Масленникова Г.Я.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Возможности, проблемы и подходы к совершенствованию цифровых технологий в здравоохранении

Авторы:

Масленникова Г.Я.

Подробнее об авторах

Журнал: Профилактическая медицина. 2024;27(12): 31‑36

Просмотров: 544

Загрузок: 25


Как цитировать:

Масленникова Г.Я. Возможности, проблемы и подходы к совершенствованию цифровых технологий в здравоохранении. Профилактическая медицина. 2024;27(12):31‑36.
Maslennikova GYa. Challenges, problems and approaches to healthcare digital technologies enhancement. Russian Journal of Preventive Medicine. 2024;27(12):31‑36. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed20242712131

Рекомендуем статьи по данной теме:
Вли­яние тех­но­ло­гий ис­кусствен­но­го ин­тел­лек­та на дли­тель­ность про­ве­де­ния двой­но­го чте­ния мам­мог­ра­фи­чес­ких ис­сле­до­ва­ний. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(5):32-37
Воз­мож­нос­ти па­ци­ен­то­ориен­ти­ро­ван­ных сис­тем в кон­тек­сте циф­ро­вой про­фи­лак­ти­ки хро­ни­чес­ких не­ин­фек­ци­он­ных за­бо­ле­ва­ний. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(6):7-13
Ав­то­ном­ный ис­кусствен­ный ин­тел­лект для сор­ти­ров­ки ре­зуль­та­тов про­фи­лак­ти­чес­ких лу­че­вых ис­сле­до­ва­ний. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(7):23-29
Точ­ность при­ло­же­ния на ос­но­ве ис­кусствен­но­го ин­тел­лек­та при вы­яв­ле­нии хро­ни­чес­ких за­бо­ле­ва­ний вен клас­сов C1 и C2. Фле­бо­ло­гия. 2024;(2):132-138
Точ­ность при­ло­же­ния на ос­но­ве ис­кусствен­но­го ин­тел­лек­та при вы­яв­ле­нии хро­ни­чес­ких за­бо­ле­ва­ний вен клас­сов C1 и C2. Фле­бо­ло­гия. 2024;(2):132-138
Сис­те­ма CAD EYE для де­тек­ции и диф­фе­рен­ци­ров­ки но­во­об­ра­зо­ва­ний тол­стой киш­ки в ре­жи­ме ре­аль­но­го вре­ме­ни. До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2024;(2):50-54
Прог­но­зи­ро­ва­ние рис­ка сни­же­ния ова­ри­аль­но­го ре­зер­ва пос­ле хи­рур­ги­чес­ко­го ле­че­ния па­ци­ен­ток с глу­бо­ким ин­фильтра­тив­ным эн­до­мет­ри­озом с ис­поль­зо­ва­ни­ем ис­кусствен­но­го ин­тел­лек­та. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2024;(3):92-102
Ис­кусствен­ный ин­тел­лект в дер­ма­то­ло­гии: воз­мож­нос­ти и пер­спек­ти­вы. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(3):246-252
При­ме­не­ние ме­то­дов ис­кусствен­но­го ин­тел­лек­та при гла­уко­ме. Часть 1. Ней­ро­се­ти и глу­бо­кое обу­че­ние в скри­нин­ге и ди­аг­нос­ти­ке гла­уко­мы. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2024;(3):82-87
Диаг­нос­ти­ка доб­ро­ка­чес­твен­ных но­во­об­ра­зо­ва­ний гор­та­ни с при­ме­не­ни­ем ней­ро­се­ти. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2024;(3):24-28

Введение

Цифровые технологии в здравоохранении (ЦТЗ) используются уже много десятилетий. На их основе созданы технические устройства или изделия медицинского назначения (ИМН) для измерения, оценки и контроля анатомо-физиологических показателей здоровья человека, представляемых в электронных записях здоровья (ЭЗЗ, electronic health records — EHR), в электронных медицинских картах (ЭМК), кодирование (маркировка) ИМН и лекарственных препаратов (ЛП) [1—5]. Как базовый элемент телемедицины ЦТЗ представляют открытый и доступный формат дистанционного и в режиме онлайн проведения профессиональных профилактических, образовательных, информационных мероприятий в системе здравоохранения, а также обмена медицинскими данными между специалистами здравоохранения и населением [1—14]. Особое место в ЦТЗ занимают искусственный интеллект (ИИ) и робототехника. Техническое, программное и нейронное сетевое обеспечение ИИ и робототехники позволяет осуществлять определенные виды организации и оказания медицинской помощи, в числе которых маршрутизация населения/пациентов, диагностика и профилактика заболеваний, неинвазивные и инвазивные хирургические вмешательства, повышение уровня профессионального образования специалистов здравоохранения и грамотности населения в вопросах здоровья [15—19]. Отмечается, что сбор и обмен медицинскими данными с применением ЦТЗ могут быть хорошим ресурсом для оценки и контроля показателей здоровья населения/больных, а также их, специалистов здравоохранения приверженности современным образовательным стандартам и клиническим рекомендациям [6—8, 20—26].

В связи с расширением сфер применения ЦТЗ важными являются знание и понимание их возможностей и проблем при любом виде и на каждом этапе оказания медицинской помощи. При этом знание и своевременное предупреждение или устранение причин таких проблем могут способствовать не только эффективному применению ЦТЗ, но их совершенствованию и дальнейшему продвижению.

Цель обзора — представить данные о возможностях, проблемах, подходах к совершенствованию и повышению эффективности цифровых технологий в здравоохранении.

Материалы и методы

Проведен обзор статей, руководств и стратегических документов, представляющих возможности, проблемы и пути их решения при использовании ЦТЗ, опубликованных за последние 10 лет и представленных в доступных базах цитирования, в полном текстовом объеме и без финансовых выплат. Поиск соответствующих материалов по данному направлению осуществлялся по отдельным ключевым словам и/или их сочетаниям: «цифровые технологии», «здравоохранение», «профилактика заболеваний», «грамотность населения в вопросах здоровья», «медицинское профессиональное образование», «изделия медицинского назначения», «лекарственные препараты», «искусственный интеллект».

Результаты

Возможности применения цифровых технологий в здравоохранении

По мнению лидеров и организаторов здравоохранения, основная цель ЦТЗ — это улучшение здоровья населения и его благополучия, в первую очередь, за счет профилактики заболеваний, в то время как среди других целей — сокращение кадровых ресурсов и финансовых затрат на здравоохранение [1, 3, 17, 24—32].

В настоящее время известно, что использование ЦТЗ может вносить значительный вклад в улучшение деятельности учреждений здравоохранения, оказывающих как плановую, так и неотложную, экстренную, паллиативную, реабилитационную медицинскую помощь, способствуя, тем самым, своевременной профилактике развития и прогрессирования заболеваний, преждевременной смерти, снижению кадровых ресурсов и затрат на здравоохранение. Соответствующие заключения основаны на фактических данных о положительных изменениях в системе здравоохранения, которые опубликованы в обзорных, аналитических и наблюдательных исследованиях [1, 5—10, 12, 14, 19, 25, 26, 30, 31, 33]. К таким изменениям относятся:

— достижение координации и систематизации, обратной связи и легкости управления процессом оказания медицинской помощи, уменьшение вариаций такой помощи, повышение точности принятия решений и эффективности сотрудничества между специалистами здравоохранения разных направлений;

— своевременное оказание плановой, неотложной и экстренной, реабилитационной и паллиативной медицинской помощи больным, особенно тем, кто проживает в сельской, отдаленной и труднодоступной местности, а также в периоды эпидемий/пандемий;

— создание условий для дистанционного проведения непрерывных циклов профессиональной подготовки, совершенствования знаний для специалистов здравоохранения и населения;

— снижение организационной нагрузки на медицинский персонал и, следовательно, повышение качества медицинской помощи, эффективности всей системы здравоохранения;

— сокращение числа обращений и повторных госпитализаций, а также административных ресурсов и затрат на здравоохранение;

— содействие повышению грамотности населения и пациентов в вопросах здоровья, их привлечению к своевременному получению медицинской помощи и обмену показателями здоровья, повышению уровня доверия специалистам здравоохранения при использовании эффективных инструментов осуществления профилактических мероприятий и самоконтроля заболеваний;

— обеспечение доступности организаторов здравоохранения к медицинским данным и методам оказания медицинской помощи для проведения всестороннего анализа, оценки приверженности медицинских специалистов и населения/больных современным клиническим рекомендациям, достижениям медицинской науки и практики;

— достижение соответствия спроса, планирования и обеспечения населения качественной медицинской помощью, ИМН и ЛП.

Причины проблем и ограничений, условия их решений для совершенствования и повышения эффективности цифровых технологий в здравоохранении

Причины проблем и ограничений применения цифровых технологий в здравоохранении

Ранее перечисленные факты положительного влияния ЦТЗ на все сферы организации и оказания медицинской помощи, прямой и обратной связи между специалистами здравоохранения и населением, уровни доверия и приверженности современным клиническим рекомендациям, образовательным и информационным стандартам не всегда находят отражение в реальной клинической практике. Это связано с появлением в процессе цифровой трансформации здравоохранения определенных проблем и ограничений, их влиянием на разные стороны применения ЦТЗ, которые ведут к их малой/низкой эффективности. При этом следует понимать, что малоэффективные или неэффективные ЦТЗ могут не только не влиять, но и оказывать негативное действие на качество оказания медицинской помощи населению, всю систему здравоохранения, снижая тем самым, вероятность достижения ожидаемых целей внедрения таких технологий.

По мнению исследователей [1—3, 5—12, 14, 17—19, 24, 26, 29, 31, 32], причинами недостаточности значимых или ожидаемых положительных результатов при использовании ЦТЗ могут быть:

— отсутствие или слабость инвестиционной аналитики, включающей анализ, мониторинг, сравнение и совершенствование процесса ЦТЗ, недостаточность внимания и нерациональные решения при проектировании процесса работы системы ЦТЗ, даже при достаточных финансовых инвестициях;

— несовершенная законодательная и нормативно-правовая база по использованию ЦТЗ, участию частных клиник, статусу электронных документов, формату работы телемедицинских консультаций;

— высокий риск киберпреступности и снижения безопасности управления используемой в ЦТЗ информацией, связанных с атакой компьютерных вирусов на медицинские устройства и хранилище медицинских данных пациентов, кража таких данных;

— недостаточные инвестиции в ЦТЗ, когда основным источником инвестиционных вложений в сферу охраны здоровья является государство;

— дефицит профессиональных кадров (медицинских и технических), владеющих соответствующими знаниями и навыками применения ЦТЗ;

— отсутствие понимания/учета независимой работы технических устройств и системы здравоохранения при цифровой трансформации, что приводит к параллельному и фрагментированному включению ЦТЗ в уже существующие методы оказания медицинской помощи с дублированием последних и повышением нагрузки на специалистов здравоохранения;

— несогласованность единых стандартных подходов к оказанию медицинской помощи у специалистов здравоохранения, а также разный уровень муниципальной и региональной цифровой зрелости/готовности к ЦТЗ в пределах страны, что ограничивает своевременность и качество оказания медицинской помощи населению с использованием таких технологий;

— отсутствие возможности или временные ограничения совместного использования полного цикла медицинской помощи населению специалистами разного профиля — участниками всего процесса использования ЦТЗ;

— недостаточность знаний, навыков и опыта пользования ЦТЗ населением/пациентами, включая их готовность к электронной передаче собственных показателей здоровья специалистам здравоохранения;

— низкое качество ИМН, используемых для мониторирования и самоконтроля показателей здоровья населения, передачи таких данных в онлайновом формате;

— отсутствие равного доступа к качественному техническому оборудованию и цифровым программам его обеспечения, высокоскоростному интернету и онлайновым сетям специалистам здравоохранения и населения, особенно тем, кто проживает в сельских, удаленных и труднодоступных районах, проблемы с трансформацией поддерживающей обратную связь;

— потребность в многократных инвестициях в непрерывное профессиональное образование, повышение грамотности населения в вопросах здоровья и навыков самоконтроля его показателей, соответствующие стандартам современных достижений медицинской науки и практики;

— длительное время ожидания достижения переломного момента в подготовке необходимого количества специалистов и населения, владеющих соответствующими знаниями/навыками и доверия к ЦТЗ;

— различия между муниципальными/региональными процессами цифровой трансформации здравоохранения, отсутствие комплексного единого странового кадрового, технического/программного и финансового обеспечения.

Условия для решения проблем и ограничений цифровых технологий в здравоохранении

Для решения проблем и устранения ограничений, которые снижают эффективность использования ЦТЗ, предложены следующие условия [1, 3, 5—12, 14, 17—19, 23—32]:

— обеспечение надежной нормативно-правовой базы, сильной политической поддержки, лидерства для конструктивного взаимодействия и участия всех заинтересованных сторон ЦТЗ;

— принятие и исполнение стратегических решений по стандартизации, систематизации современных, основанных на доказательствах, методов оказания медицинской помощи и продвижения грамотности населения в вопросах здоровья, нормативно-правовая поддержка скоординированного подхода к стандартам функциональной совместимости полного цикла оказания медицинской помощи и доступа к ней;

— наличие необходимого количества качественного технического оборудования и программ к нему, высокой пропускной способности и скорости онлайновых сетей, обеспечение доступа к ним всех участников ЦТЗ;

— обеспеченность кадровыми ресурсами и программами, гарантирующими обратную связь при медицинских вмешательствах, как фундаментальной основы всего периода трансформации, мониторирования и оценки эффективности ЦТЗ;

— планирование изменений подходов пациентов и врачей к совместному прогрессу, успеху при осуществлении медицинской помощи для обеспечения эффективной трансляции знаний в соответствии с целями заинтересованных сторон;

— поддержка на постоянной основе связи между аналитическими данными, последними достижениями медицинской науки и клинической практики, а также организационными процессами в здравоохранении, обеспечение доступа к ним специалистов и организаторов здравоохранения, лиц, принимающих решения;

— содействие получению достаточных многократных инвестиций в непрерывную профессиональную медицинскую подготовку и повышение грамотности населения в вопросах здоровья, владение навыками применения и управления процессами ЦТЗ для осуществления медицинской помощи, контроля и самоконтроля ее качества;

— предоставление населению качественных инструментов для эффективной профилактики и самоконтроля заболеваний, способствующих укреплению отношений и доверия между специалистами здравоохранения и населением/пациентами;

— эффективное использование ресурсов — управление технологиями обоснованного планирования и адекватной инвестиционной финансовой, технической, кадровой политики, основанной на данных анализа, мониторинга, условиях применения и возможностях совершенствования ЦТЗ, с учетом количества пациентов и объема их потребностей в определенных видах медицинской помощи;

— предоставление гарантий допуска пациентов к информации, которой обмениваются в секторе здравоохранения;

— регулярный контроль прозрачности инвестиций в ЦТЗ, как со стороны государственных/региональных органов управления здравоохранением, так и государственных/региональных внебюджетных фондов и соответствующих контролирующих инстанций;

— наличие финансовых стратегий развития ЦТЗ, включая инвестиционную дорожную карту с механизмом прозрачности распределения ресурсов между участниками всего процесса цифровой трансформации в здравоохранении;

— возможность использования на национальном и местном уровнях устойчивых систем и процедур безопасности управления медицинской информацией, включающих ее хранение, доставку и обмен, которые должны быть обеспечены надежной защитой, особенно при растущих угрозах кибератак.

Перспективные направления развития здравоохранения, медицинской науки и практики, способствующие совершенствованию и эффективности ЦТЗ

Как представлено ранее, для перспективного развития ЦТЗ и успешного стратегического партнерства необходима, в первую очередь, сильная законодательная и надежная нормативно-правовая база, которая будет способствовать расширению прав доступа соответствующих групп населения к медицинской информации, обмену такой информацией и ее защите, а также адекватная, соответствующая потребностям, инвестиционная (кадровая, техническая, лекарственная, сетевая и т.д.) политика и финансовая поддержка. В опубликованных работах [1, 3, 5, 6, 8—12, 14, 19, 25—29, 31—38] представлены необходимые действия в системе здравоохранения, медицинской науки и практики, среди которых:

— систематический анализ, оценка результативности и эффективности деятельности системы здравоохранения;

— проведение качественных, основанных на научных подходах, биомедицинских и клинических целевых исследований;

— организация и осуществление профессиональных медицинских образовательных и информационных программ, профилактических вмешательств с учетом современных достижений медицинской науки и практики;

— создание единого стандарта оказания всех уровней и этапов медицинской помощи;

— устранение неравенства населения в доступе к качественной медицинской помощи.

Предполагается, что ЦТЗ в будущем могут представлять собой инновационную дорожную карту, которая сможет отражать как сильные стороны здравоохранения, так и надежное стратегическое партнерство с другими участниками создания, поддержки и использования таких технологий [1, 3—6, 8, 9, 11—14, 16, 17, 20, 22, 27].

Заключение

Многокомпонентность кластера цифровых технологий в здравоохранении предполагает разнонаправленную деятельность и значимость всех его участников при цифровом здравоохранении. Среди участников использования цифровых технологий в здравоохранении особое место занимают учреждения профильного профессионального медицинского и технического образования (этапы до- и последипломной подготовки), биомедицинские научно-исследовательские центры, производители изделий медицинского назначения, лекарственных препаратов, технического оборудования и их программного обеспечения, создатели нейронных и коммуникационных сетей, искусственного интеллекта и робототехники. При этом основой для последующих скоординированных действий участников применения цифровых технологий в здравоохранении может стать выбор стратегических приоритетов, которые представлены в документе «План действий в области цифрового здравоохранения Европейского региона ВОЗ на 2023—2030 гг.» [39]. С целью ускорения процесса трансформации и эффективного внедрения цифрового здравоохранения в странах европейского региона и обеспечения принципа «Здоровье для всех» в документе представлены следующие стратегические приоритеты:

— установление норм, разработка обоснованных технических указаний и определение стратегического направления для поддержки процесса принятия решений в сфере цифрового здравоохранения;

— укрепление потенциала стран в области более эффективного стратегического руководства процессом цифровой трансформации в секторе здравоохранения;

— формирование сетевых объединений и содействие диалогу, обмену знаниями с целью поддержки взаимодействия между партнерами, заинтересованными сторонами и широкой общественностью при решении задач, связанных с внедрением инноваций в сфере цифрового здравоохранения;

— проведение «сканирования горизонтов» и обзорного анализа с целью выявления ориентированных на пациента решений для последующего распространения на страновом и региональном уровнях.

В настоящее время сформировано мнение, что эффективная цифровая трансформация здравоохранения в Российской Федерации и других странах станет важным инструментом оказания населению качественной медицинской помощи разных уровней и достижения не только целей ЦТЗ, но Целей Устойчивого Развития на страновом, региональном и глобальном уровне [1—4, 6—10, 12, 14, 23—32, 34—36, 38—40].

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.