Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Новикова Е.Г.

Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена

Чулкова О.В.

Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена

Андреева Ю.Ю.

ГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России

Курцер М.А.

Центр планирования семьи и репродукции ДЗ Москвы

Гергерт Е.В.

Перинатальный медицинский центр, Москва

Хилькевич Л.В.

Перинатальный медицинский центр, Москва

Младова Е.С.

Перинатальный медицинский центр, Москва

Экстракорпоральное оплодотворение после консервативного лечения рака эндометрия (описание случая)

Авторы:

Новикова Е.Г., Чулкова О.В., Андреева Ю.Ю., Курцер М.А., Гергерт Е.В., Хилькевич Л.В., Младова Е.С.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1782

Загрузок: 47


Как цитировать:

Новикова Е.Г., Чулкова О.В., Андреева Ю.Ю., Курцер М.А., Гергерт Е.В., Хилькевич Л.В., Младова Е.С. Экстракорпоральное оплодотворение после консервативного лечения рака эндометрия (описание случая). Российский вестник акушера-гинеколога. 2010;10(3):36‑37.
Novikova EG, Chulkova OV, Andreeva YuYu, Kurtser MA, Gergert EV, Khil'kevich LV, Mladova ES. In-vitro fertilization after medical treatment for endometrial cancer (a case report). Russian Bulletin of Obstetrician-Gynecologist. 2010;10(3):36‑37. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Пер­спек­ти­вы ва­ги­наль­но­го ро­до­раз­ре­ше­ния пос­ле бо­лее двух ке­са­ре­вых се­че­ний. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2023;(2):95-103
Ре­зуль­та­ты ана­ли­за час­то­ты и при­чин ке­са­ре­ва се­че­ния, ос­но­ван­но­го на клас­си­фи­ка­ции Роб­со­на, в аку­шер­ских ста­ци­она­рах Фе­де­раль­но­го ме­ди­ко-би­оло­ги­чес­ко­го агентства Рос­сии. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2023;(5):7-12
Ге­не­ти­чес­кие осо­бен­нос­ти па­ци­ен­ток с бес­пло­ди­ем не­яс­но­го ге­не­за. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2023;(5):19-24
Оп­ре­де­ле­ние сте­пе­ни пе­ри­на­таль­но­го рис­ка у бе­ре­мен­ных с руб­цом на мат­ке пос­ле ке­са­ре­ва се­че­ния, пе­ре­нес­ших COVID-19 во вре­мя дан­ной бе­ре­мен­нос­ти. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2023;(5):25-31
Ре­ком­би­нан­тные фол­лит­ро­пи­ны в прог­рам­мах экстра­кор­по­раль­но­го оп­ло­дот­во­ре­ния у па­ци­ен­ток с син­дро­мом по­ли­кис­тоз­ных яич­ни­ков. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2023;(1):48-56
При­ме­не­ние тех­но­ло­гии time-lapse в про­цес­се куль­ти­ви­ро­ва­ния, оцен­ки и от­бо­ра эм­бри­онов при про­ве­де­нии про­це­дур экстра­кор­по­раль­но­го оп­ло­дот­во­ре­ния и ин­тра­ци­топ­лаз­ма­ти­чес­кой инъек­ции спер­ма­то­зо­ида: сис­те­ма­ти­чес­кий об­зор. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2023;(2):14-22
Спи­наль­ная анес­те­зия при опе­ра­ции ке­са­ре­ва се­че­ния пос­ле хи­рур­ги­чес­кой кор­рек­ции де­фор­ма­ции поз­во­ноч­ни­ка мно­го­опор­ной конструк­ци­ей. Анес­те­зи­оло­гия и ре­ани­ма­то­ло­гия. 2023;(3):67-71
Ме­то­ди­ка со­вер­шенство­ва­ния мо­де­ли оп­ла­ты ме­ди­цин­ской по­мо­щи при бес­пло­дии с ис­поль­зо­ва­ни­ем вспо­мо­га­тель­ных реп­ро­дук­тив­ных тех­но­ло­гий в рам­ках ре­али­за­ции Прог­рам­мы го­су­дарствен­ных га­ран­тий бес­плат­но­го ока­за­ния граж­да­нам ме­ди­цин­ской по­мо­щи на 2023 год и на пла­но­вый пе­ри­од 2024—2025 го­дов. Ме­ди­цин­ские тех­но­ло­гии. Оцен­ка и вы­бор. 2023;(2):23-31
Под­го­тов­ка к про­ве­де­нию экстра­кор­по­раль­но­го оп­ло­дот­во­ре­ния па­ци­ен­ток с «тон­ким» эн­до­мет­ри­ем — воз­мож­нос­ти ци­то­ки­но­те­ра­пии. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2023;(3):31-39
Бе­ре­мен­ность у жен­щин, пе­ре­нес­ших ла­па­рос­ко­пи­чес­кую сак­ро­гис­те­ро­пек­сию. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2023;(3):70-73

В последнее десятилетие концепция щадящих и органсберегающих методов лечения гормонозависимых опухолей получила убедительные клинические доказательства обоснованности такого подхода к терапии новообразований.

Уникальным примером является гормональное лечение предрака (атипической гиперплазии эндометрия - АГЭ) и начального рака эндометрия (РЭ) с помощью гестагенов и антиэстрогенов. Частота выявления опухоли эндометрия в начальной стадии у молодых пациенток, высокие отдаленные результаты после адекватной гормонотерапии приводят к необходимости обсуждения более активного подхода к сохранению репродуктивного потенциала у этих женщин, который собственно и инициировал такое консервативное лечение. Особое значение щадящий характер терапии предрака и начального РЭ имеет для молодых женщин, поскольку позволяет не только сохранить репродуктивную функцию, но и избежать калечащей операции, создать полноценную семью и вернуться к активной социальной жизни.

Отделение онкогинекологии МНИОИ им. П.А. Герцена обладает большим опытом гормонального лечения пациенток репродуктивного возраста, страдающих АГЭ и РЭ. При этом виде лечения сохраняется матка, что позволяет молодым женщинам после излечения онкологического процесса рожать здоровых детей. Данному виду терапии подверглись около 250 пациенток, из них беременность наступила у 63, роды - у 40. Следует отметить, что беременность практически у всех пациенток наступала спонтанно (без стимуляции овуляции) после завершения самостоятельной гормонотерапии. Довольно низкий процент фертильности у такого контингента обусловил применение за рубежом вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ). Тем не менее в России подобные методики, а именно экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО), не использовались ни в одной клинике.

Приводим краткую историю болезни пациентки, у которой впервые в нашей стране после излечения рака эндометрия была индуцирована беременность с помощью ВРТ.

Больная М., 47 лет, в течение 20 лет страдала первичным бесплодием на фоне нарушения жирового обмена II-III степени. Специального лечения не получала. Обратилась в МНИОИ им. П.А. Герцена в июне 2006 г. с диагнозом рак эндометрия in situ на фоне тяжелой дисплазии, установленным в результате раздельного диагностического выскабливания по поводу кровотечения из матки.

Учитывая начальную стадию процесса и настойчивое желание женщины реализовать репродуктивную функцию, несмотря на возраст, принято решение предпринять попытку самостоятельной гормонотерапии. На предполагаемое лечение больная дала информированное согласие. В течение 6 мес по принятой в клинике схеме гормонотерапии получила 54,5 г медроксипрогестерона с адекватной реакцией эндометрия в виде атрофии с децидуоподобной реакцией стромы. После получения этих доз препарата был закончен онкологический этап лечения и начато восстановление функционального слоя эндометрия (реабилитационный этап). Полный курс самостоятельной гормонотерапии пациентка получила в течение 1 года. По завершении лечения при контрольной гистероскопии с флуоресцентной диагностикой и прицельной биопсией эндометрия при гистологическом исследовании выявлена умеренная дисплазия желез эндометрия, что повлекло за собой возврат к приему медроксипрогестерона еще в течение 3 мес до общей дозы 63 г с последующим комплексным обследованием и морфологическим исследованием эндометрия. Таким образом, в феврале 2008 г. зафиксировано излечение онкологического процесса.

В июле 2008 г. проведено контрольное обследование стенок полости матки (гистероскопия, флуоресцентная диагностика и прицельная биопсия эндометрия с гистологическим исследованием). Излечение онкопроцесса подтверждено, и по настойчивому желанию пациентка направлена к гинекологу-эндокринологу для реализации репродуктивной функции.

В Перинатальном медицинском центре проведены 2 попытки ЭКО и переноса эмбриона (ПЭ) с донацией овоцитов и использованием препаратов: эстрадиола, эноксапарина натрия, прогестерона, дидрогестерона и др. В обеих попытках эмбрионы переносились на 5-е сутки развития в стадии бластоцист. Вторая попытка завершилась наступлением одноплодной беременности. Беременность протекала с осложнениями, была дополнительная госпитализация по поводу гестоза, удалось сохранить беременность до 37 нед, и в плановом порядке в этом сроке произведено кесарево сечение. Родился мальчик массой тела 3210 г, ростом 53 см.

Таким образом, впервые в России у излеченной от рака слизистой оболочки матки пациентки, страдавшей длительным первичным бесплодием (20 лет) на фоне нарушения жирового обмена и сахарного диабета, в 47 лет (!) были использованы вспомогательные репродуктивные технологии для реализации репродуктивной функции.

Данное наблюдение пока не может служить обоснованием для рекомендации к использованию в практическом здравоохранении в связи с отсутствием соответствующих законодательных документов и неоднозначности решения вопроса о дальнейшей тактике ведения больных в подобных случаях (сохранение или удаление матки). Опыт нашей онкологической клиники свидетельствует об отсутствии влияния спонтанно наступившей беременности на частоту рецидива РЭ. Однако зарубежные исследователи придерживаются более агрессивной тактики - т.е. удаления матки с придатками после родов (особенно при использовании ЭКО). Тем не менее эти вопросы продолжают обсуждаться онкологами, гинекологами, репродуктологами и представителями законодательной власти.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.