Медико-социальные аспекты состояния здоровья научно-педагогических работников образовательных учреждений

Авторы:
  • Р. Р. Газизов
    ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России, Казань, Республика Татарстан, Россия
  • А. В. Шулаев
    ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России, Казань, Республика Татарстан, Россия
  • Л. М. Хайруллина
    ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России, Казань, Республика Татарстан, Россия
Журнал: Профилактическая медицина. 2020;23(2): 13-18
Просмотрено: 119 Скачано: 48

Введение

Профессия учителя (преподавателя) — одна из самых важных и благородных на земле специальностей, ее значимость нельзя переоценить. Из года в год преподаватели различного уровня обучения передают свои знания и свой опыт, трудясь на благо человечества, порой и жертвуя самым ценным богатством в жизни человека — здоровьем. В последние годы активно изучается не только состояние здоровья учителей общеобразовательных школ, но и преподавателей высших учебных заведений (вузов) и все чаще уделяется внимание потребности в формировании здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях [1, 2].

При этом следует отметить, что если состояние здоровья обучающихся изучалось многими учеными, в результате чего были предложены мероприятия по его сохранению и улучшению, то комплексного анализа состояния здоровья научно-педагогических работников и определяющих его факторов практически не проводилось. Имеющиеся достижения в этой области носят неполный характер [1].

В докладе 1997 г. генерального секретаря ЮНЕСКО преподавательскую деятельность было предложено рассматривать в качестве формы общественной службы, которая требует от преподавательских кадров вузов экспертных знаний и специализированных навыков, приобретенных и поддерживаемых благодаря упорной учебе и исследовательской деятельности на протяжении всей жизни за счет значительных усилий и энергетических затрат. Однако в современном обществе сформировался стереотип, при котором работа в сфере образования представляется деятельностью, не требующей больших усилий [1].

М.А. Сорокина [3] проводила исследования по изучению функционального состояния центральной нервной системы у преподавателей медицинского вуза и пришла к выводу, что в конце учебного года многие преподаватели нуждаются в мероприятиях по предупреждению развития переутомления или перенапряжения, связанного с профессиональной деятельностью.

Цель настоящего исследования — медико-социальная оценка состояния здоровья работников образовательных учреждений Республики Татарстан.

Материал и методы

В исследовании принимали участие 200 работников образовательных учреждений Республики Татарстан. Обследование включало: заполнение анкет с блоком социологических вопросов на приеме у врача-специалиста в центрах здоровья; измерение антропометрических показателей, артериального давления, уровня глюкозы и холестерина в крови экпресс-методом; исследование электрической активности сердца, которое проводилось на компьютеризированном комплексе мониторном кардиореспираторной системы и гидратации тканей (М-АР-01 Диамант).

Медико-социальный анализ проводился на основе официальных форм статистической отчетности (формы № 30, № 12 и др.), оперативной отчетности центров здоровья Министерства здравоохранения Республики Татарстан, результатов анкетирования, данных собственных исследований. Статистическая обработка осуществлялась с использованием логического, сравнительно-аналитического, ретроспективного, статистического методов. Данные представлены в виде среднего и стандартного отклонения (M±SD, медианы и интерквартильного интервала (Ме [Q1; Q3]).

Результаты и обсуждение

Среди 200 респондентов, вошедших в исследование, были 49 (24,5%) мужчин и 151 (75,5%) женщина в возрасте от 23 до 59 лет (медиана возраста 43 [34; 49] года). Структура преподавателей-мужчин и преподавателей-женщин по возрасту статистически значимо различалась (p<0,001). Среди представителей мужского пола преобладали (67,3%) лица средней возрастной категории — от 30 до 49 лет, среди женского пола (72,2%) — респонденты в возрасте от 40 до 54 лет.

Наибольшую долю (58,5%) среди респондентов по занимаемым должностям составляли преподаватели вузов/средних специализированных учебных заведений (CСУЗ), на втором месте находились учителя школы (31,0%). Общая доля руководителей в исследуемой совокупности составляла 10,5%.

Из числа респондентов 195 (97,5%) преподавателей имели высшее образование, 5 (2,5%) — среднее специальное.

Анализ распределения респондентов по причине обращения в центры здоровья при городских поликлиниках Казани показал, что 97 (48,5%) из них обратились самостоятельно, 81 (40,5%) — по направлению от участкового врача-терапевта, 22 (11,0%) были направлены по результатам программы диспансеризации взрослого населения, проводимой на территории Российской Федерации с 1 января 2013 г.

Индекс массы тела (ИМТ) в исследуемой когорте составлял от 17,31 до 44,58 кг/м2, в среднем — 27,47±5,04 кг/м2 (95% ДИ 26,77—28,17 кг/м2).

При анализе когорты по степеням массы тела (МТ) было получено следующее распределение: наибольшую долю (39,5%) составляли лица с избыточной МТ, второе место занимали участники с нормальной МТ (31,0%), на третьем месте были респонденты с ожирением I степени (19,5%). Ожирение II степени наблюдалось у 6,5% обследованных, III степени — у 2,5%. На долю недостаточной (дефицита) МТ приходился 1% респондентов.

Рис. 1. График регрессионной функции (1), характеризующей зависимость САД от ИМТ.


Изучение взаимосвязи показателей соматического здоровья и ИМТ респондентов выявило статистически значимые различия ИМТ в зависимости от наличия заболеваний сердечно-сосудистой системы (ССС) (p<0,001) и заболеваний эндокринной системы (ЭС) (p=0,034). Среди преподавателей, страдающих хроническими заболеваниями ССС, среднее значение ИМТ составило 30,36±4,85 кг/м2, при наличии эндокринной патологии — 30,16±7,22 кг/м2. В обоих случаях ИМТ было существенно выше, по сравнению с обследуемыми, не имеющими в анамнезе каких-либо хронических заболеваний, характеризовавшимися уровнем ИМТ=26,74±4,8 кг/м2 (табл. 1).

Таблица 1. Сравнение ИМТ обследуемых при наличии и отсутствии хронических соматических заболеваний


Примечание. * — различия между показателями статистически значимы (p<0,05); ** — группу составляли респонденты без перечисленных хронических заболеваний.

При оценке ИМТ среди лиц с любой формой хронической патологии среднее значение показателя составило 28,42±5,22 кг/м2. При их сравнении с относительно здоровыми были получены статистически значимые различия (p=0,02), свидетельствующие о более высоком уровне ИМТ при наличии хронических заболеваний.

При сравнении обследуемых по степеням МТ в зависимости от наличия заболеваний ССС и ЭС между ними были установлены статистически значимые различия в распределении (p=0,001). Среди лиц, отмечавших отсутствие какой-либо хронической патологии, преобладали (38,1%) случаи нормальной МТ, тогда как среди участников исследования с заболеваниями ССС их доля составляла только 10,7%, а при наличии заболеваний ЭС — 18,2%.

Далее было проведено сопоставление значений ИМТ с показателями артериального давления (АД). В результате корреляционного анализа были установлены статистически значимые прямые связи умеренной тесноты как с систолическим (САД) (rxy=0,418; p<0,001), так и с диастолическим АД (ДАД) (rxy=0,42; p<0,001).

Зависимость САД от ИМТ была дополнительно проанализирована с применением метода парной линейной регрессии, в результате было получено следующее уравнение (1):

YCАД=81,67+1,48∙XИМТ,(1)

где YCАД — CАД, мм рт.ст., XИМТ — ИМТ, кг/м2.

График полученной функции (1) представлен на рис. 1. Анализ сопоставления САД и ДАД с величиной ИМТ позволил выявить статистически значимую зависимость между этими показателями (p<0,001 в обоих случаях). При попарных сравнениях величины ДАД в зависимости от степени МТ было установлено, что показатель также имел статистически значимые различия между категориями респондентов с ожирением и респондентов с избыточной МТ (p<0,001) и с нормальной МТ или ее дефицитом (p<0,001).

Уровни ДАД в зависимости от степени МТ представлены на рис. 2. Был выполнен корреляционный анализ взаимосвязи ИМТ с некоторыми показателями биохимического анализа крови. В результате была выявлена статистически значимая прямая связь слабой тесноты между содержанием глюкозы в сыворотке крови и ИМТ (rxy=0,184; p=0,009). Корреляция ИМТ с содержанием холестерина оказалась статистически не значимой (p=0,349). Полученному значению коэффициента регрессии соответствовал прирост содержания глюкозы на 0,027 ммоль/л при увеличении ИМТ на 1 кг/м2.

Рис. 2. Зависимость ДАД от степени МТ.


Апостериорный анализ продемонстрировал статистически значимые различия в содержании глюкозы при сравнении участников исследования с избыточной МТ и ожирением (p=0,037), также следует отметить различия, значимость которых приближалась к критическому уровню, при сравнении респондентов с нормальной или недостаточной МТ и ожирением (p=0,06). В обоих случаях при ожирении был зарегистрирован существенно более высокий уровень глюкозы.

На следующем этапе исследования осуществлялось сравнение параметров положения электрической оси сердца (ЭОС), а также критериев системы регуляции ритма сердечной деятельности, определенных по данным электрокардиограммы (ЭКГ) в зависимости от степени МТ (табл. 2).

Таблица 2. Результаты сравнения распределения обследуемых по положению ЭОС, а также по показателям системы регуляции ритма сердца


Примечание. * — различия распределения показателей статистически значимы (p<0,05); ** — расшифровка кодов: 1 — удовлетворительная адаптация; 2 — напряжение механизмов адаптации; 3 — неудовлетворительная адаптация; 4 — срыв адаптации.

Проведенный анализ позволил выявить статистически значимые взаимосвязи с ИМТ следующих показателей: ЭОС (p<0,001), функции автоматизма (p=0,008), интегральной оценки функционирования сердца (p<0,001). Исходя из полученных данных было установлено, что среди работников образовательных учреждений с пониженной или нормальной МТ наибольшую долю составляли случаи нормального положения ЭОС (60,9%), процентные доли вертикального и горизонтального положения были сопоставимыми (25,0 и 14,1%, соответственно).

При избыточной МТ отмечалось увеличение доли случаев горизонтального положения ЭОС до 27,8%, а при ожирении — до 70,2%. Нормальное положение ЭОС в этих категориях обследуемых встречалось в 58,2 и 24,6% случаев соответственно.

При оценке частоты случаев нарушения автоматизма сердечного ритма в зависимости от степени МТ было установлено, что этот показатель существенно увеличивался у лиц с ожирением — до 35,1%, тогда как при избыточной МТ процент нарушений составлял 13,9%, а при нормальной или недостаточной МТ — 17,2%.

При сопоставлении распределения исследуемых по наличию и степени нарушений адаптации, исходя из значений интегральной оценки функции сердца, было обнаружено, что доля случаев удовлетворительной адаптации принимала наивысшие значения у респондентов с дефицитом или нормальной МТ (60,9%). При увеличении ИМТ существенно увеличивалась доля случаев нарушений адаптации: так, доля срывов адаптации при избыточной МТ составляла 5,1%, а при ожирении — 12,3%. Доля неудовлетворительной адаптации увеличивалась с 7,6 до 36,8% соответственно (рис. 3).

Рис. 3. Распределения респондентов по значениям интегральной оценки функции сердца в зависимости от степени МТ.


В целом на основании результатов изучения параметров регуляции сердечного ритма было отмечено, что показатели существенно ухудшались при ожирении, тогда как избыточная МТ характеризовалась сопоставимыми параметрами при сравнении с нормальной или пониженной МТ.

Выполненное сравнение индекса функциональных изменений сердечной деятельности (ИФИ СД) показало, что различия показателя в зависимости от степени МТ были статистически значимыми (p<0,001). Согласно представленным данным, рост ИМТ сопровождался увеличением медианы ИФИ СД — с 2,23 при дефиците или нормальной МТ до 3,02 при ожирении. Наблюдаемая прямая корреляционная связь была проанализирована с помощью регрессионного анализа, в результате которого была получена следующая модель (2):

YИФИ=0,976+0,059·XИМТ, (2),

где YИФИ — ИФИ СД, XИМТ — ИМТ, кг/м2.

Коэффициент регрессии указывал на ожидаемое увеличение ИФИ СД на 0,059 балла при росте ИМТ на 1 кг/м2. Наблюдаемая связь была статистически значимой и имела умеренную тесноту (rxy=0,467; p<0,001). Коэффициент детерминации свидетельствовал об учете в полученной модели (2) не менее 21,8% факторов, оказывающих влияние на ИФИ СД.

Заключение

Таким образом, по результатам проведенного анализа различных показателей состояния здоровья научно-педагогических работников было установлено, что с увеличением возраста повышается ИМТ. При значениях ИМТ, превышающих нормальные значения, увеличиваются частота хронических заболеваний различных систем, гипертонической болезни. Кроме того, повышенный ИМТ оказывает существенное неблагоприятное влияние на показатели функционирования сердечно-сосудистой деятельности, углеводный обмен и др.

По результатам настоящего исследования можно сделать вывод, что ожирение является серьезным фактором риска, обусловливающим развитие хронических заболеваний, независимо от социального положения в обществе, и предиктором многих социально значимых болезней. Однако до настоящего времени остается открытым вопрос, врач какой специализации должен заниматься профилактикой избыточной МТ и ожирения: эндокринолог, психотерапевт, гастроэнтеролог, диетолог, кардиолог или терапевт. Также остается нерешенной проблема общественного понимания опасности ожирения, поскольку рост числа лиц с ожирением и избыточной МТ с каждым годом только увеличивается, и прежде всего он напрямую связан с образом жизни человека. К сожалению, факторы образа жизни, способствующие нарастанию этих состояний, на сегодняшний день преобладают.

Участие авторов:

Концепция и дизайн — Р.Г., А.Ш.

Сбор и обработка материала, написание текста — Р.Г.

Статистическая обработка данных — Р.Г., А.Ш., Л.Х.

Редактирование — А.Ш.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Список литературы:

  1. Лисняк М.А., Горбач Н.А. Здоровье профессорско-преподавательского состава вузов. Сибирское медицинское обозрение. 2012;2:39-44. Ссылка активна на 14.05.19.
  2. Петанова Е.И. Факторы риска нарушений здоровья преподавателей вузов. Здоровье основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2011;1:371-373. Ссылка активна на 14.05.19.
  3. Сорокина М.А. Особенности функционального состояния центральной нервной системы у преподавателей высшей школы. Фундаментальные исследования. 2008;11:28-32.