Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Брико Н.И.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет)

Миндлина А.Я.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России

Полибин Р.В.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России

Салтыкова Т.С.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет)

Чернявская О.П.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет)

Глушкова Е.В.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет)

Коршунов В.А.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России

Ломоносова А.В.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет)

Поздняков А.А.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет)

К 90-летнему юбилею кафедры эпидемиологии и доказательной медицины Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова: от истории к современности

Авторы:

Брико Н.И., Миндлина А.Я., Полибин Р.В., Салтыкова Т.С., Чернявская О.П., Глушкова Е.В., Коршунов В.А., Ломоносова А.В., Поздняков А.А.

Подробнее об авторах

Журнал: Профилактическая медицина. 2022;25(1): 111‑119

Просмотров: 897

Загрузок: 22


Как цитировать:

Брико Н.И., Миндлина А.Я., Полибин Р.В., и др. К 90-летнему юбилею кафедры эпидемиологии и доказательной медицины Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова: от истории к современности. Профилактическая медицина. 2022;25(1):111‑119.
Briko NI, Mindlina AYa, Polibin RV, et al. To the 90th anniversary of the Department of Epidemiology and Evidence-based Medicine of the Sechenov University: from history to the present. Russian Journal of Preventive Medicine. 2022;25(1):111‑119. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed202225011111

Рекомендуем статьи по данной теме:
Кли­ни­ко-эпи­де­ми­оло­ги­чес­кая ха­рак­те­рис­ти­ка за­бо­ле­ва­емос­ти брон­хи­аль­ной ас­тмой и хро­ни­чес­кой обструк­тив­ной бо­лез­нью лег­ких в Рос­сии в пе­ри­од до и во вре­мя эпи­де­мии COVID-19. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(6):42-48
Ме­ры пер­вич­ной про­фи­лак­ти­ки ко­ло­рек­таль­но­го ра­ка и тех­но­ло­гии их внед­ре­ния в прак­ти­чес­кое здра­во­ох­ра­не­ние. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(6):111-117
Пре­да­до­лес­цен­тные ак­не. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(2):175-180
Эпи­де­ми­оло­гия ос­трых от­рав­ле­ний в пе­ди­ат­ри­чес­кой прак­ти­ке. Анес­те­зи­оло­гия и ре­ани­ма­то­ло­гия. 2024;(2):58-66
Рас­простра­нен­ность ког­ни­тив­ных расстройств у па­ци­ен­тов стар­ше­го воз­рас­та в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(4-2):5-11
Эпи­де­ми­оло­ги­чес­кие осо­бен­нос­ти па­пил­ло­ма­то­за гор­та­ни у взрос­лых (об­зор ли­те­ра­ту­ры). Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2024;(2):66-70
Ме­ди­ко-эко­но­ми­чес­кая зна­чи­мость и рас­чет эко­но­ми­чес­ких зат­рат на ле­че­ние боль­но­го гной­ным гид­ра­де­ни­том в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(3):239-244
Ве­ду­щие тен­ден­ции за­бо­ле­ва­емос­ти ра­ком мо­лоч­ной же­ле­зы в Рес­пуб­ли­ке Крым. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2024;(4):42-47
Эпи­де­ми­оло­гия су­ици­даль­но­го по­ве­де­ния у де­тей и под­рос­тков во всем ми­ре. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(11-2):16-26
Кли­ни­ко-эпи­де­ми­оло­ги­чес­кая ха­рак­те­рис­ти­ка ми­ас­те­нии в Ал­тай­ском крае. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(11):198-202

Введение

В 2021 г. исполняется 90 лет со дня образования кафедры эпидемиологии и доказательной медицины Института общественного здоровья им. Ф.Ф. Эрисмана Первого МГМУ им. И.М. Сеченова (далее — ИОЗ им. Эрисмана). Кафедра эпидемиологии и доказательной медицины является одной из ведущих кафедр в нашей стране. Развитие кафедры, совершенствование преподавания осуществлялись параллельно с формированием эпидемиологии как науки [1]. На протяжении всей истории существования кафедра являлась головной в определении методологии преподавания эпидемиологии, структуры и содержания дисциплины, а также конечных целей ее изучения.

Краткая история формирования, становления и функционирования кафедры

Первым заведующим кафедрой был Николай Николаевич Клодницкий (1932—1939 гг.) [2]. Санитарно-профилактический факультет только формировался, четкого представления о планах и методике преподавания на кафедрах гигиенического направления и эпидемиологии еще не было. Основная работа кафедры была направлена на создание разных моделей обучения.

С 1939 по 1941 г. кафедрой заведовал Юрий Иванович Дьяков, работавший на кафедре с момента ее основания, вначале ассистентом, а с 1936 г. — доцентом. Ю.И. Дьяков был крупным специалистом в области дезинфекции [3]. В 1940 г. после защиты диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук он был избран по конкурсу на должность заведующего кафедрой.

Людмила Яковлевна Кац-Чернохвостова руководила кафедрой в период с 1943 по 1952 г. Это были годы восстановления кафедры, один из самых трудных периодов ее существования. В военное время обучение студентов проходило по укороченной программе — была сокращена лабораторная работа и расширено число занятий по теоретическим вопросам [1]. Отличительной чертой научных работ сотрудников кафедры являлось то, что они имели большое научно-практическое значение, поскольку были выполнены на базе лечебных и санитарно-противоэпидемических учреждений в тесном сотрудничестве с работниками практического здравоохранения.

С 1953 по 1955 г. исполняла обязанности заведующего кафедрой Валентина Давидовна Беликова-Алдакова.

Длительный период (1955—1982 гг.) кафедру возглавлял профессор Иван Иванович Елкин, ведущий эпидемиолог своего времени [4]. С приходом И.И. Елкина кафедра продолжала активно работать над совершенствованием педагогического процесса. Учебной частью были расширены вопросы преподавания общей эпидемиологии, а студентам предоставлена на занятиях бо́льшая самостоятельность. На кафедре организовали занятия по использованию лабораторных методов в эпидемиологической практике, продолжали проводить практические занятия по дезинфекции с демонстрацией дезинфекционной аппаратуры, знакомили с дезинфицирующими средствами и способами их применения (студенты состоятельно готовили рабочие растворы). Были организованы занятия по эпидемиологическому анализу и планированию противоэпидемических мероприятий. Кроме того, студенты самостоятельно проводили эпидемиологические обследования в очагах инфекционных заболеваний, адреса которых предоставляли санэпидстанции города. Результаты этих обследований разбирались на практических занятиях. С конца 50-х годов на кафедре активно велась научная деятельность, где особое внимание уделялось теоретическим вопросам эпидемиологии.

В 1982 г. кафедру возглавил крупнейший отечественный ученый, доктор мед. наук, проф., академик РАМН и РАЕН, генерал-майор медицинской службы Виталий Дмитриевич Беляков, который возглавлял кафедру по 1996 г. По своей сути В.Д. Беляков был реформатором, с его приходом на кафедре произошли значительные изменения в преподавании эпидемиологии [5]. Это было связано прежде всего с пересмотром представления о предмете эпидемиологии, выделением самостоятельных разделов по эпидемиологической диагностике и организации противоэпидемической работы, а также распространением положений теории саморегуляции паразитарных систем на частную эпидемиологию [6].

Изменился и план научной работы кафедры. По инициативе В.Д. Белякова был издан приказ Министерства здравоохранения СССР, согласно которому была создана лаборатория научных основ управления эпидемическим процессом. На нее было возложено задание Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике «Разработка критериев ликвидации управляемых инфекционных заболеваний (корь, полиомиелит, дифтерия)». В результате проведенной работы были сформулированы общие и специфические критерии региональной ликвидации вышеперечисленных заболеваний [5].

В 1997 г. возглавил кафедру эпидемиологии Валентин Иванович Покровский — выдающийся деятель науки и практического здравоохранения, доктор мед. наук, проф., академик РАМН, лауреат Государственной и правительственных премий России, первый президент РАМН [7].

Под руководством В.И. Покровского на кафедре значительное внимание стало уделяться учебно-методической работе по совершенствованию преподавания эпидемиологии с учетом современных требований высшей школы и международных стандартов [8]. Кафедра подготовила новые программы по эпидемиологии для медико-профилактического и лечебного факультетов; впервые была разработана программа для студентов факультета высшего сестринского образования [7]. В учебных программах нашли отражение представления об эпидемиологии как медицинской науке, изучающей причины возникновения и особенности распространения заболеваний в обществе с целью применения полученных знаний для решения проблем здравоохранения. В соответствии с программами были созданы новые учебники, изменены тематические планы лекций и практических занятий.

Основные научные исследования кафедры были направлены на выполнение двух тем: «Совершенствование преподавания эпидемиологии на медико-профилактическом факультете» и «Совершенствование методов эпидемиологического надзора и профилактики инфекционных болезней».

В настоящее время (с 2009 г.) кафедру эпидемиологии и доказательной медицины возглавляет Николай Иванович Брико— заслуженный деятель науки РФ, академик РАН, доктор медицинских наук, профессор, один из ведущих эпидемиологов страны. Им сформулирована современная теоретическая концепция эпидемиологии, определены ее содержание и структура [9]. Под руководством Н.И. Брико ведется разработка теоретических, методических и практических аспектов клинической эпидемиологии [10]. В последнее время серьезно расширился спектр направлений профессиональной деятельности в области эпидемиологии и имеются существенные различия в ее содержании в зависимости от места будущей работы эпидемиологов. В связи с этим подготовка эпидемиологов должна быть ориентирована на формирование профессиональных компетенций специалиста, необходимых в будущей профессиональной деятельности как в органах и учреждениях Роспотребнадзора, так и в медицинских организациях, эпидемиологических отделах и отделах иммунопрофилактики министерств и департаментов здравоохранения, научно-исследовательских институтах эпидемиологического профиля, эпидемиологических отделах и специализированных центрах, осуществляющих работу по профилактике неинфекционных болезней, центрах здоровья и др. [3].

В 2010 г. кафедра была переименована в кафедру эпидемиологии и доказательной медицины, поскольку методологической основой доказательной медицины являются эпидемиологические исследования, что подчеркивает значимость и необходимость преподавания эпидемиологии в медицинских вузах и подготовки специалистов эпидемиологов. Увеличилось понимание значимости эпидемиологии в медицинском образовании. Расширился спектр специальностей, для которых дисциплина «эпидемиология» стала обязательной.

Кафедра эпидемиологии и доказательной медицины — современный период (2016—2021 гг.)

Последние 5 лет являются активным периодом развития кафедры по всем направлениям деятельности. Коллективом кафедры постоянно проводится большая работа по совершенствованию форм и методов преподавания с учетом современных требований высшей школы, международного опыта преподавания эпидемиологии, а также достижений науки и практики.

Сегодня на кафедре работают 4 профессора, 9 доцентов, 2 старших преподавателя и 2 ассистента (рис. 1). Коллектив кафедры является самым молодым среди всех образовательных подразделений ИОЗ им. Эрисмана Сеченовского Университета по среднему возрасту сотрудников, который составляет 44 года.

Рис. 1. Коллектив кафедры эпидемиологии и доказательной медицины, 2020.

Научные исследования. Кафедра активно задействована в реализуемых ИОЗ им. Эрисмана научных и инновационных проектах и программах. Основная тема института: «Научное обоснование рисков здоровью населения и разработка технологий их профилактики и минимизации». Кафедрами ИОЗ им. Эрисмана проводится научно-исследовательская работа (НИР) по направлению науки «Профилактическая медицина» с учетом приоритетных направлений фундаментальных и поисковых научных исследований Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021—2030 гг.).

В рамках научной деятельности совместно с другими кафедрами ИОЗ им. Эрисмана реализуется ряд научных проектов: «Цифровая трансформация образовательной деятельности в области общественного здоровья», «Совершенствование иммунопрофилактики в Российской Федерации», «Мониторинг и профилактика современных биологических угроз», «Разработка новых подходов к профилактике НИЗ и анализ генетических предикторов многофакторных заболеваний», «Разработка новых критических технологий в сфере здоровьесбережения населения Арктической зоны РФ» [11, 12].

В рамках проекта «Мониторинг и профилактика современных биологических угроз» на кафедре проводятся исследования по установлению молекулярно-биологических свойств микроорганизмов и закономерностей взаимоотношений микробиоты и патогенов с факторами врожденного и адаптивного иммунитета макроорганизма для создания адекватных методов лечения, диагностики и профилактики заболеваний инфекционной и неинфекционной этиологии, по определению потенциальной опасности клинических и биотехнологических штаммов микроорганизмов, исследования в области молекулярной эпидемиологии, определения молекулярно-генетических механизмов формирования высоковирулентных вариантов возбудителей инфекционных болезней и приобретения устойчивости к антибактериальным препаратам, а также изучение особенностей возникновения новых инфекций с использованием математического моделирования на примере пандемии COVID-19 [13].

За 5 лет сотрудниками кафедры, аспирантами и соискателями было защищено 7 диссертационных работ, в том числе 2 — в 2021 г., при рассмотрении вновь сформированным диссертационным советом Сеченовского Университета по научной специальности 14.02.02 «Эпидемиология». Научные исследования были связаны с изучением эпидемиологических характеристик и направлений оптимизации надзора как за инфекционными заболеваниями (вирус папилломы человека, стрептококк группы А, коклюш, грипп и ОРВИ, инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи), так и в отношении контроля и профилактики неинфекционной патологии и состояний (инфаркт миокарда, наркозависимость) [14—19].

В настоящее время на кафедре эпидемиологии и доказательной медицины проходят обучение студенты по специальностям высшего образования: «Медико-профилактическое дело»; «Лечебное дело», «Педиатрия»; «Стоматология»; «Сестринское дело»; «Фармация»; «Биофизика». При этом существенно (до 21 кредита) увеличилась трудоемкость дисциплины «Эпидемиология» на медико-профилактическом факультете, был введен отдельный модуль «Иммунопрофилактика» и дисциплина по выбору, трудоемкостью в 10 кредитов, «Практическая эпидемиология». Эпидемиология выделена в самостоятельную дисциплину с увеличением академических часов для студентов, обучающихся по специальности «Стоматология». Введена новая дисциплина «Фармакоэпидемиология» для студентов, обучающихся по специальности «Фармация». На кафедре также проходят обучения студенты по направлению «Среднее профессиональное образование» по специальностям «Медико-профилактическое дело» (дисциплины: «Эпидемиология»; «Госпитальная эпидемиология»; «Дезинфекционное дело») и «Ортопедическая стоматология» (дисциплина «Основы эпидемиологии»), по направлению магистратуры по специальности «Общественное здравоохранение».

За 5 лет выпущено 9 учебных пособий для студентов медицинских вузов и врачей, кафедрой созданы 2 учебные лаборатории: лаборатория эпидемиологического анализа и лаборатория организации иммунопрофилактики, а также проведена разработка обучающих материалов по новым научным направлениям. На кафедре в последние годы интенсивно разрабатываются обучающие программы по таким направлениям, как биостатистика и молекулярная эпидемиология возбудителей инфекционных заболеваний. В настоящее время преподавание по этим направлениям проводится в рамках магистратуры и ординатуры.

Сотрудники кафедры регулярно выступают с докладами на Всероссийских и международных конференциях различного уровня, публикуют свои научные достижения в высокорейтинговых журналах. За последние 5 лет количество публикаций увеличилось в 4 раза, 80% из которых в журналах Q1—Q3. На протяжении 10 лет ежегодно кафедра организует всероссийские студенческие олимпиады, проведено 5 всероссийских конференций молодых ученых по актуальным проблемам эпидемиологии инфекционных и неинфекционных болезней.

На кафедре эпидемиологии и доказательной медицины также ведется постдипломная подготовка специалистов по программам специалитета, которая является продолжением образовательного процесса и позволяет получить углубленные знания и практические навыки по выбранному направлению.

В образовательной программе ординатуры на кафедре эпидемиологии и доказательной медицины ИОЗ им. Эрисмана большое внимание уделяется приобретению практических навыков. Это достигается включением в обучение большого блока практической подготовки на базах медицинских организаций и Роспотребнадзора, где ординаторы могут овладеть навыками, необходимыми в дальнейшей деятельности.

Учебный процесс в ординатуре также предусматривает научную работу, в рамках которой возможно участие обучающихся в исследовательских проектах и грантах. Кроме того, образовательная программа постдипломной подготовки специалистов предусматривает самостоятельную работу на Едином образовательном портале Сеченовского Университета, где собраны все методические материалы, электронные учебные пособия, монографии, учебники, имеются ссылки на практические рекомендации по направлениям подготовки. Все это представлено интерактивно, с возможностью проверить освоение материала путем прохождения тестовых заданий, что стимулирует самостоятельную работу и помогает в освоении знаний.

На кафедре открыта магистратура по специальности «Общественное здравоохранение», профиль «Эпидемиология». Целью магистратуры является подготовка руководителей нового поколения, способных комплексно решать задачи в области эпидемиологии и профилактики инфекционных и неинфекционных болезней, а также специалистов с новыми компетенциями в сфере персонализированного управления здоровьем для продления активных лет и качества жизни населения России на новом этапе трансформации системы оказания медицинской помощи при переходе с госпитальной, стационарной, помощи на систему, основанную на здоровьесбережении, раннем выявлении заболеваний и организации адресных профилактических мер. Обучение проводится как на русском, так и на английском языках. Магистранты изучают большое число дисциплин: «Основы доказательной медицины», «Биостатистика», «Эпидемиология», «Иммунопрофилактика», «Профилактические программы в области инфекционных и неинфекционных болезней», «Молекулярная эпидемиология», «Фармакоэпидемиология», «Госпитальная эпидемиология». В конце обучения в магистратуре обучающиеся защищают выпускную квалификационную работу.

Необходимость продолжать учебный процесс в рамках пандемии новой коронавирусной инфекции способствовала ускоренному темпу развития и реализации модели дистанционного образования, внедрению цифровых и онлайн-технологий. За период с начала пандемии были созданы несколько десятков массовых открытых онлайн-курсов и видео-лекций.

Вклад кафедры эпидемиологии и доказательной медицины в борьбу с новой коронавирусной инфекцией COVID-19

В связи с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 в марте 2020 г. сотрудниками кафедры был разработан первый в стране интерактивный образовательный модуль (ИОМ) для специалистов среднего медицинского образования «Меры санитарно-эпидемиологической безопасности при оказании помощи больным коронавирусной инфекцией» на сайте непрерывного образования, рекомендованный для изучения Минздравом России. Позже, в апреле, был разработан аналогичный модуль для врачей всех специальностей «Профилактика новой коронавирусной инфекции COVID-19 в медицинских организациях». Указанные модули были обязательны к освоению всеми медицинскими работниками. В дальнейшем сотрудниками кафедры был подготовлен курс «Профилактика новой коронавирусной инфекции в медицинских организациях» для образовательного портала Сеченовского Университета (сайт Sechenov.online).

Ординаторы и аспиранты кафедры, а также студенты, обучающиеся по специальности «Медико-профилактическое дело», под руководством преподавателей кафедры с марта 2020 г. принимали активное участие в качестве волонтеров в создании зон обработки и подготовки персонала, организации шлюзов, обучении персонала работе в условиях биологической опасности, предотвращении пересечения потоков пациентов в инфекционном госпитале на базе ГКБ №67 им. Л.А. Ворохобова. Для студентов-добровольцев это была хорошая практика в плане работы в экстренной ситуации и в организации работы в условиях инфекционной больницы.

Сотрудниками кафедры были созданы «Программа практической подготовки студентов в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19», а также ежемесячно проводился мастер-класс для студентов «Профилактика новой коронавирусной инфекции в медицинских организациях».

Студенты, обучающиеся по специальности «Медико-профилактическое дело», проходили практику в территориальных отделах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве, а также в подведомственных Роспотребнадзору центрах гигиены и эпидемиологии, оказывая помощь в организации противоэпидемических мероприятий в городе и составлении отчетов. В сентябре этого года студенты медицинских вузов, оказывающие врачам помощь в борьбе с коронавирусной инфекцией, получили преференции при поступлении в ординатуру.

Научно-образовательные проекты кафедры эпидемиологии и доказательной медицины для студентов

С 2018 г. на базе кафедры функционирует Школа мастерства «Эпидемиолог будущего» (руководитель — доцент О.П. Чернявская), где студенты знакомятся с деятельностью эпидемиологов не только в организациях и учреждениях Роспотребнадзора, но и в лечебных и научно-исследовательских учреждениях, что способствует выбору направления будущей профессиональной деятельности. Данный проект осуществляется на базе кафедры в соответствии с приказом ректора Сеченовского Университета и предназначен для студентов 5-го и 6-го курсов ИОЗ им. Эрисмана.

В Школе мастерства учащиеся проходят углубленную подготовку специалиста, владеющего необходимыми знаниями, умениями и компетенциями для осуществления эпидемиологического надзора за инфекционными и неинфекционными болезнями в органах, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор (Роспотребнадзоре), медицинских организациях, научно-исследовательских учреждениях.

Программой подготовки в Школе мастерства предусмотрено широкое использование методов активного обучения, таких как деловые игры, тренинги, круглые столы, мастер-классы, массовые открытые онлайн-курсы (МООК), участие в олимпиаде, выступление на конференциях и др.

Пандемия COVID-19 внесла свои коррективы в программу обучения в Школе мастерства. В этот сложный период студенты на занятиях учились надевать и снимать средства индивидуальной защиты, обсуждали статьи по эффективности вакцин против COVID-19. В прививочном кабинете ИОЗ им. Эрисмана были проведены занятия по безопасности иммунизации и соблюдении требований «холодовой цепи».

Школа мастерства — новая форма подготовки будущих врачей — студентов старших курсов. Обучение в Школе мастерства дает возможность получения углубленных теоретических знаний по выбранной специальности и практических навыков работы. Участники Школы получают дополнительные рейтинговые баллы при поступлении в ординатуру.

Студенческий Волонтерский отряд «Авангард профилактики» Сеченовского университета создан в начале 2019 г. (руководитель — доцент В.А. Коршунов), его целью является просветительская работа в области профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний. В отряд вошли учащиеся профилактического профиля подготовки — студенты старших курсов ИОЗ им. Эрисмана (бывший медико-профилактический факультет), заинтересованные в продвижении идей здорового образа жизни среди населения [20].

Привлечение к этой работе студентов именно профильного направления подготовки является ключевым, поскольку оно способствует ранней интеграции в профессиональную профилактическую деятельность. Опыт, полученный в ходе реализации проекта, формирует у студентов навыки организации и проведения санитарно-просветительской работы среди населения.

Свою деятельность волонтеры отряда начали с проекта «От студента студенту — скажи вакцинации «Да!», направленного на повышение приверженности студентов немедицинских вузов Москвы вакцинопрофилактике (рис. 2). Реализация проекта была разделена на ряд этапов. На подготовительном этапе было проведено выборочное исследование по изучению отношения к вакцинации среди студентов немедицинских вузов. Также был осуществлен анализ различных источников в сети Интернет (родительские форумы, популярные блоги, сайты и сообщества, посвященные вопросам вакцинации, здоровью и воспитанию детей) с целью мониторинга наиболее распространенных антивакцинальных мифов и убеждений. На основании полученных сведений была выстроена стратегия проводимых мероприятий, определены цели и показатели их достижения. В основу мероприятий проекта были заложены принцип «равный равному» и интерактивное взаимодействие. Этот принцип предполагает, что источником знаний для участника служит не профессиональный преподаватель, а такой же студент, получивший необходимые знания в данной области. Основной этап проекта включал в себя цикл образовательных мероприятий в немедицинских вузах Москвы (технических, гуманитарных). В результате реализации основного этапа общий охват целевой аудитории («будущих родителей») составил 650 человек (студенты 4 московских вузов). В общей сложности в образовательных мероприятиях проекта приняли участие более 1000 студентов. По итогам проведенного цикла мероприятий была выполнена оценка их эффективности.

Рис. 2. Модель профилактической программы по повышению приверженности иммунопрофилактике с привлечением волонтеров — студентов профилактического профиля подготовки.

Волонтеры принимали участие в проведении кампании по вакцинации против гриппа: осуществляли мероприятия по повышению приверженности вакцинации, непосредственно оказывали помощь медицинским работникам в ходе проведения вакцинации. В период эпидемического неблагополучия, связанного с COVID-19, после прохождения соответствующей подготовки, волонтеры выполняли дезинфекцию учебного корпуса.

Волонтеры являются активными участниками всех мероприятий Сеченовского Университета: университетских суббот, занятий со студентами предуниверсария, представление ИОЗ им. Эрисмана в дни открытых дверей, помощь в проведении конференций, иных мероприятий института (день ИОЗ им. Эрисмана, Европейская неделя иммунизации и пр.).

Волонтеры ведут проект по подготовке информационных блоков (постов) для размещения в социальных сетях: «в контакте», «инстаграмме». Информационные материалы посвящены профилактике заболеваний, вакцинации, доказательной медицине. Также были подготовлены материалы по вакцинопрофилактике по запросам других организаций: Высшей школы экономики, для приложения Pregnancy tracker.

Одним из приоритетов деятельности кафедры является подготовка кадрового резерва [21]. Формирование научного подхода и получение компетенций проведения научных исследований у студентов осуществляется в студенческом научном кружке кафедры.

Студенческий научный кружок по эпидемиологии (СНК). В работе СНК при сохранении традиций активно внедряются новые технологии деятельности. В настоящее время кружок пользуется большой популярностью у студентов 4—6-го курсов (рис. 3). Различные формы НИР используются в зависимости от курса обучения студентов. Основными целями СНК являются содействие в приобретении молодыми исследователям необходимого багажа знаний и формирование у них навыков и умений в сфере организации научного труда, подготовки и написания статей и последующих квалификационных работ, а также оказание помощи в оформлении документации, необходимой для получения грантов и охраны интеллектуальной собственности. В настоящее время на первое место выходят принципиально новые компетенции, обусловливающие формирование у студентов способностей к творческому мышлению, постановке нестандартных целей, самостоятельному поиску оптимальных путей решения для возникающих в рамках профессиональной деятельности вопросов и задач.

Рис. 3. Стратегия работы студенческого научного кружка по эпидемиологии.

В связи с тем, что постоянное знакомство с современными и актуальными научными публикациями имеет важное значение для студентов медицинских вузов, для стимулирования студентов в данном направлении был применен формат виртуального Журнального клуба (ЖК) — образовательной встречи, на которой студенческая научная группа обсуждает заранее выбранную статью. Целью ЖК является обучение слушателей навыкам критического чтения, включая анализ дизайна исследования, статистические выводы и оценку авторской интерпретации выводов.

Одним из перспективных направлений в работе СНК является обучение навыкам научной коммуникации. Научная коммуникация в России только начинает формироваться, хотя во многих развитых странах это направление является отдельной профессиональной и академической дисциплиной [22].

В настоящее время студенты 6-го курса СНК ведут совместную работу с компанией Basis Genomic Group по направлению «Популяционная эпигенетика». В настоящее время эпигенетика популяций находится на самом начальном этапе становления [23]. Значение изменчивости эпигенетических состояний на популяционном уровне во многом остается неизученным, значительная часть причинно-следственных связей — невыясненной. Последние достижения компании Basis Genomic Group в области разработки применения на практике генетических панелей дают возможность начать исследование заболеваний, связанных с эпигенетическими изменениями. Одним из направлений работы студентов является проведение исследований, предназначенных для решения вопроса о том, какие эпигенетические факторы риска способствуют развитию неинфекционных заболеваний. Так, например, изучаются эпигенетические последствия воздействия на организм неблагоприятных внешних факторов, характера питания и старения организма. Эпигенетические модификации, таким образом, обеспечивает важную взаимосвязь между генами и окружающей средой и могут рассматриваться как биомаркер, т.е. потенциальная мишень для разработки программ профилактики неинфекционных заболеваний, что служит основанием для заключения о том, что популяционная эпигенетика в ближайшее время будет играть важную роль в фундаментальных и даже прикладных вопросах медицины.

Заключение

Анализируя работу кафедры эпидемиологии и доказательной медицины на протяжении 90 лет, следует отметить, что на всех этапах ее развития деятельность кафедры отличалась высоким профессионализмом, разработкой и внедрением перспективных новых направлений научной деятельности, высоким уровнем подготовки высокопрофессиональных специалистов в области эпидемиологии. Формирование эпидемиологии как науки на базе кафедры характеризуется преемственностью в изучении эпидемического процесса инфекционной и неинфекционной патологии, создании, освоении и внедрении новых методов и технологий образования. Большое место в этом принадлежит коллективной, слаженной работе поколений преподавателей и студентов. Единство науки и практики, использование современных методов и форм преподавания является девизом кафедры на протяжении всего периода существования [24].

Участие авторов: концепция — Н.И. Брико, А.Я. Миндлина; написание текста — Н.И. Брико, А.Я. Миндлина, Р.В. Полибин, Т.С. Салтыкова, О.П. Чернявская, Е.В. Глушкова, В.А. Коршунов, А.В. Ломоносова, А.А. Поздняков; оформление рукописи — А.В. Ломоносова; редактирование — Н.И. Брико, А.Я. Миндлина; перевод — Е.В. Глушкова; работа с графическим материалом — В.А. Коршунов, А.В. Ломоносова, А.А. Поздняков.

Авторы заявляют об отсутствии конфликтов интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.