Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Набережная Ж.Б.

ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России

Модель посетителей центра здоровья относительно приверженности здоровому образу жизни и уровню личной ответственности за здоровье

Авторы:

Набережная Ж.Б.

Подробнее об авторах

Просмотров: 765

Загрузок: 27


Как цитировать:

Набережная Ж.Б. Модель посетителей центра здоровья относительно приверженности здоровому образу жизни и уровню личной ответственности за здоровье. Профилактическая медицина. 2023;26(3):59‑63.
Naberezhnaya ZhB. Model of visitors to the health center regarding commitment to a healthy lifestyle and the level of personal responsibility for health. Russian Journal of Preventive Medicine. 2023;26(3):59‑63. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed20232603159

Введение

Одним из направлений российского здравоохранения является курс на более раннее выявление факторов риска, определяющих развитие неинфекционных заболеваний (НИЗ), а также на повышение уровня мотивации населения к ведению здорового образа жизни (ЗОЖ). В Российской Федерации отмечаются высокие показатели заболеваемости, инвалидности и смертности от НИЗ, что непосредственно связано с нецелесообразным поведением населения в плане сохранения своего здоровья [1—3]. В связи с этим назревает потребность в формировании личной ответственности каждого гражданина за собственное здоровье, которая основывается на грамотности в вопросах здоровья и предполагает не только ведение ЗОЖ, но и постоянное посещение медицинских организаций с целью профилактического наблюдения [4, 5].

Благодаря созданию центров здоровья в разных субъектах нашего государства появилась возможность массового обследования населения с целью выявления факторов риска НИЗ и обучения основам здоровьесбережения взрослого контингента лиц [2, 6, 7]. Причем сохранность здоровья формируется за счет повышения информированности и приверженности граждан к ведению ЗОЖ, соблюдения рекомендаций врача по сохранению здоровья с целью повышения качества жизни и, как следствие, периода активного долголетия [8]. Профессиональные наставления врачей по избавлению от вредных привычек и изменению повседневного поведения имеют большое значение для пациентов [9]. К факторам, определяющим неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья населения, можно отнести низкую медицинскую активность населения, высокий уровень факторов риска возникновения неинфекционной патологии и при этом использование не в полной мере ресурсных возможностей центров здоровья.

Разработка и реализация программ по профилактике и укреплению здоровья как на индивидуальном, групповом, так и на региональном уровнях может быть осуществлена на основе комплексного исследования, включая изучение мнения потенциальных посетителей центров здоровья.

Цель исследования — изучение отношения посетителей центров здоровья к ведению ЗОЖ и выработке мотивированного поведения к сохранению своего здоровья.

Материал и методы

Исследование было проведено на базе ГБУЗ Астраханской области «Областной центр общественного здоровья и медицинской профилактики». Объектом исследования являлись посетители центра здоровья, от которых было получено информированное добровольное согласие на проведение исследования.

Использовали метод выборочного социологического опроса пациентов путем индивидуального анкетирования. Такой метод позволяет учитывать изменение субъективных факторов поведения населения на фоне изменяющейся объективной обстановки и необходим для оптимизации деятельности центра здоровья. При проведении социологического опроса использовали случайный бесповторный отбор респондентов. Для определения достаточного объема выборочной совокупности, обеспечивающего репрезентативность случайной выборки и позволяющего получить данные о генеральной совокупности с высокой степенью точности производили расчет по формуле, когда известен объем всей совокупности.

Было проведено раздаточное анкетирование с помощью разработанной структурированной анкеты, состоящей из 25 простых вопросов, которые исключали возможность двойного толкования. Вопросы являлись закрытыми и состояли из следующих типов: простой альтернативный, который предполагал один из двух вариантов ответа (пол); вопрос с выборочным подмножеством, т.е. выбор двух или трех вариантов ответов (цель обращения); вопрос в виде оценочной шкалы (удовлетворенность). Также в анкету входили открытые вопросы (возраст, причина неудовлетворенности) и полузакрытые, которые предполагали готовые варианты ответов и альтернативные, предоставляющие возможность вписать вручную свой вариант.

Все вопросы для удобства были объединены в пять модулей:

— 1-й модуль включал медико-социальную характеристику пациентов на основании стандартных вопросов, дающих базовую информацию (пол, возраст, социальное положение, образование, семейное положение, место жительства).

— 2-й модуль содержал вопросы, характеризующие состояние здоровья респондентов (группа здоровья и оценка собственного здоровья, частота обращений за медицинской помощью, наличие хронических заболеваний).

— 3-й модуль включал вопросы, дающие информацию об образе жизни посетителей (наличие вредных привычек, характер питания, материальные и жилищные условия).

— 4-й модуль был представлен вопросами информированности пациентов о центре здоровья (источники получения информации, знание об истинной деятельности центра, цель обращения в центр, частота его посещения).

— 5-й модуль содержал вопросы, позволяющие оценить мнение пациентов об организационной части работы учреждения (удовлетворенность работой центра, длительность нахождения в медицинском учреждении, потребность в его посещении и в выполнении полученных рекомендаций).

По итогу социологического опроса была собрана и обработана 321 анкета посетителей центра (каждый отвечал на вопросы однократно). Статистическую обработку результатов исследования проводили на персональном компьютере с использованием прикладных программ Microsoft Excel, Statistica 6.0. Количественные признаки представлены средней арифметической величиной со стандартным отклонением в пределах 95% доверительного интервала, качественные признаки — экстенсивными показателями, выраженными в процентах.

Результаты

В ходе анализа первого модуля вопросов было выявлено, что среди 321 опрошенного преобладали женщины — 222 (69,2%). Средний возраст респондентов составил 49,97±17,82 года, с высоким разнообразием этого признака (Cv=35,7%), но без достоверных различий между женщинами (51,64±17,77 года) и мужчинами (46,23±17,50 года) (p>0,05). Более 1/5 респондентов составили лица в возрасте 60—69 лет (21,8%), пациенты возрастных групп 20—29 (15,9%), 40—49 (17,1%) и 50—59 (14,6%) лет заняли промежуточное положение, равные доли имели участники анкетирования в возрасте 30—39 и 70—79 лет (по 12,8%), наименьший удельный вес пришелся на лиц до 20 лет и 80 лет и старше (1,9 и 3,1% соответственно). Однако были установлены существенные гендерные отличия. Так, среди женщин чаще в центр здоровья обращались лица в возрасте 60—69 (23,4%) и 70—79 (17,1%) лет. А среди мужчин — в возрасте 20—29 (20,2%) и 40—49 (19,2%) лет.

По социальному статусу среди участников анкетирования более 1/2 (53,6%) пришлось на работающее население, каждый 3-й (29,6%) был пенсионером, каждый 10-й (10,9%) — безработным, лишь 5,9% явились студентами. Среди всех мужчин 2/3 (67,7%) опрошенных явились работающими, а среди женщин — около 1/2 (47,3%). Следует отметить, что среди респондентов бо́льшая часть (41,4%) имела высшее образование, 1/3 (32,4%) — среднее специальное, более 1/5 (21,2%) — среднее и только 5,0% неполное среднее.

По семейному положению среди опрошенных доля лиц, состоящих и не состоящих в браке, была практически равной: 52,0 и 48,0% соответственно. Однако имелись гендерные отличия. Среди мужчин превалировали женатые (56,6%), были холостыми 23,2%, разведенными — 15,2%. Среди женщин 50,0% были замужем, равные доли составили как вдовы, так и разведенные (по 17,1%).

Большинство посетителей центра являлись жителями Астрахани (81,6%), а остальную часть составили жители районов либо городов Астраханской области (17,1 и 1,3% соответственно).

Вопросы второго модуля позволили получить информацию о состоянии здоровья лиц, прошедших анкетирование. Так, 2/5 (39,9%) респондентов отнесли себя к практически здоровым, имеющим единичные случаи острых заболеваний, 1/4 (26,5%) считали себя больными с длительно текущими хроническими заболеваниями и практически столько же (24,6%) указали, что являются здоровыми и не болели в течение года, и только 8,1% опрошенных указали, что имели частые острые заболевания. Были обнаружены гендерные отличия в ответах: так, по опросам, среди мужчин превалировали практически здоровые (43,4%) и здоровые лица (36,4%) и не было лиц с обострением длительно текущих заболеваний. Среди женщин преобладали практически здоровые (38,3%) и больные с длительно текущими хроническими заболеваниями (32,4%).

Отвечая на вопрос «Как Вы оцениваете свое здоровье?», более 1/2 (52,3%) респондентов посчитали его удовлетворительным, чуть более 1/4 (26,8%) — хорошим, 10,6% — очень хорошим, 8,1% — плохим, а оставшиеся 2,2% опрошенных затруднялись ответить на данный вопрос. Следует отметить, что мужчины в 3,5 раза чаще выделяли свое здоровье как очень хорошее (21,2% в сравнении с 5,9% у женщин). Женщины в 5 раз чаще оценивали свое здоровье как плохое (10,8% в сравнении с 2,0% у мужчин).

За медицинской помощью несколько раз в год обращались 45,2% респондентов, причем среди женщин такая активность наблюдалась почти в 2 раза чаще (51,8% в сравнении с 30,3% у мужчин). Один раз в год обращались в медицинские организации 29,3% респондентов. Реже одного раза в год посещали медицинские учреждения 25,5% опрошенных (мужчины — 45,5%, женщины — 16,7%).

Наличие хронических заболеваний участники анкетирования отметили в 57,0% случаях, в 38,9% указали на их отсутствие и в 4,1% затруднились с ответом. Однако имелись гендерные отличия: так, среди мужчин более 1/2 (51,5%) сообщили о том, что у них нет хронической патологии, а среди женщин — 1/3 (33,3%).

Анализ ответов на вопросы третьего модуля позволил определить наличие модифицированных факторов риска у пациентов и, как следствие, отношение к ведению ЗОЖ. Только 15,6% анкетируемых признали, что курят. Однако среди женщин курила 1 из 10 (9,0%), а среди мужчин — около 1/3 (30,3%). Стаж курения 10 лет и дольше имели 9 из 10 мужчин (86,7%) и 8 из 10 женщин (80,0%). Наряду с этим равные доли (по 34,0%) составили лица, выкуривающие одну 1/4 пачки и целую. Большинство (65,0%) женщин выкуривали до 5 сигарет в день, а среди мужчин — по пачке и более (50,0%).

Более 1/2 (54,5%) респондентов указали, что употребляют алкоголь, из них 47,7% — только по праздникам, 5,3% — 1 раз в месяц и 1,5% — 1 раз в неделю. Случаев ежедневного употребления алкоголя отмечено не было. Однако имелись и гендерные отличия: так, не употребляющих алкоголь среди мужчин было чуть более 1/3, а среди женщин — почти 1/2 (37,4 и 49,1% соответственно), употребляющих по праздникам — практически равные доли (49,5 и 46,9% соответственно).

Оценка питания опрошенных позволяет говорить, что около 1/3 (30,8%) из них принимали горячую пищу 4 раза в день, около 1/2 (48,9%) — 3 раза в день и только 1/5 (20,3%) — менее 3 раз.

Существенное значение имеет изучение материально-жилищных условий и психологического климата в доме, что непосредственно также способно сказываться на здоровье человека. Материальные условия семьи многие оценили как хорошие (47,0%) и средние (50,5%), лишь 2,5% респондентов — как плохие. Свои жилищные условия большинство (79,8%) признали хорошими, 1/5 (19,6%) — удовлетворительными и лишь менее 1% — плохими. Следует подчеркнуть, что о плохих материальных и жилищных условиях среди мужчин сообщений не было.

По результатам анализа места проживания выяснилось, что подавляющее большинство респондентов проживают в отдельных квартирах (65,1%) и собственных домах (28,7%), и только 6,2% — в коммунальных квартирах. Доля мужчин, проживающих в коммунальных квартирах, была в 2 раза больше женщин (10,1 и 4,5% соответственно).

Известно, что значительное влияние оказывает на человека домашняя обстановка. Ряд заболеваний вызывают исключительно отрицательные эмоции и постоянный стресс. Большинство опрошенных (92,5%) отметили спокойную обстановку в семье, только в 7,5% случаев она была напряженной. Однако женщины в 2 раза чаще мужчин указывали на напряженную обстановку (9,0 и 4,0% соответственно).

Четвертый модуль вопросов был направлен на выявление источника получения информации о существовании центра здоровья и об осведомленности граждан о его истинной деятельности, а также о цели обращения в центр, потребности пациентов в профилактике заболеваний.

Установлено, что около 45,0% анкетируемых узнали о центре здоровья от своих знакомых, 16,8% — от врача, 9,0% — из средств массовой информации, 29,3% — из других источников (чаще всего от организаций, направивших на диспансеризацию).

О профилактической направленности центра здоровья были полностью осведомлены чуть более 2/5 (42,1%) респондентов, практически равные доли составили лица, не совсем информированные (28,3%) и вовсе не знающие (29,6%) об истинной деятельности центра.

Целью обращения чаще всего (41,7%) явилась потребность граждан в обследовании и выявлении факторов риска, около 1/3 (29,6%) обратились, чтобы пройти обследование и установить диагноз, около 1/4 (23,4%) пришли для получения дополнительных рекомендаций, только у 3,1% опрошенных, возникло желание вести ЗОЖ, а 2,2% отметили сочетание нескольких целей. Так, за получением дополнительных рекомендаций женщин обратилось в 2 раза больше, чем мужчин (27,9 и 13,1% соответственно).

Также было выявлено, что 2/3 (67,9%) опрошенных обращаются в центр здоровья 1 раз в год, 21,8% — 2 раза в год. Каждый 10-й (10,3%) респондент посещал это учреждение 3 раза и более, причем среди женщин таковых было в 3 раза больше (13,1% в сравнении с 4,0% у мужчин).

От четкой и слаженно организованной работы медицинского персонала зависит удовлетворенность пациентов посещением центра здоровья и последующее их желание обратиться за помощью повторно. Этому был посвящен пятый модуль вопросов анкеты. Более 4/5 (83,2%) анкетируемых оказались полностью удовлетворены, каждый 10-й (11,2%) остался довольным, но хотел бы узнать большее, не вполне удовлетворены остались 4,4%, только 1,2% были совсем недовольными, однако причину не указали. Среди мужчин лиц, не вполне удовлетворенных посещением центра, не оказалось.

Длительность пребывания имеет важное значение в связи с тем, что, как известно, продолжительное пребывание в очередях тягостно для больных. Согласно проведенному опросу, практически 9 респондентов из 10 провели в центре здоровья 1—2 ч (87,5%), каждый 10-й — 3—4 ч и только 2,2% опрошенных — более 4 ч.

Укреплению здоровья и последующему выздоровлению в случае болезни способствуют выполняемые пациентом рекомендации врачей, исходя из этого респондентам был задан соответствующий вопрос, в результате получены следующие ответы: полностью выполнять полученные рекомендации согласились 83,8%, частично — 15,0% и лишь 1,2% отказались выполнять рекомендации категорически, не объяснив при этом причину своего отказа, причем это были только женщины.

Профилактика представляет собой комплекс мероприятий, направленных на предупреждение возникновения заболеваний и травм, недопущение и устранение факторов риска их возникновения. Она является составной частью системы здравоохранения и направлена непосредственно на формирование у населения положительной медицинской активности и мотивации на ЗОЖ. Среди участников анкетирования практически равные доли составили лица, имеющие как высокую (45,5%) потребность в профилактике и посещении центра здоровья, так и среднюю (43,3%), кроме того, каждый 10-й (11,2%) пациент не признавал в ней необходимости для себя. В зависимости от пола были выявлены существенные отличия: так, высокую потребность в профилактике женщины отмечали в 2,5 раза чаще, чем мужчины (56,8 и 20,2% соответственно), а низкую потребность — в 4 раза чаще мужчины, чем женщины (23,2 и 5,8% соответственно).

Обсуждение

Данные настоящего социологического опроса в целом отражают общероссийские тенденции и сходятся с результатами проведенных исследований по другим регионам. Центры здоровья чаще посещают женщины [8—12], средний возраст респондентов составляет 50 лет, для большинства характерно наличие высшего и среднего образования [6, 8, 10, 12]. Как было правильно отмечено рядом авторов, в связи с отдаленностью районных центров посещение для жителей села является проблематичным, поэтому подавляющее большинство посетителей центра здоровья являлись городскими жителями [12].

Существенно отличаются данные настоящего исследования в оценке состояния здоровья, сделанной респондентами. Оценили свое здоровье как хорошее в настоящем исследовании 26,8% опрошенных, а среди когорты Томской области — 47,0%; как удовлетворительное — 52,3 и 46,0% соответственно [10]. В Новосибирской области указали на отличное здоровье в 2 раза больше респондентов, чем в настоящем исследовании [11]. В настоящем исследовании и в работе М.В. Авдеевой и соавт. [9] оказалось сопоставимое число респондентов, отрицающих наличие хронической патологии (37,8 и 41,5% соответственно), однако в исследовании Г.Н. Шеметовой и соавт. [2] таких респондентов оказалось в 2 раза (20,0%) меньше.

В настоящем исследовании было выявлено в 3 раза больше лиц, которые обратились в центры здоровья, совсем не зная о его истинной направленности деятельности, чем в опросе М.В. Авдеевой и соавт. [9]. Одним из источников получения информации о направленности центра, по данным других авторов, явились знакомые люди [13], причем в настоящем исследовании доля таких респондентов практически была в 2 раза выше, чем при аналогичной работе [9]. Респонденты настоящего исследования посещали центр здоровья в 1/3 случаев 2 раза в год и чаще, в отличие от томских и саратовских респондентов (13,0 и 12,0% соответственно) [2, 10]. Большинство респондентов обращаются в центры здоровья с целью комплексного обследования и установления диагноза или получения информации о факторах риска развития заболевания и медицинских рекомендаций о способах их устранения [9].

По данным настоящего исследования и публикаций ряда авторов, определяющее большинство респондентов остаются удовлетворены посещением центров здоровья, однако есть и лица, которые в целом удовлетворены, но ожидали более высокого уровня обследования. Подавляющее большинство посетителей согласились выполнять рекомендации, данные специалистом, и лишь 5% отказались [2, 9, 10, 13].

Заключение

С целью предотвращения риска развития НИЗ и устранения факторов, ведущих к ним, целесообразно продолжать активную пропаганду по ведению ЗОЖ и продлению периода активного долголетия. Данные настоящего исследования показывают, что посещают центры здоровья в основном лица, у которых достаточно полноценно сформирована личная ответственность за свое здоровье. Большинство посетителей отметили отсутствие вредных привычек. Также была выявлена положительная медицинская активность, которая проявлялась в своевременном посещении лечебных учреждений и выполнении назначений врача.

Для формирования мотивированного поведения в отношении своего здоровья нуждается другая часть населения, которая недостаточно активна в этом плане. Поскольку деятельность центров здоровья направлена, в конечном счете, на улучшение регионального здоровья, следовательно, назревает необходимость привлечения в центры здоровья этой категории лиц. Остается нерешенной проблема популяризации центров здоровья, которые призваны как к формированию у граждан основ ведения ЗОЖ, так и к выявлению факторов риска НИЗ. С этой целью необходимо усилить в СМИ, а именно в программах теле- и радиовещания, поток информации о деятельности этих учреждений: об их территориальном расположении, времени работы, бесплатности, доступности и комплексности обследования. Эту информацию можно было бы также представлять в поликлиниках по месту жительства в виде наглядных материалов и небольших роликов, состоящих из интервью с лицами, положительно отзывающимися о посещении центра здоровья.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.