Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Ильин Н.Н.

Кафедра криминалистики Московской академии Следственного комитета Российской Федерации, Москва, Россия, 125080

Проблемные вопросы, связанные с производством водно- технической и судебно-медицинской экспертизы

Авторы:

Ильин Н.Н.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1238

Загрузок: 43


Как цитировать:

Ильин Н.Н. Проблемные вопросы, связанные с производством водно- технической и судебно-медицинской экспертизы. Судебно-медицинская экспертиза. 2020;63(1):4‑8.
Ilyin NN. Problematic issues associated with performing water-technical and forensic medical expertize. Forensic Medical Expertise. 2020;63(1):4‑8. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/sudmed2020630114

Рекомендуем статьи по данной теме:
Об учи­те­ле (на­уч­ное су­деб­но-ме­ди­цин­ское нас­ле­дие про­фес­со­ра М.И. Ав­де­ева). Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2023;(2):7-10
О пер­спек­тив­нос­ти ме­то­да им­пе­дан­со­мет­рии для оп­ре­де­ле­ния дав­нос­ти нас­туп­ле­ния смер­ти. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2023;(2):20-25
Прак­ти­чес­кое зна­че­ние мик­ро­ор­га­низ­мов для це­лей су­деб­ной ме­ди­ци­ны (на при­ме­ре мик­роф­ло­ры кос­тных ос­тан­ков ис­то­ри­чес­ко­го за­хо­ро­не­ния). Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2023;(2):30-36
К воп­ро­су су­деб­но-ме­ди­цин­ской оцен­ки ис­хо­дов пе­ре­ло­мов ниж­ней че­люс­ти, ос­лож­нен­ных ин­фек­ци­он­ным про­цес­сом. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2023;(2):45-48
Ос­нов­ные ве­хи ис­то­рии су­деб­но-ме­ди­цин­ской бал­лис­ти­ки в Рос­сии. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2023;(2):49-55
Ди­ро­фи­ля­ри­оз в су­деб­но-ме­ди­цин­ской прак­ти­ке. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2023;(2):63-64
Ред­кие слу­чаи травм го­ло­вы, при­чи­нен­ных ло­пас­тя­ми греб­ных вин­тов ма­ло­мер­ных су­дов. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2023;(2):65-68
Ана­лиз по­ка­за­те­лей смер­тель­ной элек­трот­рав­мы в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции за 2003—2021 гг.. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2023;(3):5-9
Неп­ря­мые мо­ле­ку­ляр­но-ге­не­ти­чес­кие фак­то­ры пред­рас­по­ло­жен­нос­ти к по­вы­шен­но­му тром­бо­об­ра­зо­ва­нию у по­тер­пев­ших с ме­ха­ни­чес­кой трав­мой ниж­них ко­неч­нос­тей. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2023;(4):25-29
Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за по ус­та­нов­ле­нию воз­рас­та жи­вых лиц в Рос­сии: проб­лем­ные ас­пек­ты и пу­ти ре­ше­ния. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2023;(5):11-17

Безопасность — основной показатель, необходимый для всех видов транспорта. Особое значение она приобретает на морском и внутреннем водном транспорте.

Анализ происшествий на водном транспорте1 свидетельствует, что их число по сравнению с другими видами транспорта ниже. Так, за 2017 г. на территории Российской Федерации на водном транспорте произошло 54 аварии, в результате которых погибли 11 человек. За этот же год зарегистрировано 70 авиационных происшествий, в которых погибли 90 человек2. Основной причиной таких происшествий считают человеческий фактор, проявляющийся в нарушении правил безопасности и эксплуатации, за что предусмотрена уголовная ответственность по ст. 263 УК РФ.

Практика расследования нарушений правил без-опасности движения и эксплуатации водного транспорта, связанных с возникновением или угрозой возникновения чрезвычайных ситуаций, свидетельствует о том, что установление всех обстоятельств таких аварий имеет определенные трудности. Эти трудности возникают при назначении и производстве водно-технических, транспортно-трасологических и судебно-медицинских экспертиз, которые основаны на общих положениях любой судебной экспертизы, но, по нашему мнению, имеют некоторые особенности. Прежде всего это связано со спецификой работы водного транспорта и воздействием различных факторов (например, шторм), что не может не отразиться на производстве перечисленных судебных экспертиз при расследовании указанных ранее преступлений. Кроме того, судебно-медицинские экспертизы транспортной травмы являются актуальными и сложными проблемами теории и практики судебной медицины [1]. Такие исследования представляют собой частный вариант широко применяемых в настоящее время в различных отраслях знаний комплексных ситуационных исследований многокомпонентных объектов в различных сферах деятельности [2]. Следует отметить, что под транспортно-трасологической судебной экспертизой в данном случае понимается ее подвид, условно именуемый нами водной транспортно-трасологической судебной экспертизой. В последнее время в правоприменительной практике наметилась тенденция более узкого понимания термина «транспортно-трасологическая судебная экспертиза» — применительно только к исследованию обстоятельств дорожно-транспортных происшествий (автомобильная транспортно-трасологическая судебная экспертиза). По нашему мнению, такое положение недопустимо. В настоящее время актуальны для правоприменительной деятельности, а также в части научно-методического совершенствования такие подвиды транспортно-трасологической судебной экспертизы, как авиационная, железнодорожная, водная и т. д. при достаточной общности основных методологических положений, имеющих свои, иногда выраженные, особенности.

Транспортное происшествие на водном транспорте часто сопровождается человеческими жертвами или причинением членам экипажа и пассажирам определенного вреда здоровью (как правило, тяжкого). Повреждения могут быть причинены гребными винтами (лопастями) двигателя судна, швартовыми (тросами) или одним из элементов якорного устройства (якорь, якорная цепь, якорный шпиль или лебедка) во время погрузочно-разгрузочных работ, швартовке судна (особенно во время шторма), при нахождении человека на открытой воде и т. д.

Наибольшие трудности в ходе судебно-медицинской экспертизы при водно-транспортной травме возникают при изучении повреждений, нанесенных гребными винтами. Они могут причинить ранения как живому человеку, когда он засасывается струей воды и попадает на вращающиеся гребные винты, так и трупу, находящемуся в воде, о чем свидетельствуют признаки утопления [3]. Сами повреждения могут быть комбинированными (резаными, рублеными, от воздействия тупым предметом и т. п.).

Материал и методы

Изучили 12 уголовных дел и 14 приговоров о преступлениях на морском и внутреннем водном транспорте, преду-смотренных ст. 263 УК РФ; 25 экспертных заключений по водно-технической экспертизе и 14 экспертных заключений по судебно-медицинской экспертизе в рамках расследования указанных преступлений; результаты анкетирования 65 следователей Следственного комитета РФ следственных органов на транспорте.

Применяли общенаучные методы исследования (анализ, синтез, дедукция, индукция), а также специальные методы социологии (статистика и анкетирование).

Результаты и обсуждение

Результаты изучения судебной, следственной и экспертной практики при расследовании нарушений правил безопасности движения и эксплуатации морского и внутреннего водного транспорта показали, что комплексные водно-технические, транспортно-трасологические и судебно-медицинские экспертизы не назначаются, а проводятся отдельно. По нашему мнению, это не совсем правильно по следующим причинам.

Во-первых, единолично судебно-медицинский эксперт из-за отсутствия специальных знаний о судовождении и судостроении не вправе употреблять специальные термины. Во-вторых, не зная устройство судна, он не может в полной мере решать вопросы ситуационного характера (например, о волочении тела определенным типом судна; о возможности образования повреждений при выпадении из движущегося водно-транспортного средства). На наш взгляд, привлечение эксперта в соответствующей области водно-технической и транспортно-трасологической экспертизы позволит наиболее точно ответить на вопрос, какой частью судна могло быть причинено повреждение. Большинство экспертных заключений требовали специальных знаний в области трасологии, судовождения, судостроения и др. Предлагаем выделить следующие виды водно-технических экспертиз:

1) судоводительская экспертиза: установление водно-транспортного происшествия, его причины, механизма, обстоятельств и последствий; решение вопросов, связанных с правилами технической эксплуатации и ремонта судна, плавания и предупреждения столкновения судов, а также вопросов правильности судовождения и перевозки грузов;

2) гидрологическая экспертиза: решение вопросов, связанных с исследованием глубин, рельефа дна, контуров береговой полосы; измерение и описание физических характеристик океанов, морей, прибрежных районов, озер и рек для установления соответствия правилам безопасности навигации и всех остальных видов морской деятельности; изучение правильности расстановки знаков судоходной обстановки и их соответствия водному режиму;

3) гидрометеорологическая экспертиза: изучение воздействия природных явлений на движение водного транспорта и возникновение транспортного происшествия;

4) водно-инженерная экспертиза: исследование судна и проектной документации для установления его типа, а также возникших ошибок проектирования, нарушения технического задания и неверного применения нормативной документации.

В-третьих, судебно-медицинский эксперт, как представляется, сможет единолично ответить на вопросы о типах повреждений3, обнаруженных на живом пострадавшем или трупе, механизме их образования, а эксперты в области водно-технической и транспортно-трасологической экспертизы — на вопросы технического характера, связанные с причинами происшествия и другими обстоятельствами, имеющими к нему отношение.

Вопросы о том, могли ли выявленные повреждения образоваться от воздействия конкретной части водного транспорта (судна), в каком положении по отношению к ней находился пострадавший в момент травмы и т. п., можно решить только в рамках комплексной судебно-медицинской, транспортно-трасологической и водно-технической (с указанием ее вида) экспертизы, поскольку судебно-медицинский эксперт не знает процесс работы того или иного механизма (элемента, узла, детали) судна, а эксперт в области водно-технической экспертизы не сведущ в области судебной медицины. В этой связи справедливо мнение, что, в отличие от трасологического понимания механизма следообразования, судебно-медицинский эксперт исследует не только следы-отображения, но и следы, образовавшиеся в результате каких-либо процессов и явлений: следы болезни, переохлаждения, душевных переживаний и т. п. [4].

На практике, к сожалению, известны случаи выхода эксперта за пределы своей компетенции. Так, из представленных материалов уголовного дела №…, возбужденного 24 октября 2014 г. Мурманским следственным отделом на транспорте Северо-Западного следственного управления на транспорте Следственного комитета РФ по факту причинения тяжкого вреда матросу, следовало, что рыбопромысловое судно по указанию диспетчера порта осуществляло швартовку (подход судна к причальной стенке, пирсу или другому судну и его крепление с помощью тросов) к причалу (специально оборудованное место у берега для швартовки судна) морского рыбного порта. Капитан судна М. отдал команду швартоваться левым бортом к причалу, однако судно стало сносить в сторону причала и он принял решение швартоваться правым бортом. Затем М. отдал команду подать на причал швартов с правого борта, а швартовый конец с левого борта, поданный на причал, травить (выпускать, ослаблять). При этом шпринг (трос, взятый за якорь) левого борта оставался закрепленным на берегу, т. е. не была завершена операция отшвартовки и не был выбран швартов, заведенный с левого борта через левый клюз (отверстие в борту судна для якорной цепи). При смене борта швартовки судна к причалу матрос А. остался на полубаке (носовая надстройка на баке судна, которая служит для защиты от заливания верхней палубы встречной водой) левого борта травить швартовый трос. Вследствие движения судна его носовая часть прижала не отданный с берега швартов и потащила его впереди себя по причальному брусу. Швартов стал стремительно уходить в левый клюз, зацепив при этом за лодыжку правой ноги матроса А., в результате чего произошла ее ампутация. Перед экспертом наряду с техническими вопросами о причинах происшествия были поставлены вопросы о причинах травмирования матроса А. и об установлении причинно-следственной связи между действиями капитана М. и травмированием матроса А. Эксперт в ходе проведенного исследования дал ответы на поставленные вопросы4.

Очевидно, что первый вопрос — о технических причинах происшествия — требует использования специальных знаний судебно-медицинского эксперта. Что касается второго вопроса, то в данном случае существует спорное и дискуссионное мнение: может ли эксперт вообще решать вопрос об установлении причинно-следственной связи между реализованным комплексом действий конкретных лиц по соблюдению правил безопасности движения и управлению движением судна и наступившими последствиями в виде транспортного происшествия.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 196 УПК РФ эксперт может устанавливать причины смерти. В таком случае обязательно назначают и производят судебно-медицинскую экспертизу. На практике при расследовании транспортных происшествий следователи практически всегда ставят перед экспертами вопрос об установлении причинно-следственной связи, которая, как отмечают ученые в области уголовного права, требует применения специальных знаний [5]. Именно поэтому следователь и суд в таком случае назначают различные экспертизы.

Представляется, что экспертами в области водно-технических экспертиз могут быть установлены следующие технические причины:

1) связанные с нарушением правил безопасности движения, из-за которых произошло транспортное происшествие (например, нарушение правил швартовки или неправильное расхождение судоводителя со встречным вод-ным транспортом);

2) связанные с нарушением правил эксплуатации (например, определение различных неисправностей при техническом обслуживании узлов и механизмов, обеспечивающих безопасность движения судна).

Следует согласиться с мнением, что наступившие последствия как конечное звено причинно-следственной связи эксперт водно-технических экспертиз должен рассматривать только как материальные изменения, произошедшие в конкретной ситуации независимо от их общественной опасности [6].

Таким образом, причинно-следственная связь при производстве водно-технических судебных экспертиз должна устанавливаться именно между техническими причинами происшествия и наступившими техническими последствиями (например, в результате неправильных действий членов экипажа произошло натяжение швартов, а не произошла ампутация ноги, как в приведенном заключении).

В-четвертых, при изучении заключений эксперта водно-технических экспертиз установили, что в ходе экспертного исследования отсутствуют сведения об использованных методах и методике.

Вопрос о том, насколько важной является разработка общих методических основ не только для производства транспортно-технических судебных экспертиз, т. е. для самих экспертов, но и для субъектов проверки (ст. 87 УПК РФ) и оценки доказательств (ст. 88 УПК РФ), подтверждает следственная и судебная практика. Так, К., находясь в должности капитана-механика, нарушил правила безопасности движения речного транспорта, которые повлекли по неосторожности гибель трех лиц, т. е. совершил преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 263 УК Р.Ф. Согласно должностной инструкции, он был обязан соблюдать правила безопасности движения речного транспорта, руководить экипажем речного теплохода и выполнять функции судоводителя теплохода. Стороной обвинения было представлено заключение комиссионной водно-технической судебной экспертизы, согласно которому К. имел техническую возможность избежать транспортного происшествия. Вместе с тем сторона защиты обратила внимание, что в экспертном заключении отсутствовали сведения о содержании, методах и результатах проведенных ими исследований, что противоречит положениям ст. 25 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и п. 9 ч. 1 ст. 204 УПК Р.Ф. Указанное нарушение породило у суда сомнение в достоверности экспертных выводов, и было признано недопустимым доказательством в соответствии со ст. 75 УПК РФ5.

По нашему мнению, для производства комплексных водно-технических, транспортно-трасологических и судебно-медицинских экспертиз желательно, чтобы один из экспертов имел опыт работы по производству таких судебных экспертиз при расследовании транспортных происшествий (например, судебно-медицинский эксперт из отдела сложных экспертиз) или иным образом участвовал в их расследовании (например, входил в состав комиссии по расследованию транспортного происшествия).

На комплексную водно-техническую, транспортно-трасологическую и судебно-медицинскую экспертизу должны быть предоставлены такие материалы уголовного дела, в которых отражены сведения (исходные данные) о транспортном происшествии и его участниках, а также о других обстоятельствах, имеющих к нему отношение:

— протокол осмотра места происшествия, протокол осмотра судна с указанием об изъятии объектов биологического происхождения (совместно со схемой происшествия и фототаблицей);

— протоколы допросов подозреваемого (обвиняемого), потерпевшего, свидетелей;

— протокол следственного эксперимента (совместно с видеозаписью следственного действия);

— материалы расследования транспортного происшествия;

— заключение отдела управления государственного морского и речного надзора по расследованию происшествий на водном транспорте;

— локальные правовые акты юридического лица, владеющего судном (инструкция по охране труда при выполнении швартовных операций; должностные инструкции; судовой журнал судна, в котором фиксируются основные сведения о судне и его деятельности; технологическая карта судна, которая регламентирует установленные в порту технологические процессы погрузочно-разгрузочных работ; «судовая роль» судна — документ, который содержит список членов экипажа, и др.;

— медицинская документация.

Если возможно, следует предоставить само транспортное средство (например, маломерное судно6, которым может быть гидроцикл, моторная лодка, катер, байдарка и др.). В случае, если это невозможно, следователь или суд должен организовать выезд экспертов для исследования транспортного средства (в отношении крупных судов, к числу которых относятся корабли, баржи, яхты, теплоходы и др.).

Следует подчеркнуть, что целесообразность назначения комплексных судебных экспертиз заключается в подтверждении выводов единичных водно-технических, транспортно-трасологических и судебно-медицинских экспертиз, а также установлении всех обстоятельств расследуемого происшествия на водном транспорте. В случае, если будет назначена только судебно-медицинская экспертиза, следователю необходимо предоставить заключения водно-технической и транспортно-трасологической экспертиз, а также приведенные ранее документы.

Заключение

На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что только при производстве комплексных водно-технических, транспортно-трасологических и судебно-медицинских экспертиз возможно решение следующих задач:

— определение следов и повреждений на различных частях тела человека (как трупа, так и живых лиц), характерных для водно-транспортной травмы;

— определение места нахождения пострадавшего на судне в момент столкновения по характеру следов и повреждений на различных частях тела человека (с учетом конструкции судна);

— определение характера действий (бездействия) лиц, управляющих судном, перед транспортным происшествием, в момент его наступления, а также их последующих действий (например, при установлении наличия или отсутствия алкоголя, наркотических средств в крови судоводителя и технической возможности предотвратить транспортное происшествие).

Представляется, что для получения наиболее обоснованного заключения эксперта по результатам комплексных водно-технических, транспортно-трасологических и судебно-медицинских экспертиз необходимо осуществлять подготовку экспертов с точки зрения комплексного подхода, используя знания в области криминалистических и технических наук, а также разработать методы и методики для производства экспертных исследований в данной области.

Кроме того, в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 мая 2010 г. № 346н «Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации» (далее — приказ № 346н) ввиду отсутствия сведений, которые эксперт должен отражать в своем заключении при описании трупа с повреждениями различного происхождения на месте его обнаружения (происшествия), следует внести соответствующие изменения, преду-сматривающие описание водно-транспортной травмы наряду с автомобильной, авиационной и железнодорожной.

Так, представляется необходимым следующее:

1. Дополнить п. 33 раздела IV «Особенности порядка организации и проведения экспертизы трупа» приказа № 346н, представив п. 33.6 в следующей редакции:

«33. При осмотре трупа с повреждениями различного происхождения на месте его обнаружения (происшествия) эксперт отмечает:

33.6. При водно-транспортной травме:

положение трупа по отношению к участку суши (берега), объектам транспортной инфраструктуры (мосты, морские терминалы, порты и др.) и средствам регулирования движения (маяки, буи), морскому или речному судну, расстояния между ними, позу трупа;

взаимное положение трупов или их частей по отношению друг к другу, морскому или речному судну или его обломкам, расстояния между ними;

состояние одежды, посторонние запахи от нее и частей трупов;

принадлежность частей каждому трупу (к трупам и частям трупов прикрепляют бирки с порядковыми номерами и, если известно, фамилией погибшего);

характер и особенности повреждений на трупах членов экипажа морского или речного судна, наличие первичных повреждений кистей и стоп, перчаток и обуви, признаков прижизненного воздействия пламени;

виды повреждающих воздействий на трупах или их частях (тупая травма, факторы взрыва, действия пламени и др.);

сведения, указанные при утоплении в п. 33.10».

2. Дополнить раздел VIII «Особенности порядка организации и проведения дополнительных, повторных, комиссионных и комплексных экспертиз» приказа № 346н п. 94 в следующей редакции: «94. При расследовании преступлений, связанных с эксплуатацией морского и внутреннего водного транспорта, а также железнодорожного, воздушного транспорта и метрополитена могут проводиться комплексные судебно-медицинские трасологические экспертизы и судебно-медицинские экспертизы по реконструкции событий с привлечением специалистов в области транспортно-трасологических и водно-технических экспертиз (авиационно-технических, автотехнических, железнодорожно-технических и т. п.)».

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

The author declare no conflicts of interest.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.