Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Зорина О.А.

ГБОУ ВПО "Первый МГМУ имени И.М. Сеченова"

Кречина Е.К.

отделение функциональной диагностики ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии» Минздрава России, Москва, Россия

Абаев З.М.

ГБОУ ВПО "Первый МГМУ имени И.М. Сеченова"

Коршунова А.В.

Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Минздрава России, Москва, Россия

Пономарев Г.В.

НИИ неврологии ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова» Минздрава России, Санкт-Петербург, Россия

Рябова А.В.

Институт общей физики им. А.М. Прохорова РАН, Москва, Россия

Макаров В.И.

ГБОУ ВПО "Владивостокский государственный медицинский университет", Городской центр амбулаторной хирургии, Владивосток

Анализ глубины проникновения геля фотосенсибилизатора в структуру тканей зубов

Авторы:

Зорина О.А., Кречина Е.К., Абаев З.М., Коршунова А.В., Пономарев Г.В., Рябова А.В., Макаров В.И.

Подробнее об авторах

Журнал: Стоматология. 2018;97(6): 22‑27

Просмотров: 951

Загрузок: 20


Как цитировать:

Зорина О.А., Кречина Е.К., Абаев З.М., Коршунова А.В., Пономарев Г.В., Рябова А.В., Макаров В.И. Анализ глубины проникновения геля фотосенсибилизатора в структуру тканей зубов. Стоматология. 2018;97(6):22‑27.
Zorina OA, Krechina EK, Abaev ZM, Korshunova AV, Ponomarev GV, Ryabova AV, Makarov VI. Analysis of photosensitizer gel penetration through the teeth structure. Stomatology. 2018;97(6):22‑27. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/stomat20189706122

Рекомендуем статьи по данной теме:
При­ме­не­ние фо­то­ди­на­ми­чес­кой те­ра­пии в ком­плексном ле­че­нии хро­ни­чес­ко­го ге­не­ра­ли­зо­ван­но­го па­ро­дон­ти­та сред­ней сте­пе­ни. Сто­ма­то­ло­гия. 2023;(2):11-15
Воз­мож­нос­ти при­ме­не­ния фо­то­ак­ти­ви­ру­емой де­зин­фек­ции в сто­ма­то­ло­гии. Сто­ма­то­ло­гия. 2023;(2):84-90
Эф­фек­тив­ность ин­ва­зив­ных и не­ин­ва­зив­ных ме­то­дов ле­че­ния цер­ви­каль­ной ин­тра­эпи­те­ли­аль­ной не­оп­ла­зии. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2023;(1):104-108
Ме­то­ды ди­аг­нос­ти­ки и ле­че­ния не­овас­ку­ля­ри­за­ции ро­го­ви­цы. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2023;(4):86-92

Эстетика улыбки с каждым днем все больше волнует наших пациентов. В настоящее время существует много новых методов отбеливания зубов. Впервые попытка отбеливания зубов была проведена в 1878 г. в Америке. Несмотря на многочисленные системы отбеливания, остается открытым вопрос об их безопасности. Одним из негативных результатов профессионального отбеливания является гиперестезия эмали, так как перекись водорода, проходя через эмаль и дентин (через 5—15 мин раствор достигает пульпы зуба), вызывает раздражение пульпы [9, 10]. Также нежелательным эффектом отбеливания зубов является воспаление маргинальной десны, что ведет к развитию рецессии [17]. Выявлены изменения на поверхности эмали, выраженные в удалении пелликулы и обнажении эмалевых призм при отбеливании зубов [7, 8].

Развитие эстетической стоматологии напрямую связано с появлением новых препаратов и технологий для отбеливания зубов [4, 15]. Сейчас в арсенале врача-стоматолога для отбеливания зубов применяются отбеливающие системы, содержащие концентрированные препараты перекиси водорода и карбамида.

В настоящее время на стоматологическом рынке появились беспероксидные системы для отбеливания зубов и светодиодные лампы, излучающие холодной свет, что повышает безопасность и эффективность отбеливания зубов [13]. Нами был выбран новый принцип отбеливания зубов методом фотодинамической терапии (ФДТ).

На сегодняшний день применение ФДТ в стоматологии привлекает все большее внимание [12, 13, 16], были проведены исследования в области лечения кариеса зубов, его осложнений и заболеваний пародонта [1—3, 5, 6]. Метод ФДТ основан на фотохимических реакциях и заключается в введении фотосенсибилизатора (ФС) в зону поражения и локальной активации накопившегося в тканях ФС лазерным излучением длиной волны, соответствующей пику поглощения Ф.С. Реакция протекает при обязательном присутствии кислорода, в результате чего молекулярный кислород переходит в синглетную форму и образуются свободные радикалы, что приводит к цитотоксическому эффекту. Фотохимические реакции происходят в тканях на глубине, до которой проникают ФС и лазерное излучение, и эффект ФДТ зависит от количества ФС и глубины его проникновения. В качестве ФС в стоматологии используют производные хлорина е6, — Гелеофор, Фотодитазин, Радахлорин и др. Одним из новых методов применения ФДТ в стоматологии может стать фотодинамическое отбеливание зубов. Несмотря на использование широкого спектра систем отбеливания, всегда остается открытым вопрос их безопасности. Однако в результате анализа литературы не удалось найти методик проведения фотоотбеливания с использованием ФС и оценки его эффективности.

Цель нашего исследования — определение глубины и концентрации ФС хлорина е6 в тканях зубов в зависимости от времени аппликации ФС на эмаль.

Материал и методы

В качестве ФС был использован хлорин е6 в составе 1% геля Гелеофор. Исходным сырьем для его производства является микроводоросль Chlorella ellipsoidea, содержащая хлорофилл А. Хлорофилл А, извлеченный из Chlorella путем последовательных химических трансформаций, превращается в лекарственную субстанцию — трикислоту хлорина е6 (см. рис. 1)

Рис. 1. Структурная химическая формула хлорина Е6.
[11] (патент RU 2523380 C1 от 21.05.13). 1% гель — комбинированный препарат, в состав которого входит лидокаина гидрохлорид, оказывающий местно-анестезирующее действие, цетилпиридиния хлорид — антисептическое средство, подавляющее рост ряда бактерий и грибов, и хлорин е6 — ФС хлоринового ряда.

По данным литературы, проникновение и накопление ФС хлоринового ряда было исследовано только на слизистых оболочках полости рта и кожных покровах. Исследований о его накоплении и распределении в твердых тканях зубов в зависимости от длительности его аппликации не проводилось.

Исследования проведены на 20 удаленных зубах фронтальной группы. На вестибулярную поверхность эмали зубов наносили 1% гель в течения 1, 5, 10 и 20 мин, затем смывали (рис. 2, а,

Рис. 2 Изучение накопления ФС в тканях зуба. а — зуб 21 до нанесения ФС 1%; б — зуб 21 после нанесения ФС 1%.
б).

Зубы были распилены бором с охлаждением вдоль оси зуба и исследованы методами флюоресцентной спектроскопии и конфокальной микроскопии в лаборатории лазерной биоспектроскопии Центра естественно-научных исследований Института общей физики РАН. В качестве контроля использовали зубы, на которые не наносили ФС.

Накопление хлорина е6 в эмали и дентине зубов оценивали по спектрам флюоресценции, регистрируемым с поверхности зубов и со стороны спила волоконно-оптическим спектрометром ЛЭСА-01-БИОСПЕК при возбуждении лазером длиной волны 633 нм.

Глубину проникновения хлорина е6 в ткани зуба оценивали методом флюоресцентной конфокальной микроскопии (LSM-710, «Карл Цейсс», Германия). Для этого шлифы зубов помещали на тонкие покровные стекла толщиной 0,17 мм и наблюдали в плоскости распила. Для возбуждения автофлюоресценции тканей зуба и флюоресценции хлорина е6 использовали лазер длиной волны 488 нм, детектировали автофлюоресценцию и флюоресценцию хлорина е6 со спектральным разрешением в диапазоне 500 — 750 нм. Для получения изображений использовали объектив Plan-Apochromat с увеличением 10× (апертура 0,3).

Статистический и спектральный анализы проводили, используя программу ZEN («Карл Цейсс», Германия).

Результаты и обсуждение

В результате исследований было получено спектрально-разрешенное флюоресцентное изображение с эмали и дентина зубов (рис. 3 и

Рис. 3. Накопление Ф.С. в эмали зуба. а — диаграмма накопления ФС в эмали зуба в зависимости от времени его экспозиции; б — спектры флюоресценции ФС, измеренные в эмали зуба. Основной пик флюоресценции находится в области 650−700нм.
4).

В процессе исследований получена статистическая оценка проникновения ФС внутрь тканей зуба (эмаль и дентин) в зависимости от времени экспозиции ФС на эмаль. Обнаружен значительный разброс результатов для зубов, удаленных у разных пациентов, что может быть связано с индивидуальными структурными особенностями строения твердых тканей зубов. Максимально интенсивный флюоресцентный сигнал в эмали наблюдался через 10 мин после аппликации Ф.С. Средняя внутритканевая концентрация хлорина е6 составляла около 5 мг/кг. Через 20 мин после аппликации отмечено незначительное снижение интенсивности регистрируемой флюоресценции, что, вероятно, связано с ее тушением вследствие излишне высокой концентрации ФС в эмали. По данным флюоресцентной спектроскопии, концентрация ФС в дентине примерно в 20 раз меньше (см. рис 4, а,

Рис. 4. Накопление Ф.С. в дентине зуба. а — диаграмма накопления ФС в дентине в зависимости от времени его экспозиции; б — спектры флюоресценции ФС, в дентине зуба. Основной пик флуоресценции находится в области 650−700нм.
б), чем в эмали (см. рис. 3, а, б), что свидетельствует о низкой способности проникновения ФС в дентин.

Данные о распределении хлорина е6 в глубине эмали, полученные с помощью исследования спилов методом конфокальной микроскопии, указывают на равномерное насыщение всей толщи эмали (до 600—700 µм) и присутствие хлорина е6 в поверхностном слое дентина (до 100—200) (рис. 5, а,

Рис. 5. Распределение Ф.С. в тканях зуба. а — флюоресцентное изображение спила зуба со спектральным разрешением, на изображении от поверхности эмали сверху вниз вглубь эмали до дентина выделены прямоугольные области с шагом 40 µм, которым соответствуют спектры слева от изображения; б — график зависимости внутритканевой флюоресценции ФС от расстояния от поверхности зуба.
б).

На основании анализа полученных результатов можно утверждать, что через 10 мин концентрация ФС 1% геля в твердых тканях зубов достигает значений, достаточных для проведения фотодинамического отбеливания. В то же время проникновения ФС в глубокие слои дентина не обнаружено, что позволяет выполнять процедуру фотодинамического отбеливания только в пределах эмали и эмалево-дентинной границы, не затрагивая глубокие слои, а это препятствует воспалению пульпы зуба и появлению чувствительности зубов.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Зорина Оксана Александровна — д.м.н., проф., зав. отделением терапевтической стоматологии ФГБУ ЦНИИС и ЧЛХ Минздрава
России; профессор кафедры стоматологии Института стоматологии ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Министерства здравоохранения Российской Федерации;
https://orcid.org/0000-0002-4143-4513; e-mail: zorina-cniis@yandex.ru; тел.: +7(910)469-3849

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.