Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Фетисов В.А.

ФГБУ "Российский центр судебно-медицинской экспертизы" Минздравсоцразвития России, Москва

Смиренин С.А.

ФГБУ "Российский центр судебно-медицинской экспертизы" Минздрава России, Москва

Хабова З.С.

ФГБУ "Российский центр судебно-медицинской экспертизы" Минздравсоцразвития России, Москва

Особенности летальной травмы водителя и пассажира скутера при столкновении с автомобилем, двигавшимся в одном направлении

Авторы:

Фетисов В.А., Смиренин С.А., Хабова З.С.

Подробнее об авторах

Просмотров: 3354

Загрузок: 63


Как цитировать:

Фетисов В.А., Смиренин С.А., Хабова З.С. Особенности летальной травмы водителя и пассажира скутера при столкновении с автомобилем, двигавшимся в одном направлении. Судебно-медицинская экспертиза. 2014;57(5):12‑14.
Fetisov VA, Smirenin SA, Khabova ZS. The specific features of a lethal injury to the driver and the passenger of a scooter resulting from the collision with a car moving in the same direction. Forensic Medical Expertise. 2014;57(5):12‑14. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Пра­во­вые и су­деб­но-ме­ди­цин­ские проб­ле­мы пос­мер­тно­го до­норства. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(3):5-9
При­чин­но-следствен­ные свя­зи в су­деб­ной ме­ди­ци­не в слу­ча­ях ос­трых ки­шеч­ных ин­фек­ций. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(3):19-23
Диаг­нос­ти­чес­кие кри­те­рии при­чи­ны смер­ти от действия низ­кой тем­пе­ра­ту­ры на воз­ду­хе и в во­де, ус­та­нав­ли­ва­емые с по­мощью тра­ди­ци­он­ных ме­то­дов эк­спертно­го ис­сле­до­ва­ния. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(3):29-33
Ят­ро­ген­ная па­то­ло­гия или ред­кая бо­лезнь?. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(3):45-49
Су­деб­но-ме­ди­цин­ская ха­рак­те­рис­ти­ка слу­ча­ев утоп­ле­ния в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции с 2013 по 2022 год. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(4):11-15
Ин­но­ва­ции в су­деб­ной ме­ди­ци­не: дос­то­вер­ность, до­ка­за­тель­ность и эф­фек­тив­ность про­во­ди­мых эк­спер­тиз в ус­ло­ви­ях чрез­вы­чай­ной си­ту­ации при мас­со­вой ги­бе­ли лю­дей. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(4):22-26
Ана­лиз де­фек­тов ока­за­ния ме­ди­цин­ской по­мо­щи де­тям по ма­те­ри­алам ко­мис­си­он­ных су­деб­но-ме­ди­цин­ских эк­спер­тиз, вы­пол­нен­ных в Рес­пуб­ли­ке Уз­бе­кис­тан. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(5):15-18
О со­вер­шенство­ва­нии нор­ма­тив­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния под­го­тов­ки кад­ров спе­ци­алис­тов в сфе­ре го­су­дарствен­ной су­деб­но-ме­ди­цин­ской де­ятель­нос­ти. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(5):62-66
О не­об­хо­ди­мос­ти раз­ра­бот­ки ме­ди­цин­ских кри­те­ри­ев при­чин­но-следствен­ной свя­зи по де­лам о не­над­ле­жа­щем ока­за­нии ме­ди­цин­ской по­мо­щи. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(6):5-11
Из­ме­не­ния в нор­ма­тив­ном ре­гу­ли­ро­ва­нии су­деб­но-ме­ди­цин­ской эк­спертной де­ятель­нос­ти в 2024 го­ду и что при этом не­об­хо­ди­мо знать вра­чам — анес­те­зи­оло­гам-ре­ани­ма­то­ло­гам, учас­тву­ющим в про­ве­де­нии ком­плексных су­деб­но-ме­ди­цин­ских эк­спер­тиз. Анес­те­зи­оло­гия и ре­ани­ма­то­ло­гия. 2024;(6):104-109

Столкновение транспортных средств (ТС) является одним из самых распространенных видов автомобильных аварий. В отдельных сообщениях о мотоциклетных происшествиях рассматриваются особенности травмирования мотоциклистов и пассажиров при столкновении ТС с мотоциклами или приводятся случаи из экспертной практики [1-3]. А.В. Пермяков [4] и Н.Н. Тагаев [5] мотоциклетную травму (МТ) выделили в отдельный вид транспортных травм и привели некоторые его характерные особенности, в том числе варианты механизмов образования повреждений.

Мотоциклетная травма имеет ярко выраженный сезонный характер, что является отражением конструктивных особенностей данного вида транспорта. Сезонный подъем этого вида травмы отмечается в теплое время года в отчетной клинической и судебно-медицинской статистике.

Повреждения при МТ формируются в результате следующих видов механического воздействия: а) удара (удар по телу частями движущегося мототранспорта, удар телом о дорожное покрытие или о предметы на дороге); б) сдавления (сдавление тела или его частей между днищем и колесом мототранспорта либо дорожным покрытием, между частями мототранспорта и другими ТС или неподвижными предметами); в) трения тела по мототранспорту или дорожному покрытию, а также при волочении тела частями мототранспорта по дорожному полотну. При опосредованном действии удара тело мотоциклиста и пассажира подвергается сотрясению, сгибанию и/или разгибанию, кручению, сжатию и их сочетаниям. В результате у пострадавших возникает комплекс повреждений, часть из которых имеет специфический характер.

Травмы мотоциклистов при столкновении с другими стоящими или движущимися ТС составляют до 50% от общего мотоциклетного травматизма. Заметно преобладают травмы у мужчин (в 4-6 раз больше), чем у женщин, причем больше травмируются водители (в 2-3 раза чаще), чем пассажиры [6].

Основным пусковым моментом в механизме травмы при столкновении мотоцикла с препятствиями или другими ТС является инерционное движение мотоциклиста вперед с ударом передней поверхностью головы, туловища и конечностей о предмет, с которым произошло столкновение, а также об элементы управления мотоциклом. Дополнительные факторы травмирования - падение и удар о дорожное полотно или переезд колесами ТС. Как правило, повреждения при этом виде травмы имеют обширный и множественный характер. Среди смертельных повреждений на первый план выступают повреждения костей черепа, часто сопровождающиеся множественными переломами ребер и разрывами органов грудной и брюшной полостей; редко встречаются травмы головы колесами движущихся ТС, а также обширные травмы туловища с множественными повреждениями ребер и органов грудной и брюшной полостей с переломами костей таза. Кроме того, смертельные повреждения достаточно часто сочетаются с открытыми переломами костей верхних и нижних конечностей [7].

По данным Т.М. Великоруссовой [8], в результате удара о детали мотоцикла во время столкновения с ТС у водителей мотоциклов возникают кровоподтеки, ссадины, рвано-ушибленные раны, преимущественно в паховых областях и на внутренних поверхностях бедер вследствие скольжения тела по бензобаку, от удара о его крышку и предохранительные пластины. Иногда у водителей случаются переломы предплечья, вывихи лучезапястного сустава, ссадины и рвано-ушибленные раны тыла кистей в результате ударов о руль и защитное стекло. От попадания ног водителя под защитный щиток на голенях возникают характерные ушибленно-рваные раны. Иногда встречаются разрывы межпозвоночных дисков между III и IV грудными позвонками или дугообразные ссадины и кровоподтеки на спине вследствие удара козырьком мотошлема сзади сидящего пассажира. На одежде соответственно этим повреждениям выявляются дугообразные следы давления, а также разрывы срединных и внутренних швов штанин, отрывы застежек (пуговицы, молнии), разрывы обуви. При исследованиях одежды в ИК- и УФ-лучах обнаруживают ее загрязнение смазкой или следами краски от мотоцикла. У пассажира, сидящего сзади, отмечают ссадины и кровоподтеки в средней трети бедер, реже - кровоподтеки подвздошных областей от ударов о защитное стекло [8].

В результате удара о ТС у большинства водителей возникают рвано-ушибленные раны лица, открытые переломы лобной и других костей лицевого черепа, рвано-ушибленные раны плечевого пояса, отрывы верхней конечности и части плечевого пояса, переломы ключиц, разрывы сердца, легких, бронхов, печени, отрывы частей нижних конечностей [9] с открытыми переломами берцовых костей, пальцев рук (чаще дистальных фаланг). Одновременно с этим у пассажиров наблюдаются рвано-ушибленные раны лица, ушибы грудной клетки с односторонними переломами ребер, иногда повреждения межпозвоночных дисков шейного отдела (хлыстообразные переломы).

В результате падения и удара о дорожное покрытие повреждения чаще возникают у менее фиксированных пассажиров: переломы костей свода и основания черепа, ушибы головного мозга, переломы ребер, ушибы легких, кровоизлияния во внутренние органы, ссадины и кровоподтеки конечностей, переломы лучевой кости (чаще в типичном месте). На одежде - множественные разрывы различных форм и размеров с наложениями дорожной грязи и внедрением осколков пластика и стекла. У более фиксированных водителей мотоциклов чаще возникают переломы костей свода и основания черепа (обычно затылочной кости), рвано-ушибленные раны или обширные осаднения верхних конечностей (в результате скольжения по дорожному покрытию), на одежде - потертости, загрязнение, внедрившиеся осколки стекла, пластика и грунта. Аналогичные повреждения наблюдаются у участников МТ при ударе о выступающие части ограждения дороги.

В ряде случаев экспертам удается выявить и идентифицировать контактные повреждения на теле и одежде водителя и пассажира с деталями не только мотоциклов, но и ТС, участвующих в ДТП. Как правило, в подобных случаях на автомобилях обнаруживают различные контактные следы в виде деформаций, царапин, вмятин, наложений краски, а также обрывки или волокна одежды со следами крови пострадавших.

Таким образом, при МТ возникают специфические и характерные повреждения, присущие только этому виду травмы. К ним относятся повреждения, отображающие детали и части ТС: следы-отпечатки определенных формы и размеров, следы смазки, металла и пластика. Среди специфических повреждений у водителей выделяют следы-отпечатки в виде «штампованных» кровоподтеков, кровоизлияний и ссадин, разрывы кожи между I и II пальцами кистей (от удара и трения о рычаги управления мотоциклом).

Ретроспективный анализ отчетных экспертных данных о МТ показал, что черепно-мозговая травма в подавляющем числе случаев обусловливает смертельный исход в данном виде транспортного травматизма [10]. Исследованиями Е.В. Мурашева и А.А. Лукаша [11] доказано, что при отсутствии у водителей и пассажиров защитных шлемов, как правило, возникают многооскольчатые, нередко вдавленные переломы, особенно при ударах в лобную или височную область. Им часто сопутствуют локальные повреждения твердой мозговой оболочки и головного мозга отломками костей, обширные повреждения мозга в зоне противоудара. При наличии шлемов наружные повреждения головы в зоне удара менее выражены либо отсутствуют, повреждения костей черепа менее значительные, среди них преобладают линейные переломы, а многооскольчатые и особенно вдавленные переломы встречаются достаточно редко. Наряду с этим чаще наблюдаются изолированные переломы костей основания черепа и кровоизлияния в стволовые отделы головного мозга [11].

Публикаций о полных разрывах связочного аппарата атлантозатылочного сустава с отрывом продолговатого мозга одновременно и у водителя, и у пассажира мотоцикла (скутера) в доступной литературе не встретилось.

Данное сообщение основывается на результатах исследования ДТП, случившегося летом 2009 г. в одном из районов Московской области, в котором участвовали автомобиль «Ауди А6» и скутер «Ямаха». Оба ТС в ночное время (2 ч 40 мин) двигались в попутном направлении, при этом автомобиль столкнулся со скутером (мопедом), двигавшимся в среднем ряду автомагистрали. Водитель и пассажир скутера погибли на месте. Тела лежали недалеко друг от друга и на значительном удалении от места столкновения двух ТС. Помимо стандартных вопросов, которые ставят перед судебными медиками в случаях транспортных происшествий, работников органов следствия интересовало, кто из погибших (гр-н П. или гр-н Ч.) управлял скутером в момент аварии. Проведенные судебно-медицинские экспертизы не смогли дать обоснованные ответы на вопросы следствия, а выводы первичных экспертиз принципиально отличались от следственных данных. Указанные обстоятельства явились основанием направить материалы уголовного дела в ФГБУ РЦСМЭ Минздрава России. Главным вопросом для следствия в данной экспертизе было определение лица, управляющего скутером в момент ДТП.

Отличительной чертой данной МТ была хлыстообразная травма шейного отдела позвоночника, выявленная одновременно у обоих пострадавших. Основные повреждения, обнаруженные при исследовании трупов:

а) у гр. П.: полный разрыв связок атлантозатылочного сустава с разрывом продолговатого мозга, множественные прямые переломы ребер по обеим лопаточным линиям, полный циркулярный разрыв грудного отдела аорты, отрыв правой почки, открытый оскольчатый перелом левой большеберцовой кости, закрытый оскольчатый перелом правой бедренной кости, массивное кровоизлияние в мягкие ткани поясничной области с их размятием и отслоением;

б) у гр. Ч.: полный разрыв связок шейного отдела позвоночника на уровне I шейного позвонка с полным разрывом продолговатого и спинного мозга, переломы затылочной и левых теменной и височной костей с переходом на основание черепа, субдуральные и субарахноидальные кровоизлияния в обоих полушариях большого мозга, закрытый перелом обеих левых берцовых костей, разрыв бокового симфиза.

Кроме указанных повреждений на голове, туловище и конечностях пострадавших гр-н П. и Ч., у них выявили признаки сотрясения в виде кровоизлияний в связочный аппарат внутренних органов груди и живота (легкие, сердце, печень, почки, селезенка), а также обширные осаднения, множественные кровоподтеки и кровоизлияния в мягкие ткани в сочетании с ушибленными и рваными ранами.

Комплексный и сравнительный анализ объема травм, проведенный при судебно-медицинском исследовании трупов гр-н П. и Ч., а также анализ механизма их образования на всех этапах происшествия и повреждений обоих ТС позволил установить, что за рулем скутера «Ямаха» в момент ДТП находился гр. Ч.

Данный экспертный случай МТ интересен нетипичным механизмом столкновения ТС, двигавшихся в попутном направлении, при котором произошел очень сильный удар движущимся автомобилем «Ауди А6» в заднюю часть скутера «Ямаха». Вследствие такого удара сзади водитель и пассажир скутера двигались не традиционно вперед, а назад (по аналогии с пешеходами, сбитыми при столкновении с ТС). Положение пассажира скутера (гр. П.) обеспечивало его непосредственную близость к травмирующим частям автомобиля «Ауди А6», а его тело частично изолировало водителя скутера (гр. Ч.) от прямого контакта в момент первичного удара. Указанное обстоятельство отразилось на формировании общих комплексов повреждений у обоих погибших и послужило основанием экспертного вывода о лице, управлявшем скутером в момент ДТП. Вместе с тем скорость данных ТС и сила их столкновения были настолько велики, что у обоих пострадавших был поврежден мощный связочный аппарат шейного отдела позвоночника вследствие его переразгибания. В результате такого столкновения у обоих пострадавших (не имевших по материалам дела защитных шлемов) был практически одинаково поврежден продолговатый мозг, обусловивший наступление смерти гр-на Ч. и гр-на П. непосредственно на месте происшествия.

Таким образом, приведенный случай показал возможность не только комплексного решения непростой экспертной задачи, но и раскрыл ее уникальные стороны, в том числе и особенности танатогенетических морфологических находок, требующих от судебных медиков отдельных научных оценок и перспективных путей экспертных исследований.

Необходимо признать, что научный интерес у судебных медиков к тематике МТ в отличие от автомобильной травмы фактически угас к середине 80-х годов прошлого столетия. Периодом подъема публикаций можно считать середину 60-х и конец 70-х годов XX века. Среди научных статей этого периода практически половину составили случаи из экспертной практики [2, 3, 6, 9, 12].

В настоящее время трудно согласиться с полной исчерпанностью всех без исключения экспертных (судебно-медицинских, криминалистических, автотранспортных и др.) возможностей изучения данного вида транспортной травмы. За последние годы в Российской Федерации появилось большое количество самых разных зарубежных моделей двух-, трех- и четырехколесных мотоциклов, скутеров, спортбайков, принципиально отличающихся по своим техническим и эксплуатационным характеристикам от мотоциклов, мопедов и мотороллеров прошлого века. Указанные особенности очевидны и требуют от судебных медиков восполнения создавшегося научного пробела в исследовании данного вида транспортной травмы.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.