Введение
В Магаданской области, как и в ряде других регионов Крайнего Севера, всегда остро стояла проблема полноценного питания населения, при этом переход на рыночную модель экономики способствовал значительному ее усугублению. Восстановление доходов населения в последние два десятилетия до сих пор не в полной мере помогло решить продовольственную проблему. Неполноценное питание в регионах Крайнего Севера сочетается с экстремальными природно-климатическими условиями, что провоцирует высокие показатели хронических заболеваний [1] и в целом невысокую продолжительность жизни [2].
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) отмечает значительное влияние характера питания на заболеваемость населения. Здоровое питание на протяжении всей жизни способствует профилактике целого ряда заболеваний неинфекционного характера, а также нарушений здоровья [3]. Вместе с тем в настоящее время люди потребляют все больше продуктов питания с высоким содержанием калорий, жиров, свободных сахаров, соли/натрия [4, 5], обедняя свой ежедневный рацион недостаточным количеством фруктов, овощей и других продуктов, богатых пищевыми волокнами [6]. Данная проблема имеет повсеместное распространение [7], но особенно остро она встает именно в северных регионах [8, 9], где исторически свежие продукты растительного происхождения были в большом дефиците из-за транспортно-логистических проблем и малопригодных для овощеводства и растениеводства климатических условий, что приводит к существенному удорожанию продуктов данного вида. Кроме того, глобализация рынков, индустриализация и исчерпание природных ресурсов являются причиной меньшей доступности для населения традиционных источников питания на Севере — богатых омега-3 жирными кислотами рыбы и морепродуктов [10—12].
Состав разнообразного, сбалансированного и здорового питания зависит от индивидуальных особенностей (таких как возраст, пол, образ жизни и степень физической активности), доходов, культурного контекста, имеющихся местных продуктов и обычаев в области потребления пищевых продуктов. Однако основные принципы здорового питания практически везде остаются одинаковыми.
Связь здорового питания с показателями продолжительности и качества жизни, а также трудоспособности подталкивает правительство к реализации государственной политики в сфере здорового питания [13, 14]. Так, в России в 2010 г. были утверждены Основы государственной политики Российской Федерации (РФ) в области здорового питания населения на период до 2020 г. В 2021 г. ожидается их обновление. К настоящему моменту политика в области здорового питания является одним из важнейших элементов, определяющих социальную политику государства, так как установленная законом потребительская корзина на 40—60% состоит из продовольственной составляющей и напрямую влияет на минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и качество жизни россиян. Научно обоснованный подход к расчету региональных потребительских корзин является основой успешной социальной политики, хотя остаются также поведенческие факторы, влияющие на уровень жизни населения [15].
В конце 2020 г. Росстат начал проводить экспериментальные расчеты медианной зарплаты, от которой, по планам правительства РФ, с 2021 г. будет зависеть МРОТ. Инициатива призвана исключить возможные манипуляции с МРОТ со стороны региональных властей. Планируемая планка для установления размера МРОТ составляет 42% от медианной зарплаты по РФ. Возможный переход на новую методику расчета МРОТ в реальном выражении для Магаданской области даст прибавку к МРОТ в объеме 3,7% и не сможет оказать выраженного влияния на структуру потребительских расходов в регионе.
Если будет принято решение о сохранении прежней методики расчета МРОТ, то методические рекомендации к новому федеральному закону о потребительской корзине, скорее всего, будут предполагать снижение нормы потребления углеводов за счет уменьшения в корзине доли хлебобулочных изделий. Будет увеличена доля овощей и фруктов, что в реальности уже наблюдается в потребительском поведении россиян [16].
Постановление Правительства РФ от 28.01.13 №54 «Об утверждении методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации» (с изменениями на 26.12.18) распределяет субъекты РФ по зонам, сформированным в зависимости от факторов, которые влияют на особенности потребления продуктов питания, и тяжести природно-климатических условий. Магаданская область относится к первой зоне, характеризующейся наиболее тяжелыми условиями для жизни населения.
Потребительская корзина в Магаданской области дополнительно регламентируется законом Магаданской области от 06.05.13 №1614-ОЗ «О потребительской корзине в Магаданской области». Статья 2 данного закона устанавливает продукты питания, включаемые в потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения.
Цель настоящего исследования — оценка законодательно закрепленной продуктовой корзины Магаданской области, сравнение ее с реальной структурой потребления на основе результатов выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств региона, а также с методическими рекомендациями ГУ НИИ питания РАМН (2009) [17].
Материал и методы
Оценка минимальной продуктовой корзины Магаданской области и реальной структуры потребления продуктов питания в регионе была проведена с использованием программы «АСПОН-питание» (Санкт-Петербург).
Реальная структура потребления продуктов питания была рассчитана на основе данных выборочного обследования бюджетов 500 домашних хозяйств во II квартале 2019 г. [18] и индекса потребительских цен (ИПЦ) на товары и услуги в Магаданской области по состоянию на январь 2020 г. ИПЦ измеряет отношение стоимости фиксированного перечня товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего (базисного) периода и характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления, а также долю отдельных товаров в структуре расходов домохозяйств.
Были проанализированы следующие компоненты рациона питания: биотин (витамин B7) (мкг), витамин B1 (мг), витамин B12 (мкг), витамин B6 (мг), витамин C (мг), витамин D (мкг), витамин E (мг), витамин B3 (мг), витамин A (мкг), витамин B2 (мг), витамин K (мкг), витамин B5 (мг), витамин B9 (мкг). Оценку микроэлементного профиля рациона питания производили по следующим характеристикам: Fe (железо), мг; K (калий), мг; Ca (кальций), мг; Mg (магний), мг; Mn (марганец), мг; Na (натрий), мг; P (фосфор), мг; F (фтор), мг; Cl (хлор), мг; Zn (цинк), мг; I (йод), мкг; Cu (медь), мкг; Mo (молибден), мкг; Se (селен), мкг; Cr (хром), мкг.
Также был проанализирован макронутриентный состав рациона питания по следующим компонентам: белки (г), жиры (растительного и животного происхождения) (г), углеводы (г) (с выделением моно- и дисахаридов), клетчатка (г). Кроме того, была проведена оценка энергетической ценности суточного рациона питания (ккал/сут).
Результаты
Энергетическая ценность. Анализ фактического рациона питания жителей Магаданской области на основе данных выборочных обследований домохозяйств (табл. 1) показал, что средняя энергетическая ценность суточного рациона питания населения на 15% меньше, чем энергетическая ценность минимального продуктового набора, закрепленного нормативным актом для региона, а также соответствует нормативам ГУ НИИ питания РАМН для жителей Крайнего Севера с низким уровнем физической активности (MP 2.3.1.2432-08). Полученные данные могут свидетельствовать о том, что за последние десятилетия произошли важные сдвиги в характере труда и досуга. Энергетическая ценность минимальной продуктовой корзины оказывается излишней для людей, не имеющих отношения к тяжелому физическому труду.
Таблица 1. Химический состав и энергетическая ценность рационов питания в Магаданской области
Показатель | Фактические значения согласно выборочному обследованию домохозяйств | Состав и энергетическая ценность минимального набора питания для I группы населения Магаданской области | Норма физиологической потребности в энергии и пищевых веществах для мужчин II группы физической активности 30—39 лет в районах Крайнего Севера (MP 2.3.1.2432-08) |
Белки, г/сут | 104,6 | 120,9 | 88,6, в том числе животный 44,3 |
Жиры, г/сут | 90,6 | 115,4 | 101,2 |
Углеводы, г/сут | 395,1 | 444 | 445 |
Моно- и дисахариды, г/сут | 151,2 | 126,3 | Не более 86,25 (согласно MP 2.3.1.1915-04) |
Энергетическая ценность, ккал/сут | 2861 | 3310 | 3047,5 |
Тип питания Б:Ж:У | 15:29:56 | 15:32:53 | 12:30:58 |
Клетчатка, г | 22 | 29,4 | 23 |
Белки. Фактический уровень потребления белка вписывается в границы адекватной дневной нормы (от 65 до 117 г/сут для мужчин и от 58 до 87 г/сут для женщин) [17], но остается ниже нормативного уровня, представленного в минимальном наборе продуктов питания для трудоспособного населения Магаданской области.
Жиры. Ранее считалось, что человек на Крайнем Севере нуждается в потреблении большого количества липидов, что в реальности всегда и наблюдалось у аборигенного населения. Современные нормы ГУ НИИ питания РАМН не предполагают необходимости в изменении типа диеты для жителей Крайнего Севера с вестернизированного на белково-липидный. Фактическое потребление жиров в Магаданской области существенно ниже нормативных показателей. Оно вплотную приближается к нижней границе адекватной дневной нормы потребления (см. табл. 1).
Необходимо подчеркнуть, что в фактическом рационе питания жителей Магаданской области в настоящий момент невелика доля рыбы и морепродуктов, богатых животными жирами и витамином D. Исключительно важный для северян витамин восполняется фактическим рационом только на 44%, однако текущие нормативы питания в регионе вообще не принимают в расчет этот фактор и в совокупности дают потребление только 2 мкг витамина D в сутки, что соответствует примерно 20% от нормативного потребления.
Углеводы. Среднее фактическое содержание углеводов в рационе питания составило 395,1 г/сут, что практически соответствует доле углеводов минимального набора продуктов питания для трудоспособного населения Магаданской области. При этом суточный калораж рациона питания на 15% меньше нормативного значения, что делает количество углеводов в рационе жителей Магаданской области повышенным относительно белков и липидов. Необходимо отметить, что высокая доля углеводов фактического рациона питания не обеспечена потреблением овощей и фруктов, а формируется по большей части крупами, хлебобулочными изделиями, а также картофелем (наиболее доступными по цене углеводами). Содержание моно- и дисахаридов как в фактическом рационе питания, так и в минимальном наборе продуктов питания для населения Магаданской области в 2 раза превышает современные рекомендации ВОЗ (не более 10% обеспеченности суточного калоража, или около 50 г/сут) и почти в 2 раза превышает рекомендации ГУ НИИ питания РАМН.
Клетчатка. Уровень потребления клетчатки в регионе выше рекомендуемого порога (20 г) как в минимальной продуктовой корзине, так и по результатам выборочного обследования, но в обоих случаях основу потребления клетчатки составляют крупы, изделия из пшеничной муки и картофель на фоне недостаточной концентрации витаминов B2, B9, H, K, присутствует выраженный дефицит Ca. Необходимо отметить, что данные витамины и макроэлемент имеются в достаточном количестве в молодых побегах культивируемых или дикорастущих трав, однако их регулярное потребление на Крайнем Севере обычно ограничено всего несколькими месяцами в году.
Сравнение нормативного и фактического рационов питания населения Магаданской области показало, что нормативный набор продуктов не только более энергетически обеспечен и сбалансирован по основным макронутриентам (белки, жиры, углеводы), но и является более оптимальным по концентрациям основных микронутриентов. Основной недостаток законодательно закрепленной корзины — ее избыточная калорийность.
Фактическое потребление продуктов питания характеризуется выраженным дефицитом по 6 анализируемым витаминам и 3 минеральным элементам, тогда как нормативное потребление имеет дефицит только по 4 витаминам и одному минеральному элементу (табл. 2).
Таблица 2. Фактический дефицит суточного потребления витаминов и минералов в сравнении с показателями законодательно установленного минимального набора питания
Витамины и минералы | Фактические суточные значения согласно выборочному обследованию домохозяйств | Витамины и минералы в минимальном наборе продуктов питания для I группы населения | Суточная норма потребления |
b-car | 30% | 236% | 5 мг (100%) |
B2 | 87% | 84% | 1,8 мг (100%) |
B9 | 51% | 56% | 400 мкг (100%) |
D | 44% | 20% | 10 мкг (100%) |
H | 65% | 78% | 50 мкг (100%) |
Витамин K | 52% | 81% | 120 мкг (100%) |
Ca | 81% | 82% | 1000 мг (100%) |
I | 70% | 150% | 150 мкг (100%) |
Zn | 74% | 115% | 12 мг (100%) |
Особенностью нормативного минимального набора продуктов питания является высокое содержание жирных кислот (более 35 г), что может быть оправданным в условиях Крайнего Севера при интенсивных физических нагрузках, однако лишь малая часть населения на Крайнем Севере занимается сегодня тяжелым физическим трудом. Реальное потребление жирных кислот (за исключением омега-3) в настоящий момент существенно ниже показателей, характеризующих минимальный набор продуктов питания (табл. 3).
Таблица 3. Фактическое и нормативное потребление жирных кислот в Магаданской области (г)
Жирные кислоты | Фактическое значение согласно выборочному обследованию домохозяйств | Минимальный набор продуктов питания для I группы населения |
НЖК | 23,1 | 35,1 |
МНЖК | 21,2 | 37,6 |
ПНЖК | 17,1 | 34,6 |
Омега-6 | 14,4 | 32,1 |
Омега-3 | 3,1 | 1,2 |
Трансжиры | 0,08 | 0,031 |
Заключение
Анализ особенностей минимальной продуктовой корзины Магаданской области и фактического рациона питания с точки зрения энергетической ценности, соотношения макронутриентов, наличия витаминов, минералов и жирных кислот показывает, что нормативные основания для расчета минимальной продуктовой корзины для жителей Крайнего Севера необходимо подвергнуть пересмотру. Фактическое потребление калорий в сутки в среднем на 15% ниже нормативного, что заставляет задуматься об изменении приоритетов при формировании продуктовой корзины. Это касается как энергетической ценности, так и сбалансированности по микро- и макронутриентам.
В перспективной продуктовой корзине необходимо уменьшить долю мучных изделий и сахара, увеличить количество фруктов, рыбы и морепродуктов, мясных субпродуктов. В настоящий момент в продуктовой корзине также отсутствует категория свежей столовой зелени, без которой почти невозможно устранить текущий дефицит микро- и макроэлементов, представленных в табл. 2.
Указанные изменения увеличат стоимость минимального набора продуктов питания и позволят поднять уровень прожиточного минимума в регионе, что должно позитивно сказаться как на фактическом питании жителей, так и на уровне жизни в целом. Возможный отказ от методики расчета МРОТ на основе стоимости потребительской корзины в пользу проекта расчета на основе медианной заработной платы по РФ, умноженной на районный коэффициент, не сможет оказать положительного влияния на структуру потребления продуктов питания в силу незначительных отличий текущего МРОТ от планируемого на 2021 г.
Участие авторов: концепция и дизайн исследования — И.В. Аверьянова, Ю.В. Барбарук, С.И. Вдовенко; обработка материала, написание текста — Ю.В. Барбарук; редактирование — И.В. Аверьянова, С.И. Вдовенко.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.