Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Исаева А.В.

ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России

Краснова К.С.

ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России

Тагоев Ю.Ш.

ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России

Широкова Е.И.

ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России

Демкина А.Е.

ГБУЗ «Научно-практический клинический центр диагностики и телемедицинских технологий Департамента здравоохранения города Москвы»

Коробейникова А.Н.

КОГКБУЗ «Центр кардиологии и неврологии»

Владзимирский А.В.

ГБУЗ «Научно-практический клинический центр диагностики и телемедицинских технологий Департамента здравоохранения города Москвы»;
ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет)

Смоленская О.Г.

ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России

Изучение цифровой готовности пациентов с хронической сердечной недостаточностью

Авторы:

Исаева А.В., Краснова К.С., Тагоев Ю.Ш., Широкова Е.И., Демкина А.Е., Коробейникова А.Н., Владзимирский А.В., Смоленская О.Г.

Подробнее об авторах

Журнал: Профилактическая медицина. 2023;26(3): 101‑108

Просмотров: 784

Загрузок: 48


Как цитировать:

Исаева А.В., Краснова К.С., Тагоев Ю.Ш., Широкова Е.И., Демкина А.Е., Коробейникова А.Н., Владзимирский А.В., Смоленская О.Г. Изучение цифровой готовности пациентов с хронической сердечной недостаточностью. Профилактическая медицина. 2023;26(3):101‑108.
Isaeva AV, Krasnova KS, Tagoev YuSh, Shirokova EI, Demkina AE, Korobeynikova AN, Vladzymyrskyy AV, Smolenskaya OG. A study of the digital readiness of patients with chronic heart failure. Russian Journal of Preventive Medicine. 2023;26(3):101‑108. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed202326031101

Рекомендуем статьи по данной теме:
Роль кли­ни­ко-ла­бо­ра­тор­ных по­ка­за­те­лей в прог­но­зи­ро­ва­нии рис­ка раз­ви­тия хро­ни­чес­кой сер­деч­ной не­дос­та­точ­нос­ти у па­ци­ен­тов, пе­ре­нес­ших COVID-19. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(4):77-85
Осо­бен­нос­ти на­ру­ше­ний сер­деч­ной ди­ас­то­ли­чес­кой фун­кции при ме­та­бо­ли­чес­ком син­дро­ме у жи­те­лей Ар­хан­гельска. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(4):86-94
Воз­мож­нос­ти ор­га­ни­за­ции ока­за­ния ме­ди­цин­ской по­мо­щи па­ци­ен­там с хро­ни­чес­кой сер­деч­ной не­дос­та­точ­нос­тью в ре­ги­онах Рос­сии с низ­кой плот­нос­тью на­се­ле­ния. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(5):102-109
Им­план­та­ция мо­ду­ля­то­ра сер­деч­ной сок­ра­ти­мос­ти. Ана­лиз ос­лож­не­ний. (По ре­зуль­та­там 24-ме­сяч­но­го наб­лю­де­ния). Кар­ди­оло­ги­чес­кий вес­тник. 2023;(1):65-72
Об­ра­ти­мая кар­ди­омиопа­тия сме­шан­но­го ге­не­за у па­ци­ен­та, пе­ре­нес­ше­го COVID-19 тя­же­ло­го те­че­ния: кли­ни­чес­кий слу­чай. Кар­ди­оло­ги­чес­кий вес­тник. 2023;(1):80-86
Пер­вые ре­зуль­та­ты ме­роп­ри­ятий по со­вер­шенство­ва­нию ока­за­ния ме­ди­цин­ской по­мо­щи па­ци­ен­там с хро­ни­чес­кой сер­деч­ной не­дос­та­точ­нос­тью в раз­лич­ных ре­ги­онах Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Часть II. Час­то­та при­ме­не­ния ос­нов­ных пре­па­ра­тов для ле­че­ния хро­ни­чес­кой сер­деч­ной не­дос­та­точ­нос­ти и ди­на­ми­ка ко­ли­чес­тва гос­пи­та­ли­за­ций. Кар­ди­оло­ги­чес­кий вес­тник. 2023;(2):29-34
Ре­зуль­та­ты при­ме­не­ния раз­лич­ных ме­то­дик ка­те­тер­ной аб­ла­ции в ле­че­нии фиб­рил­ля­ции пред­сер­дий у па­ци­ен­тов с хро­ни­чес­кой сер­деч­ной не­дос­та­точ­нос­тью. Кар­ди­оло­ги­чес­кий вес­тник. 2023;(2):64-71
Ди­на­ми­чес­кое наб­лю­де­ние па­ци­ен­тов с ис­кусствен­ным ле­вым же­лу­доч­ком сер­дца. Кар­ди­оло­гия и сер­деч­но-со­су­дис­тая хи­рур­гия. 2023;(4-1):358-361
Осо­бен­нос­ти оцен­ки ге­мо­ди­на­ми­ки у па­ци­ен­тов с цен­три­фу­галь­ной сис­те­мой вспо­мо­га­тель­но­го кро­во­об­ра­ще­ния. Кар­ди­оло­ги­чес­кий вес­тник. 2023;(3):6-15

Введение

Неуклонный рост и распространенность хронической сердечной недостаточности (ХСН) приводит к увеличению смертности, частоты повторных госпитализаций и инвалидизации населения [1]. Более 1/2 повторных госпитализаций обусловлены плохой приверженностью терапии, невозможностью своевременного наблюдения у врача, неадекватным обучением пациента основам самоконтроля и самопомощи во время и после выписки из стационара по поводу декомпенсации ХСН [2].

В настоящее время растет интерес к использованию мобильных приложений для динамического наблюдения за состоянием пациентов с хроническими заболеваниями. Доказаны эффективность и польза телемедицинского мониторинга для больных с ХСН [3].

Цифровизация здравоохранения приводит к активному внедрению телемедицинских технологий, что не всегда соотносится со степенью цифровой готовности как медицинского сообщества, так и пациентов. При этом отдельных исследований по изучению цифровой готовности в обеих этих когортах «конечных» пользователей и потребителей телемедицинских технологий не проводилось.

В рамках настоящего исследования перед нами стояла задача изучить, насколько пациенты с сердечной недостаточностью готовы к более широкому внедрению телемедицинских сервисов при оказании им медицинской помощи. Для этого изучали уровень их цифровой готовности. В контексте внедрения цифровых технологий это означает, что пациент согласен и (или) желает использовать предлагаемые ему цифровые решения и понимает, как это можно сделать, а также чувствует безопасность и надежность их использования.

Цель исследования — изучить цифровую готовность пациентов с ХСН к самоконтролю с применением телемедицинских технологий и факторы, влияющие на нее.

Материал и методы

Исследование проведено на основе анализа результатов опроса пациентов межрайонного центра ХСН на базе ГАУЗ СО «ЦГБ №20» Екатеринбурга. Анкетирование включало оценку когнитивных способностей больных по валидизированному опроснику Mini-Cog [4], оценку способности больных к самопомощи по валидизированной шкале EHFScBS-9 [5]и опрос по специально разработанной авторами анкете по изучению цифровой готовности. На веб-платформе была разработана онлайн-анкета по оценке цифровой готовности, состоящая из 21 вопроса. Опрос проводили в комбинированном формате: онлайн в поликлинике и стационаре и очно в стационаре ГАУЗ СО «ЦГБ №20». Анкетирование прошли 54 респондента, имеющих установленный ранее либо впервые выявленный диагноз ХСН (в исследование включали пациентов со II стадией ХСН (по Василенко—Стражеско IIa и IIб стадия и II—III функциональным классом по NYHA).

Статистический анализ данных осуществляли с использованием MS Excel 2021 и jamovi. Описание количественных признаков выполняли с помощью оценки медианы и межквартильного размаха (Me [25%; 75%]). Качественные показатели представлены в виде абсолютных чисел и доли (%) от общего числа. Нормальность распределения определяли с использованием критерия Шапиро—Уилка. Сравнение двух независимых групп по качественному признаку проводили путем проверки статистической гипотезы о равенстве средних рангов с помощью критерия c2 Пирсона, сравнение количественных признаков в двух независимых группах — с помощью метода Манна—Уитни. При попарном сравнении использовали поправку Бонферрони. Для исследования корреляционной связи и силы взаимодействия между признаками применяли коэффициент корреляции Спирмена (r). При проверке нулевой гипотезы различия считали статистически значимыми при p<0,05.

Результаты

Анкета по изучению цифровой готовности пациентов с ХСН включает в себя три блока (I, II, III): по оценке цифровых компетенций (3 вопроса); блок по изучению цифровой грамотности (5 вопросов); блок по оценке цифрового доверия (2 вопроса); а также вопросы о наличии гаджетов, постоянного доступа в Интернет, об уровне образования, месте проживания, статусе (пенсионер/работающий). Всего в анкету входит 21 вопрос.

В таблице представлены вопросы анкеты по трем блокам.

Анкета по изучению цифровой готовности пациентов с ХСН

Вопрос

Варианты ответа

I. Цифровая компетентность:

1.

Пользуетесь ли Вы в повседневной жизни:

мессенджерами (WhatsApp, Viber, Telegram или другое);

Да/Нет

электронной почтой;

Да/Нет

социальными сетями (Одноклассники, ВКонтакте или другое);

Да/Нет

приложениями на смартфоне (онлайн-банк, Госуслуги, МФЦ и т.д.)

Да/Нет

2.

Умеете ли Вы с помощью персонального компьютера или мобильного телефона:

совершить аудио- или видеозвонок;

Да/Нет

отправить электронную почту;

Да/Нет

отправить изображение или файл;

Да/Нет

совершить покупку или оплату онлайн;

Да/Нет

заказать государственную или муниципальную услугу (например, запись на прием к врачу, на вакцинацию или другое);

Да/Нет

заказать авиа- или ЖД-билеты;

Да/Нет

отследить почтовое отправление

Да/Нет

3.

Использовали ли Вы Единый портал государственный услуг для решения проблем со своим здоровьем?

Да/Нет

4.

Получали ли Вы телемедицинскую консультацию врача?

Да/Нет

II. Цифровая грамотность:

1.

Знаете ли Вы о том, что в рамках Национальной программы осуществляется цифровизация здравоохранения, включая телемедицину и сервисы (приложения) для граждан?

Да/Нет

2.

Известно ли Вам, что Министерство здравоохранения РФ сейчас создает единый цифровой контур, в рамках которого пациенты смогут получать медицинские услуги в цифровом виде?

Да/Нет

3.

Известно ли Вам о том, что сейчас можно получить телемедицинскую консультацию врача по ОМС?

Да/Нет

4.

Знаете ли Вы о существовании мобильных приложений для контроля здоровья (например, приложения для больных сахарным диабетом, гипертонией, ожирением, приложения для напоминания о приеме лекарств)?

Да/Нет

III. Цифровое доверие:

1.

Готовы ли Вы передавать/получать информацию, содержащую данные о Вашем состоянии здоровья по защищенному каналу в целях организации медицинской помощи?

Да/Нет

2.

Готовы ли Вы получать консультацию врача с использованием телемедицинских технологий (с помощью мобильных приложений, персональных компьютеров)?

Да/Нет

3.

Применимы ли, на Ваш взгляд, телемедицинские технологии в медицине?

Да/Нет

Для оценки результатов опроса по цифровой готовности пациентов с ХСН использовали следующую методику: для каждого блока (I, II, III) оценивали общее число вопросов, имеющих ответ «да». При наличии более 50% вопросов из каждого блока с ответом «да» делали вывод о высоком уровне цифровых доверия/грамотности/компетентности. Соответственно, если респондент отвечал «да» менее чем в 50% вопросов каждого блока (I, II, III), делали вывод о низком уровне цифровых доверия/грамотности/компетентности.

Средний возраст опрошенных пациентов с ХСН составил 64 [54;81] года (19—91 год), женщины составили 55,6% (30 пациентов), мужчины — 44,4% (24 пациента). Среди всех респондентов 87% (47 пациента) были проанкетированы в стационаре, 13% (7) проходили опрос онлайн (рассылка пациентам с ХСН, состоящим под дистанционным диспансерным наблюдением).

Из числа респондентов 62,5% находились на пенсии и не работали, 25% относились к трудоспособному возрасту и работали, 10,4% были трудоспособного возраста и не работали. При этом 37,5% опрошенных имели среднее специальное образование, 31,3% — среднее образование, 31,3% — высшее образование. Среди респондентов в городе проживали 89,6% (43 пациентов), 10,4% (11) — в поселке/деревне. Все опрошенные имели мобильный телефон, при этом большая часть — более одного устройства (смартфон и планшет/ноутбук). Наличие гаджетов отражено на рис. 1. Среди опрошенных 39,6% респондентов не имели постоянного доступа к сети Интернет (или умели им пользоваться), остальная часть пациентов с ХСН имела доступ в Интернет через мобильный телефон (29,2%), через мобильный или стационарный компьютер (31,2%).

Рис. 1. Распределение ответов пациентов на вопросы о владении электронными устройствами.

1 — имеют кнопочный телефон; 2 — имеют смартфон; 3 — имеют стационарный или мобильный компьютер (ноутбук, планшет).

Следующим этапом работы был анализ блоков цифровой компетентности, цифровой грамотности и цифрового доверия. При анализе I блока анкеты (цифровая компетентность) выявили, что в повседневной жизни 60,4% респондентов не пользуются электронной почтой, 64,6%не используют социальные сети, 56,3% — не используют приложения на смартфоне. Ответили отрицательно на все вопросы этого блока 25,9% пациентов (не владеют ни одним цифровым навыком), однако 27 (56,3%) пациентов использовали мессенджеры в повседневной жизни. На рис. 2 представлены результаты анализа цифровых компетенций в рассматриваемой когорте пациентов.

Рис. 2. Анализ уровня цифровых компетенций респондентов.

Умение с помощью мобильного устройства или персонального компьютера: 1 — совершать аудио- или видеозвонок; 2 — отправлять электронную почту; 3 — отправлять изображение или файл; 4 — совершать покупку или оплату онлайн; 5 — заказывать государственную или муниципальную услугу (например, запись на прием к врачу, на вакцинацию или другое); 6 — заказывать авиа- или ЖД-билеты; 7 — отслеживать почтовое отправление.

В целом можно отметить низкий уровень цифровых компетенций у пациентов с ХСН: 87,5% пациентов никогда не использовали Единый портал государственных услуг, 97,9% никогда не пользовались телемедицинской консультацией врача, 91,7% не пользуются мобильными приложениями для контроля за здоровьем. Однако у 81,2% пациентов среди ближайшего окружения есть лица, которые готовы помочь в осуществлении телемедицинской услуги.

При анализе взаимосвязей оказалось, что уровень цифровых компетенций зависит от возраста (r= –0,575; p<0,001), он также оказался выше в группе работающих пациентов (r=0,499; p<0,001), у пациентов трудоспособного возраста (r=0,628; p<0,001), у тех, кто имеет постоянный доступ в Интернет (r=0,546; p<0,001) и смартфон (в сравнении с пациентами с кнопочным телефоном или без него) (r=0,504; p<0,001).

Во II блоке (цифровая грамотность) оценивали ответы респондентов на четыре вопроса. На рис. 3 представлены результаты анализа информированности пациентов о цифровизации здравоохранения. Из рис. 3 видно, что наименее всего пациенты с ХСН осведомлены о возможности получить телемедицинскую консультацию и о возможности использования мобильных приложений для контроля за своим заболеванием (39,6 и 35,4% соответственно). При изучении связи уровня цифровой грамотности с половозрастными и социальными факторами достоверных различий выявить не удалось.

Рис. 3. Результаты анализа уровня информированности пациентов с ХСН о цифровизации здравоохранения.

1 — информированы о проведении программы цифровизации здравоохранения; 2 — информированы о возможности получить медицинскую услугу в цифровом виде; 3 — информированы о возможности получить телемедицинскую консультацию по полису обязательного медицинского страхования; 4 — знают о существовании мобильных приложений для контроля за хроническими неинфекционными заболеваниями.

Исходя из данных анализа III блока анкеты (цифровое доверие), уровень доверия к цифровым технологиям в системе здравоохранения у пациентов с ХСН высокий: 64,6% респондентов готовы обмениваться по защищенному каналу информацией, содержащей данные о состоянии здоровья; 54,2% пациентов хотят получать консультацию врача с помощью мобильных приложений, персональных компьютеров; 64,6% опрошенных считают, что телемедицинские технологии применимы в медицине. Остальная часть опрошенных нуждается в непосредственном контакте с врачом, в личном присутствии, считает, что в их возрасте нет необходимости использования информационных технологий и возможности обучения базовым цифровым компетенциям. Также некоторые пациенты уверены в том, что медицинские сервисы будут платными. Такие комментарии были даны пациентами при очном заполнении анкет в стационаре.

Через цифровой контур пациенты хотели бы передавать информацию о самочувствии в процессе лечения, получать направления на обследования, госпитализацию, информационные материалы, повторные консультации по результатам обследования, напоминания о прохождении профосмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения, сообщать параметры здоровья, полученные при измерении домашними медицинскими приборами (рис. 4).

Рис. 4. Результаты опроса пациентов о возможных направлениях использования телемедицинских технологий.

При анализе связей оказалось, что уровень цифрового доверия зависит от возраста (r= –0,570; p<0,001), он также оказался выше в группе работающих пациентов (r=0,3; p=0,037), у пациентов трудоспособного возраста (r=0,33; p=0,021), у тех, кто имеет постоянный доступ в Интернет (r=0,39; p=0,007) и смартфон (r=0,49; p<0,001).При попарном анализе цифровых компетентности, грамотности и доверия оказалось, что при высоком уровне цифровых компетенций растет уровень цифрового доверия (r=0,362; p=0,012).

Для выявления факторов, влияющих на уровень цифровой готовности пациентов с ХСН, были изучены когнитивный статус по опроснику Mini-Cog и уровень способности пациентов с ХСН к самопомощи по шкале EHFScBS-9.

Средний общий балл по европейской шкале самопомощи пациентов с ХСН EHFScBS-9 составил 28,5 [24,0; 32,8], 83% проанкетированных пациента имели балл выше 22,5, что говорит о низком уровне самопомощи, и лишь 17% имели более низкий балл по данной шкале и более высокую способность к самопомощи соответственно. Следовательно, большая часть пациентов имеют низкую самостоятельность в части контроля симптомов своего заболевания и проведения самостоятельного ежедневного мониторинга показателей здоровья, а также нуждаются в дополнительном информировании о своем заболевании.

Результаты тестирования на определение когнитивного дефицита у исследуемой группы представлены на рис. 5. Средняя оценка по опроснику Mini-Cog составила 4 [3; 5] балла. При этом 38% пациентов имели от 1 до 3 баллов (низкий) и 62% — сохранный уровень когнитивных функций. При исследовании корреляционных взаимосвязей было выявлено, что с увеличением возраста проанкетированных больных ассоциировался более низкий балл по опроснику Mini-Cog, что свидетельствует о снижении когнитивных функций у пожилых пациентов (r= –0,495; p<0,001). Зависимости от пола, образования и места проживания установлено не было, однако оказалось, что когнитивный уровень выше у лиц трудоспособного возраста (r= –0,475; p=0,001) и у пациентов, которые имеют доступ в Интернет (r=0,348; p=0,017).

Рис. 5. Общий балл респондентов по опроснику Mini-Cog.

У пациентов, не способных к самопомощи, исходя из балла по шкале EHFScBS-9, и с низким баллом по шкале Mini-Cog наблюдались низкие уровни цифровой грамотности, цифрового доверия и цифровых компетенций, однако достоверных различий выявлено не было.

Полученные в пилотном исследовании данные об уровне цифровой готовности требуют проведения дальнейших исследований этого показателя на более крупных выборках пациентов с разными заболеваниями для поиска достоверных различий и статистически значимых взаимосвязей.

Обсуждение

В современном мире растет спрос на цифровую медицину, персонифицированные продукты, которые будут ориентированы на потребности пациентов, в том числе отказ от очного обращения в медицинскую организацию в тех ситуациях, когда цифровые помощники могут обеспечить адекватную замену медицинской помощи без потери ее качества [6].

В настоящем исследовании большая доля пациентов с ХСН не имели выраженного когнитивного дефицита, однако в ряде исследований указывается на наличие сниженных когнитивных функций у этой категории больных. Так, А.А. Зарудский и соавт. [7] по результатам своего исследования сделали вывод о том, что ХСН является одним из главных факторов когнитивной дисфункции.

В соответствии с результатами настоящего анкетирования пациенты с ХСН имеют современные средства связи, но у 40% из них нет доступа к сети Интернет. Согласно данным публикаций, 96% пациентов с ХСН, средний возраст которых составляет 70,9 года, имеют мобильный телефон, 87% респондентов пользуются смартфоном, что позволяет загружать мобильные приложения, и 83% владельцев мобильных телефонов отмечают, что они пользуются своим телефоном ежедневно или несколько раз в день. Таким образом, частое использование смартфона позволяет осуществлять лечение таких пациентов с помощью мобильных приложений [8, 9]. Среди исследованной когорты 100% пациентов имели телефон, 62,5% — компьютер/планшет, что говорит о теоретической возможности внедрения цифровых технологий в этой группе.

Однако значимым фактором является умение пользоваться мобильными приложениями. Результаты исследований демонстрируют, что по мере увеличения возраста число пациентов, обладающих этим навыком, уменьшается [10]. В настоящем исследовании средний возраст пациентов составил 64 [54; 81] года, и среди них 25,9% пациентов не владели ни одним цифровым навыком.

Пациенты с ХСН, вне зависимости от возраста, имеют доступ к современным средствам связи — смартфонам, планшетам либо компьютерам. Это говорит о том, что у них есть возможность следить за своим здоровьем, используя тот или иной девайс с необходимыми приложениями. Простота таких приложений играет большую роль ввиду возраста респондентов. Также следует отметить, что не все пациенты доверяют современным приложениям. Любое внедрение новых цифровых приложений должно включать в себя четкие инструкции для их пользователей [10], что согласуется с результатами настоящего исследования.

Результаты работ зарубежных авторов по оценке уровня самопомощи пациентов с ХСН сопоставимы с полученными в настоящем исследовании данными, показано, что способность к самопомощи у пациентов с ХСН остается низкой во всех странах мира [11—16]. Низкая осведомленность пациентов с ХСН о своей болезни (по данным шкалы самопомощи) влечет за собой более низкие уровни приверженности терапии и цифровой готовности. В этой связи особенно остро встает вопрос об обучающих программах для пациентов с ХСН и их родственников.

Другим не менее важным аспектом успешности внедрения цифровых технологий в медицину является цифровая готовность пациентов [17]. Так, по данным исследования цифровой готовности населения России [18], 85% взрослых (18—75 лет) доверяют цифровым сервисам государства, созданным на порталах госуслуг, МФЦ, ФНС России, ГИБДД. Высокий кредит цифрового доверия населения может стать драйвером не только цифровой трансформации государственного сектора в России, но и социально-экономического роста страны в целом. Чем выше уровень цифрового доверия, тем чаще человек использует цифровые сервисы и технологии. Использованная в приведенном исследовании анкета, призванная определить уровень цифровой готовности населения России в целом, с трудом экстраполируется на больных, тем более с сердечной недостаточностью. Она содержит более 50 вопросов, сложна в заполнении и интерпретации. Именно это побудило авторов настоящей статьи к разработке первой анкеты по изучению цифровой готовности среди больных с ХСН.

По данным настоящего исследования, у больных с ХСН при исходно низком уровне медицинской грамотности, умеренном когнитивном дефиците и низких уровнях цифровой грамотности и компетенций имелся высокий уровень цифрового доверия. В данной части требуется проведение дополнительных исследований на более широкой выборке больных и, возможно, расширение опросника в части вопросов, касающихся изучения цифрового доверия, поскольку высокий уровень цифрового доверия может быть связан с крайне низкой осведомленностью о рисках, возникающих при пользовании цифровыми технологиями.

Повышение уровня цифрового доверия пациентов с ХСН будет значительно улучшать результативность оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий. На клинические результаты лечения ХСН в стране также влияет динамика расходов на медицинское обслуживание, которые снижаются при использовании мобильных технологий за счет уменьшения потребности личного контакта пациента с медицинскими работниками, предотвращения повторных госпитализаций и улучшения прогноза пациентов [19].

По мнению авторов исследования [20], успех при внедрении телемедицинских технологий в нашей стране будет неразрывно связан с уровнем цифровой готовности пациентов. Также, как и медицинскую грамотность, ее необходимо повышать, совершенствовать. Для этого в будущем будут разрабатываться обучающие программы, позволяющие усиливать компетенции пациентов во владении цифровыми сервисами в сфере здравоохранения [21], а также должна совершенствоваться нормативно-правовая база для осуществления телемедицинских технологий на основе научного подхода, системного обеспечения безопасности и качества [22].

Выводы

1. Требуются разработка специальных программ по повышению уровня цифровой грамотности и цифровых компетенций пациентов с ХСН и более активное привлечение родственников (иных лиц из близкого круга) для улучшения имеющихся цифровых навыков.

2. Исходный уровень цифровой готовности у больных с ХСН свидетельствует о возможности широкого применения телемедицинских технологий у пациентов среднего возраста, преимущественно женского пола, имеющих сохранные когнитивные функции.

3. В изученной когорте пациентов с ХСН уровень цифровой грамотности и цифровых компетенций по отдельным позициям был низким; уровень доверия пациентов с ХСН к цифровым технологиям — высоким; готовность пациентов с ХСН к активному внедрению телемедицинских технологий при оказании медицинской помощи является высокой.

Для получения полной картины о цифровой готовности пациентов с ХСН требуется проведение более масштабных исследований.

Участие авторов: концепция и дизайн исследования — А.В. Исаева, А.Е. Демкина, А.В. Владзимирский, О.Г. Смоленская; сбор и обработка материала — К.С. Краснова, Ю.Ш. Тагоев, Е.И. Широкова; статистический анализ данных — А.В. Исаева, А.Н. Коробейникова; написание текста — А.В. Исаева, А.Н. Коробейникова; редактирование — А.В. Владзимирский, О.Г. Смоленская.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.