Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Лузанова И.С.

Зональная спектральная лаборатория Бюро судебно-медицинской экспертизы Департамента здравоохранения Москвы

Светлолобов Д.Ю.

Зональная спектральная лаборатория Бюро судебно-медицинской экспертизы Департамента здравоохранения Москвы

Зорин Ю.В.

Зональная спектральная лаборатория Бюро судебно-медицинской экспертизы Департамента здравоохранения Москвы

Определение естественного содержания элементов в био­объектах человека (печень, почка, желудок) методом масс-спектрометрии с индуктивно связанной плазмой

Авторы:

Лузанова И.С., Светлолобов Д.Ю., Зорин Ю.В.

Подробнее об авторах

Прочитано: 842 раза


Как цитировать:

Лузанова И.С., Светлолобов Д.Ю., Зорин Ю.В. Определение естественного содержания элементов в био­объектах человека (печень, почка, желудок) методом масс-спектрометрии с индуктивно связанной плазмой. Судебно-медицинская экспертиза. 2014;57(1):41‑44.
Luzanova IS, Svetlolobov DIu, Zorin IuV. The determination of the natural content of chemical elements in human biological objects (liver, kidney, stomach) by mass spectrometry with inductively coupled plasma. Forensic Medical Expertise. 2014;57(1):41‑44. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Су­деб­но-ме­ди­цин­ская ха­рак­те­рис­ти­ка слу­ча­ев утоп­ле­ния в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции с 2013 по 2022 год. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(4):11-15
Ин­но­ва­ции в су­деб­ной ме­ди­ци­не: дос­то­вер­ность, до­ка­за­тель­ность и эф­фек­тив­ность про­во­ди­мых эк­спер­тиз в ус­ло­ви­ях чрез­вы­чай­ной си­ту­ации при мас­со­вой ги­бе­ли лю­дей. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(4):22-26
Ана­лиз де­фек­тов ока­за­ния ме­ди­цин­ской по­мо­щи де­тям по ма­те­ри­алам ко­мис­си­он­ных су­деб­но-ме­ди­цин­ских эк­спер­тиз, вы­пол­нен­ных в Рес­пуб­ли­ке Уз­бе­кис­тан. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(5):15-18
О со­вер­шенство­ва­нии нор­ма­тив­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния под­го­тов­ки кад­ров спе­ци­алис­тов в сфе­ре го­су­дарствен­ной су­деб­но-ме­ди­цин­ской де­ятель­нос­ти. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(5):62-66
О не­об­хо­ди­мос­ти раз­ра­бот­ки ме­ди­цин­ских кри­те­ри­ев при­чин­но-следствен­ной свя­зи по де­лам о не­над­ле­жа­щем ока­за­нии ме­ди­цин­ской по­мо­щи. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(6):5-11
К воп­ро­су о це­ле­со­об­раз­нос­ти ис­сле­до­ва­ния внут­рен­них ор­га­нов на на­ли­чие в них ди­ато­мо­во­го план­кто­на при утоп­ле­нии в мо­ре. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(6):48-51
Опыт су­деб­но-ме­ди­цин­ской эк­спер­ти­зы в ар­бит­раж­ном су­доп­ро­из­водстве. (Слу­чай из прак­ти­ки). Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(6):52-55
Уго­лов­но-пра­во­вая оцен­ка при­чин­нос­ти при де­фек­тах ока­за­ния ме­ди­цин­ской по­мо­щи, до­пу­щен­ных на раз­ных эта­пах. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2025;(1):5-10
О су­деб­но-ме­ди­цин­ском зна­че­нии «по­зы» тру­па при смер­ти от об­ще­го пе­ре­ох­лаж­де­ния. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2025;(1):22-29
Из­ме­не­ния в нор­ма­тив­ном ре­гу­ли­ро­ва­нии су­деб­но-ме­ди­цин­ской эк­спертной де­ятель­нос­ти в 2024 го­ду и что при этом не­об­хо­ди­мо знать вра­чам — анес­те­зи­оло­гам-ре­ани­ма­то­ло­гам, учас­тву­ющим в про­ве­де­нии ком­плексных су­деб­но-ме­ди­цин­ских эк­спер­тиз. Анес­те­зи­оло­гия и ре­ани­ма­то­ло­гия. 2024;(6):104-109

Как известно, человеческий организм содержит большой ряд элементов, концентрация которых изменяется в широком диапазоне в зависимости от образа жизни, состояния здоровья, региона проживания, гастрономических предпочтений и т.д. В целом состав и количественное содержание элементов остаются в пределах, не влияющих на здоровье и жизнедеятельность индивидуума. Как только доза/концентрация элементов превышает норму (фоновое содержание), происходит смещение гомеостатического равновесия в организме. Необходимый эссенциальный элемент при этом приобретает свойства примесного, оказывая токсическое действие на организм [1, 2].

Изучение области концентраций элементов, соответствующей нормальному гомеостазу, остается по-прежнему важным для токсикологической химии и судебно-медицинской экспертизы при контроле содержания лекарственных веществ неорганической природы в организме человека, при заболеваниях, связанных с нарушением металлолигандного гомеостаза, и диагностике острых и хронических отравлений.

Во множестве публикаций приведены сведения о естественном[1] (фоновом, контрольном, нормальном) содержании элементов в организме человека. Данные значения получены в различных лабораториях, разными физико-химическими методами с различной чувствительностью, пределом обнаружения и другими валидационными характеристиками и составляют некоторый интервал «нормы» [3-6].

В ряде случаев результаты исследований трудно сравнивать между собой, так как отсутствует информация о том, что авторы принимали за «норму». Нередко сведения имеют противоречивый характер даже при использовании высокочувствительного аналитического оборудования.

Таким образом, одним из наиболее ответственных моментов при оценке полученных результатов количественного содержания элементов в биообъекте остается сравнение их с некоторым контрольным уровнем или так называемой физиологической нормой.

С учетом данных об основных путях биотрансформации токсичных элементов и их распределении в организме для диагностики острых и смертельных отравлений при судебно-химических экспертизах традиционными объектами исследования являются внутренние органы: печень, почка, желудок [5, 7-10]. Цель исследования - получение данных об естественном содержании элементов в этих биологических объектах и сопоставлении их с данными литературы.

Материал и методы

Проанализировали более 60 проб биоматериала, а именно: печень, почки, желудки от трупов людей в случае их смерти при условии отсутствия признаков отравления.

Подготовка объектов для элементного анализа методом масс-спектрометрии с индуктивно связанной плазмой заключалась в разрушении органической матрицы. Усредненную навеску органов (примерно 1 г) измельчали с помощью ножниц, помещали в герметичные тефлоновые сосуды, добавляли 10 мл 70% азотной кислоты (о.с.ч.), очищенной в системе перегонки кислот DistillAcid («Branson», Дания). Минерализацию проб проводили с помощью системы микроволнового разложения Mars («Interanalit INC», Канада) при температуре 200 °С, время минерализации 10 мин, мощность 80%. Параллельно при тех же условиях ставили пробу на чистоту реагентов.

Количественное определение элементов: лития, бериллия, ванадия, хрома, марганца, железа, никеля, меди, цинка, мышьяка, селена, молибдена, серебра, кадмия, олова, сурьмы, бария, ртути, таллия, свинца, висмута, кобальта, алюминия, бора, стронция, теллура, вольфрама - проводили с помощью масс-спектрометрии с индуктивно связанной плазмой (ICP-MS) и прибора 820-MS («Varian», Австралия) при мощности разряда 1,4 кВт и расходе плазмообразующего газа (аргон) 18 л/мин. При определении содержания железа, мышьяка, селена для устранения интерференций использовали водород, который подавался в масс-спектрометр генератором водорода H2PEM-165 («Parker-Balston», Великобритания).

В качестве внутреннего стандарта в растворы вводили 5 мкг/л скандия. Калибровку прибора проводили по стандартным растворам с известным содержанием перечисленных элементов в диапазоне от 1 до 10 мкг/л. Все растворы готовили на 0,1% растворе HNO3 в деионизованной воде (сопротивление 18,2 Мом/см), полученной с помощью системы MilliQ («Millipore», Франция).

Для ввода пробы использовали систему автоматической подачи пробы SPS («Varian», Австралия).

Интенсивность сигнала от атомов химических элементов регистрировали по разным массовым числам - изотопам (табл. 1).

Для полученных в результате анализа значений концентраций среднее квадратичное отклонение (σ) не превышало 5%.

Результаты и обсуждение

Данные о содержании элементов в биологических образцах, полученные в спектральной лаборатории с помощью масс-спектрометрии, а также аналогичные сведения из данных литературы [4, 11-14] приведены в табл. 2.

При сопоставлении результатов анализа выявлено как заметное сходство, так и некоторые отличия. Так, полученные нами количественные значения «нормы» элементов для печени, почек и желудков от трупов людей хорошо коррелируют с данными литературы по содержанию ртути, кадмия, марганца, свинца, висмута, кобальта, сурьмы, бария, селена, меди, железа, лития, цинка, мышьяка, олова, серебра, алюминия, стронция. В то время как количество некоторых элементов оказалось недопустимо высоким (ванадий, бериллий) или незначительным (хром, таллий, бор, теллур) по сравнению с опубликованными ранее данными.

Необходимо отметить, что в литературе отсутствует информация о естественном содержании в биообъектах такого элемента, как вольфрам. По-видимому, содержание вольфрама в данной концентрации невозможно определить другими аналитическими методами в связи с их недостаточной чувствительностью. При использовании масс-спектрометрии с индуктивно связанной плазмой было измерено содержание вольфрама в печени, почках и желудках трупов людей. Результаты представляют особый интерес (см. табл. 2).

Кроме того, нет данных о естественном содержании ряда элементов в желудке трупов людей, например: ртути, селена, теллура. По-видимому, это связано с транзиторной функцией органа, где элементный состав не постоянен, и авторы посчитали проведение исследований нецелесообразным по причине малой информативности объекта. Без хотя бы условной «нормы» элементов обойтись невозможно, поскольку в судебно-медицинской практике анализ желудка необходим для установления пути поступления яда в организм человека, времени и характера отравления.

Заключение

В результате работы получены данные по естественному содержанию 27 элементов в печени, почках и желудке человека. Адекватная (корректная) интерпретация аналитических результатов измерений элементов и сравнение их с опубликованными данными литературы позволяет нам обосновать и рекомендовать их использование в качестве контрольных значений (в случаях их совпадения). Для элементов, количественное содержание которых отличается от приведенных в литературе, исследования будут продолжены. Возможно, причины такого отличия будут установлены или подтверждены нашими результатами на основе большого статистического массива данных.

В дальнейшем предполагается провести анализ и других органов и тканей человека для пополнения имеющейся информации о данных по содержанию элементов в «норме» для практического применения в качестве контрольных значений при оценке элементного статуса организма. Также планируется расширить перечень определяемых элементов.

[1] Термины «естественное содержание», «норма», «фоновые значения», «контроль» являются эквивалентными и использованы в статье для описания области концентраций элементов, соответствующих нормальному гомеостазу.

Литература

  1. Вернадский В.И. Химические элементы и механизм земной коры. Природа 1922; 3-5: 31-40.
  2. Барашков Г.К. Основы медицинской бионеорганики. М: ЧеРо 2007.
  3. Вредные химические вещества. Неорганические соединения элементов I-IV, V-VIII групп: справочное издание. Под ред. В.А. Филова и др. Л: Химия 1988.
  4. Макаренко Т.Ф., Вознесенская Т.В., Меницкая В.И. Определение тяжелых металлов в некоторых органах, тканях и жидкостях человека в норме. Суд-мед эксперт 2001; 5: 28-32.
  5. Скальный А.В. Химические элементы в физиологии и экологии человека. М: ОНИКС 21 век Мир 2004.
  6. Youngchan Y., Sangki L., Taeol J., Sangwhan I.N., Kuik K., Sunchun K. Distribution of Heavy metals in normal Korean Tissues. Problems Forens Sci 2000; 43: 263-289.
  7. Токсикологическая химия. Под ред. Т.В. Плетенёвой. М: ГЭОТАР-Медиа 2006.
  8. Назаров Г.Н., Макаренко Т.Ф. Методы спектрального анализа в судебной медицине. М: МНПП "ЭСИ" 1994.
  9. Gerhardsson L., Englyst V., Lundström N.G., Sandberg S., Nordberg G. Cadmium, copper and zinc in tissues of deceased copper smelter workers. J Trace Elem Biol 2002; 16: 4: 261-266.
  10. Toxicological Analysis. Ed. R. Klaus Muller. Leipzig: Verlag MOLIN 1995.
  11. Jun Yoshinaga, Minato Nakazawa, Tsuguyoshi Suzuki, Masatoshi Morita. Determination of trace element in Human liver and kidney inductively coupled plasma mass spectrometry. Analyt Sci 1989; 5: 355-358.
  12. Nordberg G., Fowler B., Nordberg M., Friberg L. Handbook on the toxicology of metals. 3-rd ed. New-York: Academ Press 2007.
  13. Sarkar B. Heavy metals in environment. New-York: Basel 2002.
  14. Токсикологическая химия. Метаболизм и анализ токсикантов. Под ред. Н.И. Калетиной. М: ГЭОТАР-Медиа 2008. 45
!!

Литература

  1. Vernadsky V.I. Khimicheskie element i mechanism zemnoy kory [Chemical elements and the Earth's crust mechanism]. Priroda, 1922; 3 - 5; 31 - 40.
  2. Barashkov G.K. Osnovy meditsinskoy bioneorganiki [Fundamentals of medical bio-inorganic material science]. M.: Che-Po, 2007
  3. Vrednye khimicheskie veshchestva. Neorganicheskie soedineniya elementov I - IV, V - VIII grupp: spravochnoye izdanie. Pod red. V.A Filova i dr. [Harmful chemical substances. Inorganic compounds of group I- IV and V - VIII elements: reference book. Eds. V.A. Filatov at al.] L.: Khimiya, 1988.
  4. Makarenko T.F., Voznesenskaya T.V., Menitskaya V.I. Opredelenie tyazholykh metallov v nekotorykh organakh, tkanyakh I zhidkostyakh cheloveka v norme [Determination of heavy metals in certain human organs, tissues, and liquids under normal conditions]. Sud-med. ekspert., 2001; 5: 28 - 32.
  5. Skal'ny A.V. Khimicheskie elementy v fiziologii I ekologii cheloveka [The role of chemical elements in physiology and ecology of man]. M.: ONIKS 21 vek. Mir, 2004.
  6. Youngchan Y., Sangki L., Taeol J., Sangwhan I.N., Kuik K., Sunchun K. Distribution of heavy metals in normal Korean Tissues. Problems Forens Sci 2000; 43: 263-289.
  7. Toksikologicheskaya khimiya. Pod red. T.V. Pletnevoy [Toxicological chemistry. Ed. T.V. Pletneva]. M.: GOETAR-Media, 2006.
  8. Nazarov G.N., Makarenko T.F. Metody spektral'nogo analiza v sudebnoy meditsine [The use of the methods of spectral analysis in forensic medicine]. M.: MNPP "ESI", 1994.
  9. Gerhardsson L., Englyst V., Lundström N.G., Sandberg S., Nordberg G. Cadmium, copper and zinc in tissues of deceased copper smelter workers. J Trace Elem Biol 2002; 16: 4: 261-266.
  10. Toxicological Analysis. Ed. R. Klaus Muller. Leipzig: Verlag MOLIN 1995.
  11. Jun Yoshinaga, Minato Nakazawa, Tsuguyoshi Suzuki, Masatoshi Morita. Determination of trace element in Human liver and kidney inductively coupled plasma mass spectrometry. Analyt Sci 1989; 5: 355-358.
  12. Nordberg G., Fowler B., Nordberg M., Friberg L. Handbook on the toxicology of metals. 3-rd Ed. New-York: Academ Press 2007.
  13. Sarkar B. Heavy metals in environment. New-York: Basel 2002.
  14. Toksikologicheskaya khimiya. Metabolism I analiz toksikantov. Pod. Red. N.I. Kaletinoy [Toxicological chemistry. Metabolism and analysis of toxicants. Ed. N.I. Kaletina] M.: GOESTAR-Media, 2008.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.