В настоящее время некоторые отрасли медицины, в том числе судебно-медицинская экспертиза, испытывают существенный недостаток кадров. Единственным поставщиком врачей в медицинские учреждения являются вузы. От способности системы образования удовлетворить запросы здравоохранения зависит наполняемость медицинских учреждений квалифицированными специалистами.
Общеизвестно, что первоначальная подготовка квалифицированного врача осуществляется по двухуровневой системе высшего медицинского образования: получение универсальных базовых познаний по одной из программ специалитета («лечебное дело», «педиатрия» и др.), а затем специальных профессиональных знаний, умений и навыков в рамках подготовки кадров высшей квалификации (интернатура, ординатура). Регулирование этих направлений подготовки осуществляется федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС ВО), которые являются ключевыми нормативными актами для разработки рабочих программ и учебно-методических комплексов дисциплин в целом [1—7].
Кроме того, в медицинских вузах подготовка врача по конкретной медицинской специальности в настоящее время осуществляется по программам дополнительного профессионального образования (ДПО). Это позволяет обеспечить возможность «перехода» врача из одной специальности в другую (программы профессиональной переподготовки — ПП) [3, 8]. Есть также возможность постоянно совершенствовать профессиональные знания и навыки в рамках непрерывного медицинского образования на циклах повышения квалификации (ПК) [3, 9]. Необходимо отметить, что на сегодняшний день нет каких-либо образовательных стандартов, регулирующих проектирование дополнительных профессиональных программ (ДПП).
Следует понимать, что основными задачами ПП и ПК являются гарантия качества подготовки специалистов (уровень подготовки, профессиональная конкуренция), удовлетворение запросов потенциальных работодателей (свобода выбора кадров, качество результатов профессиональной деятельности) и обеспечение конкурентоспособности образовательных учреждений (право выбора образовательных программ специалистами). Наиболее перспективные способы решения этих задач — развитие и конкретизация компетентностного подхода к определению цели и результатов подготовки специалиста. Формируемый перечень компетенций в образовательных программах при этом должен полностью характеризовать соответствующую квалификацию конкретной медицинской специальности [10].
Цель работы — обзор и анализ правовой базы по организации и проведению ПП и ПК по специальности «Судебно-медицинская экспертиза», установление проблем и перспектив разработки компетенций при проектировании дополнительных профессиональных программ.
Федеральный закон об образовании в РФ гласит, что ДПО включает профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов [7]. При этом ПП направлена на приобретение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности и получение новой специальности, а ПК в первую очередь — на совершенствование уже имеющейся компетенции и повышение профессионального уровня в рамках существующей квалификации. В свою очередь Трудовой кодекс РФ под квалификацией работника понимает уровень знаний, умений, профессиональных навыков [11], что обязательно должно быть учтено при проектировании ДПО.
В соответствии с приказом Минобрнауки России № 499 от 01.07.2013 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» [12] структура образовательных программ должна содержать цели и планируемые результаты обучения, или так называемые компетенции. Правильно сформулированные компетенции, с одной стороны, должны помочь слушателям понять требования к учебному процессу и критерии оценки результатов обучения, с другой — дать полное представление потенциальным работодателям о реальных возможностях обучающихся [3].
Под ПП понимают достижение выпускником минимальных требований к получаемой специальности, следовательно, логично при проектировании ДПО изначально разрабатывать образовательные программы именно для этого вида подготовки специалиста. Исходя из требований действующего законодательства [7], программы ПП могут и должны разрабатываться на основании профессиональных стандартов, квалификационных требований и положений соответствующих ФГОС ВО к результатам освоения образовательных программ.
Тематика, содержание и структура ДПП (включая планируемые результаты обучения) должны разрабатываться организацией самостоятельно, а в медицине процесс обучения должен проектироваться на основе примерных программ для каждой медицинской специальности [7]. В настоящее время Министерством здравоохранения РФ разработаны и утверждены программы только по психиатрии-наркологии, гериатрии, остеопатии и фармации. Отсутствие таких программ для других медицинских специальностей не освобождает медицинские вузы от обязанности их разработки [13].
Основой для разработки компетенций в ДПП должны стать профессиональные стандарты. В соответствии с действующим законодательством [12, 14] под профессиональным стандартом понимают характеристики квалификации (знания, умения, навыки), необходимые медицинскому работнику для осуществления конкретного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции. Сегодня эти нормативные акты разработаны и утверждены Министерством труда и социальной защиты РФ только для провизоров, специалистов в области медико-профилактического дела, педиатрии и медико-социальной экспертизы.
В настоящее время отсутствуют примерные программы и профессиональные стандарты по специальности «судебно-медицинская экспертиза». Очевидно, для реализации компетентностного подхода, планирования результатов обучения, оценке уровня подготовки специалиста и т. д. медицинским вузам, реализующим ДПО, необходимо разрабатывать собственное нормативно-методическое обеспечение. Безусловно, в основе такого методического обеспечения этого вида образования должны лежать требования нормативных актов.
В соответствии с квалификационными характеристиками [15] основной должностной обязанностью врача судебно-медицинского эксперта является осуществление судебно-медицинской экспертизы с использованием современных методов исследования, а также оказание консультативной помощи как представителям судебно-следственных органов, так и лечащим врачам. Закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» гласит, что штатную должность государственного судебно-медицинского эксперта может занимать специалист, имеющий высшее медицинское образование и прошедший подготовку по соответствующей специальности с учетом квалификационных требований [16], которые были утверждены приказом Минздрава Р.Ф. № 707н от 08.10.2015 [17].
Исходя из положений данного приказа, получить право осуществления самостоятельной трудовой деятельности по специальности «Судебно-медицинская экспертиза» можно только после освоения программ высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации (интернатура, ординатура) или профессиональной переподготовки (ДПО) с присвоением квалификации «врач судебно-медицинский эксперт». К профессиональной переподготовке по специальности «Судебно-медицинская экспертиза» допускаются врачи, прошедшие обучение в интернатуре или ординатуре по одной из специальностей (табл. 1).
Каких-либо других требований к получению специалистом квалификации «врач судебно-медицинский эксперт», а также положений для разработки компетенций в образовательных программах ДПО данный приказ не содержит. Правила разработки программ интернатуры и ординатуры идентичны [18]. (Необходимо отметить, что возможность поступления «выпускника программ специалитета» в интернатуру сохраняется только до 1 сентября 2016 г.)
Минимальный набор профессиональных компетенций для получения необходимой квалификации и дающий специалисту допуск к работе изложен в ФГОС ВО (уровень подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре) каждой медицинской специальности [3, 19, 20]. В связи с этим при проектировании программ ПП в основе формирования результатов обучения, помимо квалификационных требований к конкретным профессиям или должностям, должны лежать компетенции образовательных стандартов для ординатуры соответствующей медицинской специальности [21].
Требования образовательных стандартов к планируемым результатам обучения в ординатуре для всех медицинских специальностей представлены двумя видами компетенций. Универсальные компетенции подразумевают умение «выпускника программ ординатуры» действовать в широком спектре медицинской деятельности и идентичны таковым для врачей других специальностей. Профессиональные компетенции отвечают за профессионализм специалиста на каждой конкретной должности. В связи с этим важно понимать, что планируемые результаты обучения в образовательных программах — это прежде всего профессиональные компетенции, которые должны задавать тот необходимый минимум подготовки, только после преодоления которого обучающийся может получить право самостоятельно осуществлять профессиональную деятельность по конкретной специальности, в том числе и проведения судебно-медицинской экспертизы (табл. 2).
При сопоставлении требований образовательных стандартов установили, что ФГОС ВО специальностей № 1—15 из табл. 1 содержат на две профессиональные компетенции больше, чем ФГОС ВО «Судебно-медицинская экспертиза», что объясняется необходимостью изучения выпускниками лечебных специальностей принципов лечения и реабилитации профильных больных. ФГОС ВО «Патологическая анатомия» [22], наоборот, имеет на одну профессиональную компетенцию меньше и, в отличие от специальности «Судебно-медицинская экспертиза», логично не содержит требований к готовности проведения морфологами профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения за здоровыми и хронически больными. Следует отметить, что выпускник программы ординатуры этой специальности по итогам обучения должен обладать готовностью к применению патологоанатомических методов диагностики и интерпретации их результатов.
В образовательных стандартах всех 16 специальностей (см. табл. 1) есть узкопрофессиональная компетенция, которая может быть реализована только врачом конкретной квалификации. Мы попытались установить таковую в ФГОС ВО 31.08.10 «Судебно-медицинская экспертиза» (уровень подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре).
В соответствии с п. 4.4 образовательного стандарта по специальности «Судебно-медицинская экспертиза» [23] выпускник, освоивший программу ординатуры, должен быть готов решать определенные профессиональные задачи, основной среди которых является проведение судебно-медицинской экспертизы. Несмотря на это, в перечне профессиональных компетенций ФГОС ВО по специальности 31.08.10 «Судебно-медицинская экспертиза» мы не обнаружили таковую, которая напрямую бы обеспечивала допуск «выпускника программы ординатуры» к осуществлению профессиональной деятельности (см. табл. 2).
На основании того, что образовательные стандарты абсолютно всех медицинских специальностей (№ 1—16) из табл. 1 не содержат профессиональной компетенции — «готовность к применению лабораторных методов исследований и интерпретации их результатов» (ПК-6 из ФГОС ВО 31.10.08 «Судебно-медицинская экспертиза»), именно она призвана стать узкопрофессиональной для нашей специальности.
При сравнении образовательных стандартов ординатуры специальности «Судебно-медицинская экспертиза» с таковыми других медицинских специальностей мы обнаружили, что перечень универсальных и профессиональных компетенций как обязательных требований к получению специальности «судебно-медицинская экспертиза» полностью идентичен таковому в ФГОС ВО (уровень высшего образования — подготовка кадров высшей квалификации в ординатуре) по специальности 31.08.05 «Клинико-лабораторная диагностика» [24]. Кроме того, наличие ПК-2 в ФГОС ВО 31.10.08 «Судебно-медицинская экспертиза» противоречит должностным обязанностям врача судебно-медицинского эксперта, изложенным в квалификационных характеристиках [15].
На основании изложенного ранее можно сделать вывод, что утвержденный Министерством образования и науки РФ образовательный стандарт по специальности «судебно-медицинская экспертиза» [23] не может напрямую обеспечить допуск выпускника программы ординатуры к осуществлению профессиональной деятельности и соответственно не может лежать в основе проектирования программ ПП специалистов.
В ходе поиска решения проблемы разработки образовательных программ ДПО последовательно проанализировали процессуальное законодательство (УПК РФ, ГПК РФ, КоАП РФ и КАС РФ) [25—27, 44], ФЗ № 73 от 31.05.2001 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» [16] и приказ Минздравсоцразвития РФ № 346н от 12.05.2010 «Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях РФ» [28].
Исходя из законодательных требований, основной профессиональной задачей государственного врача судебно-медицинского эксперта является проведение экспертизы трупов и их частей, живых лиц, вещественных доказательств, образцов для сравнительного исследования, материалов уголовных, гражданских и арбитражных дел, а также дел об административных правонарушениях и документов, в том числе медицинских [14, 16, 25—28]. В свою очередь при осуществлении профессиональной деятельности врач судебно-медицинский эксперт должен оказывать помощь как судебно-следственным органам в делах, связанных с преступлениями против жизни и здоровья граждан, так и органам управления здравоохранением [29—37]. Неоспорим факт, что для выполнения этого вида работы специалист должен владеть специальными знаниями, умениями и навыками установления причин смерти, тяжести вреда, причиненного здоровью человека, оценки качества оказания медицинской помощи, а также оформления «Заключения эксперта», «Медицинского свидетельства о смерти» и др. [34, 35, 38—40].
Таким образом, нами выявлено большое количество законодательных коллизий, затрудняющих обеспечение подготовки специалистов в области судебно-медицинской экспертизы по образовательным программам ДПО. Безусловно, основная проблема — отсутствие на сегодняшний день законодательно утвержденных профессиональных компетенций по специальности «Судебно-медицинская экспертиза». По нашему мнению, во избежание противоречий должно быть обсуждено и одобрено всем судебно-медицинским сообществом создание подобных компетенций.
В связи с этим кафедрой судебной медицины и права с курсом ФПК и ППС им. проф. В.Н. Крюкова ГБОУ ВПО АГМУ Минздрава России предлагается минимальный перечень профессиональных компетенций, необходимых для освоения программы профессиональной переподготовки по специальности «Судебно-медицинская экспертиза»:
— готовность к применению законодательных требований РФ при организации и производстве судебно-медицинских экспертиз;
— готовность к оценке различных видов повреждений при проведении судебно-медицинской экспертизы;
— готовность к оценке результатов исследований биологических объектов при проведении судебно-медицинской экспертизы;
— готовность к проведению судебно-медицинской экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц;
— готовность к проведению судебно-медицинской экспертизы трупов при различных причинах смерти;
— готовность к проведению судебно-медицинской экспертизы вещественных доказательств и образцов для сравнительного исследования;
— готовность к проведению судебно-медицинской экспертизы материалов уголовных, гражданских, арбитражных дел и дел об административных правонарушениях и документов, в том числе и медицинских.
При прохождении циклов повышения квалификации, основанных на преемственности образовательных программ, специалисты в большей степени должны осуществлять углубленное изучение (совершенствование) уже имеющейся компетенции, поэтому каждая из них может лежать в основе проектирования программ данного вида обучения. С учетом развития судебной медицины и других медицинских специальностей и возможных изменений законодательства РФ при проведении актуализации программ ДПО в дальнейшем мы не исключаем возможность разработки новых компетенций как для программ ПП, так и для ПК.
По нашему мнению, именно такой законодательно обоснованный подход к формированию компетенций в дополнительных профессиональных программах должен обеспечивать возможность достижения максимальных результатов обучения специалистов, удовлетворить требования потенциальных работодателей и повысить конкурентоспособность программ среди слушателей.
Сформированный на кафедре судебной медицины и права с курсом ФПК и ППС им. проф. В.Н. Крюкова перечень профессиональных компетенций может стать основой профессиональных стандартов и примерных программ ДПО по специальности «Судебно-медицинская экспертиза».
Конфликт интересов : авторы статьи подтвердили отсутствие финансовой поддержки/конфликта интересов, о которых необходимо сообщить.