль стресса и дополнявшее программу реабилитации, снизило двухлетнюю смертность на 27% [53]. У женщин психологическое лечение достоверно не повлияло на смертность. Важно отметить, что наибольший эффект лечение давало сразу после сердечного приступа и смертность в этих случаях снизилась на 72%.

Заключение

Таким образом, проведенный анализ результатов научных исследований показывает, что депрессия и стресс ассоциируются с увеличением риска смерти, преимущественно от ССЗ, а лечение депрессии и контроль стресса могут увеличить продолжительность жизни.

Конфликт интересов отсутствует.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.