Одна из ведущих проблем современной стоматологии — протезирование лиц с полной адентией, которое сопровождается формированием особого психоэмоционального статуса. Эффективная стоматологическая ортопедическая реабилитация, значимо влияющая на качество жизни пациентов, во многом определяется рациональным психотерапевтическим сопровождением, которое может получить обоснование только с позиций медицинской психологии [1, 2, 4, 8]. Стабильный психоэмоциональный статус пациента и его удовлетворенность качеством оказанной помощи — важнейшие компоненты в адекватной адаптации к полным съемным протезам [4, 6].
К сожалению, определение психоэмоционального статуса пациентов не включено в диагностический протокол обследования, что исключает применение врачами-стоматологами-ортопедами методов психологического тестирования, позволяющих адекватно подготовить пациента к лечению с последующей эффективной адаптацией к протезам.
Цель исследования — оценить особенности психоэмоционального статуса пациентов при протезировании полными съемными протезами.
Материал и методы
Нами на базе кафедры ортопедической стоматологии Омской государственной медицинской академии проведена ортопедическая реабилитация лиц с полным отсутствием зубов. Всего в исследование были включены 30 пациентов (15 женщин и 15 мужчин) в возрасте 45—74 лет с одинаковыми анатомическими условиями протезного ложа на нижней челюсти (3, 4-й тип по И.М. Оксману). 1-ю группу составили 15 больных (8 женщин и 7 мужчин), не имевших съемных протезов (первичное протезирование), 2-ю группу тоже 15 больных (8 женщин и 7 мужчин), обратившихся с целью повторного протезирования (ранее изготовленными протезами не пользовались), 3-ю (сравнения) — 15 человек (8 женщин и 7 мужчин) в возрасте 20—30 лет с целостными зубными рядами. В исследование не включали лиц с психическими заболеваниями и нарушением координационной деятельности.
Клиническое обследование пациентов включало в себя сбор анамнеза, определение стоматологического статуса и оценку имеющихся зубных протезов (у лиц 2-й группы). Оценка психоэмоционального статуса заключалась в определении выраженности тревожности методом Ч.Д. Спилбергера (STAI, 1964) в адаптации Ю.Л. Ханина (1978). Использовали также личностный опросник (EPI, 1963) Г.Ю. Айзенка в адаптации И.Н. Гильяшевой (1983). Стереогнозию тканей полости рта оценивали по Ландту [7].
В ходе изучения оральной стереогнозии (рис. 1 и 2) с оценкой способности к координации жевательной мускулатуры использовали разные наборы стандартных образцов с последующей их идентификацией в полости рта [5].
Психологическое обследование и стереогнозию проводили до лечения и через 1 мес после сдачи протеза. Ортопедическую реабилитацию осуществляли, применяя полные съемные пластиночные протезы модифицированной конструкции1. Удовлетворенность качеством протезирования оценивали путем анкетирования пациентов. Статистическую обработку полученных данных осуществляли в программе SPSS Statistics 17.0.
Результаты и обсуждение
При оценке уровня тревожности (методика STAI Спилбергера—Ханина) у пациентов среднего и пожилого возраста обеих групп отмечены умеренная выраженность личностной тревожности (ЛТ) и повышенные показатели ситуативной тревожности (СТ) (до 52,61±5,34 балла). После протезирования (рис. 3) наблюдали снижение выраженности СТ при незначительном снижении уровня ЛТ (до 38,64±4,61 балла).
Основная часть пациентов (60%) до лечения имели выраженную эмоциональную неустойчивость (по шкале нейротизма) — 17,58±2,46 балла. После ортопедической реабилитации отмечено снижение уровня эмоциональной неустойчивости до 16,21±2,31 балла.
Изучение оральной стереогнозии показало, что пациентам 2-й группы требовалось в 2 раза больше времени для распознавания предмета. В день наложения протезов время распознавания предметов увеличилось у пациентов обеих групп, но в дальнейшем, на протяжении периода адаптации, оно сокращалось (табл. 1).
Способность пациентов к тонкой координации жевательной мускулатуры снижалась в обеих группах; больше всего времени на разборку и сборку образца наблюдалось в день наложения протезов у пациентов обеих групп, у которых до лечения был выявлен высокий уровень СТ (табл. 2).
В процессе исследования обнаружены статистически значимые различия в показателях оральной стереогнозии и координационной способности жевательной мускулатуры. Так, координационная способность жевательной мускулатуры у пациентов 2-й группы восстанавливалась после лечения лучше, чем у пациентов 1-й группы.
Удовлетворенность пациентов лечением, а также сроки адаптации к протезам определяли в ходе динамического обследования пациентов после лечения и по результатам анализа данных анкетирования (табл. 3).
Согласно результатам анкетирования, все пациенты успешно пользуются протезами, 83,3% отмечают хорошую фиксацию протезов, а 86,6% — быструю адаптацию к протезам.
Адаптация к полным съемным протезам — сложный и длительный процесс. На сроки адаптации может значимо влиять уровень тревожности [3]. Сроки адаптации у лиц обеих групп имели значительные различия в зависимости от уровня ЛТ и С.Т. Так, на адаптацию к протезам у пациентов 1-й группы с низким уровнем ЛТ ушло 12,00±1,41 дня, а с высоким уровнем ЛТ — 28,33±2,36 дня.
Результаты клинического и психологического обследования лиц с негативным опытом протезирования выявили более высокий уровень ЛТ и С.Т. Установлена зависимость адаптации к съемным протезам от характерологических особенностей пациента. Определено, что эмоциональная неустойчивость в процессе лечения имеет тенденцию к снижению, что в определенной степени влияет на сроки адаптации к полным съемным протезам. При повторном протезировании отмечено более раннее восстановление координационной способности жевательной мускулатуры.
Психотерапевтическая работа с категорией лиц пожилого и старческого возраста предусматривает проявление участия, понимание их проблем, коррекцию эмоциональных нарушений, влияющих на качество жизни.
Таким образом, проведенное исследование показало, что адекватная ортопедическая реабилитация позитивно влияет на психоэмоциональный статус пациентов. Эффективность ортопедической реабилитации существенно зависит от полноты учета стоматологом-ортопедом не только индивидуальных клинико-морфофункциональных особенностей пациентов с полной адентией, но и их психоэмоционального статуса.