В существующих социально-экономических условиях в Российской Федерации состояние репродуктивного здоровья населения остается одной из наиболее острых медико-социальных проблем и является фактором национальной безопасности, что обусловлено не только омоложением контингента больных, возросшей заболеваемостью, особенно требующей хирургического лечения, но и отсутствием достаточно четких представлений о состоянии здоровья женщин после операции и стандартов реабилитации [8].
В настоящее время воспалительные процессы в женских половых органах находятся на первом месте среди гинекологических заболеваний и, несмотря на широкое использование многочисленных противомикробных средств, а также средств, активирующих функции важнейших систем организма, не наблюдается тенденции к уменьшению распространенности данного вида патологии [1, 2, 3, 6]. В структуре гинекологических заболеваний воспаление придатков матки составляет 60-65% [7, 9, 11].
Среди больных гинекологических стационаров осложненные гнойные воспалительные заболевания придатков матки составляют 20-30% и чаще встречаются в возрасте 20-24 года [4, 12]. Затраты на стационарное лечение больных данной категории в РФ составляют 50-60% от всех расходов на оказание гинекологической помощи населению. Как в России (55%), так и в экономически более развитых странах мира (25%), пик тяжелых бактериальных инфекций приходится на репродуктивный период - от 26 до 39 лет [7]. До сих пор число случаев осложнений и рецидивов гнойных воспалительных заболеваний придатков матки колеблется от 13 до 35%, а летальность достигает 2-4% [3].
Необратимость процесса при гнойных воспалительных заболеваниях придатков матки обусловлена не только глубиной и тяжестью морфологических изменений, но и функциональными нарушениями, поэтому хирургический метод лечения является единственно правильным. При этом следует признать, что различные виды оперативных вмешательств при гнойных тубоовариальных образованиях оказывают негативное воздействие на все звенья патогенеза заболевания, поэтому оперированные больные нуждаются в медицинской реабилитации с учетом возраста, преморбидного фона, тяжести патологического состояния, объема операции и индивидуальных особенностей организма.
Методы реабилитации таких больных в раннем послеоперационном периоде должны быть эффективными и способствовать нормализации функций их основных органов и систем. К такому методу относится квантовая терапия, которая способствует улучшению микроциркуляции, лимфо- и кровообращения в патологическом очаге, приводит к обезболивающему эффекту, стимуляции специфического и неспецифического иммунитета и др. [10]. Квантовое воздействие реализует адаптационные способности, скрытые в организме, как на уровне клетки, так и всего организма [10].
Данные об эффективности использования квантовой терапии в раннем послеоперационном периоде у больных с осложненными гнойными тубоовариальными образованиями в доступной нам научной литературе не найдены, что и послужило основанием для проведения настоящего исследования.
Цель исследования - оценка особенностей психоэмоционального состояния, общих адаптационных возможностей, качества жизни больных с острой гинекологической патологией - с осложненными гнойными тубоовариальными образованиями в послеоперационном периоде.
Материал и методы
Проведено комплексное обследование и лечение 62 больных с гнойными тубоовариальными образованиями, осложненными пельвиоперитонитом. Возраст обследованных пациенток колебался от 28 до 46 лет. Большинство женщин были госпитализированы в гинекологическое отделение городской клинической больницы скорой медицинской помощи в порядке самообращения или доставлены бригадой скорой помощи с жалобами на боли внизу живота, в 30,6% случаев «пульсирующего» характера, повышение температуры тела до 38-39 °С, периодически жидкий стул, которые возникли у них за 1-3 дня до госпитализации. Диагноз был верифицирован с помощью клинико-лабораторного и ультразвукового исследований. Все женщины были прооперированы по поводу гнойного тубоовариального образования в течение 12 ч от момента поступления в стационар, произведена односторонняя аднексэктомия. Обследованные пациентки были разделены на две клинические группы. Основную группу составили 32 женщины (средний возраст 38,2±0,8 года), которым с первых часов после поступления и сразу после операции проводились комплексное лечение антибактериальными, дезинтоксикационными, дезагрегантными и симптоматическими препаратами. Квантовую терапию начинали через 6-8 ч после операции. В группу сравнения вошли 30 пациенток (средний возраст 37,9±1,6 года), получавших до операции и в раннем послеоперационном периоде аналогичную терапию без включения в лечебный комплекс квантовой терапии. Для проведения физиотерапевтических реабилитационных мероприятий использовали аппарат магнитоинфракрасной лазерной терапии (РИКТА), который обеспечивает лечебный эффект за счет одновременного воздействия нескольких излучений - импульсного лазерного излучения инфракрасного диапазона волн, непрерывного инфракрасного излучения, излучения красного видимого света и постоянного магнитного поля. Благодаря подобному сочетанию поликвантового воздействия, этот аппарат обладает весьма высокой клинической эффективностью по сравнению с аппаратами монотерапии [10]. Лечение методом квантовой терапии проводилось ежедневно в течение 7 дней, начиная с первых суток после операции.
Для определения эффективности лечения больных в раннем послеоперационном периоде методом квантовой терапии проведена оценка показателей, отражающих их психоэмоциональное состояние (ПЭС) и общие адаптационные возможности. Для изучения ПЭС больных обеих групп использовалась психодиагностическая система, основанная на известных тестах MMPI и 16 PF в модификации В.М. Мельникова и Л.Т. Ямпольского (1985) в компьютерной обработке А.Р. Кулмагамбетова и Л.Т. Ямпольского (1988).
Адаптационные возможности организма обследуемых пациенток обеих групп (с учетом возраста, роста, массы тела, частоты пульса, показателей систолического и диастолического АД) определялись по индексу функциональных изменений (ИФИ). Расчет индекса функциональных изменений проводился с использованием уравнения множественной регрессии по А.П. Берсеневой (1991).
Оценка качества жизни у больных обследуемых групп проводилась через 3 мес после операции дистанционным методом с помощью анкеты «Вопросник качества жизни женщин», разработанной в Научном центре акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН [5]. На основании этой методики были оценены 5 основных категорий качества жизни пациенток
1. Физическая активность. Данная категория качества жизни у обследованных пациенток оценивалась по следующим параметрам: степень усталости, вялости, сонливости; недостаток энергии, снижение жизненного тонуса; снижение физической силы, снижение выносливости; неспособность выполнять значительные физические нагрузки; проведение многих часов в постели.
2. Психическое состояние. Данная категория качества жизни оценивалась по таким параметрам, как ощущение подавленности, депрессивного состояния; ослабления памяти; ощущение тревожности или нервозности; ощущение неудовлетворенности своей личной жизнью; наличие или отсутствие интереса к предстоящим событиям дня; рассеянность, невозможность концентрации внимания; ощущение эмоциональной нестабильности.
3. Социальное функционирование. Данная категория оценивалась по следующим параметрам: изменения во взаимоотношениях с родственниками; ограничение числа встреч с друзьями; нетерпимость по отношению к другим людям; желание побыть в одиночестве.
4. Ролевое функционирование. Данная категория качества жизни включала следующие аспекты: проблемы в трудовой деятельности, ограничение рабочего дня, быстрая утомляемость после ведения повседневного обычного хозяйства; изменения в отношениях между половыми партнерами; изменения в отношениях с детьми; изменения в увлечениях, любимых занятиях.
5. Сексуальное функционирование. Сексуальная функция оценивалась по следующим критериям: изменения в сексуальном желании; чувство дискомфорта при половом акте; уклонение от половых сношений; чувство сексуальной неудовлетворенности; чувство сексуальной непривлекательности.
Проводилась также общая самооценка состояния здоровья и качества жизни:
1. Общая самооценка состояния здоровья. Общая самооценка пациентками состояния своего здоровья основывалась на собственном анализе следующих параметров: проблемы со сном; изменения функции мочеиспускания; боли в нижней части спины, живота; проблемы со стулом; жалобы со стороны других систем.
2. Общая самооценка качества жизни. Качество жизни оценивалось пациентками основной и контрольной групп по 3-балльной системе: 1 балл - хорошее, 2 балла - удовлетворительное, 3 балла - плохое.
Оценка каждой категории качества жизни проводилась по пятибалльной системе: 1 балл - незначительные изменения, возникающие иногда; 2 балла - незначительные изменения, существующие всегда; 3 балла - изменения средней степени; 4 балла - выраженные изменения; 5 баллов - резко выраженные изменения. При этом оптимальным считалось качество жизни при показателях, его оценивающих, близких к нулю [5]. Чем больше эти показатели (в баллах), тем хуже качество жизни обследуемых. Предлагаемый вопросник имел целью оценить не только медицинскую эффективность проведенного лечения, но и изменения качества жизни пациенток сравниваемых групп в отдаленном послеоперационном периоде.
Результаты и обсуждение
В раннем послеоперационном периоде у больных обеих групп психоэмоциональное состояние, свидетельствующее о возможностях их психической адаптации, было исследовано до лечения и после него. До начала терапии у пациенток основной группы выявлено устойчивое ПЭС в 25,0% случаев, астеноневротическое состояние (АНС) - в 65,6%, ипохондрическое состояние (ИПС) - в 9,4%; в группе сравнения соответственно эти состояния наблюдались в 23,3, 66,7 и 10,0% случаев (р>0,05).
После окончания курса лечения с включением квантовой терапии у больных основной группы устойчивое ПЭС регистрировалось достоверно чаще, чем в группе сравнения (75,0% против 46,7%; р<0,05). У этих пациенток послеоперационный период протекал без осложнений. Все они были выписаны домой на 7-8-е сутки после операции.
У 21,9% больных основной группы продолжало сохраняться АНС и всего у 3,1% - ИПС. В группе сравнения пациенток с аналогичными формами ПЭС было достоверно больше (43,3 и 10,0% соответственно; р<0,05).
Изучение адаптационных возможностей организма у больных обеих групп в послеоперационном периоде до начала лечения выявило у большинства из них (91,9% в основной группе и 93,3% в группе сравнения) нарушения процессов адаптации, в основном в виде срыва адаптации (78,1% в основной группе и 80,0% в группе сравнения; p>0,05) и неудовлетворительной адаптации (в основной группе и группе сравнения соответственно 13,8 и 13,3%; p>0,05).
После проведения в послеоперационном периоде квантовой терапии у пациенток основной группы улучшились адаптационные возможности организма. При этом достоверно снизился процент женщин со срывом адаптации в 2,5 раза (31,2%; p<0,05) и увеличилось в 3,9 раза число больных с удовлетворительной адаптацией (до лечения - 3,1%, после лечения - 12,1%; p<0,05). В группе сравнения после традиционного лечения в послеоперационном периоде число пациенток со срывом адаптации также уменьшилось, но всего в 1,2 раза (66,7%; p>0,05), а число больных с удовлетворительной адаптацией увеличилось незначительно (с 3,0 до 6,7%; p>0,05). Из этого следует, что частота нарушений адаптационных возможностей, а также тяжесть их проявления у данного контингента больных в послеоперационном периоде без применения квантовой терапии были значительно и достоверно выше, чем у пациенток, которым в послеоперационном периоде проводилась квантовая терапия.
Анализ результатов анкетирования пациенток с осложненными гнойными тубоовариальными образованиями через 3 мес после оперативного лечения показал следующее. Оценки 5 основных категорий качества жизни, а также общая самооценка состояния здоровья и качества жизни больных, получивших в послеоперационном периоде курс квантовой терапии, через 3 мес после операции имели более низкий балл, т.е. были достоверно лучше, чем у пациенток группы сравнения. Это касается показателей таких основных категорий, как физическая активность (в основной группе - 1,77 балла, в группе сравнения - 2,44 балла; р<0,05), психическое состояние (в основной группе - 1,99 балла, в группе сравнения - 2,57 балла; р<0,05), социальное функционирование (в основной группе - 1,31 балла, в группе сравнения - 1,72 балла; р<0,05), ролевое функционирование (в основной группе - 1,12 балла, в группе сравнения - 1,59 балла; р<0,05), сексуальное функционирование (в основной группе - 1,60 балла, в группе сравнения - 2,20 балла; р<0,05).
Вследствие этого у больных основной группы достоверно улучшились показатели общей самооценки состояния здоровья (в основной группе - 1,01 балла, в группе сравнения - 2,07 балла; р<0,05), а также показатели общей самооценки качества жизни (в основной группе - 1,14 балла, в группе сравнения - 2,09 балла; р<0,05). Полученные результаты свидетельствуют о благоприятном влиянии квантовой терапии на категории, отражающие качество жизни женщин основной группы.
Таким образом, специальные исследования показали, что комплексная профилактика послеоперационных осложнений у больных с гнойными тубоовариальными образованиями с включением в нее квантовой терапии с первых суток после операции является более эффективной по сравнению с ранее известными способами. Отсутствие осложнений при ее проведении дает основание рекомендовать предложенный нами комплекс профилактических мероприятий для широкого применения в практике.
Выводы
1. У больных с осложненными гнойными тубоовариальными образованиями в раннем послеоперационном периоде наблюдаются значительные нарушения психоэмоционального состояния, адаптационных возможностей организма, несмотря на медикаментозное лечение.
2. Квантовая терапия больных с осложненными гнойными тубоовариальными образованиями оказывает положительное воздействие на психоэмоциональный статус, повышает адаптационные возможности организма, что приводит к улучшению качества их жизни.