Хронический генерализованный пародонтит (ХГП) у людей трудоспособного возраста представляет собой не только общемедицинскую, но социальную проблему [1, 5]. Заболевание занимает ключевую позицию среди видов стоматологической патологии, характеризуется значительной распространенностью и увеличением частоты в последние годы. Повышение заболеваемости ХГП отрицательно влияет на качество жизни и вызывает существенные сдвиги в регуляторных системах организма больных, в том числе в иммунной системе и периферической крови. Сегодня эти сдвиги недостаточно изучены.
Мы поставили перед собой цель — выполнить анализ и моделирование сдвигов и корреляционных связей гематологических и иммунологических показателей у больных ХГП.
Материал и методы
В исследование включены 106 больных ХГП и 65 практически здоровых лиц, служивших контролем. Средний возраст пациентов основной группы варьировал от 25 до 48 лет, контрольной — от 22 до 46 лет. Удельный вес мужчин и женщин в основной группе составил соответственно 63 и 37%, в контроле — 59 и 41%. Пациентам основной и контрольной групп выполнялось клиническое и иммунологическое обследование.
Клиническое обследование предусматривало изучение локальных объективных симптомов и периферической крови. Последняя анализировалась на автоматическом гематологическом анализаторе Quiktus (Швеция). Параметры клеточного иммунитета в периферической крови определялись с помощью моноклональных антител и иммунофлюоресцентного метода. Активность нейтрофилов крови изучалась в реакции восстановления нитросинего тетразолия спонтанного (НСТсп.) и НСТ стимулированного (НСТст.). Определение параметров сдвига, позволяющее в нормированных величинах оценить изменение исследуемых диагностических показателей, выполнялось для показателей, имеющих разную размерность. Абсолютное количество лимфоцитов (АКЛ) рассчитывалось по формуле: АКЛ=(ОКЛ·лимф)/100, где ОКЛ — общее количество лейкоцитов; лимф. — процентное содержание лимфоцитов. Корреляционные модели строились на основе результатов корреляционного анализа, проведенного с использованием пакета статистических программ Statistica 6.0.
Результаты и обсуждение
Развитие ХГП сопровождается достоверными изменениями параметров периферической крови (табл. 1). Однако наиболее значимыми были увеличение СОЭ и содержания относительного числа лимфоцитов. У больных ХГП достоверно повышается АКЛ. Одновременно при поступлении у них наблюдалось существенное увеличение палочкоядерных и сегментоядерных нейтрофилов. Выраженных изменений содержания моноцитов, базофилов и эозинофилов не выявлено. Достоверных различий в сравнении с контрольной группой уровней гемоглобина и эритроцитов не зарегистрировано (p>0,05).
Патологические изменения в соотношении форменных элементов крови у больных ХГП количественно характеризуют величины сдвига (табл. 2). Величины сдвига показывают, на сколько процентов увеличились или уменьшились показатели крови у больных ХГП по сравнению с контролем; при этом контрольные значения принимают за 100%, что позволяет нормировать показатели с разной размерностью и обеспечивает сопоставимость изменившихся показателей в одной единице измерения — в процентах. Из параметров общего анализа крови в основной группе по увеличению количества в сравнении с контролем лидируют палочкоядерные нейтрофилы. Такую же направленность, но с меньшим относительным показателем имеет сдвиг СОЭ.
На 3-й ранговой позиции находится изменение АКЛ в периферической крови при развитии воспалительного процесса в тканях пародонта. Параметры сдвига других показателей крови у пациентов основной группы существенно ниже, чем указанные ранее. Особенно незначительную величину сдвига имеют гемоглобин, эритроциты и моноциты, несмотря на их снижение, т. е. они являются стабильными. Следовательно, математическая оценка показателей периферической крови демонстрирует высокую диагностическую значимость палочкоядерных нейтрофилов, СОЭ и АКЛ.
Более выраженные изменения при ХГП температуры тела и СОЭ наблюдались в случае стафилококковой инфекции (37,68±0,38 °С и 32,50±2,33 мм/ч). При гнойно-воспалительном процессе, вызванном стрептококком, средняя температура тела и СОЭ составили соответственно 37,26±0,23 °С и 31,73±12,99 мм/ч [6].
При изучении количества лейкоцитов в крови более выраженные изменения наблюдались при ХГП, вызванном стафилококками (8,32±1,72·109/л). При стрептококковой инфекции количество лейкоцитов в крови составило 7,83±2,38·109/л.
Количество палочкоядерных нейтрофилов при стрептококковой инфекции составило 1,6±0,6%, в то время как при гнойно-воспалительном процессе, вызванном стафилококком, — 1,5±0,5% [6]. У отдельных больных общий анализ крови в целом остается нормальным, за исключением того, что СОЭ повышается до 48 мм/ч [7].
Построение модели патологических отклонений в периферической крови, связанных с развитием ХГП, выявляет выраженность изменений АКЛ, палочкоядерных нейтрофилов и СОЭ (рис. 1). Однако значительная часть форменных элементов крови у больных ХГП не претерпела существенных изменений. Это относится к содержанию моноцитов, базофилов, эритроцитов, эозинофилов, уровню гемоглобина. Изменения других показателей периферической крови сопровождались увеличением в сравнении с таковой у практически здоровых взрослых.
В контрольной группе сопряженность гематологических параметров друг с другом значительно ниже, чем у больных ХГП (рис. 2). Между показателями периферической крови здоровых лиц выявлены 4 репрезентативные прямые связи: между содержанием лейкоцитов, АКЛ и СОЭ. Прямая корреляционная связь характерна для АКЛ и СОЭ. Такое же направление связи свойственно уровню гемоглобина и эритроцитов. При развитии ХГП количество достоверных связей возрастает до 8. Наибольшее количество корреляций свойственно СОЭ, абсолютному количеству лимфоцитов, лейкоцитов и палочкоядерных нейтрофилов. Так, палочкоядерные нейтрофилы имеют прямую связь с числом лейкоцитов, СОЭ и процентным содержанием сегментоядерных нейтрофилов. СОЭ в свою очередь имеет достоверную сопряженность с палочкоядерными нейтрофилами, лейкоцитами и АКЛ. Последние имеют также 3 прямые достоверные корреляции. Криволинейная зависимость, т. е. когда изменение одного показателя сопровождается неравномерным изменением другого, в основной группе установлена между уровнем эритроцитов и гемоглобина.
Диагностическое исследование параметров системного иммунитета у пациентов с ХГП позволило обнаружить гиперактивацию Т-лимфоцитов и недостаточность Т-хелперов, Т-супрессоров, активности нейтрофилов в тестах НСТсп. и НСТст. (табл. 3). Независимо от этого все изменения в иммунной системе организма больных носили репрезентативный характер, за исключением отношения параметров НСТст. к НСТсп. (p>0,05). Воспалительный процесс в тканях пародонта вызвал достоверное повышение как абсолютного, так и относительного содержания Т-лимфоцитов. Изменение Т-хелперов и Т-супрессоров было однонаправленным и сопровождалось угнетением продукции данных кластеров в абсолютном и относительном выражении. Средний результат тестов НСТст. и НСТсп. у больных ХГП статистически существенно уменьшился.
В ранее выполненном исследовании показателей клеточного иммунитета у больных ХГП установлено существенное снижение содержания Т-лимфоцитов (p<0,001) в периферической крови, возникающее из-за снижения как количества Т-лимфоцитов-хелперов (СD4+-клетки), так и цитотоксических лимфоцитов (СD8+-клетки). При этом содержание хелперных T-лимфоцитов снижено в 1,8 раза (p<0,001), а относительное количество цитотоксических T-лимфоцитов — в 1,4 раза (p<0,05) по сравнению с таковым в контроле [4].
Результаты других исследований, посвященных ряду острых и хронических инфекционных процессов в полости рта, а также многим другим инфекционно-обусловленным воспалительным процессам, свидетельствуют о том, что при этих формах патологии снижение содержания Т-лимфоцитов происходит преимущественно за счет лимфоцитов хелперной субпопуляции (СD4+-клетки), и только при атопических заболеваниях преобладает снижение содержания цитотоксических Т-лимфоцитов [2, 3, 8]. При пародонтите же Т-клеточный дефицит развивается за счет как Т-лимфоцитов-хелперов, так и цитотоксических Т-лимфоцитов [4].
При изучении показателей местного иммунитета по результатам исследования зубодесневой жидкости установлено повышение уровня провоспалительных цитокинов интерлейкина (ИЛ)-9, фактора некроза опухоли α и снижение содержания противовоспалительного цитокина Ил-4 [7].
Математическая оценка изменений системного иммунитета по показателям сдвига свидетельствует о наиболее существенном сдвиге абсолютного количества Т-хелперов и Т-лимфоцитов в периферической крови больных ХГП по сравнению с контрольной группой, параметры которой приняты за 100% (табл. 4). Из рассматриваемых параметров системного иммунитета существенный сдвиг по отношению к показателям у здоровых взрослых произошел в содержании абсолютного количества Т-супрессоров и относительного уровня Т-лимфоцитов. Величины сдвигов относительного количества Т-супрессоров, Т-хелперов, показателей теста НСТст. и отношения НСТст./НСТсп. оказались практически равными и одинаковыми по знаку. Наименьший показатель сдвига у пациентов с ХГП отмечен для теста НСТсп.. Общая сумма сдвигов показателей системного иммунитета имела отрицательный знак и составила –378,1.
При осуществлении моделирования выявленных изменений параметров иммунной системы на уровне организма больных ХГП в большинстве случаев наблюдается однонаправленность сдвигов (рис. 3). Максимально отклоняется от параметров здоровых лиц абсолютное содержание Т-хелперов, характеризующееся выраженной супрессией данного кластера дифференцировки иммунных клеток. Значительное отклонение присуще также другой субпопуляции Т-лимфоцитов — абсолютному количеству Т-супрессоров. Вместе с тем противоположная высокая величина отклонений свойственна абсолютному числу количества Т-лимфоцитов. Менее существенные сдвиги характерны для относительного количества Т-хелперов, Т-супрессоров, активности нейтрофилов в тесте НСТст.. Промежуточное положение занимает изменение относительного содержания в периферической крови Т-лимфоцитов. Практически неизменной осталась активность нейтрофилов в тесте НСТ сп.. Отмеченные изменения следует учитывать при диагностике данной нозологической формы ХГП.
Соотношение иммунных клеток периферической крови у представителей основной и контрольной групп, представленное в виде графической модели, различается как по количеству, так и направлению связей (рис. 4). У больных ХГП наивысшее количество достоверных корреляционных связей свойственно абсолютному содержанию Т-хелперов, которые имеют с другими субпопуляциями иммунных клеток в целом 5 связей. 3 обратные репрезентативные связи, характеризующиеся тем, что по мере увеличения одного показателя происходит уменьшение другого, абсолютное количество Т-хелперов имеет с абсолютным, относительным содержанием Т-лимфоцитов и с тестом НСТст.. Прямая и криволинейная зависимости существуют соответственно между абсолютным количеством Т-хелперов и абсолютным количеством Т-супрессоров. В корреляционной модели отчетливо выделяется абсолютное содержание на системном уровне Т-лимфоцитов, характеризующихся наличием 3 обратных зависимостей: с абсолютным количеством Т-хелперов и Т-супрессоров, с тестом НСТст.. Последний находится в обратной взаимосвязи с тестом НСТсп.. В группе сравнения сопряженность показателей иммунной системы значительно ниже. 3 имеющиеся корреляционные связи являются прямыми, причем 2 из них приходятся на кластер дифференцировки Т-хелперов в абсолютном выражении.
Проведенное моделирование сдвигов и корреляционных связей гематологических и иммунологических показателей Т-клеточного звена у больных ХГП позволило выделить ведущие диагностические параметры с количественной оценкой и повышение сопряженности внутрисистемных связей со стороны периферической крови и клеточного иммунитета. Это подтверждает важную роль произошедших изменений и может быть использовано как в диагностике, так и в терапии ХГП.