Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.
Продуктовая корзина для Крайнего Севера: фактическое и нормативное потребление
Журнал: Профилактическая медицина. 2021;24(3): 82‑86
Прочитано: 2249 раз
Как цитировать:
В Магаданской области, как и в ряде других регионов Крайнего Севера, всегда остро стояла проблема полноценного питания населения, при этом переход на рыночную модель экономики способствовал значительному ее усугублению. Восстановление доходов населения в последние два десятилетия до сих пор не в полной мере помогло решить продовольственную проблему. Неполноценное питание в регионах Крайнего Севера сочетается с экстремальными природно-климатическими условиями, что провоцирует высокие показатели хронических заболеваний [1] и в целом невысокую продолжительность жизни [2].
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) отмечает значительное влияние характера питания на заболеваемость населения. Здоровое питание на протяжении всей жизни способствует профилактике целого ряда заболеваний неинфекционного характера, а также нарушений здоровья [3]. Вместе с тем в настоящее время люди потребляют все больше продуктов питания с высоким содержанием калорий, жиров, свободных сахаров, соли/натрия [4, 5], обедняя свой ежедневный рацион недостаточным количеством фруктов, овощей и других продуктов, богатых пищевыми волокнами [6]. Данная проблема имеет повсеместное распространение [7], но особенно остро она встает именно в северных регионах [8, 9], где исторически свежие продукты растительного происхождения были в большом дефиците из-за транспортно-логистических проблем и малопригодных для овощеводства и растениеводства климатических условий, что приводит к существенному удорожанию продуктов данного вида. Кроме того, глобализация рынков, индустриализация и исчерпание природных ресурсов являются причиной меньшей доступности для населения традиционных источников питания на Севере — богатых омега-3 жирными кислотами рыбы и морепродуктов [10—12].
Состав разнообразного, сбалансированного и здорового питания зависит от индивидуальных особенностей (таких как возраст, пол, образ жизни и степень физической активности), доходов, культурного контекста, имеющихся местных продуктов и обычаев в области потребления пищевых продуктов. Однако основные принципы здорового питания практически везде остаются одинаковыми.
Связь здорового питания с показателями продолжительности и качества жизни, а также трудоспособности подталкивает правительство к реализации государственной политики в сфере здорового питания [13, 14]. Так, в России в 2010 г. были утверждены Основы государственной политики Российской Федерации (РФ) в области здорового питания населения на период до 2020 г. В 2021 г. ожидается их обновление. К настоящему моменту политика в области здорового питания является одним из важнейших элементов, определяющих социальную политику государства, так как установленная законом потребительская корзина на 40—60% состоит из продовольственной составляющей и напрямую влияет на минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и качество жизни россиян. Научно обоснованный подход к расчету региональных потребительских корзин является основой успешной социальной политики, хотя остаются также поведенческие факторы, влияющие на уровень жизни населения [15].
В конце 2020 г. Росстат начал проводить экспериментальные расчеты медианной зарплаты, от которой, по планам правительства РФ, с 2021 г. будет зависеть МРОТ. Инициатива призвана исключить возможные манипуляции с МРОТ со стороны региональных властей. Планируемая планка для установления размера МРОТ составляет 42% от медианной зарплаты по РФ. Возможный переход на новую методику расчета МРОТ в реальном выражении для Магаданской области даст прибавку к МРОТ в объеме 3,7% и не сможет оказать выраженного влияния на структуру потребительских расходов в регионе.
Если будет принято решение о сохранении прежней методики расчета МРОТ, то методические рекомендации к новому федеральному закону о потребительской корзине, скорее всего, будут предполагать снижение нормы потребления углеводов за счет уменьшения в корзине доли хлебобулочных изделий. Будет увеличена доля овощей и фруктов, что в реальности уже наблюдается в потребительском поведении россиян [16].
Постановление Правительства РФ от 28.01.13 №54 «Об утверждении методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации» (с изменениями на 26.12.18) распределяет субъекты РФ по зонам, сформированным в зависимости от факторов, которые влияют на особенности потребления продуктов питания, и тяжести природно-климатических условий. Магаданская область относится к первой зоне, характеризующейся наиболее тяжелыми условиями для жизни населения.
Потребительская корзина в Магаданской области дополнительно регламентируется законом Магаданской области от 06.05.13 №1614-ОЗ «О потребительской корзине в Магаданской области». Статья 2 данного закона устанавливает продукты питания, включаемые в потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения.
Цель настоящего исследования — оценка законодательно закрепленной продуктовой корзины Магаданской области, сравнение ее с реальной структурой потребления на основе результатов выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств региона, а также с методическими рекомендациями ГУ НИИ питания РАМН (2009) [17].
Оценка минимальной продуктовой корзины Магаданской области и реальной структуры потребления продуктов питания в регионе была проведена с использованием программы «АСПОН-питание» (Санкт-Петербург).
Реальная структура потребления продуктов питания была рассчитана на основе данных выборочного обследования бюджетов 500 домашних хозяйств во II квартале 2019 г. [18] и индекса потребительских цен (ИПЦ) на товары и услуги в Магаданской области по состоянию на январь 2020 г. ИПЦ измеряет отношение стоимости фиксированного перечня товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего (базисного) периода и характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления, а также долю отдельных товаров в структуре расходов домохозяйств.
Были проанализированы следующие компоненты рациона питания: биотин (витамин B7) (мкг), витамин B1 (мг), витамин B12 (мкг), витамин B6 (мг), витамин C (мг), витамин D (мкг), витамин E (мг), витамин B3 (мг), витамин A (мкг), витамин B2 (мг), витамин K (мкг), витамин B5 (мг), витамин B9 (мкг). Оценку микроэлементного профиля рациона питания производили по следующим характеристикам: Fe (железо), мг; K (калий), мг; Ca (кальций), мг; Mg (магний), мг; Mn (марганец), мг; Na (натрий), мг; P (фосфор), мг; F (фтор), мг; Cl (хлор), мг; Zn (цинк), мг; I (йод), мкг; Cu (медь), мкг; Mo (молибден), мкг; Se (селен), мкг; Cr (хром), мкг.
Также был проанализирован макронутриентный состав рациона питания по следующим компонентам: белки (г), жиры (растительного и животного происхождения) (г), углеводы (г) (с выделением моно- и дисахаридов), клетчатка (г). Кроме того, была проведена оценка энергетической ценности суточного рациона питания (ккал/сут).
Энергетическая ценность. Анализ фактического рациона питания жителей Магаданской области на основе данных выборочных обследований домохозяйств (табл. 1) показал, что средняя энергетическая ценность суточного рациона питания населения на 15% меньше, чем энергетическая ценность минимального продуктового набора, закрепленного нормативным актом для региона, а также соответствует нормативам ГУ НИИ питания РАМН для жителей Крайнего Севера с низким уровнем физической активности (MP 2.3.1.2432-08). Полученные данные могут свидетельствовать о том, что за последние десятилетия произошли важные сдвиги в характере труда и досуга. Энергетическая ценность минимальной продуктовой корзины оказывается излишней для людей, не имеющих отношения к тяжелому физическому труду.
Таблица 1. Химический состав и энергетическая ценность рационов питания в Магаданской области
| Показатель | Фактические значения согласно выборочному обследованию домохозяйств | Состав и энергетическая ценность минимального набора питания для I группы населения Магаданской области | Норма физиологической потребности в энергии и пищевых веществах для мужчин II группы физической активности 30—39 лет в районах Крайнего Севера (MP 2.3.1.2432-08) |
| Белки, г/сут | 104,6 | 120,9 | 88,6, в том числе животный 44,3 |
| Жиры, г/сут | 90,6 | 115,4 | 101,2 |
| Углеводы, г/сут | 395,1 | 444 | 445 |
| Моно- и дисахариды, г/сут | 151,2 | 126,3 | Не более 86,25 (согласно MP 2.3.1.1915-04) |
| Энергетическая ценность, ккал/сут | 2861 | 3310 | 3047,5 |
| Тип питания Б:Ж:У | 15:29:56 | 15:32:53 | 12:30:58 |
| Клетчатка, г | 22 | 29,4 | 23 |
Белки. Фактический уровень потребления белка вписывается в границы адекватной дневной нормы (от 65 до 117 г/сут для мужчин и от 58 до 87 г/сут для женщин) [17], но остается ниже нормативного уровня, представленного в минимальном наборе продуктов питания для трудоспособного населения Магаданской области.
Жиры. Ранее считалось, что человек на Крайнем Севере нуждается в потреблении большого количества липидов, что в реальности всегда и наблюдалось у аборигенного населения. Современные нормы ГУ НИИ питания РАМН не предполагают необходимости в изменении типа диеты для жителей Крайнего Севера с вестернизированного на белково-липидный. Фактическое потребление жиров в Магаданской области существенно ниже нормативных показателей. Оно вплотную приближается к нижней границе адекватной дневной нормы потребления (см. табл. 1).
Необходимо подчеркнуть, что в фактическом рационе питания жителей Магаданской области в настоящий момент невелика доля рыбы и морепродуктов, богатых животными жирами и витамином D. Исключительно важный для северян витамин восполняется фактическим рационом только на 44%, однако текущие нормативы питания в регионе вообще не принимают в расчет этот фактор и в совокупности дают потребление только 2 мкг витамина D в сутки, что соответствует примерно 20% от нормативного потребления.
Углеводы. Среднее фактическое содержание углеводов в рационе питания составило 395,1 г/сут, что практически соответствует доле углеводов минимального набора продуктов питания для трудоспособного населения Магаданской области. При этом суточный калораж рациона питания на 15% меньше нормативного значения, что делает количество углеводов в рационе жителей Магаданской области повышенным относительно белков и липидов. Необходимо отметить, что высокая доля углеводов фактического рациона питания не обеспечена потреблением овощей и фруктов, а формируется по большей части крупами, хлебобулочными изделиями, а также картофелем (наиболее доступными по цене углеводами). Содержание моно- и дисахаридов как в фактическом рационе питания, так и в минимальном наборе продуктов питания для населения Магаданской области в 2 раза превышает современные рекомендации ВОЗ (не более 10% обеспеченности суточного калоража, или около 50 г/сут) и почти в 2 раза превышает рекомендации ГУ НИИ питания РАМН.
Клетчатка. Уровень потребления клетчатки в регионе выше рекомендуемого порога (20 г) как в минимальной продуктовой корзине, так и по результатам выборочного обследования, но в обоих случаях основу потребления клетчатки составляют крупы, изделия из пшеничной муки и картофель на фоне недостаточной концентрации витаминов B2, B9, H, K, присутствует выраженный дефицит Ca. Необходимо отметить, что данные витамины и макроэлемент имеются в достаточном количестве в молодых побегах культивируемых или дикорастущих трав, однако их регулярное потребление на Крайнем Севере обычно ограничено всего несколькими месяцами в году.
Сравнение нормативного и фактического рационов питания населения Магаданской области показало, что нормативный набор продуктов не только более энергетически обеспечен и сбалансирован по основным макронутриентам (белки, жиры, углеводы), но и является более оптимальным по концентрациям основных микронутриентов. Основной недостаток законодательно закрепленной корзины — ее избыточная калорийность.
Фактическое потребление продуктов питания характеризуется выраженным дефицитом по 6 анализируемым витаминам и 3 минеральным элементам, тогда как нормативное потребление имеет дефицит только по 4 витаминам и одному минеральному элементу (табл. 2).
Таблица 2. Фактический дефицит суточного потребления витаминов и минералов в сравнении с показателями законодательно установленного минимального набора питания
| Витамины и минералы | Фактические суточные значения согласно выборочному обследованию домохозяйств | Витамины и минералы в минимальном наборе продуктов питания для I группы населения | Суточная норма потребления |
| b-car | 30% | 236% | 5 мг (100%) |
| B2 | 87% | 84% | 1,8 мг (100%) |
| B9 | 51% | 56% | 400 мкг (100%) |
| D | 44% | 20% | 10 мкг (100%) |
| H | 65% | 78% | 50 мкг (100%) |
| Витамин K | 52% | 81% | 120 мкг (100%) |
| Ca | 81% | 82% | 1000 мг (100%) |
| I | 70% | 150% | 150 мкг (100%) |
| Zn | 74% | 115% | 12 мг (100%) |
Особенностью нормативного минимального набора продуктов питания является высокое содержание жирных кислот (более 35 г), что может быть оправданным в условиях Крайнего Севера при интенсивных физических нагрузках, однако лишь малая часть населения на Крайнем Севере занимается сегодня тяжелым физическим трудом. Реальное потребление жирных кислот (за исключением омега-3) в настоящий момент существенно ниже показателей, характеризующих минимальный набор продуктов питания (табл. 3).
Таблица 3. Фактическое и нормативное потребление жирных кислот в Магаданской области (г)
| Жирные кислоты | Фактическое значение согласно выборочному обследованию домохозяйств | Минимальный набор продуктов питания для I группы населения |
| НЖК | 23,1 | 35,1 |
| МНЖК | 21,2 | 37,6 |
| ПНЖК | 17,1 | 34,6 |
| Омега-6 | 14,4 | 32,1 |
| Омега-3 | 3,1 | 1,2 |
| Трансжиры | 0,08 | 0,031 |
Анализ особенностей минимальной продуктовой корзины Магаданской области и фактического рациона питания с точки зрения энергетической ценности, соотношения макронутриентов, наличия витаминов, минералов и жирных кислот показывает, что нормативные основания для расчета минимальной продуктовой корзины для жителей Крайнего Севера необходимо подвергнуть пересмотру. Фактическое потребление калорий в сутки в среднем на 15% ниже нормативного, что заставляет задуматься об изменении приоритетов при формировании продуктовой корзины. Это касается как энергетической ценности, так и сбалансированности по микро- и макронутриентам.
В перспективной продуктовой корзине необходимо уменьшить долю мучных изделий и сахара, увеличить количество фруктов, рыбы и морепродуктов, мясных субпродуктов. В настоящий момент в продуктовой корзине также отсутствует категория свежей столовой зелени, без которой почти невозможно устранить текущий дефицит микро- и макроэлементов, представленных в табл. 2.
Указанные изменения увеличат стоимость минимального набора продуктов питания и позволят поднять уровень прожиточного минимума в регионе, что должно позитивно сказаться как на фактическом питании жителей, так и на уровне жизни в целом. Возможный отказ от методики расчета МРОТ на основе стоимости потребительской корзины в пользу проекта расчета на основе медианной заработной платы по РФ, умноженной на районный коэффициент, не сможет оказать положительного влияния на структуру потребления продуктов питания в силу незначительных отличий текущего МРОТ от планируемого на 2021 г.
Участие авторов: концепция и дизайн исследования — И.В. Аверьянова, Ю.В. Барбарук, С.И. Вдовенко; обработка материала, написание текста — Ю.В. Барбарук; редактирование — И.В. Аверьянова, С.И. Вдовенко.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Литература / References:
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.