Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Шадымов А.Б.

Кафедра судебной медицины с основами права Алтайского государственного медицинского университета, Барнаул

Фоминых С.А.

Кафедра судебной медицины с основами права Алтайского государственного медицинского университета Минздрава России, Барнаул, Россия, 656038

Дик В.П.

Кафедра судебной медицины и права с курсом ФПК и ППС им. проф. В.Н. Крюкова Алтайского государственного медицинского университета Минздрава России, Барнаул, Россия, 656038

Профессиональные компетенции в дополнительных профессиональных программах по специальности «Судебно-медицинская экспертиза» (повышение квалификации и профессиональная переподготовка)

Авторы:

Шадымов А.Б., Фоминых С.А., Дик В.П.

Подробнее об авторах

Просмотров: 662

Загрузок: 17


Как цитировать:

Шадымов А.Б., Фоминых С.А., Дик В.П. Профессиональные компетенции в дополнительных профессиональных программах по специальности «Судебно-медицинская экспертиза» (повышение квалификации и профессиональная переподготовка). Судебно-медицинская экспертиза. 2017;60(1):60‑65.
Shadymov AB, Fominykh SA, Dik VP. The problems of professional competence in the complementary professional forensic medical expertise programs of advanced training and professional requalification. Forensic Medical Expertise. 2017;60(1):60‑65. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/sudmed201760160-65

Рекомендуем статьи по данной теме:
Пра­во­вые и су­деб­но-ме­ди­цин­ские проб­ле­мы пос­мер­тно­го до­норства. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(3):5-9
При­чин­но-следствен­ные свя­зи в су­деб­ной ме­ди­ци­не в слу­ча­ях ос­трых ки­шеч­ных ин­фек­ций. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(3):19-23
Диаг­нос­ти­чес­кие кри­те­рии при­чи­ны смер­ти от действия низ­кой тем­пе­ра­ту­ры на воз­ду­хе и в во­де, ус­та­нав­ли­ва­емые с по­мощью тра­ди­ци­он­ных ме­то­дов эк­спертно­го ис­сле­до­ва­ния. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(3):29-33
Ят­ро­ген­ная па­то­ло­гия или ред­кая бо­лезнь?. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(3):45-49
Су­деб­но-ме­ди­цин­ская ха­рак­те­рис­ти­ка слу­ча­ев утоп­ле­ния в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции с 2013 по 2022 год. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(4):11-15
Ин­но­ва­ции в су­деб­ной ме­ди­ци­не: дос­то­вер­ность, до­ка­за­тель­ность и эф­фек­тив­ность про­во­ди­мых эк­спер­тиз в ус­ло­ви­ях чрез­вы­чай­ной си­ту­ации при мас­со­вой ги­бе­ли лю­дей. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(4):22-26
Ана­лиз де­фек­тов ока­за­ния ме­ди­цин­ской по­мо­щи де­тям по ма­те­ри­алам ко­мис­си­он­ных су­деб­но-ме­ди­цин­ских эк­спер­тиз, вы­пол­нен­ных в Рес­пуб­ли­ке Уз­бе­кис­тан. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(5):15-18
О со­вер­шенство­ва­нии нор­ма­тив­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния под­го­тов­ки кад­ров спе­ци­алис­тов в сфе­ре го­су­дарствен­ной су­деб­но-ме­ди­цин­ской де­ятель­нос­ти. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(5):62-66
О не­об­хо­ди­мос­ти раз­ра­бот­ки ме­ди­цин­ских кри­те­ри­ев при­чин­но-следствен­ной свя­зи по де­лам о не­над­ле­жа­щем ока­за­нии ме­ди­цин­ской по­мо­щи. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(6):5-11
Из­ме­не­ния в нор­ма­тив­ном ре­гу­ли­ро­ва­нии су­деб­но-ме­ди­цин­ской эк­спертной де­ятель­нос­ти в 2024 го­ду и что при этом не­об­хо­ди­мо знать вра­чам — анес­те­зи­оло­гам-ре­ани­ма­то­ло­гам, учас­тву­ющим в про­ве­де­нии ком­плексных су­деб­но-ме­ди­цин­ских эк­спер­тиз. Анес­те­зи­оло­гия и ре­ани­ма­то­ло­гия. 2024;(6):104-109

В настоящее время некоторые отрасли медицины, в том числе судебно-медицинская экспертиза, испытывают существенный недостаток кадров. Единственным поставщиком врачей в медицинские учреждения являются вузы. От способности системы образования удовлетворить запросы здравоохранения зависит наполняемость медицинских учреждений квалифицированными специалистами.

Общеизвестно, что первоначальная подготовка квалифицированного врача осуществляется по двухуровневой системе высшего медицинского образования: получение универсальных базовых познаний по одной из программ специалитета («лечебное дело», «педиатрия» и др.), а затем специальных профессиональных знаний, умений и навыков в рамках подготовки кадров высшей квалификации (интернатура, ординатура). Регулирование этих направлений подготовки осуществляется федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС ВО), которые являются ключевыми нормативными актами для разработки рабочих программ и учебно-методических комплексов дисциплин в целом [1—7].

Кроме того, в медицинских вузах подготовка врача по конкретной медицинской специальности в настоящее время осуществляется по программам дополнительного профессионального образования (ДПО). Это позволяет обеспечить возможность «перехода» врача из одной специальности в другую (программы профессиональной переподготовки — ПП) [3, 8]. Есть также возможность постоянно совершенствовать профессиональные знания и навыки в рамках непрерывного медицинского образования на циклах повышения квалификации (ПК) [3, 9]. Необходимо отметить, что на сегодняшний день нет каких-либо образовательных стандартов, регулирующих проектирование дополнительных профессиональных программ (ДПП).

Следует понимать, что основными задачами ПП и ПК являются гарантия качества подготовки специалистов (уровень подготовки, профессиональная конкуренция), удовлетворение запросов потенциальных работодателей (свобода выбора кадров, качество результатов профессиональной деятельности) и обеспечение конкурентоспособности образовательных учреждений (право выбора образовательных программ специалистами). Наиболее перспективные способы решения этих задач — развитие и конкретизация компетентностного подхода к определению цели и результатов подготовки специалиста. Формируемый перечень компетенций в образовательных программах при этом должен полностью характеризовать соответствующую квалификацию конкретной медицинской специальности [10].

Цель работы — обзор и анализ правовой базы по организации и проведению ПП и ПК по специальности «Судебно-медицинская экспертиза», установление проблем и перспектив разработки компетенций при проектировании дополнительных профессиональных программ.

Федеральный закон об образовании в РФ гласит, что ДПО включает профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов [7]. При этом ПП направлена на приобретение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности и получение новой специальности, а ПК в первую очередь — на совершенствование уже имеющейся компетенции и повышение профессионального уровня в рамках существующей квалификации. В свою очередь Трудовой кодекс РФ под квалификацией работника понимает уровень знаний, умений, профессиональных навыков [11], что обязательно должно быть учтено при проектировании ДПО.

В соответствии с приказом Минобрнауки России № 499 от 01.07.2013 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» [12] структура образовательных программ должна содержать цели и планируемые результаты обучения, или так называемые компетенции. Правильно сформулированные компетенции, с одной стороны, должны помочь слушателям понять требования к учебному процессу и критерии оценки результатов обучения, с другой — дать полное представление потенциальным работодателям о реальных возможностях обучающихся [3].

Под ПП понимают достижение выпускником минимальных требований к получаемой специальности, следовательно, логично при проектировании ДПО изначально разрабатывать образовательные программы именно для этого вида подготовки специалиста. Исходя из требований действующего законодательства [7], программы ПП могут и должны разрабатываться на основании профессиональных стандартов, квалификационных требований и положений соответствующих ФГОС ВО к результатам освоения образовательных программ.

Тематика, содержание и структура ДПП (включая планируемые результаты обучения) должны разрабатываться организацией самостоятельно, а в медицине процесс обучения должен проектироваться на основе примерных программ для каждой медицинской специальности [7]. В настоящее время Министерством здравоохранения РФ разработаны и утверждены программы только по психиатрии-наркологии, гериатрии, остеопатии и фармации. Отсутствие таких программ для других медицинских специальностей не освобождает медицинские вузы от обязанности их разработки [13].

Основой для разработки компетенций в ДПП должны стать профессиональные стандарты. В соответствии с действующим законодательством [12, 14] под профессиональным стандартом понимают характеристики квалификации (знания, умения, навыки), необходимые медицинскому работнику для осуществления конкретного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции. Сегодня эти нормативные акты разработаны и утверждены Министерством труда и социальной защиты РФ только для провизоров, специалистов в области медико-профилактического дела, педиатрии и медико-социальной экспертизы.

В настоящее время отсутствуют примерные программы и профессиональные стандарты по специальности «судебно-медицинская экспертиза». Очевидно, для реализации компетентностного подхода, планирования результатов обучения, оценке уровня подготовки специалиста и т. д. медицинским вузам, реализующим ДПО, необходимо разрабатывать собственное нормативно-методическое обеспечение. Безусловно, в основе такого методического обеспечения этого вида образования должны лежать требования нормативных актов.

В соответствии с квалификационными характеристиками [15] основной должностной обязанностью врача судебно-медицинского эксперта является осуществление судебно-медицинской экспертизы с использованием современных методов исследования, а также оказание консультативной помощи как представителям судебно-следственных органов, так и лечащим врачам. Закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» гласит, что штатную должность государственного судебно-медицинского эксперта может занимать специалист, имеющий высшее медицинское образование и прошедший подготовку по соответствующей специальности с учетом квалификационных требований [16], которые были утверждены приказом Минздрава Р.Ф. № 707н от 08.10.2015 [17].

Исходя из положений данного приказа, получить право осуществления самостоятельной трудовой деятельности по специальности «Судебно-медицинская экспертиза» можно только после освоения программ высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации (интернатура, ординатура) или профессиональной переподготовки (ДПО) с присвоением квалификации «врач судебно-медицинский эксперт». К профессиональной переподготовке по специальности «Судебно-медицинская экспертиза» допускаются врачи, прошедшие обучение в интернатуре или ординатуре по одной из специальностей (табл. 1).

Таблица 1. Перечень врачебных специальностей для профессиональной переподготовки по специальности «Судебно-медицинская экспертиза» (в соответствии с приказом Минздрава Р.Ф. № 707н от 08.10.2015)

Каких-либо других требований к получению специалистом квалификации «врач судебно-медицинский эксперт», а также положений для разработки компетенций в образовательных программах ДПО данный приказ не содержит. Правила разработки программ интернатуры и ординатуры идентичны [18]. (Необходимо отметить, что возможность поступления «выпускника программ специалитета» в интернатуру сохраняется только до 1 сентября 2016 г.)

Минимальный набор профессиональных компетенций для получения необходимой квалификации и дающий специалисту допуск к работе изложен в ФГОС ВО (уровень подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре) каждой медицинской специальности [3, 19, 20]. В связи с этим при проектировании программ ПП в основе формирования результатов обучения, помимо квалификационных требований к конкретным профессиям или должностям, должны лежать компетенции образовательных стандартов для ординатуры соответствующей медицинской специальности [21].

Требования образовательных стандартов к планируемым результатам обучения в ординатуре для всех медицинских специальностей представлены двумя видами компетенций. Универсальные компетенции подразумевают умение «выпускника программ ординатуры» действовать в широком спектре медицинской деятельности и идентичны таковым для врачей других специальностей. Профессиональные компетенции отвечают за профессионализм специалиста на каждой конкретной должности. В связи с этим важно понимать, что планируемые результаты обучения в образовательных программах — это прежде всего профессиональные компетенции, которые должны задавать тот необходимый минимум подготовки, только после преодоления которого обучающийся может получить право самостоятельно осуществлять профессиональную деятельность по конкретной специальности, в том числе и проведения судебно-медицинской экспертизы (табл. 2).

Таблица 2. Перечень профессиональных компетенций по специальности 31.08.10 «Судебно-медицинская экспертиза» (ФГОС ВО, утвержденная приказом Минобрнауки № 1052 от 25.08.2014)

При сопоставлении требований образовательных стандартов установили, что ФГОС ВО специальностей № 1—15 из табл. 1 содержат на две профессиональные компетенции больше, чем ФГОС ВО «Судебно-медицинская экспертиза», что объясняется необходимостью изучения выпускниками лечебных специальностей принципов лечения и реабилитации профильных больных. ФГОС ВО «Патологическая анатомия» [22], наоборот, имеет на одну профессиональную компетенцию меньше и, в отличие от специальности «Судебно-медицинская экспертиза», логично не содержит требований к готовности проведения морфологами профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения за здоровыми и хронически больными. Следует отметить, что выпускник программы ординатуры этой специальности по итогам обучения должен обладать готовностью к применению патологоанатомических методов диагностики и интерпретации их результатов.

В образовательных стандартах всех 16 специальностей (см. табл. 1) есть узкопрофессиональная компетенция, которая может быть реализована только врачом конкретной квалификации. Мы попытались установить таковую в ФГОС ВО 31.08.10 «Судебно-медицинская экспертиза» (уровень подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре).

В соответствии с п. 4.4 образовательного стандарта по специальности «Судебно-медицинская экспертиза» [23] выпускник, освоивший программу ординатуры, должен быть готов решать определенные профессиональные задачи, основной среди которых является проведение судебно-медицинской экспертизы. Несмотря на это, в перечне профессиональных компетенций ФГОС ВО по специальности 31.08.10 «Судебно-медицинская экспертиза» мы не обнаружили таковую, которая напрямую бы обеспечивала допуск «выпускника программы ординатуры» к осуществлению профессиональной деятельности (см. табл. 2).

На основании того, что образовательные стандарты абсолютно всех медицинских специальностей (№ 1—16) из табл. 1 не содержат профессиональной компетенции — «готовность к применению лабораторных методов исследований и интерпретации их результатов» (ПК-6 из ФГОС ВО 31.10.08 «Судебно-медицинская экспертиза»), именно она призвана стать узкопрофессиональной для нашей специальности.

При сравнении образовательных стандартов ординатуры специальности «Судебно-медицинская экспертиза» с таковыми других медицинских специальностей мы обнаружили, что перечень универсальных и профессиональных компетенций как обязательных требований к получению специальности «судебно-медицинская экспертиза» полностью идентичен таковому в ФГОС ВО (уровень высшего образования — подготовка кадров высшей квалификации в ординатуре) по специальности 31.08.05 «Клинико-лабораторная диагностика» [24]. Кроме того, наличие ПК-2 в ФГОС ВО 31.10.08 «Судебно-медицинская экспертиза» противоречит должностным обязанностям врача судебно-медицинского эксперта, изложенным в квалификационных характеристиках [15].

На основании изложенного ранее можно сделать вывод, что утвержденный Министерством образования и науки РФ образовательный стандарт по специальности «судебно-медицинская экспертиза» [23] не может напрямую обеспечить допуск выпускника программы ординатуры к осуществлению профессиональной деятельности и соответственно не может лежать в основе проектирования программ ПП специалистов.

В ходе поиска решения проблемы разработки образовательных программ ДПО последовательно проанализировали процессуальное законодательство (УПК РФ, ГПК РФ, КоАП РФ и КАС РФ) [25—27, 44], ФЗ № 73 от 31.05.2001 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» [16] и приказ Минздравсоцразвития РФ № 346н от 12.05.2010 «Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях РФ» [28].

Исходя из законодательных требований, основной профессиональной задачей государственного врача судебно-медицинского эксперта является проведение экспертизы трупов и их частей, живых лиц, вещественных доказательств, образцов для сравнительного исследования, материалов уголовных, гражданских и арбитражных дел, а также дел об административных правонарушениях и документов, в том числе медицинских [14, 16, 25—28]. В свою очередь при осуществлении профессиональной деятельности врач судебно-медицинский эксперт должен оказывать помощь как судебно-следственным органам в делах, связанных с преступлениями против жизни и здоровья граждан, так и органам управления здравоохранением [29—37]. Неоспорим факт, что для выполнения этого вида работы специалист должен владеть специальными знаниями, умениями и навыками установления причин смерти, тяжести вреда, причиненного здоровью человека, оценки качества оказания медицинской помощи, а также оформления «Заключения эксперта», «Медицинского свидетельства о смерти» и др. [34, 35, 38—40].

Таким образом, нами выявлено большое количество законодательных коллизий, затрудняющих обеспечение подготовки специалистов в области судебно-медицинской экспертизы по образовательным программам ДПО. Безусловно, основная проблема — отсутствие на сегодняшний день законодательно утвержденных профессиональных компетенций по специальности «Судебно-медицинская экспертиза». По нашему мнению, во избежание противоречий должно быть обсуждено и одобрено всем судебно-медицинским сообществом создание подобных компетенций.

В связи с этим кафедрой судебной медицины и права с курсом ФПК и ППС им. проф. В.Н. Крюкова ГБОУ ВПО АГМУ Минздрава России предлагается минимальный перечень профессиональных компетенций, необходимых для освоения программы профессиональной переподготовки по специальности «Судебно-медицинская экспертиза»:

— готовность к применению законодательных требований РФ при организации и производстве судебно-медицинских экспертиз;

— готовность к оценке различных видов повреждений при проведении судебно-медицинской экспертизы;

— готовность к оценке результатов исследований биологических объектов при проведении судебно-медицинской экспертизы;

— готовность к проведению судебно-медицинской экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц;

— готовность к проведению судебно-медицинской экспертизы трупов при различных причинах смерти;

— готовность к проведению судебно-медицинской экспертизы вещественных доказательств и образцов для сравнительного исследования;

— готовность к проведению судебно-медицинской экспертизы материалов уголовных, гражданских, арбитражных дел и дел об административных правонарушениях и документов, в том числе и медицинских.

При прохождении циклов повышения квалификации, основанных на преемственности образовательных программ, специалисты в большей степени должны осуществлять углубленное изучение (совершенствование) уже имеющейся компетенции, поэтому каждая из них может лежать в основе проектирования программ данного вида обучения. С учетом развития судебной медицины и других медицинских специальностей и возможных изменений законодательства РФ при проведении актуализации программ ДПО в дальнейшем мы не исключаем возможность разработки новых компетенций как для программ ПП, так и для ПК.

По нашему мнению, именно такой законодательно обоснованный подход к формированию компетенций в дополнительных профессиональных программах должен обеспечивать возможность достижения максимальных результатов обучения специалистов, удовлетворить требования потенциальных работодателей и повысить конкурентоспособность программ среди слушателей.

Сформированный на кафедре судебной медицины и права с курсом ФПК и ППС им. проф. В.Н. Крюкова перечень профессиональных компетенций может стать основой профессиональных стандартов и примерных программ ДПО по специальности «Судебно-медицинская экспертиза».

Конфликт интересов : авторы статьи подтвердили отсутствие финансовой поддержки/конфликта интересов, о которых необходимо сообщить.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.