Кобякова О.С.

ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России

Деев И.А.

ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России

Куликов Е.С.

ФГБОУ ВО «Сибирский государственный медицинский университет» Минздрава России

Файзулина Н.М.

ФГБОУ ВО «Сибирский государственный медицинский университет» Минздрава России

Старовойтова Е.А.

ФГБОУ ВО «Сибирский государственный медицинский университет» Минздрава России

Альмикеева А.А.

ФГБОУ ВО «Сибирский государственный медицинский университет» Минздрава России

Яровой Н.Д.

ФГБОУ ВО «Сибирский государственный медицинский университет» Минздрава России

Особенности частоты факторов риска хронических неинфекционных заболеваний среди студентов средних специальных и высших учебных заведений различных направлений подготовки

Авторы:

Кобякова О.С., Деев И.А., Куликов Е.С., Файзулина Н.М., Старовойтова Е.А., Альмикеева А.А., Яровой Н.Д.

Подробнее об авторах

Прочитано: 1615 раз


Как цитировать:

Кобякова О.С., Деев И.А., Куликов Е.С., Файзулина Н.М., Старовойтова Е.А., Альмикеева А.А., Яровой Н.Д. Особенности частоты факторов риска хронических неинфекционных заболеваний среди студентов средних специальных и высших учебных заведений различных направлений подготовки. Профилактическая медицина. 2020;23(4):61‑66.
Kobyakova OS, Deev IA, Kulikov ES, Fayzulina NM, Starovoytova EA, Almikeeva AA, Yarovoy ND. Features of frequency of risk factors for chronic noncommunicable diseases among students of secondary specialized and higher educational institutions of various areas of training. Russian Journal of Preventive Medicine. 2020;23(4):61‑66. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed20202304161

Рекомендуем статьи по данной теме:
Рак же­луд­ка: за­бо­ле­ва­емость, фак­то­ры рис­ка, скри­нинг. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(12):135-139
Осо­бен­нос­ти пер­вич­ных и пов­тор­ных ише­ми­чес­ких ин­суль­тов у муж­чин в воз­рас­те 18—50 лет. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(12-2):65-74

Введение

Снижение преждевременной смертности от хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ) является приоритетной задачей общественного здравоохранения, провозглашенной ООН в Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. [1]. Согласно этому документу, к 2030 г. необходимо «снизить на одну треть преждевременную смертность от ХНИЗ» [1]. На сегодняшний день разработаны многочисленные стратегии для снижения бремени этих заболеваний, направленные на основные факторы их риска (ФР): табакокурение, употребление алкоголя, нездоровое питание, недостаточную двигательную активность, ожирение и избыточную массу тела (избМТ), артериальную гипертензию, гиперхолестеринемию и гипергликемию. Однако структуры и ресурсы для их реализации ограничены. Риск преждевременной смерти от ХНИЗ в возрастной группе от 30 до 70 лет в период с 2000 по 2015 г. снизился лишь на 17% [2]. Признавая отсутствие надлежащего глобального прогресса в этом вопросе, ВОЗ призывает осуществлять конкретные приоритетные мероприятия с учетом надежных данных о заболеваемости и смертности от ХНИЗ, об основных определяющих их ФР, наиболее уязвимых категориях населения, а также об областях, в которых может быть обеспечено максимальное воздействие [2].

Особой «точкой приложения» для профилактических мероприятий может считаться студенчество, поскольку процесс обучения зачастую сопряжен с проблемами, связанными с началом самостоятельной жизни, отсутствием контроля со стороны родителей, чувством изоляции, учебной нагрузкой, межличностными конфликтами, финансовыми трудностями, что создает предпосылки к инициированию «нездорового поведения» [3, 4]. С другой стороны, у этой категории лиц в силу возраста еще не установились окончательные стереотипы рискового поведения, а включение обучения и приобретения навыков по поддержанию и улучшению здоровья в системы образования является универсальным и недорогим способом борьбы с ХНИЗ.

Современное студенчество характеризуется неоднородностью с точки зрения стартовых возможностей, ресурсных потенциалов, ценностных установок, уровня профессионального образования и направлений подготовки [5]. В зарубежной литературе имеются данные, свидетельствующие о том, что социально-демографические отличия могут становиться причиной большей распространенности ФР ХНИЗ в средних специальных учебных заведениях (ссузах), чем в «классических» четырехлетних колледжах [6]. Направление подготовки также может влиять на образ жизни учащейся молодежи. Например, студенты медицинских специальностей сталкиваются с такими дополнительными неблагоприятными факторами, как чрезвычайно высокие учебные нагрузки, необходимость непрерывного обучения, профессиональное выгорание, что может привести к усугублению «нездорового поведения» [7, 8]. Кроме того, в последние десятилетия во всем мире этнический, половозрастной состав, социально-экономический статус, направления и программы академической подготовки студентов претерпевают резкие изменения [5].

Цель исследования — установить особенности частоты ФР ХНИЗ среди студентов в зависимости от пола, уровня образования и направления обучения для разработки наиболее эффективных стратегий профилактических вмешательств.

Материал и методы

Для установления распространенности ФР ХНИЗ в популяции студентов Томской области было инициировано одномоментное сравнительное исследование «Здоровое будущее», в котором приняли участие студенты и учащиеся всех курсов, получающие среднее профессиональное или высшее образование, в период с сентября 2016 г. по май 2019 г. Протокол исследования был одобрен локальным этическим комитетом ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России Томска (заключение от 30.03.15 № 4077).

Для оценки поведенческих ФР ХНИЗ проводилось анкетирование студентов с помощью специализированного вопросника, составленного на основании методических рекомендаций «Мониторинг факторов риска хронических неинфекционных заболеваний в практическом здравоохранении», рекомендованных к применению Минздравом России (Письмо от 16.01.13 № 14-2/10/2-123). Критерием нерационального питания являлось употребление менее 400 г свежих овощей и фруктов в день. Курящими считали лиц, выкуривающих одну и более сигарет в день или бросивших курить менее года назад; изучались также возраст начала курения и количество выкуренных сигарет в день. Физическая активность считалась недостаточной, если время, затрачиваемое на ходьбу, составляло менее 30 мин в день.

Для выявления метаболических ФР проводились антропометрия, измерение артериального давления (АД) в офисном режиме и определение глюкозы плазмы и уровня холестерина. Ожирение определяли по величине индекса массы тела (ИМТ) ≥30 кг/м2, избыточную массу тела (ИзбМТ) — при ИМТ≥25 кг/м2. Абдоминальное ожирение фиксировалось у девушек при объеме талии более 80 см, у юношей — более 94 см. Измерение АД проводилось двукратно с интервалом 2 мин на правой руке обследуемого в положении сидя, после 5—10-минутного отдыха, учитывалось среднее из двух измерений. Артериальная гипертензия регистрировалась при значении систолического АД (САД) ≥140 мм рт.ст. или диастолического АД (ДАД) ≥90 мм рт.ст., независимо от приема антигипертензивных препаратов. Повышенный уровень общего холестерина соответствовал концентрации этого показателя в сыворотке крови более 5,0 ммоль/л, повышенный уровень глюкозы — 6,1 ммоль/л и выше [9]. Информированность студентов о ФР ХНИЗ определялась с помощью вопросов, касающихся осведомленности об уровне своего АД и холестерина.

Статистическую обработку полученных результатов проводили при помощи пакета программы Statistica for Windows, version 10.0. Нулевая гипотеза (об отсутствии различия значений между группами) отвергалась при p<0,05. Для сравнения частот качественных признаков осуществляли расчет отношения шансов. Для оценки различия средних в попарно не связанных выборках использовался U-критерий Манна—Уитни.

Результаты

Характеристика популяции

В исследовании приняли участие 3745 студентов различных учебных заведений Томска, что составило 4,9% от численности студентов города по состоянию на 2018 г. (n=75 715) [10]. Среди опрошенных было 1416 (37,8%) юношей и 2329 (62,2%) девушек. Большинство респондентов (81,0%, n=3032) учились в высших учебных заведениях (вузах), 16,2% (n=610) — в ссузах, 2,8% (n=103) не указали тип заведения. Из студентов вузов 2/3 (67,2%, n=2036) получали медицинское образование; 1/3 (32,8%, n=996) — немедицинское (техническое, педагогическое). Преобладание студентов медиков было связано с тем, что исследование инициировало ФГБОУ ВО СибГМУ и большое число респондентов было привлечено внутри этого вуза. Гендерный состав студентов и учащихся из вузов и ссузов существенно не отличался (ОШ=1,17, 95% ДИ 0,98—1,39). При этом в медицинском университете девушек было достоверно больше (n=1474; 72,4%,), чем в вузах других профилей (n=436; 43,6%), (ОШ=3,37, 95% ДИ 2,88—3,95). Более 1/3 студентов обучались на 1-м курсе (n=1426; 38,1%), 17,1% (n=641) — на 2-м курсе, 15,3% (n=575) — на 3-м, 10,4% (n=390) — на 4-м, 12,3% (n=459) и 6,8% (n=254) — на 5-м и 6-м курсах соответственно. Средний возраст респондентов составил 20,24±4,61 года, причем девушки были достоверно старше юношей (20,44±5,54 года против 19,91±2,32 года, p<0,001). Учащиеся колледжей и техникумов ожидаемо оказались младше студентов вузов (18,96±2,35 года против 20,52±4,95 года, p<0,001). Среди студентов вузов медики были достоверно старше коллег немедицинских специальностей (20,94±5,84 года против 19,65±1,92 года, p<0,001). Подавляющее большинство респондентов (92,2%) никогда не были женаты/замужем, и только 6,8% участников исследования состояли в официальном браке.

В таблице обобщены частота поведенческих и метаболических ФР ХНИЗ среди студентов в зависимости от пола, типа учебного заведения и профиля вуза.

Частота факторов риска ХНИЗ в зависимости от пола, уровня получаемого образования и направления подготовки

Фактор риска

Всего

Гендерные различия

Уровень получаемого образования

Направление подготовки вуза

юноши

девушки

ОШ

вузы

ссузы

ОШ

Медициское

Немедицинское

ОШ

Поведенческие ФР ХНИЗ

Употребление алкоголя, абс (%)

2823 (78,9)

1032 (76,4)

1791 (80,4) ↑

1,27 (95% ДИ 1,08—1,49]

2412 (81,9)↑

349 (66,2)

2,24 (95% ДИ 1,83—2,75)

1668 (82,2)

744 (79,8)

1,18 (95% ДИ 0,97—1,43)

Нерациональное питание, абс (%)

2531 (68,9)

967 (70,2)

1564 (68,1)

0,91 (95% ДИ 0,78—1,05)

2133 (70,9) ↑

339 (59,4)

1,67 (95% ДИ 1,39—2,00)

1448 (71,2)

685 (70,3)

1,04 (95% ДИ 0,88—1,23)

Курение, абс (%)

1142 (30,7)

532 (37,9)↑

610 (26,3)

1,71 (95% ДИ 1,49—1,97)

838 (27,7)

266 (44,5)↑

2,09 (95% ДИ 1,75—2,50)

559 (27,5)

279 (28,2)

1,04 (95% ДИ 0,88—1,23)

Гиподинамия, абс (%)

747 (20,0)

235 (16,7)

512 (22,0)↑

1,41 (95% ДИ 1,19—1,67)

589 (19,5)

130 (21,5)

1,14 (95% ДИ 0,92—1,14)

428 (21,0)

161 (16,2)

1,37 (95% ДИ 1,13—1,68)

Метаболические ФР ХНИЗ

Ожирение/ИзбМТ, абс (%)

488 (15,8)

261 (21,3)↑

227 (12,2)

1,95 (95% ДИ 1,60—2,36)

372 (15,6)

97 (16,0)

1,03 (95% ДИ 0,81—1,31)

225 (15,3)

147 (16,2)

1,06 (95% ДИ 0,85—1,33)

Артериальная гипертензия, абс (%)

139 (6,0)

96 (10,0)↑

43 (3,2)

3,4 (95% ДИ 2,37—4,97)

96 (5,9)

40 (6,6)

1,12 (95% ДИ 0,77—1,64)

45 (5,4)

51 (6,5)

1,22 (95% ДИ 0,81—1,84)

Гиперхолестеринемия, абс (%)

269 (15,7)

94 (12)

175 (18,9)↑

1,71 (95% ДИ 1,30—2,24)

210 (21,0)↑

44 (7,2)

3,40 (95% ДИ 2,42—4,79)

106 (43,4)↑

104 (13,8)

4,82 (95% ДИ 3,47—6,68)

Гипергликемия, абс (%)

61 (3,6)

36 (4,0)

25 (3,2)

1,24 (95% ДИ 0,74—2,09)

55 (5,6)↑

4 (0,7)

8,97 (95% ДИ 3,23—24,88)

14 (6,0)

41 (5,5)

1,10 (95% ДИ 0,59—2,05)

Почти 80% (n=2823) студентов сообщили, что употребляли алкоголь в течение последнего года. Этой привычке были более подвержены девушки, а также студенты, получающие высшее образование. Профиль вуза не оказывал влияния на частоту употребления алкоголя. При анализе кратности приема алкоголя было выяснено, что более 1/2 (61%, n=1829) студентов выпивали менее 1 раза в мес, 3,8% (n=115) опрошенных — более 1 раза в нед, о ежедневном употреблении алкоголя заявили 0,6% (n=19) респондентов. Доли девушек и юношей, употребляющих алкоголь более 1 раза в нед, значимо не отличались: 4,4% (n=52) против 5,7% (n=63) (ОШ=1,31, 95% ДИ 0,90—1,91).

Частота нерационального питания среди включенных в исследование студентов составила 68,9%. Студенты вузов достоверно реже употребляли необходимое количество свежих овощей или фруктов в день, чем учащиеся ссузов. Был проанализирован также такой аспект нерационального питания, как использование продуктов с большим количеством сахаров. Оказалось, что юноши чаще превышали дневную рекомендуемую порцию простых углеводов, чем девушки: 43,8% (n=603) против 37,0% (n=849) (ОШ=1,33, 95% ДИ 1,16—1,52). В вузах и ссузах частота злоупотребления легкоусаиваемыми углеводами достоверно не различалась: 39,1% (n=1177) против 42,9% (n=243) (ОШ=1,17, 95% ДИ 0,98—1,41). Профиль вуза не оказывал значимого влияния на частоту обоих компонентов нерационального питания.

Курильщиками являлись 1/3 (30,7%, n=1142) респондентов. Частота курения среди юношей достигала 37,9%, а среди девушек — 26,3% (ОШ=1,71, 95% ДИ 1,49—1,97), также студенты мужского пола выкуривали большее количество сигарет в день, чем девушки (8,69±6,03 против 6,00±4,55, p<0,001). Возраст начала курения у девушек и юношей статистически значимо не отличался. Неблагоприятная ситуация с курением сложилась в ссузах, где практически 1/2 (44,5%, n=266) учащихся были подвержены этой вредной привычке. При этом студенты ссузов начинали курить на 1 год раньше, чем учащиеся вузов (15,69±1,94 против 16,54±2,59, p<0,001), а также потребляли большее количество сигарет в день (8,27±5,56 против 6,99±5,42, p=0,000448).

Малоподвижный образ вела 1/5 часть студентов Томска, причем гиподинамия в 1,5 раза чаще встречалась среди девушек. Частота низкой физической активности не была связана с уровнем образования. Студенты медицинских специальностей оказались менее физически активными, чем учащиеся других направлений подготовки.

Ожирение/ИзбМТ были выявлены у 15,8% (n=488) студентов. Интересно, что среди юношей этот ФР встречался в 2 раза чаще, чем у девушек. Артериальная гипертензия была зафиксирована у 6% (n=139) респондентов и закономерно чаще — среди студентов мужского пола: 10,0% (n=96) против 3,2% (n=43) (ОШ=3,4, 95% ДИ 2,37—4,97). Частота гиперхолестеринемии составила 15,7%. Этот ФР был более распространен среди девушек, а также среди студентов вузов, достигая 43,4% у студентов-медиков. Студенты, получающие высшее образование, оказались более подвержены и гипергликемии.

Была изучена информированность студентов об основных ФР ХНИЗ.

Студенты вузов в сравнении с коллегами из ссузов продемонстрировали более высокую осведомленность о своем уровне АД (58,1% против 21,9%, ОШ=4,94, 95% ДИ 4,00—6,11), показателях холестерина (14,9% против 2,3%, ОШ=7,33, 95% ДИ 4,27—12,56). Медики в свою очередь отличались от студентов немедицинских специальностей еще более значительными показателями информированности об уровне АД (67,9% против 36,9%, ОШ= 3,62, 95% ДИ 3,08—4,26) и холестерина (19,4% против 5,6%, ОШ=4,06, 95% ДИ 3,03—5,44). Следует также отметить, что девушки обладали большим уровнем этих знаний, чем юноши: в отношении АД — 56,7% против 43,4% (ОШ=1,7, 95% ДИ 1,49—1,95), касательно уровня холестерина — 15,3% против 8,1% (ОШ=2,0, 95% ДИ 1,64—2,55).

Обсуждение

Исходя из результатов исследований последних лет, можно сделать вывод о неоднородности студенческой популяции с точки зрения частоты ФР ХНИЗ.

Большая уязвимость девушек перед гиподинамией, гиперхолестеринемией, а юношей перед курением, артериальной гипертензией, ИзбМТ/ожирением практически полностью согласуются с данными, полученными В.В. Дехарем и соавт. (2016) при обследовании студентов Алтайского края [11]. Кроме того, была выявлена высокая частота употребления алкоголя среди студенток, а доля девушек, выпивающих более 1 раза в нед, практически не отличалась от доли «часто выпивающих» юношей. По данным европейского бюро ВОЗ, в странах Северной Европы произошло стирание гендерных различий в структуре еженедельного пьянства, когда среди девушек и юношей стали регистрироваться сопоставимые уровни потребления алкоголя [12]. В странах СНГ также подтверждается феминизация этой вредной привычки [13, 14].

В настоящем исследовании были установлены различия в частоте факторов риска ХНИЗ в зависимости от уровня образования. Для студентов Томска, получающих высшее образование, наиболее актуальны проблемы употребления алкоголя и нерационального питания, а для учащихся ссузов — курение. Результаты настоящего исследования отчасти сопоставимы с данными североамериканских авторов. Так, имеются публикации, показывающие, что у студентов общественных колледжей США, получающих среднее специальное образование в течение 2 лет, частота употребления алкоголя сходна или даже ниже с таковой среди студентов классических колледжей с четырехлетним обучением, однако риск неблагоприятных последствий этой привычки выше, что связано с различным социальным статусом учащихся, уровнем дохода семьи [15]. Учащиеся общественных колледжей США считаются более уязвимой группой в сравнении со студентами классических колледжей перед такими ФР, как гиподинамия, нерациональное питание (высокое потребление газированных напитков, фаст-фуда) и ИзбМТ/ожирение [16, 17]. В исследовании И.С. Петрухина и соавт. (2016) также отмечалась более значимая распространенность нерационального питания среди студентов колледжа в сравнении с учащимися медицинской академии [18]. В отличие от результатов вышеуказанных работ, в Томске нерациональному питанию оказались более подвержены студенты, получающие высшее образование, также у них чаще фиксировались связанные с этим ФР гиперхолестеринемия и гипергликемия.

Большинство исследователей констатируют, что ситуация с курением в ссузах значительно сложнее, чем в вузах [16, 18, 19]. Причины и способы преодоления этой проблемы требуют дальнейшего изучения.

Следует обратить внимание, что частота курения, употребления алкоголя, нерационального питания среди медиков практически не отличалась от таковых среди студентов немедицинских специальностей, а гиподинамия даже чаще встречалась среди будущих врачей. Ожидалось, что у студентов медицинского вуза понимание значимости негативных последствий рискового поведения должно сформироваться уже процессе обучения. Тем не менее результаты настоящего и ряда зарубежных и отечественных исследований свидетельствуют об обратном. Так, распространенность табакокурения в популяции студентов медицинских вузов Европейского Союза выше, чем в общей популяции, и составляет от 18,9% во Франции [20] до 31,3% в Италии [21]. Обращает на себя внимание и высокая распространенность употребления алкоголя у будущих врачей. Например, среди французских студентов-медиков у 74,8% был зафиксирован по крайней мере один эпизод употребления алкоголя за последние 2 нед [22]. По данным Е.С. Гавриловой и соавт. (2016), среди студентов-медиков выпускных курсов достоверно выше распространенность употребления алкоголя и гиподинамии, чем у студентов экономического профиля [23]. Высказывались предположения, что обучение по медицинским специальностям является более «стрессовым», чем другие виды образования, а некоторые исследования продемонстрировали возникновение элементов профессионального выгорания работников здравоохранения еще на стадии обучения в вузе, в результате чего студенты могут использовать альтернативные методы борьбы с хроническим эмоциональном напряжением, такие как употребление алкоголя или курение [7, 8]. По данным нескольких зарубежных работ, употребление алкоголя, низкая физическая активность, курение среди медицинских студентов действительно ассоциировалось с элементами профессионального выгорания [24, 25]. В исследовании L. Dyrbye и соавт. (2017) показано, что занятия физическими упражнениями по специальной программе снижали уровень профессионального выгорания и улучшали качество жизни среди будущих специалистов здравоохранения [26]. Учитывая вышесказанное, а также бо́льшую частоту гиподинамии среди студентов медицинского профиля, можно предполагать, что именно меры по повышению физической активности станут наиболее актуальными среди будущих врачей и фармацевтов.

Следует также подчеркнуть, что медицинские работники с более здоровым поведением чаще и качественнее проводят профилактические консультирования своих пациентов [7]. Кроме того, ряд авторов указывают на ключевую роль медицинского работника в качестве «модели поведения» для населения и акцентируют внимание на необходимости получения студентами медицинских специальностей дополнительных знаний о факторах риска ХНИЗ и методах их коррекции [7, 8].

Заключение

Выявленные особенности частоты основных ФР ХНИЗ среди студентов могут способствовать разработке дифференцированных программ профилактики. Так, для студентов ссузов должна быть крайне актуальной борьба с курением. Среди студентов, получающих высшее образование, особое внимание следует уделить проблемам употребления алкоголя, особенно среди девушек, и нерационального питания.

Вероятно, что борьба с ФР ХНИЗ, особенной с низкой физической активностью, среди медицинских студентов обеспечит не только профилактику неинфекционных заболеваний, но и будет способствовать снижению уровня профессионального выгорания, лучшему качеству их работы в будущем. Кроме того, учащимся медицинских специальностей требуются внести дополнительные программы обучения методам прекращения пагубных привычек.

Участие авторов: концепция и дизайн исследования — О.С. Кобякова, И.А. Деев, Е.С. Куликов; сбор и обработка материала — Н.М. Файзулина, Е.А. Старовойтова, А.А. Альмикеева; статистическая обработка — Н.М. Файзулина, Н.Д. Яровой; написание текста — И.А. Деев, Е.С. Куликов, Н.М. Файзулина; редактирование — О.С. Кобякова, И.А. Деев, Е.С. Куликов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflict of interest.

Литература / References:

  1. Resolution adopted by the General Assembly on 25 September 2015. Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development. Accessed January 18, 2020. https://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/RES/70/1&Lang=E
  2. Time to deliver: report of the WHO Independent High-level Commission on Noncommunicable Diseases. Accessed January 18, 2020. https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/272710/9789241514163-eng.pdf?ua=1
  3. Jao NC, Robinson LD, Kelly PJ, Ciecierski CC, Hitsman B. Unhealthy behavior clustering and mental health status in United States college students. J Am Coll Health. 2019;67(8):790-800.  https://doi.org/10.1080/07448481.2018.1515744
  4. Lahav O, Nolan C, Katz N. Academic and social concerns of students in higher education. Work. 2016;55(4):757-764.  https://doi.org/10.3233/wor-162444
  5. Sandoval-Lucero E. Serving the Developmental and Learning Needs of the 21st Century Diverse College Student Population: A Review of Literature. Journal of Educational and Developmental Psychology. 2014;4(2):47-64.  https://doi.org/10.5539/jedp.v4n2p47
  6. Mathur C, Stigler M, Lust K, Laska M. A Latent Class Analysis of Weight-Related Health Behaviors Among 2- and 4-Year College Students and Associated Risk of Obesity. Heal Educ Behav. 2014;41:663-672.  https://doi.org/10.1177/1090198114537062
  7. Terebessy A, Czeglédi E, Balla BC, Horváth F, Balázs P. Medical students’ health behaviour and self-reported mental health status by their country of origin: a cross-sectionalstudy. BMC Psychiatry. 2016;16:171.  https://doi.org/10.1186/s12888-016-0884-8
  8. Boni RADS, Paiva CE, de Oliveira MA, Lucchetti G, Fregnani JHTG, Paiva BSR. Burnout among medical students during the first years of undergraduate school: Prevalence and associated factors. PLOS ONE. 2018;13(3): e0191746. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0191746
  9. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 13.03.19 №124н «Об утверждении порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения». Ссылка активна на 18.01.20.  https://www.rosminzdrav.ru/poleznye-resursy/dispanserizatsiya
  10. Официальный портал МО «Город Томск». Ссылка активна на 24.02.20.  https://www.admin.tomsk.ru/pgs/2dh
  11. Дехарь В.В., Осипов А.Г., Сопотова И.В., Денисова Д.В., Осипова И.В. Распространенность факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний среди студентов Алтайского края. Профилактическая медицина. 2016;19(4):33-38.  https://doi.org/10.17116/profmed201619433-38
  12. Adolescent alcohol-related behaviours: trends and inequalities in the WHO European Region, 2002—2014. Accessed January 18, 2020. https://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0007/382840/WH15-alcohol-report-eng.pdf?ua=1
  13. Вэлком М.О., Разводовский Ю.Е., Садовский Н.И., Переверзева Е.В., Переверзев В.А. Гендерные различия проблем, обусловленных алкоголем, среди учащейся молодежи. Вестник Смоленской государственной медицинской академии. 2013;12(1):3-13. 
  14. Пономарева М.С. Злоупотребление алкоголем молодыми людьми как угроза национальной безопасности России. Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013;7(196):52-63. 
  15. Thind H, Rosen RK, Barnett NP, Walaska K, Traficante R, Bock BC. A qualitative examination of drinking patterns among community college students. J Am Coll Health. 2019;1-7. [Epub ahead of print]. https://doi.org/10.1080/07448481.2019.1661421
  16. Heller JH, Sarmiento AL. Health behaviors of culturally diverse inner-city community college students. J Am Coll Health. 2016;64(8):651-663.  https://doi.org/10.1080/07448481.2016.1223674
  17. Pelletier JE, Lytle LA, Laska MN. Stress, health risk behaviors, and weight status among community college students. Health Educ Behav. 2016;43(2): 139-144.  https://doi.org/10.1177/1090198115598983
  18. Петрухин И.С., Родионов А.А., Колбасников С.В. Распространенность факторов риска неинфекционных заболеваний среди подростков-студентов учреждений высшего и среднего профессионального образования. Профилактическая медицина. 2014;17(6):51-55.  https://doi.org/10.17116/profmed201417651-55
  19. Ossip DJ, Johnson T, Assibey-Mensah V, Wang S, McLaren D, Calabro K, Prokhorov AV, McIntosh S. Smoke-Free Home and Vehicle Policies Among Community College Smokers. Health Educ Behav. 2018;45(4):540-549.  https://doi.org/10.1177/1090198117742437
  20. Bourbon A, Boyer L, Auquier P, Boucekine M, Barrow V, Lançon C, Fond G. Anxiolytic consumption is associated with tobacco smoking and severe nicotine dependence. Results from the national French medical students (BOURBON) study. Prog Neuropsychopharmacol Biol Psychiatry. 2019;94: 109645. https://doi.org/10.1016/j.pnpbp.2019.109645
  21. La Torre G, Kirch W, Bes-Rastrollo M, Ramos RM, Czaplicki M, Gualano MR, Thümmler K, Ricciardi W, Boccia A. Tobacco use among medical students in Europe: Results of a multicentre study using the Global Health Professions Student Survey. Public Health. 2012;126(2):159-164.  https://doi.org/10.1016/j.puhe.2011.10.009
  22. Duroy D, Iglesias P, Perquier F, Brahim N, Lejoyeux M. Hazardous drinking in Parisian medical students. Encephale. 2017;43(4):334-339.  https://doi.org/10.1016/j.encep.2016.02.019
  23. Гаврилова Е.С., Яшин Д.А., Ванин Е.Ю., Яшина Л.М. Сравнительная оценка факторов риска хронических неинфекционных заболеваний и тревожно-депрессивной симптоматики среди студентов разных вузов мегаполиса. Современные проблемы науки и образования. 2016;2:15. Ссылка активна на 18.01.20.  https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24166
  24. Cecil J, McHale C, Hart J, Laidlaw A. Behaviour and burnout in medical students. Medical Education Online. 2014;19(1):25209. https://doi.org/10.3402/meo.v19.25209
  25. Agarwal G, Mosquera M, Ring M, Victorson D. Work engagement in medical students: An exploratory analysis of the relationship between engagement, burnout, perceived stress, lifestyle factors, and medical student attitudes. Medical Teacher. 2020;42(3):299-305.  https://doi.org/10.1080/0142159X.2019.1679746
  26. Dyrbye LN, Satele D, Shanafelt TD. Healthy exercise habits are associated with lower risk of burnout and higher quality of life among U.S. medical students. Acad Med. 2017;92(7):1006-1011. https://doi.org/10.1097/ACM.0000000000001540

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.