Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Ступак В.С.

ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России

Зубко А.В.

ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России

Маношкина Е.М.

ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России

Кобякова О.С.

ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России

Деев И.А.

ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России

Енина Е.Н.

ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России

Здравоохранение России в период пандемии COVID-19: вызовы, системные проблемы и решение первоочередных задач

Авторы:

Ступак В.С., Зубко А.В., Маношкина Е.М., Кобякова О.С., Деев И.А., Енина Е.Н.

Подробнее об авторах

Журнал: Профилактическая медицина. 2022;25(11): 21‑27

Прочитано: 13268 раз


Как цитировать:

Ступак В.С., Зубко А.В., Маношкина Е.М., Кобякова О.С., Деев И.А., Енина Е.Н. Здравоохранение России в период пандемии COVID-19: вызовы, системные проблемы и решение первоочередных задач. Профилактическая медицина. 2022;25(11):21‑27.
Stupak VS, Zubko AV, Manoshkina EM, Kobyakova OS, Deev IA, Enina EN. Healthcare in Russia during the COVID-19 pandemic: challenges, systemic issues, and addressing priorities. Russian Journal of Preventive Medicine. 2022;25(11):21‑27. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed20222511121

Рекомендуем статьи по данной теме:
Циф­ро­ви­за­ция в ме­ди­ци­не и здра­во­ох­ра­не­нии Рос­сии. Вос­ста­но­ви­тель­ные би­отех­но­ло­гии, про­фи­лак­ти­чес­кая, циф­ро­вая и пре­дик­тив­ная ме­ди­ци­на. 2025;(2):5-9

Введение

Человечество в XXI веке оказалось перед вызовом трех смертельных инфекций, связанных с новыми коронавирусами: SARS, ближневосточным респираторным синдромом (MERS) и новой коронавирусной инфекцией SARS-CoV-2 (COVID-19). Все эти вирусы по своей природе являются высококонтагиозными и/или вызывают высокую смертность. COVID-19 представляет собой легко передающуюся вирусную инфекцию, вызванную новым коронавирусом (SARS-CoV-2), приводящим к тяжелому острому респираторному синдрому [1]. Болезнь впервые появилась в Ухане (КНР) в декабре 2019 г. и быстро распространилась по всему миру. По данным Всемирной организации здравоохранения, число зараженных новым коронавирусом в мире по состоянию на 1 июля 2022 г. составило более 557,9 млн человек, число умерших — более 6,36 млн человек [2].

Пандемия COVID-19 вызвала беспрецедентную нагрузку на системы здравоохранения во всем мире. Это сказалось не только на работе медицинских организаций, но и заставило привлечь ресурсы экономистов, ученых и политиков для решения финансовых трудностей, разработки вакцин, преодоления социального стресса [3, 4].

В условиях действия ограничительных мер в ответ на пандемию COVID-19 в 2020 г. в системе здравоохранения приостановлено оказание профилактической помощи населению, что явилось дополнительным вызовом, так как сокращение объемов профилактической работы приводит к накоплению негативных факторов от не выявленных вовремя болезней [5].

Цель работы — изучить особенности организации здравоохранения в России в период пандемии COVID-19, проблемы и первоочередные задачи на современном этапе.

Особенности динамики смертности населения России в периоды до и во время пандемии COVID-19

В Российской Федерации после 2003 г. начался длительный тренд снижения смертности, прервавшийся в 2020 г. из-за пандемии COVID-19. Как в 2003 г., так и в 2019 г. смертность мужчин вдвое превышала смертность женщин (в 2,1 раза в 2003 г. и в 1,9 раза в 2019 г.), причем с возрастом этот разрыв уменьшался [4, 5]. Если в целом в течение периода с 2003 по 2019 г. смертность снижалась, то по ряду классов заболеваний выявлен рост смертности у мужчин: от болезней нервной системы — в 3,7 раза, от эндокринных заболеваний — в 2,9 раза, от болезней костно-мышечной системы — в 2,5 раза, от болезней крови и кроветворных органов — на 10,0%; от болезней мочеполовой системы — на 32,5%, от психических расстройств и расстройств поведения — на 28,7%. Однако в течение всего периода основной вклад в мужскую смертность внесли болезни системы кровообращения (52,1% в 2003 г. и 44,4% в 2019 г.) [4—7].

Известно, что заболеванию COVID-19 наиболее подвержены старшие возрастные группы населения, а по полу — мужчины [5]. Пандемия новой коронавирусной инфекции обострила демографическую проблему в Российской Федерации. По сравнению с 2019 г. в 2020 г. умерли на 232,8 тыс. человек больше. Из них на случаи смерти от COVID-19 в качестве основной причины смерти или в качестве причины, отнесенной к прочим важным состояниям, приходится лишь 36,3%. Остальная избыточная смертность предположительно относится к косвенным потерям от пандемии, обусловленным связанным с ней психологическим стрессом и снижением доступности медицинской помощи.

Общая смертность населения Российской Федерации от основных классов причин смерти выросла с 2019 по 2020 г. на 19,2% (с 12,3 до 14,6 на 1000 населения), среди городского населения — на 20,6%, а среди сельского — на 15,4% (p<0,0001 во всех указанных случаях). Смертность от COVID-19 в 2020 г. составила 109,4 населения в городской местности и 67,5 на 100 тыс. населения в сельской[4].

Частота избыточной смерти у мужчин больше, чем у женщин при болезнях эндокринной и мочеполовой систем, болезнях системы кровообращения, психических расстройствах и болезнях органов пищеварения, т.е. при классах болезней, которые сопряжены с риском повышенной смертности от COVID-19. Частота смерти мужчин от COVID-19 вдвое превышает частоту смерти женщин. Среди городских жителей это соотношение относительно стабильно (в 1,8 раза — в возрасте 15—49 лет, в 2,0 раза — в возрасте 50—64 года и 65 лет и старше) [7].

В структуре причин смерти мужчин доля COVID-19 в первой половине 2021 г. увеличилась (p<0,0001) с 16,7 до 24,8%. Почти двукратное увеличение доли COVID-19 в структуре причин смерти свидетельствует не столько о повышении летальности, сколько об изменении подходов к кодированию причин смерти лиц, инфицированных вирусом SARS-COV-2. Об этом свидетельствуют изменения в структуре причин смерти за период 2019—2021 гг., когда в первой половине 2021 г. доля большинства классов причин смерти уменьшилась по сравнению с 2020 г.

Ответ системы здравоохранения России на пандемию COVID-19

Изменения нормативно-правовой базы оказания медицинской помощи

19 марта 2020 г. издан приказ №198н Минздрава России «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» [8], который стал основным нормативно-правовым актом, регламентирующим организацию процесса оказания медицинской помощи пациентам с COVID-19 или имеющим подозрение на него.

В соответствии с приказом создана сеть федеральных дистанционных консультативных центров анестезиологии-реаниматологии для различных групп пациентов по вопросам диагностики и лечения COVID-19 и определен порядок их взаимодействия в субъектах России, включая проведение консультаций с применением телемедицинских технологий. Организовано дистанционное обучение медицинских работников по особенностям клинического течения, диагностике и лечению COVID-19, обеспечена круглосуточная консультативная помощь в случае выявления лиц с подозрением на COVID-19, определена необходимость создания выездных мультидисциплинарных бригад в целях осуществления консультативно-диагностической помощи и организационно-методической поддержки субъектам России по оказанию медицинской помощи пациентам с COVID-19. Внедрен временный порядок оказания скорой медицинской помощи в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения COVID-19.

Руководителям органов исполнительной власти субъектов России в сфере охраны здоровья и руководителям медицинских организаций предписано обеспечить готовность медицинских организаций различных уровней к оперативному оказанию медицинской помощи пациентам с симптомами ОРВИ и осуществлению своевременных противоэпидемических мероприятий, способствующих профилактике распространения COVID-19. В последующем, по мере накопления опыта проведения противоэпидемиологических мероприятий и организации помощи пациентам с COVID-19, указанный выше приказ неоднократно подвергался дополнению и коррекции.

Развитие материально-технической базы

С целью оказания медицинской помощи в стационарных условиях пациентам с COVID-19 специально создавались временные госпитали для данного контингента пациентов, в том числе с привлечением ресурсных возможностей Минобороны России. Разработаны и утверждены схемы маршрутизации пациентов с ОРВИ и внебольничной пневмонией. Для таких медицинских организаций разработаны и внедрены временные штатные нормативы структурных подразделений, оказывающих медицинскую помощь взрослому населению с COVID-19. Кроме того, многие федеральные медицинские организации, оказывающие плановую специализированную, в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь, перепрофилированы под оказание медицинской помощи пациентам с COVID-19.

Особое значение с точки зрения организационных мероприятий играют меры материальной поддержки всех участников процесса оказания медицинской помощи. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. №1762 «О государственной социальной поддержке в 2020—2022 гг. медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации» [9] производятся ежемесячно в период с 1 ноября 2020 г. по 31 декабря 2022 г. специальные социальные выплаты за нормативную смену, определяемую как 1/5 продолжительности рабочего времени в неделю. Категории работников в организации определены также этим постановлением в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Создание информационных систем

С целью сбора оперативной информации о пациентах и предотвращения распространения COVID-19 на территории России Правительством Российской Федерации предприняты меры по обеспечению органов государственной власти в сфере охраны здоровья оперативными данными о развитии эпидемического процесса на основании актуальных сведений медицинских организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. №373 утверждены временные правила учета информации и ведение информационного ресурса учета информации в целях предотвращения распространения COVID-19 (далее — информационный ресурс COVID-19) с использованием единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения [4]. На протяжении 2020—2022 гг. с учетом новых задач, направленных на создание комплексной системы медицинских и противоэпидемических мер по предупреждению распространения и ликвидации пандемии, дополнительными нормативно-правовыми актами вносились изменения в функционал информационного ресурса COVID-19. На современном этапе он позволяет в ежедневном режиме проводить аналитические срезы по учету лиц с подтвержденным диагнозом COVID-19 и других респираторных заболеваний, данных о контактных лицах и находящихся на карантине; детальный анализ сведений о вакцинированных против COVID-19 и имеющих медицинские противопоказания к проведению профилактических прививок против COVID-19; обеспечивать учет медицинских работников, которым установлены выплаты стимулирующего характера за особые условия труда; прослеживать обеспеченность коечным фондом, лекарственными препаратами [10]. Ресурс стал инструментом для формирования управленческих решений на уровне региона и федерации.

Информационный ресурс COVID-19 включает в себя федеральный и региональные сегменты. Единая учетная система агрегирует актуальную информацию о заболевших и контактных лицах, сведения о вакцинированных против коронавирусной инфекции, мониторирует ресурсное обеспечение регионального здравоохранения. Внедрение регионального сегмента позволило проводить исследования эффективности организации оказания медицинской помощи пациентам с хронической патологией в условиях распространения COVID-19 [11, 12].

Созданная система функционально обеспечила возможность проведения оперативного анализа готовности медицинских организаций к оказанию медицинской помощи больным COVID-19 и пневмонией и осуществлять контроль мер, направленных на нераспространение COVID-19 на территории Российской Федерации [10].

Влияние пандемии COVID-19 на систему здравоохранения

Эпидемиологические особенности новой инфекции и значительная летальность мобилизовали системы здравоохранения многих стран на разработку вакцины против COVID-19. Российская Федерация — первая страна в мире, зарегистрировавшая вакцину против новой коронавирусной инфекции COVID-19. С декабря 2020 г. в нашей стране начата масштабная, а с января 2021 г. — массовая вакцинация взрослого населения. Приказ Минздрава России от 6 декабря 2021 г. №1122н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок, календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям и порядка проведения профилактических прививок» утвердил категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 [13]. По эпидемическим показаниям проводится иммунизация взрослого населения и детей в возрасте от 12 до 17 лет. Продолжающаяся нагрузка на систему здравоохранения, обусловленная пандемией, может привести к очень серьезным последствиям для экономики. Поэтому так важно быстро довести показатели массовой вакцинации в стране до 80% населения [14].

В настоящее время сложилась ситуация, при которой профессиональной информации о новой коронавирусной инфекции недостаточно и шаблонное применение общепринятых методов реабилитации после перенесенного заболевания может быть неэффективным. Медицинским сообществом проводится разработка методических рекомендаций по медицинской реабилитации пациентов с COVID-19 на различных этапах оказания специализированной медицинской помощи. Важным является своевременное начало мероприятий по медицинской реабилитации пациентов с коронавирусной пневмонией, которую рекомендуется начинать в условиях отделений интенсивной терапии при достижении стабилизации состояния пациента и продолжать после завершения лечения в стационаре в домашних условиях. Временные методические рекомендации «Медицинская реабилитация при новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» Минздрава России от 31.07.20 разработаны на материалах, опубликованных специалистами ВОЗ, анализе отчетов медицинских организаций и результатах клинических исследований на момент формирования [15]. На текущем этапе медицинская реабилитация при оказании специализированной медицинской помощи пациентам с COVID-19 регламентирована Временными методическими рекомендациями «Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (версия 15, от 22.02.22). В основе медицинской реабилитации сохранен принцип трех этапов: 1-й этап — отделения интенсивной терапии и инфекционные/терапевтические отделения, организованные для пациентов с COVID-19; 2-й этап — отделения медицинской реабилитации для пациентов с соматическими заболеваниями и состояниями; 3-й этап — отделения медицинской реабилитации дневного стационара, амбулаторные отделения медицинской реабилитации для пациентов с соматическими заболеваниями и состояниями и преемственности медицинской помощи при направлении пациента на реабилитацию [16, 17].

Изменение объемов оказания плановой помощи в период пандемии COVID-19

Пандемия новой коронавирусной инфекции оказала существенное влияние на объемы оказания плановой медицинской помощи населению. В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2020 г. №710-р в целях обеспечения охраны здоровья населения и нераспространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 временно приостановлено проведение профилактических медицинских осмотров и диспансеризации на всей территории Российской Федерации [6]. Региональным властям поручено временно приостановить проведение профилактических медосмотров и диспансеризации определенных групп взрослого населения в медицинских организациях системы ОМС. Данное распоряжение действовало до особого указания Правительства Российской Федерации.

Оказание медицинской помощи в условиях пандемии COVID-19 регламентировано постановлением Правительства от 03.04.20 №432 [16] и приказом Минздрава России от 09.04.20 №299н [18], в соответствии с которыми приостанавливается проведение диспансеризации населения и меняется порядок получения плановой помощи: теперь получить плановую медпомощь в стационарных условиях можно только по направлению врача поликлиники или представителя органов исполнительной власти субъекта в сфере здравоохранения. Борьба с COVID-19 привела к резкому сокращению плановой медицинской помощи по неинфекционным заболеваниям — в первую очередь по сердечно-сосудистым и эндокринным [19]. Сокращение плановой медицинской помощи во время пандемии новой коронавирусной инфекции наблюдалось как в круглосуточных, так и в дневных стационарах. Так, в период с апреля по август 2020 г. среднее отклонение объемов оказания плановой помощи от показателей 2019 г. составило 52,4 и 26,2% соответственно. В этот же период произошло резкое снижение количества профилактических осмотров и проведения диспансеризации: на 43,1% в апреле и до 67,3% в мае относительно уровней 2019 г. В ряде медицинских организаций проведение диспансеризации и профилактические приемы вообще прекратились. Исключение составила онкологическая помощь, где удалось сохранить объемы оказания плановой медицинской помощи. Кроме того, пандемия COVID-19 привела к существенным изменениям в структуре оказываемой помощи и сопровождалась ростом задолженности медицинских организаций [3, 19, 20]. Неоказание своевременной плановой медицинской помощи в связи с пандемией COVID-19 чревато ростом заболеваемости населения и возможным отложенным ростом смертности, приостановление плановой госпитализации может привести к резкому росту обострений, осложнений хронических заболеваний [21].

Создание системы углубленной диспансеризации пациентов, перенесших COVID-19

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации [20] и Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2021 г. №927 [21] в России с 1 июля 2021 г. начато проведение углубленной диспансеризации для лиц, переболевших COVID-19. На основании данных документов, исходя из складывающейся санитарно-эпидемиологической обстановки, предусмотрено проведение углубленной программы профилактических медицинских осмотров и диспансеризации населения с расширением ее за счет включения дополнительных инструментальных и лабораторных исследований. Цель углубленной диспансеризации — увеличение охвата населения всех возрастных групп для своевременного выявления заболеваний, являющихся основными причинами преждевременной смертности, а также медицинского обследования граждан, перенесших COVID-19, на наличие поражений сердечно-сосудистой и других систем, в том числе органов дыхания. Кроме того, предусмотрено обеспечить расширение программ лечения и реабилитации в амбулаторных и стационарных условиях лиц с заболеваниями, выявленными по результатам проведенных профилактических медицинских осмотров и диспансеризации, а также обеспечить разработку и реализацию комплекса дополнительных мер, направленных на предотвращение преждевременной смертности населения от сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и болезней органов дыхания.

На основании данного Постановления утверждены порядок проведения углубленной диспансеризации и перечень исследований и иных медицинских вмешательств, проводимых в рамках углубленной диспансеризации [22, 23]. Особенно это решение актуально для пациентов, переболевших тяжелой формой инфекции, для своевременного выявления возможных осложнений. Необходимость углубленного обследования пациентов обусловлена особенностями протекания COVID-19, в результате которого у многих обострились хронические неинфекционные заболевания (ХНИЗ), значительно ухудшилось состояние уже после выздоровления и выписки из стационара. По данным литературы, ХНИЗ (сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, сахарный диабет, ожирение и заболевания легких) относятся к группе риска с повышенной смертностью от осложнений коронавирусной инфекции [24—26]. Углубленная диспансеризация проходит в два этапа, первый из которых включает следующие исследования: общий и биохимический анализы крови, измерение насыщения крови кислородом (сатурация), тест с 6-минутной ходьбой, спирометрия, рентгенография грудной клетки, консультация терапевта, а также анализ на определение концентрации D-димера в крови для выявления признаков тромбообразования. Прохождение данного обследования предусмотрено за 1 день, по его результатам определяются риск и признаки развития ХНИЗ, при необходимости пациент отправляется на второй этап для уточнения диагноза. Второй этап включает проведение эхокардиографии, компьютерной томографии легких и допплеровского исследования сосудов нижних конечностей. При выявлении у пациента признаков ХНИЗ или риска их возникновения назначается соответствующее лечение и в дальнейшем планируется прохождение медицинской реабилитации.

Для осуществления углубленной диспансеризации пациентов, переболевших COVID-19, в регионах определен перечень медицинских организаций, который публикуется на официальных сайтах региональных органов здравоохранения, а также на едином портале Госуслуг. Приоритет отдается, прежде всего, пациентам, переболевшим тяжелой либо среднетяжелой формой COVID-19, которых активно приглашают на диспансеризацию посредством оповещения по электронной почте, с помощью телефона или на портале Госуслуг.

Заключение

Таким образом, система здравоохранения России продемонстрировала высокий уровень готовности к борьбе с пандемией COVID-19. Прежде всего, это выразилось в оперативном перераспределении ресурсных мощностей системы в сторону эффективного оказания медицинской помощи пациентам с COVID-19.

Россия — одна из первых стран, которая смогла в кратчайшие сроки разработать, исследовать, зарегистрировать вакцину против COVID-19 для активного формирования популяционного иммунитета, снижения уровней заболеваемости и смертности.

Мобилизация кадровых ресурсов страны для борьбы с пандемией, самоотверженный труд специалистов в «красной зоне», своевременное доведение до врачей актуальных клинических рекомендаций и новых знаний о лечении пациентов с новой коронавирусной инфекцией позволяет эффективно отвечать на вызовы пандемии COVID-19.

Возвращение системы здравоохранения в обычный режим деятельности является первоочередной задачей. Перераспределение ресурсов и наращивание плановых объемов медицинской помощи, перепрофилирование медицинских организаций и коечного фонда, реабилитация пациентов, перенесших новую коронавирусную инфекцию, и их диспансерное наблюдение, вакцинопрофилактика и перспективные исследования являются только частью приоритетных направлений деятельности на современном этапе.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литература / References:

  1. Малинникова Е.Ю. Новая коронавирусная инфекция. Сегодняшний взгляд на пандемию XXI века. Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2020;9(2):18-32.  https://doi.org/10.33029/2305-3496-2020-9-2-18-32
  2. Уханьский коронавирус 2019—2022 годов. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. Ссылка активна на 27.07.22.  https://megabook.ru/
  3. Тимербулатов В.М., Тимербулатов М.В. Здравоохранение во время и после пандемии COVID-19. Вестник Академии наук Республики Башкортостан. 2020;35(2-98):77-86.  https://doi.org/10.24411/1728-5283-2020-10209
  4. Сабгайда Т.П., Иванова А.Е., Руднев С.Г., Семенова В.Г. Причины смерти москвичей до и в период пандемии COVID-19. Социальные аспекты здоровья населения. 2020;66(4):1.  https://doi.org/10.21045/2071-5021-2020-66-4-1
  5. Положихина М.А. Смертность в период пандемии COVID-19 и направления снижения риска: предварительные итоги 2020 г. Экономические и социальные проблемы России. 2021;2:50-73.  https://doi.org/10.31249/espr/2021.02.03
  6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 марта 2020 года №710-р О временном приостановлении проведения Всероссийской диспансеризации взрослого населения РФ. Ссылка активна на 25.09.22.  https://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202003230002
  7. Некаева Е.С., Большакова А.Е., Малышева Е.С., Галова Е.А., Макарова Е.В., Некрасова Т.А., Полякова И.В., Бедретдинова З.С., Беликина Д.В., Лавренюк А.А., Фомин И.В. Гендерные особенности течения новой коронавирусной инфекции COVID-19 у лиц зрелого возраста. Современные технологии в медицине. 2021;13(4):16-26.  https://doi.org/10.17691/stm2021.13.4.02
  8. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.20 №198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». Ссылка активна на 27.07.22.  https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=412789
  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. №1762 «О государственной социальной поддержке в 2020—2022 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции». Ссылка активна на 27.07.22.  https://base.garant.ru/74840391
  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. №373 «Об утверждении Временных правил учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». Ссылка активна на 27.07.22.  https://base.garant.ru/73833762/?ysclid=l90332lyez91847747
  11. Зайцев Д.Н., Шаповалов К.Г., Лукьянов С.А., Муха Н.В., Ма-Вандэ В.Д., Чепцов Ф.Р., Шилина И.Н., Зобнина Е.С. Первые результаты федерального регистра лиц, инфицированных COVID-19, в Забайкальском крае. Забайкальский медицинский вестник. 2020(2):25-32.  https://doi.org/10.52485/19986173_2020_2_25
  12. Конради А.О., Виллевальде С.В., Дупляков Д.В., Козленок А.В., Мельник О.В., Михайлов Е.Н., Моисеева О.М., Недошивин А.О., Соловьева А.Е., Фокин В.А., Яковлев А.Н., Арутюнов Г.П., Беленков Ю.Н., Шляхто Е.В. Открытое наблюдательное многоцентровое исследование (регистр) больных, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) с поражением сердечно-сосудистой системы: обоснование, дизайн, значение для клинической практики. Российский кардиологический журнал. 2021;26(1):4287. https://doi.org/10.15829/1560-4071-2021-4287
  13. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 декабря 2021 г. №1122н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок, календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям и порядка проведения профилактических прививок». Ссылка активна на 27.07.22.  https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=410331&cwi=1095
  14. Миронова А.А., Наркевич А.Н., Шестерня П.А. Результативность вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Красноярском крае. Экология человека. 2021;(10):13-20.  https://doi.org/10.33396/1728-0869-2021-10-13-20
  15. Временные методические рекомендации Министерства здравоохранения Российской Федерации «Медицинская реабилитация при новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», версия 2, 31.07.2020. Ссылка активна на 27.07.22.  https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=367585&cwi=11464
  16. Временные методические рекомендации Министерства здравоохранения Российской Федерации «Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», версия 15, 22.02.2022. Ссылка активна на 27.07.22.  https://static-0.minzdrav.gov.ru/system/attachments/attaches/000/059/392/original/VMR_COVID-19_V15.pdf
  17. Постановление Правительства от 03.04.20 №432 «Об особенностях реализации базовой программы обязательного медицинского страхования в условиях возникновения угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией». Ссылка активна на 27.07.22.  https://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202004060036
  18. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.04.20 №299н «О внесении изменений в Правила обязательного медицинского страхования, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 февраля 2019 г. №108н». Ссылка активна на 27.07.22.  https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=359327
  19. Отчет Федерального фонда обязательного медицинского страхования об исполнении бюджета за 2020 год, представленный Правительством Российской Федерации Счетной палате Российской Федерации. Утвержден Коллегией Счетной палаты Российской Федерации 8 июля 2021 г. Ссылка активна на 27.07.22.  https://ach.gov.ru/upload/iblock/7f4/07l61tmh7md47ity7qlpj7zbi3917pcw.pdf
  20. Влияние коронавируса COVID-19 на ситуацию в российском здравоохранении. Аналитический доклад. Версия 1.0. (по состоянию 26.04.2020 г.). Под общей редакцией академика РАН Стародубова В.И. Ссылка активна на 27.07.22.  https://mednet.ru/images/materials/news/doklad_cniioiz_po_COVID-19-2020_04_26.pdf?ysclid=l904xubaxz24606060
  21. Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года. Ссылка активна на 27.07.22.  https://kremlin.ru/acts/assignments/orders/65524#sel=101:1:Tgi,103:29:hfv
  22. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июня 2021 г. №927 «О внесении изменений в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов». Ссылка активна на 27.07.22.  https://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202106190007
  23. Приложение №4 к «Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов». Ссылка активна на 27.07.22.  https://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202106190007
  24. Стародубов В.И., Ступак В.С, Маношкина Е.М., Сон И.М. Тенденции заболеваемости и больничной летальности от новообразований до и во время новой коронавирусной инфекции COVID-19. Вестник Российской академии медицинских наук. 2021;76(6):612-621.  https://doi.org/10.15690/vramn1648
  25. Сарибекян Э.К., Мамедов М.Н. Взаимодействие онкологических заболеваний и коронавирусной инфекции. В кн.: Ведение пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями в условиях пандемии и карантина: междисциплинарный подход. М.: Фонд содействия развитию кардиологии «Кардиопрогресс»; 2020.
  26. Williamson EJ, Walker AJ, Bhaskaran K, et al. OpenSAFELY: factors associated with COVID-19-related hospital death in the linked electronic health records of 17 million adult NHS patients. Nature. 2020;584(7821):430-436.  https://doi.org/10.1101/2020.05.06.20092999

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.