Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Масленникова Г.Я.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Возможности, проблемы и подходы к совершенствованию цифровых технологий в здравоохранении

Авторы:

Масленникова Г.Я.

Подробнее об авторах

Журнал: Профилактическая медицина. 2024;27(12): 31‑36

Прочитано: 1269 раз


Как цитировать:

Масленникова Г.Я. Возможности, проблемы и подходы к совершенствованию цифровых технологий в здравоохранении. Профилактическая медицина. 2024;27(12):31‑36.
Maslennikova GYa. Challenges, problems and approaches to healthcare digital technologies enhancement. Russian Journal of Preventive Medicine. 2024;27(12):31‑36. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed20242712131

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ну­жен ли ис­кусствен­ный ин­тел­лект сис­те­ме здра­во­ох­ра­не­ния?. Ме­ди­цин­ские тех­но­ло­гии. Оцен­ка и вы­бор. 2024;(4):40-48

Введение

Цифровые технологии в здравоохранении (ЦТЗ) используются уже много десятилетий. На их основе созданы технические устройства или изделия медицинского назначения (ИМН) для измерения, оценки и контроля анатомо-физиологических показателей здоровья человека, представляемых в электронных записях здоровья (ЭЗЗ, electronic health records — EHR), в электронных медицинских картах (ЭМК), кодирование (маркировка) ИМН и лекарственных препаратов (ЛП) [1—5]. Как базовый элемент телемедицины ЦТЗ представляют открытый и доступный формат дистанционного и в режиме онлайн проведения профессиональных профилактических, образовательных, информационных мероприятий в системе здравоохранения, а также обмена медицинскими данными между специалистами здравоохранения и населением [1—14]. Особое место в ЦТЗ занимают искусственный интеллект (ИИ) и робототехника. Техническое, программное и нейронное сетевое обеспечение ИИ и робототехники позволяет осуществлять определенные виды организации и оказания медицинской помощи, в числе которых маршрутизация населения/пациентов, диагностика и профилактика заболеваний, неинвазивные и инвазивные хирургические вмешательства, повышение уровня профессионального образования специалистов здравоохранения и грамотности населения в вопросах здоровья [15—19]. Отмечается, что сбор и обмен медицинскими данными с применением ЦТЗ могут быть хорошим ресурсом для оценки и контроля показателей здоровья населения/больных, а также их, специалистов здравоохранения приверженности современным образовательным стандартам и клиническим рекомендациям [6—8, 20—26].

В связи с расширением сфер применения ЦТЗ важными являются знание и понимание их возможностей и проблем при любом виде и на каждом этапе оказания медицинской помощи. При этом знание и своевременное предупреждение или устранение причин таких проблем могут способствовать не только эффективному применению ЦТЗ, но их совершенствованию и дальнейшему продвижению.

Цель обзора — представить данные о возможностях, проблемах, подходах к совершенствованию и повышению эффективности цифровых технологий в здравоохранении.

Материалы и методы

Проведен обзор статей, руководств и стратегических документов, представляющих возможности, проблемы и пути их решения при использовании ЦТЗ, опубликованных за последние 10 лет и представленных в доступных базах цитирования, в полном текстовом объеме и без финансовых выплат. Поиск соответствующих материалов по данному направлению осуществлялся по отдельным ключевым словам и/или их сочетаниям: «цифровые технологии», «здравоохранение», «профилактика заболеваний», «грамотность населения в вопросах здоровья», «медицинское профессиональное образование», «изделия медицинского назначения», «лекарственные препараты», «искусственный интеллект».

Результаты

Возможности применения цифровых технологий в здравоохранении

По мнению лидеров и организаторов здравоохранения, основная цель ЦТЗ — это улучшение здоровья населения и его благополучия, в первую очередь, за счет профилактики заболеваний, в то время как среди других целей — сокращение кадровых ресурсов и финансовых затрат на здравоохранение [1, 3, 17, 24—32].

В настоящее время известно, что использование ЦТЗ может вносить значительный вклад в улучшение деятельности учреждений здравоохранения, оказывающих как плановую, так и неотложную, экстренную, паллиативную, реабилитационную медицинскую помощь, способствуя, тем самым, своевременной профилактике развития и прогрессирования заболеваний, преждевременной смерти, снижению кадровых ресурсов и затрат на здравоохранение. Соответствующие заключения основаны на фактических данных о положительных изменениях в системе здравоохранения, которые опубликованы в обзорных, аналитических и наблюдательных исследованиях [1, 5—10, 12, 14, 19, 25, 26, 30, 31, 33]. К таким изменениям относятся:

— достижение координации и систематизации, обратной связи и легкости управления процессом оказания медицинской помощи, уменьшение вариаций такой помощи, повышение точности принятия решений и эффективности сотрудничества между специалистами здравоохранения разных направлений;

— своевременное оказание плановой, неотложной и экстренной, реабилитационной и паллиативной медицинской помощи больным, особенно тем, кто проживает в сельской, отдаленной и труднодоступной местности, а также в периоды эпидемий/пандемий;

— создание условий для дистанционного проведения непрерывных циклов профессиональной подготовки, совершенствования знаний для специалистов здравоохранения и населения;

— снижение организационной нагрузки на медицинский персонал и, следовательно, повышение качества медицинской помощи, эффективности всей системы здравоохранения;

— сокращение числа обращений и повторных госпитализаций, а также административных ресурсов и затрат на здравоохранение;

— содействие повышению грамотности населения и пациентов в вопросах здоровья, их привлечению к своевременному получению медицинской помощи и обмену показателями здоровья, повышению уровня доверия специалистам здравоохранения при использовании эффективных инструментов осуществления профилактических мероприятий и самоконтроля заболеваний;

— обеспечение доступности организаторов здравоохранения к медицинским данным и методам оказания медицинской помощи для проведения всестороннего анализа, оценки приверженности медицинских специалистов и населения/больных современным клиническим рекомендациям, достижениям медицинской науки и практики;

— достижение соответствия спроса, планирования и обеспечения населения качественной медицинской помощью, ИМН и ЛП.

Причины проблем и ограничений, условия их решений для совершенствования и повышения эффективности цифровых технологий в здравоохранении

Причины проблем и ограничений применения цифровых технологий в здравоохранении

Ранее перечисленные факты положительного влияния ЦТЗ на все сферы организации и оказания медицинской помощи, прямой и обратной связи между специалистами здравоохранения и населением, уровни доверия и приверженности современным клиническим рекомендациям, образовательным и информационным стандартам не всегда находят отражение в реальной клинической практике. Это связано с появлением в процессе цифровой трансформации здравоохранения определенных проблем и ограничений, их влиянием на разные стороны применения ЦТЗ, которые ведут к их малой/низкой эффективности. При этом следует понимать, что малоэффективные или неэффективные ЦТЗ могут не только не влиять, но и оказывать негативное действие на качество оказания медицинской помощи населению, всю систему здравоохранения, снижая тем самым, вероятность достижения ожидаемых целей внедрения таких технологий.

По мнению исследователей [1—3, 5—12, 14, 17—19, 24, 26, 29, 31, 32], причинами недостаточности значимых или ожидаемых положительных результатов при использовании ЦТЗ могут быть:

— отсутствие или слабость инвестиционной аналитики, включающей анализ, мониторинг, сравнение и совершенствование процесса ЦТЗ, недостаточность внимания и нерациональные решения при проектировании процесса работы системы ЦТЗ, даже при достаточных финансовых инвестициях;

— несовершенная законодательная и нормативно-правовая база по использованию ЦТЗ, участию частных клиник, статусу электронных документов, формату работы телемедицинских консультаций;

— высокий риск киберпреступности и снижения безопасности управления используемой в ЦТЗ информацией, связанных с атакой компьютерных вирусов на медицинские устройства и хранилище медицинских данных пациентов, кража таких данных;

— недостаточные инвестиции в ЦТЗ, когда основным источником инвестиционных вложений в сферу охраны здоровья является государство;

— дефицит профессиональных кадров (медицинских и технических), владеющих соответствующими знаниями и навыками применения ЦТЗ;

— отсутствие понимания/учета независимой работы технических устройств и системы здравоохранения при цифровой трансформации, что приводит к параллельному и фрагментированному включению ЦТЗ в уже существующие методы оказания медицинской помощи с дублированием последних и повышением нагрузки на специалистов здравоохранения;

— несогласованность единых стандартных подходов к оказанию медицинской помощи у специалистов здравоохранения, а также разный уровень муниципальной и региональной цифровой зрелости/готовности к ЦТЗ в пределах страны, что ограничивает своевременность и качество оказания медицинской помощи населению с использованием таких технологий;

— отсутствие возможности или временные ограничения совместного использования полного цикла медицинской помощи населению специалистами разного профиля — участниками всего процесса использования ЦТЗ;

— недостаточность знаний, навыков и опыта пользования ЦТЗ населением/пациентами, включая их готовность к электронной передаче собственных показателей здоровья специалистам здравоохранения;

— низкое качество ИМН, используемых для мониторирования и самоконтроля показателей здоровья населения, передачи таких данных в онлайновом формате;

— отсутствие равного доступа к качественному техническому оборудованию и цифровым программам его обеспечения, высокоскоростному интернету и онлайновым сетям специалистам здравоохранения и населения, особенно тем, кто проживает в сельских, удаленных и труднодоступных районах, проблемы с трансформацией поддерживающей обратную связь;

— потребность в многократных инвестициях в непрерывное профессиональное образование, повышение грамотности населения в вопросах здоровья и навыков самоконтроля его показателей, соответствующие стандартам современных достижений медицинской науки и практики;

— длительное время ожидания достижения переломного момента в подготовке необходимого количества специалистов и населения, владеющих соответствующими знаниями/навыками и доверия к ЦТЗ;

— различия между муниципальными/региональными процессами цифровой трансформации здравоохранения, отсутствие комплексного единого странового кадрового, технического/программного и финансового обеспечения.

Условия для решения проблем и ограничений цифровых технологий в здравоохранении

Для решения проблем и устранения ограничений, которые снижают эффективность использования ЦТЗ, предложены следующие условия [1, 3, 5—12, 14, 17—19, 23—32]:

— обеспечение надежной нормативно-правовой базы, сильной политической поддержки, лидерства для конструктивного взаимодействия и участия всех заинтересованных сторон ЦТЗ;

— принятие и исполнение стратегических решений по стандартизации, систематизации современных, основанных на доказательствах, методов оказания медицинской помощи и продвижения грамотности населения в вопросах здоровья, нормативно-правовая поддержка скоординированного подхода к стандартам функциональной совместимости полного цикла оказания медицинской помощи и доступа к ней;

— наличие необходимого количества качественного технического оборудования и программ к нему, высокой пропускной способности и скорости онлайновых сетей, обеспечение доступа к ним всех участников ЦТЗ;

— обеспеченность кадровыми ресурсами и программами, гарантирующими обратную связь при медицинских вмешательствах, как фундаментальной основы всего периода трансформации, мониторирования и оценки эффективности ЦТЗ;

— планирование изменений подходов пациентов и врачей к совместному прогрессу, успеху при осуществлении медицинской помощи для обеспечения эффективной трансляции знаний в соответствии с целями заинтересованных сторон;

— поддержка на постоянной основе связи между аналитическими данными, последними достижениями медицинской науки и клинической практики, а также организационными процессами в здравоохранении, обеспечение доступа к ним специалистов и организаторов здравоохранения, лиц, принимающих решения;

— содействие получению достаточных многократных инвестиций в непрерывную профессиональную медицинскую подготовку и повышение грамотности населения в вопросах здоровья, владение навыками применения и управления процессами ЦТЗ для осуществления медицинской помощи, контроля и самоконтроля ее качества;

— предоставление населению качественных инструментов для эффективной профилактики и самоконтроля заболеваний, способствующих укреплению отношений и доверия между специалистами здравоохранения и населением/пациентами;

— эффективное использование ресурсов — управление технологиями обоснованного планирования и адекватной инвестиционной финансовой, технической, кадровой политики, основанной на данных анализа, мониторинга, условиях применения и возможностях совершенствования ЦТЗ, с учетом количества пациентов и объема их потребностей в определенных видах медицинской помощи;

— предоставление гарантий допуска пациентов к информации, которой обмениваются в секторе здравоохранения;

— регулярный контроль прозрачности инвестиций в ЦТЗ, как со стороны государственных/региональных органов управления здравоохранением, так и государственных/региональных внебюджетных фондов и соответствующих контролирующих инстанций;

— наличие финансовых стратегий развития ЦТЗ, включая инвестиционную дорожную карту с механизмом прозрачности распределения ресурсов между участниками всего процесса цифровой трансформации в здравоохранении;

— возможность использования на национальном и местном уровнях устойчивых систем и процедур безопасности управления медицинской информацией, включающих ее хранение, доставку и обмен, которые должны быть обеспечены надежной защитой, особенно при растущих угрозах кибератак.

Перспективные направления развития здравоохранения, медицинской науки и практики, способствующие совершенствованию и эффективности ЦТЗ

Как представлено ранее, для перспективного развития ЦТЗ и успешного стратегического партнерства необходима, в первую очередь, сильная законодательная и надежная нормативно-правовая база, которая будет способствовать расширению прав доступа соответствующих групп населения к медицинской информации, обмену такой информацией и ее защите, а также адекватная, соответствующая потребностям, инвестиционная (кадровая, техническая, лекарственная, сетевая и т.д.) политика и финансовая поддержка. В опубликованных работах [1, 3, 5, 6, 8—12, 14, 19, 25—29, 31—38] представлены необходимые действия в системе здравоохранения, медицинской науки и практики, среди которых:

— систематический анализ, оценка результативности и эффективности деятельности системы здравоохранения;

— проведение качественных, основанных на научных подходах, биомедицинских и клинических целевых исследований;

— организация и осуществление профессиональных медицинских образовательных и информационных программ, профилактических вмешательств с учетом современных достижений медицинской науки и практики;

— создание единого стандарта оказания всех уровней и этапов медицинской помощи;

— устранение неравенства населения в доступе к качественной медицинской помощи.

Предполагается, что ЦТЗ в будущем могут представлять собой инновационную дорожную карту, которая сможет отражать как сильные стороны здравоохранения, так и надежное стратегическое партнерство с другими участниками создания, поддержки и использования таких технологий [1, 3—6, 8, 9, 11—14, 16, 17, 20, 22, 27].

Заключение

Многокомпонентность кластера цифровых технологий в здравоохранении предполагает разнонаправленную деятельность и значимость всех его участников при цифровом здравоохранении. Среди участников использования цифровых технологий в здравоохранении особое место занимают учреждения профильного профессионального медицинского и технического образования (этапы до- и последипломной подготовки), биомедицинские научно-исследовательские центры, производители изделий медицинского назначения, лекарственных препаратов, технического оборудования и их программного обеспечения, создатели нейронных и коммуникационных сетей, искусственного интеллекта и робототехники. При этом основой для последующих скоординированных действий участников применения цифровых технологий в здравоохранении может стать выбор стратегических приоритетов, которые представлены в документе «План действий в области цифрового здравоохранения Европейского региона ВОЗ на 2023—2030 гг.» [39]. С целью ускорения процесса трансформации и эффективного внедрения цифрового здравоохранения в странах европейского региона и обеспечения принципа «Здоровье для всех» в документе представлены следующие стратегические приоритеты:

— установление норм, разработка обоснованных технических указаний и определение стратегического направления для поддержки процесса принятия решений в сфере цифрового здравоохранения;

— укрепление потенциала стран в области более эффективного стратегического руководства процессом цифровой трансформации в секторе здравоохранения;

— формирование сетевых объединений и содействие диалогу, обмену знаниями с целью поддержки взаимодействия между партнерами, заинтересованными сторонами и широкой общественностью при решении задач, связанных с внедрением инноваций в сфере цифрового здравоохранения;

— проведение «сканирования горизонтов» и обзорного анализа с целью выявления ориентированных на пациента решений для последующего распространения на страновом и региональном уровнях.

В настоящее время сформировано мнение, что эффективная цифровая трансформация здравоохранения в Российской Федерации и других странах станет важным инструментом оказания населению качественной медицинской помощи разных уровней и достижения не только целей ЦТЗ, но Целей Устойчивого Развития на страновом, региональном и глобальном уровне [1—4, 6—10, 12, 14, 23—32, 34—36, 38—40].

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Литература / References:

  1. Digital health: heaven or hell? How technology can drive or derail the quest for efficient, high quality healthcare. Britnell M, Bakalar R, Shehata A, Edwards N, Imison C, Castle-Clarke S, Watson R. Accessed November 25, 2024. https://institutes.kpmg.us/healthcare-life-sciences/articles/2016/digital-health-heaven-or-hell.html
  2. Henry J, Pylypchuk Y, Searcy T, et al. Adoption of electronic health record systems among US non-federal acute care hospitals: 2008-2015. ONC Data Brief. 2016;35:1-11. Accessed November 25, 2024. https://www.healthit.gov/sites/default/files/briefs/2015_hospital_adoption_db_v17.pdf
  3. Bhavnani SP, Parakh K, Atreja A, et al. 2017 Roadmap for Innovation. ACC Health Policy Statement on Healthcare Transformation in the Era of Digital Health, Big Data, and Precision Health: A Report of the American College of Cardiology Task Force on Health Policy Statements and Systems of Care. Journal of the American College of Cardiology. 2017;70(21):2696-2718. https://doi.org/10.1016/j.jacc.2017.10.018
  4. Office of the National Coordinator for Health Information Technology. Health IT Advisory Committee Draft Summary for January 18, 2018. Accessed November 25, 2024. https://www.healthit.gov/hitac/sites/faca/files/HITAC_Summary_Jan_18_
  5. Lye CT, Forman HP, Daniel JG, et al. The 21st Century Cures Act and electronic health records one year later: Will patients see the benefits? JAMIA. 2018;25(9):1218-1220. https://doi.org/10.1093/jamia/ocy065
  6. Digitalization in health care and benefits for patient safety — a Report to the Swedish Government’s Expert Group on Public Economics. Accessed November 25, 2024. https://rivm.nl/sites/default/files/2018-11/
  7. Assessing the Impact of Digital Transformation in Health Services. Report of the Expert Panel on Effective Ways of Investing in Health (EXPH). European Union; 2019.
  8. Atasoy H, Greenwood BN, McCullough JS. The Digitization of Patient Care: A Review of the Effects of Electronic Health Records on Health Care Quality and Utilization. Annual Review of Public Health. 2019;40:487-500.  https://doi.org/10.1146/annurev-publhealth-040218-044206
  9. Nikolaev VA, Nikolaev AA. Recent trends in telerehabilitation of stroke patients: A narrative review. NeuroRehabilitation. 2022;51(1):1-22.  https://doi.org/10.3233/NRE-210330
  10. Nikolaev VA, Safonicheva OG, Nikolaev AA. A Review of International Experience for Telerehabilitation of Post-stroke Patients with Aphasia and Cognitive Problems. Bulletin of Rehabilitation Medicine. 2022;21(1):64-69.  https://doi.org/10.38025/2078-1962-2022-21-1-64-69
  11. Digital Health: a Strategy to Maintain Health Care for People Living with Noncommunicable Diseases During COVID-19. Accessed November 25, 2024. https://iris.paho.org/handle/10665.2/52543
  12. Kimberlyn CF. An Overview of the Digitalization of Healthcare: A Review of Related Literature. Research Gate 2022. Accessed November 25, 2024. https://www.researchgate.net/publication/360041853
  13. Драпкина О.М., Масленникова Г.Я., Шепель Р.Н. Цифровые технологии в здравоохранении: электронные медицинские карты. Профилактическая медицина. 2024;27(8):7-12.  https://doi.org/10.17116/profmed2024270817
  14. Афян А.И., Полозова Д.В., Гордеева А.А. Цифровая трансформация государственной системы здравоохранения России: возможности и противоречия. Цифровое право. 2021;2(4):20-39.  https://doi.org/10.38044/2686-9136-2021-2-4-20-39
  15. Hagland M. At the University of Rochester Medical Center, a Breakthrough with Generative AI. Healthcare Innovation, 14 November 2023. Accessed November 25, 2024. https://www.hcinnovationgroup.com/analytics-ai/article/53078074/at-the-university-ofrochester-medical-center-a-breakthrough-with-generative-ai
  16. Al in Healthcare: Buckle up for Change, but Read this before Take Off. Accessed November 25, 2024. https://www.weforum.org/agenda/2024/01/ai-in-healthcare-buckle-up-for-big-change-but-read-this-before-takeoff/
  17. Measuring and Addressing Physician Burnout. American Medical Association (AMA), 3 May 2023. Accessed November 25, 2024. https://www.ama-assn.org/practice-management/physician-health/measuring-and-addressing-physician-burnout
  18. Joyce M, Lewis J, Machinek R, et al. Five Ways that Life Science Companies can Build Tech Talent. Accessed November 25, 2024. https://www.mckinsey.com/industries/life-sciences/our-insights/five-ways-that-life-science-companies-can-build-tech-talent#/
  19. OECD (2023). Health at a Glance 2023: OECD Indicators. OECD Publishing; Paris. 2023. https://doi.org/10.1787/7a7afb35-en
  20. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.05.2018 № 555 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения». Ссылка активна на 25.11.24.  https://base.garant.ru/71937270/
  21. Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения ЕГИСЗ. Ссылка активна на 25.11.24.  https://smi.kodeks.ru/medicine/news/edinaya-informaczionnaya-sistema-v-sfere-zdravooxraneniya-egisz
  22. Единая медицинская информационно-аналитическая система Москвы (ЕМИАС). Ссылка активна на 25.11.24.  www.who.int/sustainable-development-goals/en
  23. Accelerating Digital Health Transformation in Europe: a Two-Year Progress Report. Accessed November 25, 2024. https://www.who.int/europe/news/item/28-10-2024-accelerating-digital-health-transformation-in-europe-a-two-year-progress-report#:~:text=News-,release,-Reading%20time%3A
  24. OECD (2022). Recommendation of the Council on Digital Security Risk Management. OECD; Paris. 2022. Accessed November 25, 2024. https://legalinstruments.oecd.org/en/instruments/OECD-LEGAL-0479
  25. Barbosa da Silva J, Espinal M, Garcia-Saiso S, et al. A digital transformation for primary health care. Bulletin of the World Health Organization. 2024;102:2-2A.  https://doi.org/10.2471/BLT.23.290726
  26. A Coherent and Trustworthy Health Network for All. Digital Health Strategy 2018—2022. Accessed July 10, 2024. https://www.ism.dk/publikationer-sundhed/2018/januar/a-coherent-and-trustworthy-health-network-for-all
  27. Biesdorf S, Deetjen U, Kayyali B. Digital Health Ecosystems: Voices of Key Healthcare Leaders. McKinsey & Company; 2021. Accessed November 25, 2024. https://www.mckinsey.com/industries/healthcare/our-insights/digital-health-ecosystems-voices-of-key-healthcare-leaders
  28. WHO (2021). Global Strategy on Digital Health 2020-2025. World Health Organization. 2021. Accessed November 25, 2024. https://apps.who.int/iris/handle/10665/344249
  29. Transform Health. Closing the digital divide: More and better funding for the digital transformation of health. Basel: Transform Health; 2022. Accessed November 25, 2024. https://www.bit.ly/digital-health-funding
  30. Reddy M. Digital Transformation in Healthcare in 2024: 7 Key Trends. Accessed November 25, 2024. https://www.digitalauthority.me/resources/state-of-digital-transformation-healthcare/
  31. WHO (2020). Digital Implementation Investment Guide (DIIG): Integrating Digital Interventions into Health Programmes. Accessed November 25, 2024. https://www.who.int/publications/i/item/who-digital-implementation-investment-guide
  32. Eastburn J, Fowkes J, Kellner K, Swanson B. Digital Transformation: Health Systems’ Investment Priorities. McKinsey&Company; 2024. Accessed November 25, 2024. https://www.mckinsey.com/industries/healthcare/our-insights/digital-transformation-health-systems-investment-priorities
  33. Скобникова В.К., Шищенко Е.В. Хрипунова М.Б. Цифровизация в российской системе здравоохранения Международный научный журнал «Вестник науки». 2020;26(5):278-285. 
  34. Федеральный закон от 29.07.2017 № 242-ФЗ (последняя редакция) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья». Ссылка активна на 25.11.24.  https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221184/
  35. European Council Strategic Agenda 2024-2029. Accessed November 25, 2024. https://www.consilium.europa.eu/en/policies/strategic-agenda-2024-2029/
  36. Health Services Delivery. Accessed November 25, 2024. https://www.who.int/topics/health_services/en/
  37. Global Digital Healthcare Market size to exceed $504.4 Bn by 2025. Global Market Insights. Accessed November 25, 2024. https://www.marketsandmarkets.com/Market-Reports/digital-health-market-45458752.html
  38. Kickbusch I, Piselli D, Agrawal A, et al. The Lancet and Financial Times Commission on Governing Health Futures 2030: Growing Up in a Digital World. Lancet. 2021;398(10312):1727-1776. https://doi.org/10.1016/S0140-6736(21)01824-9
  39. Региональный план действий в области цифрового здравоохранения для Европейского региона ВОЗ на 2023-2030 гг. Ссылка активна на 25.11.24.  https://iris.who.int/bitstream/handle/10665/360964/72wd05r-DigitalHealth-220529.pdf?
  40. Sustainable Development Goals. Accessed November 25, 2024. www.who.int/sustainable-development-goals/en

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.