Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Дроздова Л.Ю.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Иванова Е.С.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Егоров В.А.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Раковская Ю.С.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Калинина А.М.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Анализ ресурсов структур медицинской профилактики

Авторы:

Дроздова Л.Ю., Иванова Е.С., Егоров В.А., Раковская Ю.С., Калинина А.М.

Подробнее об авторах

Журнал: Профилактическая медицина. 2023;26(11): 22‑28

Просмотров: 422

Загрузок: 29


Как цитировать:

Дроздова Л.Ю., Иванова Е.С., Егоров В.А., Раковская Ю.С., Калинина А.М. Анализ ресурсов структур медицинской профилактики. Профилактическая медицина. 2023;26(11):22‑28.
Drozdova LYu, Ivanova ES, Egorov VA, Rakovskaya YuS, Kalinina AM. Analysis of resources of the medical prevention structures. Russian Journal of Preventive Medicine. 2023;26(11):22‑28. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed20232611122

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ги­пер­то­ни­чес­кая бо­лезнь в по­пу­ля­ции и про­фи­лак­ти­ка в ам­бу­ла­тор­ных ус­ло­ви­ях: проб­ле­мы и пу­ти ре­ше­ния. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(3):23-29
Со­вер­шенство­ва­ние про­цес­са дис­пан­се­ри­за­ции на ос­но­ве бе­реж­ли­вых тех­но­ло­гий в ус­ло­ви­ях го­род­ской по­лик­ли­ни­ки. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(3):30-38
Мо­дель по­се­ти­те­лей цен­тра здо­ровья от­но­си­тель­но при­вер­жен­нос­ти здо­ро­во­му об­ра­зу жиз­ни и уров­ню лич­ной от­ветствен­нос­ти за здо­ровье. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(3):59-63
Ас­со­ци­ация кли­ни­чес­ких осо­бен­нос­тей и ме­та­бо­ли­чес­ких на­ру­ше­ний с по­ве­ден­чес­ки­ми и пси­хо­ло­ги­чес­ки­ми фак­то­ра­ми у жи­те­лей Твер­ско­го ре­ги­она. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(5):41-48
Мар­ке­тинг про­дук­тов пи­та­ния и на­пит­ков на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и за ру­бе­жом. (За­ко­но­да­тель­ные ас­пек­ты). Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(5):116-120
Про­фи­лак­ти­ка тром­бо­ти­чес­ких ос­лож­не­ний у де­тей в кри­ти­чес­ком сос­то­янии. Анес­те­зи­оло­гия и ре­ани­ма­то­ло­гия. 2023;(2):84-92
Фи­зи­чес­кая ак­тив­ность при сар­ко­пе­нии: ре­аби­ли­та­ци­он­ные под­хо­ды в про­фи­лак­ти­ке и ле­че­нии воз­рас­тной па­то­ло­гии мы­шеч­ной тка­ни. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2023;(2):52-60
Пан­кре­ато­ду­оде­наль­ная ре­зек­ция — ре­зуль­та­ты и пер­спек­ти­вы (двух­цен­тро­вое ис­сле­до­ва­ние). Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2023;(5):13-21
Осо­бен­нос­ти ран­ней ди­аг­нос­ти­ки па­то­ло­гии вер­хне­го от­де­ла рес­пи­ра­тор­но­го трак­та на фо­не пы­ле­вой наг­руз­ки. Рос­сий­ская ри­но­ло­гия. 2023;(2):144-150
Руб­цо­вый сте­ноз тра­хеи. Воз­мож­на ли его про­фи­лак­ти­ка? Опыт од­но­го ре­ги­она. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2023;(6):42-47

Введение

Реализация задач по повышению охвата граждан профилактическими медицинскими осмотрами и диспансеризацией закреплена в Национальном проекте «Здравоохранение», к 2024 г. данный показатель должен составить 70% [1].

Приказом Минздрава Российской Федерации от 29 октября 2020 г. №1177н утвержден Порядок организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях (МО) (далее — Порядок), в котором одним из основных направлений обозначено осуществление мероприятий по раннему выявлению и коррекции факторов риска неинфекционных заболеваний [2, 3]. Работа на индивидуальном уровне преимущественно должна выполняться персоналом отделений/кабинетов медицинской профилактики (ОМП/КМП) и центров здоровья (ЦЗ).

Приложением №1 к Порядку установлены правила организации деятельности ОМП/КМП для взрослых, которые являются структурными подразделениями МО, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. В МО с численностью прикрепленного взрослого населения 20 тыс. человек и более рекомендуется создание ОМП для взрослых, а с численностью прикрепленного взрослого населения менее 20 тыс. человек — КМП для взрослых. В рекомендуемых штатных нормативах ОМП/КМП для взрослых (Приложение №2 к Порядку) предусмотрены врач по медицинской профилактике — 1 на 20 тыс. взрослого населения, врач-психотерапевт или медицинский психолог — 1 на отделение/кабинет, а также фельдшер (медицинская сестра) — 1 на 20 тыс. взрослого населения.

Основными функциями ОМП/КМП для взрослых согласно Порядку являются:

— организация и участие в проведении диспансеризации и профилактических медицинских осмотров взрослого населения;

— выполнение отдельных медицинских исследований при проведении диспансеризации и профилактических медицинских осмотров;

— определение (диагностика) факторов риска развития неинфекционных заболеваний, включая риск пагубного потребления алкоголя и риск потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, выявление нарушений основных условий ведения здорового образа жизни;

— проведение мероприятий по коррекции факторов риска развития неинфекционных заболеваний, в том числе в форме индивидуального углубленного профилактического консультирования или группового профилактического консультирования.

Правила организации деятельности ЦЗ (Приложение №4 Порядка) в изложении основных функций предписывают участие в оказании взрослому населению первичной медико-санитарной помощи; участие в проведении диспансеризации и профилактических медицинских осмотров. В ЦЗ Приложением №5 к Порядку среди прочих должностей предусмотрены врач по медицинской профилактике — 1 на 40 тыс. взрослого населения и медицинская сестра — 1 на 1 должность указанного врача.

В Порядке проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения (ДОГВН), утвержденном Приказом Минздрава России от 27 апреля 2021 г. №404н (далее — Приказ №404н) детализированы основные задачи ОМП/КМП и ЦЗ при организации и проведении профилактического медицинского осмотра и диспансеризации, в числе которых [4]:

— составление плана проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации в текущем календарном году (ежемесячного, ежедекадного);

— выполнение приемов (осмотров), медицинских исследований и иных медицинских вмешательств, входящих в объем профилактического медицинского осмотра и диспансеризации: анкетирования; расчета на основании антропометрии (измерение роста, массы тела, окружности талии), индекса массы тела; измерения уровня артериального давления на периферических артериях; определения уровня общего холестерина в крови; определения уровня глюкозы в крови натощак; измерения внутриглазного давления;

— определение факторов риска, повышающих вероятность развития хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ);

— определение относительного сердечно-сосудистого риска у граждан в возрасте от 18 до 39 лет включительно и абсолютного сердечно-сосудистого риска у граждан в возрасте от 40 до 64 лет включительно;

— проведение краткого индивидуального профилактического консультирования в рамках профилактического медицинского осмотра и первого этапа диспансеризации;

— проведение индивидуального или группового углубленного профилактического консультирования в рамках второго этапа диспансеризации для следующих категорий граждан:

а) с выявленной ишемической болезнью сердца, цереброваскулярными заболеваниями, хронической ишемией нижних конечностей атеросклеротического генеза или болезнями, характеризующимися повышенным уровнем кровяного давления (болезни системы кровообращения — I00—I99);

б) с выявленным по результатам анкетирования риском пагубного потребления алкоголя и (или) потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача (Z72.1, Z72.2);

в) для всех граждан в возрасте 65 лет и старше в целях коррекции выявленных факторов риска и (или) профилактики старческой астении (65+);

г) при выявлении высокого относительного, высокого и очень высокого абсолютного сердечно-сосудистого риска, и (или) ожирения, и (или) гиперхолестеринемии с уровнем общего холестерина 8 ммоль/л и более, а также установленного по результатам анкетирования курения более 20 сигарет в день, риска пагубного потребления алкоголя и (или) риска немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ (вторая группа здоровья);

— прием (осмотр) по результатам профилактического медицинского осмотра, в том числе осмотр на выявление визуальных и иных локализаций онкологических заболеваний, включающий осмотр кожных покровов, слизистых оболочек губ и ротовой полости, пальпацию щитовидной железы, лимфатических узлов врачом по медицинской профилактике ОМП/КМП или ЦЗ лиц первой и второй групп здоровья.

Граждане 2-й группы здоровья с высоким или очень высоким абсолютным сердечно-сосудистым риском подлежат диспансерному наблюдению врачом (фельдшером) ОМП/КМП или ЦЗ, за исключением пациентов с уровнем общего холестерина 8 ммоль/л и более, которые подлежат диспансерному наблюдению врачом-терапевтом.

Одним из основных целевых показателей Национального проекта «Здравоохранение» и Федерального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» является число граждан, прошедших профилактические осмотры, которое к 2024 г. составит 70% всех граждан, из них 76,2 млн взрослого населения. По данным формы отраслевой статистической отчетности №131/о, в 2022 г. профилактические медицинские осмотры и ДОГВН (Приказ №404н) прошли 33 179 374 человека (профилактические медицинские осмотры — 7 857 433, ДОГВН — 25 321 941), что в 1,8 раза превышает показатель 2021 г. — 18 822 947 человек (4 473 393 и 14 349 554 человек соответственно). В 2023 г. плановое значение должно достигнуть 54 251 952 человек, прошедших профилактические медицинские осмотры и ДОГВН.

В соответствии с Порядком (Приказ №404н) при выявлении у гражданина по результатам профилактического медицинского осмотра высокого относительного, высокого и очень высокого абсолютного сердечно-сосудистого риска, и (или) ожирения, и (или) гиперхолестеринемии с уровнем общего холестерина 8 ммоль/л и более, а также при установлении по результатам анкетирования курения более 20 сигарет в день, риска пагубного потребления алкоголя и (или) риска потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача гражданин должен быть направлен на углубленное профилактическое консультирование вне рамок профилактического медицинского осмотра [5].

Число граждан таргетных групп, которые должны получить углубленное профилактическое консультирование, в 2022 г. в соответствии с данными формы отраслевой статистической отчетности №131/о, составляло:

а) граждане, у которых выявлены болезни системы кровообращения I00—I99, — 12 669 350;

б) граждане, у которых выявлен риск пагубного потребления алкоголя Z72.1, — 267 235, риск потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача Z72.2 — 13 069;

в) лица в возрасте 65+ — 8 007 871;

г) граждане, которым присвоена по результатам профилактического медицинского осмотра и ДОГВН 2-я группа здоровья, — 5 697 411.

Общее число граждан, подлежащих получению углубленного профилактического консультирования, определить невозможно ввиду особенностей отраслевой статистической формы №131/о, поскольку в ней не предусмотрен учет наличия у пациента нескольких факторов риска ХНИЗ, в том числе в сочетании с заболеваниями, при которых показано углубленное профилактическое консультирование.

Для обеспечения качественного охвата граждан профилактическими мерами, предусматриваемыми деятельностью ОМП/КМП и ЦЗ, требуется полное оснащение данных структур как врачебными кадрами, так и средним медицинским персоналом, а также наличие высокого уровня подготовки медиков в вопросах профилактики ХНИЗ и формирования здорового образа жизни [6].

Цель исследования — оценить ресурсы структур медицинской профилактики, в том числе кабинетов и отделений медицинской профилактики, центров здоровья, и выработать предложения по изменению нормативного регулирования деятельности данных структур.

Материал и методы

С целью анализа использовались данные из формы, полученной от главных внештатных специалистов субъектов Российской Федерации. Запрос информации осуществлен по состоянию на 1 января 2023 г. в рамках оперативного мониторинга.

Форма представляла документ excel и включала информацию от каждой организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь в регионе, в части наличия или отсутствия в ней структуры медицинской профилактики (КМП, ОМП, ЦЗ), а также информацию об их кадровой характеристике и особенностях участия в основных процессах первичного звена.

Форма включала следующие разделы:

1. Общие сведения: дата актуальности предоставляемой информации, наименование субъекта Российской Федерации, полное наименование МО, численность прикрепленного взрослого населения;

2. Наличие в учреждении структур медицинской профилактики и их количество: КМП и ОМП, ЦЗ взрослых;

3. Кадровый состав структур медицинской профилактики в разрезе КМП, ОМП и ЦЗ взрослых. Раздел включает информацию о количестве штатных должностей врачей и среднего медицинского персонала, количестве из них занятых позиций, числе физических лиц. В каждой группе физических лиц (врачей и среднего медицинского персонала) определялось число лиц, прошедших обучение по вопросам профилактики ХНИЗ и здорового образа жизни за последние 5 лет;

4. Контактные данные заведующих структурами;

5. Проведение углубленного профилактического консультирования в рамках 2-го этапа ДОГВН:

— на какой территории проводится: ОМП/КМП, ЦЗ, центр общественного здоровья и медицинской профилактики, кабинет участкового врача (фельдшера) или иное (проводится врачами-специалистами по профилю риска ХНИЗ);

— кем проводится: врачом ОМП/КМП или ЦЗ, средним медицинским работником ОМП/КМП или ЦЗ, врачом-терапевтом участковым, фельдшером, медицинской сестрой участковой, другими специалистами;

— проводится ли оплата углубленного профилактического консультирования;

6. Информация относительно процесса углубленной диспансеризации: проводится только в рамках профилактических медицинских осмотров и ДОГВН (без предварительного прохождения профилактического медицинского осмотра и ДОГВН углубленная диспансеризация невозможна), проводится как самостоятельное мероприятие, независимо от факта прохождения профилактического медицинского осмотра или ДОГВН в текущем году; проводится на усмотрение врача;

7. Выявление основных проблем при проведении диспансерного наблюдения пациентов 2-й группы здоровья (с возможностью выбора нескольких вариантов ответа): отсутствие финансирования; отсутствие методической базы; отсутствие нормативно-правового регулирования ведения пациентов 2-й группы здоровья; отсутствие врача по медицинской профилактике.

В рамках исследования также использовались данные формы отраслевой статистической отчетности №131/о за 2021—2023 гг.

Результаты

Запрос отправлен в 85 регионов Российской Федерации, ответ получен от 78 субъектов. Обращает на себя внимание, что в 15 субъектах в ряде МО до сих пор в качестве структуры отсутствуют ОМП/КМП или ЦЗ (табл. 1). Наибольшее количество таковых отмечено в Курганской (26 МО), Мурманской (9 МО) и Калужской (5 МО) областях.

Таблица 1. Количество медицинских организаций, в которых в качестве структуры отсутствуют отделения/кабинеты медицинской профилактики или центр здоровья

Субъект Российской Федерации

Количество медицинских организаций

Курганская область

26

Мурманская область

9

Калужская область

5

Республика Саха (Якутия)

4

Амурская область

3

Республика Бурятия

3

Тверская область

3

Оренбургская область

2

Орловская область

2

Пензенская область

2

Архангельская область

1

Иркутская область

1

Тамбовская область

1

Удмуртская Республика

1

Ульяновская область

1

Факт отсутствия подразделений медицинской профилактики определяет нарушение маршрутизации пациентов при проведении профилактических медицинских осмотров и ДОГВН и, как следствие, увеличивает сроки прохождения профилактических мероприятий. Повышается нагрузка на врача-терапевта участкового и медицинскую сестру участковую, а также на подразделения поликлиники, в которых выполняются исследования, входящие в объем профилактического медицинского осмотра и 1-го этапа диспансеризации. При отсутствии структур медицинской профилактики не проводится углубленное профилактическое консультирование на 2-м этапе диспансеризации, что лишает возможности пациентов получить помощь в коррекции факторов риска развития ХНИЗ.

Важнейшим вопросом для полноценного существования структур медицинской профилактики и выполнения всего объема возложенных на них задач является кадровое обеспечение.

Укомплектованность КМП/ОМП врачами в целом по стране достигла 71,5%, при этом в 41 регионе значение показателя превышает 70%, и только в 3 регионах (Республика Тыва, Чукотский автономный округ, Приморский край) структуры полностью укомплектованы врачами.

Данный показатель для среднего медицинского персонала составил 85,1%, в 74 регионах — выше 70%, а в 44 из них — выше показателя по стране. При этом в 4 регионах страны (Ненецкий автономный округ, Республика Калмыкия, Рязанская область, Чукотский автономный округ) отмечается полная укомплектованность данными специалистами.

Показатель укомплектованности ЦЗ врачами аналогичен таковому для КМП/ОМП — 70,2%: в 38 регионах достигнуто значение выше 70%. Однако количество регионов с полной укомплектованностью врачами ЦЗ оказалось выше, чем для КМП/ОМП: 8 регионов достигли значения 100% (Еврейская автономная область, Республика Карелия, Камчатский край, Республика Мордовия, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Республика Адыгея, Калининградская область, Чукотский автономный округ).

Укомплектованность средним медицинским персоналом ЦЗ в целом по стране оказалась ниже, чем укомплектованность КМП/ОМП, и составила 80%. В 1,6 раз меньше регионов достигли значения укомплектованности выше 70% для ЦЗ, чем для КМП/ОМП — 45 регионов, из них 35 имели значения выше, чем по стране.

Однако полную укомплектованность ЦЗ специалистами имели 10 регионов по сравнению с 4 регионами по КМП/ОМП: Вологодская область, Республика Калмыкия, Орловская область, Республика Марий Эл, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Калининградская область, Чукотский автономный округ, Волгоградская область, Рязанская область.

Регионы, имеющие полную укомплектованность структур медицинской профилактики врачами и средним медицинским персоналом, представлены в табл. 2.

Таблица 2. Регионы, имеющие полную укомплектованность структур медицинской профилактики врачами и средним медицинским персоналом

Субъект Российской Федерации

Кабинет/отделение медицинской профилактики

Центр здоровья

врачи

средний медицинский персонал

врачи

средний медицинский персонал

Республика Тыва

+

Чукотский автономный округ

+

+

+

+

Приморский край

+

Ненецкий автономный округ

+

Республика Калмыкия

+

+

Рязанская область

+

+

Еврейская автономная область

+

Республика Карелия

+

Камчатский край

+

Республика Мордовия

+

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

+

+

Республика Адыгея

+

Калининградская область

+

+

Вологодская область

+

Республика Марий Эл

+

Ямало-Ненецкий автономный округ

+

Волгоградская область

+

Орловская область

+

Всего

3 региона

4 региона

8 регионов

10 регионов

Качество выполнения задач КМП/ОМП зависит не только от степени укомплектованности, но и от числа специалистов (физических лиц), работающих на предлагаемую ставку, что характеризуется показателем коэффициента совместительства.

В целом по стране показатель коэффициента совместительства достиг значения 1,1 по всем 4 группам персонала: врачи в КМП/ОМП и ЦЗ; средний медицинский персонал в аналогичных структурах.

Для врачей КМП и ОМП показатель 1,2 и более отмечен в 33 регионах, для этой же категории специалистов ЦЗ — только в 27 регионах. Коэффициент совместительства среднего медицинского персонала со значением 1,2 и выше как в КМП и ОМП, так и в ЦЗ определен в 22 регионах. При этом в 16 регионах отмечен высокий показатель коэффициента совместительства не только среди врачей КМП/ОМП, но и среди среднего медицинского персонала. В 5 регионах выявлены высокие значения данного показателя в ЦЗ по обоим профилям специалистов.

Обращает на себя внимание, что в 4 регионах (Республика Башкортостан, Ульяновская область, Новгородская область, Тульская область) уровень укомплектованности составляет 1,2 и выше по обоим профилям специалистов обоих типов структурных подразделений.

Регионы с наибольшими значениями (1,5 и более) коэффициента совместительства по рассматриваемым должностям представлены в табл. 3.

Таблица 3. Субъекты Российской Федерации, имеющие наиболее высокие значения коэффициента совместительства для врачей и среднего медицинского персонала в кабинетах/отделениях медицинской профилактики и центрах здоровья

Субъект Российской Федерации

Кабинет/отделение медицинской профилактики

Центр здоровья

врачи

средний медицинский персонал

врачи

средний медицинский персонал

Севастополь

1,5

Смоленская область

1,5

Брянская область

1,8

Костромская область

5,4

1,7

Калужская область

1,6

Мурманская область

1,8

Тульская область

1,6

2,0

1,5

Ульяновская область

1,8

2,2

1,8

Республика Марий Эл

1,5

Белгородская область

2,0

Томская область

1,7

Рязанская область

1,7

Забайкальский край

1,5

Новгородская область

2,8

Курганская область

4,0

1,5

Республика Тыва

3,0

1,5

Республика Адыгея

2,3

2,2

Республика Калмыкия

1,6

Сахалинская область

2,5

Грамотность врачей и средних медицинских работников ОМП/КМП и ЦЗ в вопросах профилактики ХНИЗ, коррекции факторов риска и основ здорового образа жизни предопределяет в том числе охват граждан, вовлеченных в процесс постоянного контроля своего здоровья.

По результатам проведенного опроса, не прошли обучение по профилактике ХНИЗ и формированию здорового образа жизни за прошедшие 5 лет более 70% врачей ОМП/КМП в 31 регионе (40% опрошенных), в том числе в 10 субъектах Российской Федерации (12,8% опрошенных) (Брянская область, Еврейская автономная область, Магаданская область, Ненецкий автономный округ, Новгородская, Оренбургская, Псковская области, Республика Адыгея, Севастополь и Чукотский автономный округ), где не обучены все 100% врачей ОМП/КМП. Лишь в 3 регионах России (3,8% от представивших информацию) (Белгородская область, Самарская область и Ханты-Мансийский автономный округ — Югра) все врачи ОМП/КМП прошли курс обучения по указанным вопросам. Еще в 9 субъектах (Воронежская, Иркутская, Калужская, Кировская, Липецкая, Сахалинская области, Республика Хакасия, Чеченская Республика и Санкт-Петербург) отмечено, что обучены более 70% врачей.

Доля 70% и более среднего медицинского персонала, не прошедшего обучение по профилактике ХНИЗ и формированию здорового образа жизни, отмечена в большинстве участвовавших в исследовании субъектов — в 53 регионах страны, что составляет 68% ответивших на опрос. При этом в 12 субъектах не обучен ни один средний медицинский работник ОМП/КМП (Брянская, Калининградская, Магаданская, Новгородская, Оренбургская, Псковская, Тверская, Тульская, Ярославская области, Еврейская автономная область, Республика Адыгея, Чукотский автономный округ). Лишь в 2 (2,6% опрошенных) субъектах (Самарская область, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра) обучены все средние медицинские работники ОМП/КМП, в 3 субъектах (Пензенская, Рязанская области и Республика Дагестан) обучены более 70% данной категории медиков.

Следует отметить, что по данным формы федерального статистического наблюдения №30, общее число врачей, работающих на должности «врач по медицинской профилактике», в 2022 г. в России составило 1167, при этом общее число врачей, осуществляющих свою деятельность в рамках ОМП/КМП, по данным анализа, — 2772.

Ситуация с обучением медицинских работников ЦЗ не отличается в лучшую сторону. В 32 субъектах Российской Федерации (41% опрошенных) более 70% врачей ЦЗ не проходили обучение в последние 5 лет, из которых в 22 (28,2%) регионах не обучен ни один врач. В противовес этому в 12 (15,4% опрошенных) субъектах обучены все врачи, работающие в ЦЗ региона.

Доля среднего медицинского персонала ЦЗ, не прошедшего обучение вопросам профилактики ХНИЗ и формирования здорового образа жизни, составляет более 70% в 50 (64% опрошенных) субъектах страны, из которых в 29 (37,2%) регионах не обучены 100% медиков ЦЗ. В 10 (12,8%) регионах обучены все средние медицинские работники ЦЗ.

Проведенный опрос показал, что углубленное профилактическое консультирование на 2-м этапе диспансеризации проводится далеко не везде. Так, в 5 субъектах Российской Федерации (Еврейская автономная область, Мурманская, Тверская области, Республики Татарстан и Тыва) консультирование по коррекции факторов риска не проводится в ОМП/КМП подавляющего большинства МО, еще в 5 регионах консультирование проводится лишь в 50% МО (Амурская, Калужская, Магаданская, Оренбургская и Ульяновская области).

Наблюдается низкая вовлеченность ЦЗ в процесс профилактических медицинских осмотров и ДОГВН, в том числе в части углубленного профилактического консультирования на 2-м этапе диспансеризации, в 26 (33,3% опрошенных) регионах оно не проводится в ЦЗ, несмотря на задачи, обозначенные приказом Минздрава России №404н [4].

В рамках формы проведен сбор информации относительно наличия оплаты за проведение углубленного профилактического консультирования. Факт наличия оплаты является одной из мотивационных составляющих для специалистов. По результатам анализа, в 24 субъектах, что составляет 28% регионов страны, данное мероприятие, в том числе входящее в объем 2-го этапа диспансеризации для таргетных групп, не проводится.

Заключение

Отмечены удовлетворительные показатели наличия структур медицинской профилактики в первичном звене здравоохранения, а также достаточная укомплектованность врачебными кадрами и средним медицинским персоналом, однако обращает на себя внимание недостаточная вовлеченность врачей и медицинских сестер в обучение вопросам профилактики ХНИЗ, коррекции факторов риска и основ здорового образа жизни. Несмотря на наличие в структурах медицинской профилактики должности «врач по медицинской профилактике», представляется необходимым введение новой специальности «врач по медицинской профилактике» с целью повышения профессиональных компетенций врачебных кадров и улучшения качества оказания профилактической помощи населению, в том числе проведения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации. С учетом хорошей укомплектованности ЦЗ и их участия в процессе диспансеризации необходимо более широкое вовлечение медицинских кадров в реализацию задач по коррекции факторов риска ХНИЗ и расширение их компетенций и трудовых функций.

Недостаточные показатели охвата граждан углубленным профилактическим консультированием по основным вопросам коррекции факторов риска связаны как с недостаточной подготовкой медицинских кадров, так и с отсутствием выделенного тарифа на оказание данной услуги в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи [7, 8]. Несмотря на включение данной услуги в номенклатуру медицинских услуг, необходимо введение отдельного тарифа на осуществление углубленного профилактического консультирования (в том числе на 2-м этапе диспансеризации) в программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.