Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Дроздова Л.Ю.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Иванова Е.С.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Егоров В.А.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Раковская Ю.С.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Оценка эффективности выявления злокачественных новообразований в рамках диспансеризации в период эпидемии COVID-19

Авторы:

Дроздова Л.Ю., Иванова Е.С., Егоров В.А., Раковская Ю.С.

Подробнее об авторах

Журнал: Профилактическая медицина. 2022;25(12): 32‑36

Просмотров: 1555

Загрузок: 83


Как цитировать:

Дроздова Л.Ю., Иванова Е.С., Егоров В.А., Раковская Ю.С. Оценка эффективности выявления злокачественных новообразований в рамках диспансеризации в период эпидемии COVID-19. Профилактическая медицина. 2022;25(12):32‑36.
Drozdova LYu, Ivanova ES, Egorov VA, Rakovskaya YuS. Assessing the effectiveness of screening for malignant neoplasms during the COVID-19 epidemic. Russian Journal of Preventive Medicine. 2022;25(12):32‑36. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed20222512132

Рекомендуем статьи по данной теме:
Со­вер­шенство­ва­ние про­цес­са дис­пан­се­ри­за­ции на ос­но­ве бе­реж­ли­вых тех­но­ло­гий в ус­ло­ви­ях го­род­ской по­лик­ли­ни­ки. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(3):30-38
Ва­ли­да­ция рус­ско­языч­ной вер­сии Гос­пи­таль­ной шка­лы тре­во­ги и деп­рес­сии в об­щей по­пу­ля­ции. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(4):7-14
Ре­зуль­та­ты со­ци­оло­ги­чес­ко­го оп­ро­са на­се­ле­ния в рам­ках Все­рос­сий­ско­го дик­тан­та здо­ровья. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(6):30-38
При­ме­не­ние ком­пью­тер­но­го зре­ния для про­фи­лак­ти­чес­ких ис­сле­до­ва­ний на при­ме­ре мам­мог­ра­фии. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(6):117-123
Ак­ту­аль­ные воп­ро­сы про­ве­де­ния дис­пан­се­ри­за­ции взрос­ло­го на­се­ле­ния. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(7):110-114
Пер­спек­ти­вы ай­тре­кин­га в уп­рав­ле­нии по­то­ка­ми па­ци­ен­тов в ме­ди­цин­ских ор­га­ни­за­ци­ях. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(9):18-24
Ана­лиз фак­то­ров ре­зуль­та­тив­нос­ти он­ко­ло­ги­чес­кой по­мо­щи на уров­не субъек­та Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции с при­ме­не­ни­ем мно­жес­твен­ной ли­ней­ной рег­рес­сии. Ме­ди­цин­ские тех­но­ло­гии. Оцен­ка и вы­бор. 2023;(1):9-26
Со­вер­шенство­ва­ние сто­ма­то­ло­ги­чес­кой дис­пан­се­ри­за­ции па­ци­ен­тов стар­ших воз­рас­тных групп. Сто­ма­то­ло­гия. 2023;(3):55-60
Ха­рак­те­рис­ти­ка фа­го­ци­тар­но­го зве­на им­мун­ной сис­те­мы на ран­них ста­ди­ях ра­ка же­луд­ка. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2023;(4):30-34
Ана­лиз струк­ту­ры смер­тнос­ти от зло­ка­чес­твен­ных но­во­об­ра­зо­ва­ний в Мос­кве в 2019, 2020, 2021 гг.. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2023;(4):35-41

Введение

В 2019 г. в России стартовал национальный проект «Здравоохранение», в структуру которого входит федеральных проект «Борьба с онкологическими заболеваниями». Одним из ключевых направлений проекта является организация комплекса мероприятий, направленных на профилактику и предупреждение развития онкологических заболеваний, проведение медицинских осмотров и скринингов, повышение онконастороженности врачей и пациентов и др. Данный комплекс мероприятий преимущественно реализуется в системе первичного звена здравоохранения, в рамках проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения [1].

Своевременное и максимально полное выявление злокачественных новообразований (ЗНО) в рамках массовых скринингов во многом зависит от онкологической настороженности врачей первичного звена здравоохранения, строгого соблюдения технологий проведения скрининговых исследований, четкой маршрутизации пациентов при выявлении отклонений в исследованиях или при подозрении на онкологическое заболевание как в рамках самих профилактических мероприятий, так и при направлении на этапы специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи в соответствии со сроками Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В настоящее время проведение скрининговых и других исследований с целью раннего выявления онкологических заболеваний в трех возрастных группах (18—39 лет, 40—64 года, 65 лет и старше) организовано в соответствии с Порядком проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.04.21 №404н [2].

Следует отметить, что скрининг на выявление ЗНО, проводимый в соответствии с названным порядком, имеет наибольшую доказательную базу, в частности, согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, скрининг на рак шейки матки, колоректальный рак и рак молочной железы также внедрен в практику здравоохранения большинства стран с развитой системой первичного звена здравоохранения [3, 4]. В данной статье рассматриваются вопросы качества организации и проведения скрининговых мероприятий на основании анализа их выполнения на территориях Чувашской Республики, Московской и Сахалинской областей в части первичного выявления ЗНО, в том числе рака шейки матки, колоректального рака и рака молочной железы, за период с 2019 г. по первое полугодие 2022 г. по факту регистрации перечисленных нозологий в формах отраслевой статистической отчетности №131/о и №12, а также на основании анализа нормативных документов, регламентирующих маршрутизацию пациентов.

Цель исследования — оценить результативность проведения скрининговых мероприятий в части первичного выявления ЗНО, в том числе рака шейки матки, колоректального рака и рака молочной железы, в Чувашской Республике, Московской и Сахалинской областях.

Материал и методы

С целью анализа использованы данные, полученные из формы статистической отчетности №12 «Сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у пациентов, проживающих в районе обслуживания медицинской организации», формы отраслевой статической отчетности №131/о за 2019, 2020, 2021 гг. и первое полугодие 2022 г. в Чувашской Республике, Московской и Сахалинской областях.

В части проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации выполнен анализ формы отраслевой статической отчетности №131/о за 2019, 2020, 2021 гг. и первое полугодие 2022 г. на территории трех регионов и анализ полученных значений с усредненными данными по Российской Федерации. Проанализированы региональные нормативные правовые акты, регламентирующие маршрутизацию пациентов в рамках профилактических мероприятий.

Результаты

Приостановка профилактических мероприятий

Пандемия COVID-19 внесла значительные изменения в процессы оказания медицинской помощи населению, в том числе в части выявления злокачественных новообразований. С марта 2020 г. в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.20 №710-Р «О приостановлении проведения Всероссийской диспансеризации взрослого населения Российской Федерации» приостановлено проведение профилактических медицинских осмотров (ПМО) и диспансеризации определенных групп взрослого населения (ДОГВН) [5].

С июня 2020 г. на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 10.07.20 №1788-Р по усмотрению руководителей высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации стало возможным возобновление профилактических мероприятий с учетом действующей эпидемической ситуации [6].

Во всех субъектах Российской Федерации скрининговые мероприятия приостановлены на срок не менее 4 мес, в ряде субъектов этот срок значительно продлен, а максимальный срок приостановки проведения ПМО и ДОГВН составил 1 год 3 мес. В 2022 г. средний период приостановки профилактических мероприятий составил 1,5 мес, ограничительные меры преимущественно реализованы в феврале — марте 2022 г. и охватили не менее 62 субъектов Российской Федерации.

За период 2020—2022 гг. наблюдается снижение охвата профилактическими мероприятиями и первичной выявляемости ЗНО по сравнению с показателями 2019 г., в том числе в рамках ПМО и ДОГВН.

В 2020 г. в Российской Федерации зарегистрировано 556 036 случаев впервые в жизни выявленных ЗНО; по сравнению с 2019 г. их число снизилось на 14,2% [7]. При этом в 2020 г., по данным формы отраслевой статический отчетности №131/о, в рамках профилактических мероприятий зарегистрировано 15 096 случаев впервые выявленных ЗНО, что в 2,5 раза (на 60%) меньше, чем в 2019 г. (37 322 случая). Таким образом, приостановка проведения профилактических и скрининговых мероприятий в рамках первичного звена здравоохранения в связи с пандемией COVID-19 оказала существенное негативное влияние на выявление ЗНО.

Результаты выявления злокачественных новообразований по данным формы статистической отчетности №12 «Сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у пациентов, проживающих в районе обслуживания медицинской организации»

По данным статистической формы №12 за 2019 г., доля впервые выявленных ЗНО на территории Сахалинской области составила 17,0% от общего числа выявленных ЗНО, из которых 8,3% выявлены в рамках ПМО и ДОГВН.

Анализируемые показатели в 2020 г. снизились до 14,6% и 5,4% соответственно и не показали выраженной динамики в 2021 г. (15,6% и 5,1% соответственно). Следует отметить, что в 2020 г. период приостановки профилактических мероприятий на территории Сахалинской области составил 6 мес, а в 2021 г. — 1 мес.

На территории Чувашской Республики в 2019 г. доля впервые выявленных ЗНО составила 11,7% от общего числа выявленных заболеваний данной группы. Доля ЗНО, выявленных впервые в рамках профилактических мероприятий, составила 25,9%. В 2020 г. первичное выявление ЗНО снизилось до 10,8%, а выявление в рамках ПМО и ДОГВН — на 29,7%, до 18,2%. В 2021 г. первичное выявление ЗНО осталось без существенной положительной динамики и составило 11,1%, однако в рамках ПМО и ДОГВН данный показатель продолжил снижаться (–15,9%) и составил 15,3% от общего числа впервые выявленных ЗНО. Необходимо отметить, что период приостановки профилактических мероприятий на территории республики в 2020 г. составил 4,5 мес, а в 2022 г. — 1,5 мес; в 2021 г. приостановки не было.

За период 2019—2021 гг. снижение доли впервые выявленных ЗНО на территории Московской области составило 9,7% (с 11,3% в 2019 г. до 10,2% в 2021 г.), при этом в 2020 г. данный показатель был наименьшим — 9,9%. В рамках ПМО и ДОГВН, выполненных в 2019 г., доля впервые выявленных ЗНО составляла 20,5%, в 2020 г. этот показатель значительно снизился — до 11,9%, а в 2021 г. сохранил отрицательный тренд и достиг значения 11,7%. Период приостановки профилактических мероприятий в Московской области в 2020 г. составил 4 мес, а в 2022 г. — 1 мес; в 2021 г. приостановки не было.

Регистрируемая в период 2010—2021 гг. динамика восстановления объемов первичной выявляемости ЗНО во всех трех субъектах характеризуется низкими темпами — 0,3—1%. Однако во всех исследуемых субъектах Российской Федерации сохраняется устойчивое снижение доли впервые выявленных ЗНО в рамках ПМО и ДОГВН от общего числа впервые выявленных заболеваний данной группы. Наибольшее снижение зарегистрировано в период 2019—2020 гг.

Динамика доли впервые выявленных ЗНО от общего числа выявленных заболеваний данной группы в трех субъектах Российской Федерации за период 2019—2021 гг. представлена на рис. 1. Динамика доли впервые выявленных ЗНО в рамках ПМО и ДОГВН от общего числа впервые выявленных заболеваний данной группы в трех субъектах Российской Федерации за период 2019—2021 гг. представлена на рис. 2.

Рис. 1. Динамика доли впервые выявленных злокачественных новообразований от общего числа выявленных заболеваний данной группы в трех субъектах Российской Федерации за период 2019—2021 гг.

Рис. 2. Динамика доли впервые выявленных злокачественных новообразований в рамках профилактических медицинских осмотров и диспансеризации определенных групп взрослого населения от общего числа впервые выявленных заболеваний данной группы в трех субъектах Российской Федерации за период 2019—2021 гг.

Проведение скрининговых мероприятий в рамках профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения

Наибольшее снижение доли впервые выявленных ЗНО в рамках ПМО и ДОГВН наблюдается по результатам 2020 г. по сравнению с 2019 г. на территории всех трех регионов: в Московской области снижение составило 41,9%, в Сахалинской области — 34,9%, в Чувашской Республике — 29,7%. По результатам 2021 г. по сравнению с 2020 г. отмечается наибольшее снижение доли впервые выявленных ЗНО в рамках профилактических мероприятий на территории Чувашской Республики — на 15,9%; на территории Московской и Сахалинской областей снижение составило 1,7% и 5,6% соответственно.

Отрицательная динамика первичного выявления ЗНО как в целом, так и в рамках ПМО и ДОГВН в 2020—2021 гг., очевидно, взаимосвязана с ограничительными мероприятиями, проводимыми в связи с пандемией COVID-19. Однако необходимо обратить внимание на продолжавшееся снижение первичного выявления ЗНО в рамках ПМО и ДОГВН в период сокращения сроков или отсутствия приостановки профилактических мероприятий в 2021 г. на территории трех субъектов Российской Федерации, что также может быть связано с дефектами организации и нормативно-правового регулирования процессов проведения профилактических мероприятий на уровне субъектов Российской Федерации.

Анализ региональных нормативных правовых актов, регламентирующих маршрутизацию пациентов в рамках профилактических мероприятий

Проведен анализ нормативно-правовых актов органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья трех субъектов Российской Федерации, регламентирующих маршрутизацию пациентов в рамках профилактических мероприятий и организацию оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях в медицинских организациях, участвующих в реализации Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Все изученные документы утверждены в период 2019—2021 гг., предполагают преемственность оказания медицинской помощи пациентам со ЗНО и подозрением на ЗНО на основании нормативно-правовых актов органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья субъектов Российской Федерации, разработанных с учетом требований Порядка, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.02.21 №116н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях», и содержат основные требования вышеупомянутого документа, в том числе положения о маршрутизации взрослого населения с онкологическими заболеваниями; перечни медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь взрослому населению при онкологических заболеваниях; схемы территориального закрепления медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь взрослому населению с онкологическими заболеваниями [8].

Ни один из проанализированных документов не содержит перечня, в том числе кодов по МКБ-10, предраковых состояний и заболеваний или состояний, подозрительных на онкологические процессы, что значительно затрудняет формализацию и регистрацию диагноза «подозрение на онкологическое заболевание» в действующих учетно-отчетных формах. Во всех обсуждаемых документах не содержится требований к правилам оформления заключений по результатам как двойного прочтения маммограмм, так и цитологического исследования мазка с шейки матки с описанием стадирования изменений по шкале BI-RADS и системе BETHESDA соответственно. Только в одном из проанализированных документов предпринята попытка неформально организовать учет ЗНО, выявляемых при скрининговых мероприятиях ПМО и ДОГВН, а также в рамках обращаемости по подозрению на онкологическое заболевание, посредством внесения в «Талон пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях» (учетная форма 025-1/у) соответствующей записи, не предусмотренной формой. Однако внесение неформальных отметок в учетную форму 025-1/у, а главное, регистрация таких записей не предусмотрены Порядком заполнения данной учетной формы 025-1/у, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.12.14 №834н, из-за чего не может быть обеспечено корректное перенесение информации о выявленном подозрении на онкологическое заболевание в формы статистического учета, в том числе в форму №131/о. В другом проанализированном документе приводится перечень отдельных клинических признаков, характеризующих подозрительные на онкологические состояния, что из-за определенных дефектов нормативного правового акта также не способствует организации полноты статистического учета.

Выводы и предложения

Отрицательная динамика первичного выявления злокачественных новообразований в 2020—2021 гг. взаимосвязана с проводимыми в связи с пандемией COVID-19 ограничительными мероприятиями, в результате которых значительно сократился охват населения профилактическими медицинскими осмотрами и диспансеризацией.

Вместе с тем дефекты организации и нормативно-правового регулирования процессов проведения профилактических мероприятий на уровне субъектов Российской Федерации, а также отсутствие организации статистического учета подозрений на онкологическое заболевание и формализованных критериев маршрутизации таких пациентов на этапы оказания медицинской помощи потенциально приводят к значительному снижению числа регистрируемых в рамках профилактических медицинских осмотров и диспансеризации определенных групп взрослого населения случаев выявляемых подозрений на злокачественные новообразования, увеличивают риск отклонений от сроков обследования, приведенных в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также формируют условия для искажения статистического учета случаев первичной заболеваемости злокачественными новообразованиями в пользу узких специалистов — онкологов.

В целях повышения качества статистического учета, полноты и качества маршрутизации пациентов с подозрением на онкологическое заболевание на этапы оказания медицинской помощи необходимо дополнить форму №025-1/у соответствующей графой, а также разработать формализованный перечень состояний, в том числе с указанием кодов МКБ-10, характеризующих подозрение на онкологическое заболевание.

Участие авторов: концепция и дизайн исследования — Л.Ю. Дроздова; сбор и обработка материала — Ю.С. Раковская; статистический анализ данных — Ю.С. Раковская; написание текста — Е.С. Иванова, В.А. Егоров, Ю.С. Раковская; редактирование — Л.Ю. Дроздова, В.А. Егоров.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.