Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.
Изучение характеристик сна старшеклассников на основе анкетирования: пилотное исследование
Журнал: Профилактическая медицина. 2025;28(10): 55‑59
Прочитано: 96 раз
Как цитировать:
Сон — это биологическая необходимость, обеспечивающая восстановление организма, поддержание когнитивных функций и психоэмоциональное благополучие [1]. Хронический дефицит сна и нарушения его качества ассоциированы с ухудшением памяти, снижением концентрации внимания, трудностями в обучении, нарушениями коммуникативной функции, повышенным риском развития метаболических и психоэмоциональных расстройств, а также со снижением общего качества жизни [2, 3].
Согласно современным рекомендациям, взрослым необходимо в среднем от 7 до 9 ч сна в сутки, в то время как в детском и подростковом возрасте потребность во сне значительно выше [4]. Так, младенцам требуется 12—16 ч сна в сутки, детям в возрасте от 1 года до 3 лет — 11—14 ч, детям дошкольного возраста — 10—13 ч, школьникам — 9—12 ч, а подросткам — 8—10 ч [5]. Особенно уязвимыми оказываются учащиеся старших классов, поскольку в этот период возрастает академическая и психологическая нагрузка.
В последние годы многочисленные исследования фиксируют неблагоприятные тенденции, связанные с уменьшением продолжительности сна, нарушением его режима и ухудшением субъективного качества у школьников [6—8]. Одним из ключевых биологических факторов, способствующих этим изменениям, является сдвиг циркадных ритмов в подростковом возрасте, вызывающий более позднее засыпание и, как следствие, сокращение общего времени сна в будние дни [9]. Помимо биологических причин, важную роль в нарушении сна играют поведенческие и социальные факторы: отсутствие гигиены сна, чрезмерное использование электронных устройств в вечернее время, а также значительная учебная нагрузка [10].
Таким образом, изучение субъективного качества, режима и продолжительности сна старшеклассников приобретает особую актуальность. Результаты такого исследования позволят выявить распространенные нарушения сна в данной возрастной группе и определить возможные направления профилактики и коррекции.
Цель исследования — описать особенности режима, субъективного качества и продолжительности сна у старшеклассников, а также выявить факторы, влияющие на его нарушение.
Исследование проведено с участием учеников 10-х классов двух средних общеобразовательных школ г. Мытищи Московской области в ноябре и декабре 2024 г. Выборка формировалась из двух классов: с естественно-научным (медицинский класс) и социально-экономическим профилем. Отбор проведен целевым образом (без случайной выборки) для отражения данных учащихся с разной профильной подготовкой. Все учащиеся этих классов включены в исследование при условии согласия. Всего в исследование включен 51 участник.
С более высоким числом девушек в медицинском классе связано преобладание лиц женского пола среди участников — 34 (71%). Основной возраст — 16 лет (63%), 17 лет (33%) и 15 лет (3%), средний индекс массы тела (ИМТ) — 19,7 [18,3; 21,9] кг/м². Все участники исследования обучались в школе 5 дней в неделю с 8:00 до 15:00.
В ходе первого этапа каждому участнику предлагалось ответить на вопросы анкеты, которая состояла из 9 вопросов с вариантами ответа и 1 открытого вопроса, посвященных режиму сна, трудностям с засыпанием, дневной сонливости и влияющим на сон факторам. Участникам предлагалось заполнить анкету с использованием специальной онлайн-формы.
На втором этапе участникам предложен для заполнения Мюнхенский опросник хронотипа (MCTQ) для детей и подростков. По результатам анкетирования рассчитаны следующие показатели сна: средняя продолжительность сна; середина сна в будни и выходные; социальный джетлаг — насколько сильно режим сна нарушается из-за учебы; еженедельная нехватка сна. На основе показателя скорректированной середины сна в выходные дни определены хронотипы участников. В соответствии с рекомендациями авторов опросника [11], хронотипы определены только для участников, просыпающихся в выходные дни без будильника (n=37).
Данные, доступные для анализа, получены от 48 участников, 3 участника исключены из выборки в связи с неполнотой предоставленных анкетных данных.
Статистический анализ проведен в программе IBM SPSS Statistics 26 («IBM Corporation», США). Для всех количественных величин определена нормальность распределения с помощью теста Шапиро—Уилка. Количественные показатели представлены в виде медианы и межквартильного интервала. Для качественных параметров указаны доли в процентах от общего количества наблюдений в группе. Оценка различий между двумя независимыми группами проведена с помощью U-критерия Манна—Уитни, статистически значимыми считались различия при p<0,05.
При анализе результатов анкетирования, проведенного на первом этапе исследования, выявлено, что большинство (65%) участников спали менее 7 ч/сут, а достаточный для данной возрастной группы сон отмечен только у 2 (<5%) человек (рис. 1). Около 80% опрошенных школьников отходили ко сну после 23:00, примерно такое же число учащихся просыпались до 7 утра. Только каждый 3-й (n=16) респондент не имел трудностей с засыпанием. Частую тревогу и беспокойство перед сном описывали немногим более 20% школьников, 2 (≈5%) респондента страдали от частых кошмаров (рис. 2).
Рис. 1. Характеристика режима сна участников исследования.
Рис. 2. Основные нарушения сна, о которых сообщили участники исследования.
При оценке индивидуальных ответов самыми распространенными причинами плохого сна были учебная нагрузка (25%), нехватка времени на сон (19%), а также навязчивые мысли/тревога (17%). Отмечено, что 58% старшеклассников часто или всегда испытывали усталость или сонливость в школе.
При оценке результатов заполнения опросника MCTQ на втором этапе исследования выяснилось, что средняя продолжительность сна составила 7 ч 4 мин, при этом в будние дни сон был на 3 ч короче, чем в выходные: 6 ч 15 мин и 9 ч 20 мин соответственно (см. таблицу). Социальный джетлаг составил 2 ч [1:28; 2:36]. В среднем за неделю участникам не хватало 4 ч 24 мин сна. Средняя скорректированная середина сна в выходные дни, отражающая хронотип, составила 4 ч 23 мин. При этом сон мальчиков характеризовался большей вариабельностью и в среднем был короче. Для мальчиков также характерен «поздний» хронотип.
Результаты исследования с помощью Мюнхенского опросника хронотипа (MCTQ) для детей и подростков
| Параметр | Все участники | Юноши | Девушки | p |
| Средняя продолжительность сна в будни, чч:мм | 6:15 [5:30; 7:05] | 5:35 [4:51; 7:08] | 6:25 [5:52; 7;02] | 0,116 |
| Средняя продолжительность сна в выходные дни, чч:мм | 9:20 [7:40; 10:33] | 7:22 [6:43; 10:19] | 9:20 [8:25; 10:45] | 0,055 |
| Средняя продолжительность сна, чч:мм | 7:04 [6:27; 7:58] | 6:13 [5:39; 7:29] | 7:22 [6:46; 7:58] | <0,05 |
| Социальный джетлаг, чч:мм | 2:00 [1:28; 2:36] | 1:57 [1:24; 2:36] | 2:00 [1:22; 2:36] | 0,898 |
| Еженедельная нехватка сна, чч:мм | 4:24 [2:15; 5:42] | 3:16 [2:13; 4:28] | 4:31 [2:11; 5:43] | 0,209 |
| Скорректированная середина сна (хронотип), чч:мм | 4:23 [3:19; 5:42] | 5:18 [3:32; 6:13] | 4:17 [3:11; 5:14] | 0,204 |
Изучив данные литературы [12, 13] и учитывая значение медианы признака, мы определили значения промежуточного хронотипа между 03:30 и 05:00 ч у 24,3% школьников. При значении скорректированной середины сна менее 03:30 определяли ранний хронотип, к нему отнесено 32,4% участников. Большинство (43,3%) респондентов принадлежали к позднему хронотипу (рис. 3).
Рис. 3. Распределение участников исследования по хронотипам.
MSFsc — скорректированная середина сна.
Полученные данные свидетельствуют о сниженной продолжительности сна у учеников старших классов, наличии психоэмоциональных факторов, препятствующих спокойному сну. Из причин плохого сна респонденты чаще всего выделяли высокую учебную нагрузку, которая характеризуется как школьной, так и факультативной программой, а также заданиями для домашнего освоения. Трудности с засыпанием, высокая тревожность перед сном и кошмары указывают на необходимость организации мероприятий по поддержке психоэмоционального здоровья обучающихся, помимо мероприятий по повышению осведомленности в отношении здорового сна.
Большинство участников можно отнести к позднему хронотипу («совы»). Известно, что поздний хронотип ассоциирован с более высоким сердечно-сосудистым и метаболическим риском. Однако следует учесть, что хронотип изменяется в течение жизни человека и имеет тенденцию к смещению в сторону раннего хронотипа («жаворонки») с возрастом. Кроме того, хронотип во многом находится под влиянием окружающих факторов. Строгое школьное расписание с фиксированным началом уроков в 08:00 диктует необходимость раннего подъема, который зачастую не согласуется с биологическими ритмами подростков. Это приводит к хроническому недосыпанию, особенно у школьников с поздним хронотипом, и, как следствие, к снижению когнитивных функций, ухудшению эмоционального фона и академических показателей [14]. Так, в одном из исследований показано, что отложенное начало занятий в старшей школе способствовало увеличению продолжительности сна и уменьшению дневной сонливости [15].
У учащихся 10-х классов выражен социальный джетлаг: в будние дни из-за высокой учебной нагрузки и школьного расписания сон короткий, при этом в выходные дни сон, наоборот, продолжительный. Отсыпаясь в свободные дни, школьники компенсируют накопленную за учебную неделю нехватку сна.
Продолжительность, качество и режим сна школьников зависят от многих факторов, не учтенных в настоящем исследовании, например от географического положения [16], освещенности и уровня шума в спальне [17], особенностей психической организации подростков [18].
Для получения более точных выводов необходимо проведение полномасштабного исследования с учетом этих факторов.
Проведенный анализ показал необходимость создания условий для полноценного сна школьников старших классов, а также внедрения просветительских программ по гигиене сна. Дифференцированный подход к школьному режиму с учетом возрастных биоритмических особенностей обучающихся может способствовать улучшению качества сна, общего психофизического состояния и успеваемости подростков. Дальнейшие исследования должны быть направлены на комплексное изучение влияющих на сон факторов в рамках более широкой выборки.
Вклад авторов: концепция и дизайн исследования — Драпкина О.М., Джиоева О.Н.; сбор и обработка материала — Тютюнов А.Н.; статистический анализ данных — Орлова А.А.; написание текста — Орлова А.А., Тютюнов А.Н.; научное редактирование — Драпкина О.М., Джиоева О.Н.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Authors contribution: study design and concept — Drapkina O.M., Dzhioeva O.N.; data collection and processing — Tyutyunov A.N.; statistical analysis — Orlova A.A.; text writing — Orlova A.A., Tyutyunov A.N.; scientific editing — Drapkina O.M., Dzhioeva O.N.
Литература / References:
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.