Трансплантология является одним из наиболее динамично развивающихся направлений медицины: в мире ежегодно увеличивается количество выполненных операций по пересадке органов, растет число государств, развивающих национальные программы трансплантологии и органного донорства [1]. Соответственно, увеличивается и количество исследований, посвященных состоянию здоровья и качества жизни реципиентов органов человека после перенесенной операции [2]. В проведении научных работ участвуют, как правило, несколько сотен респондентов [3—8]. Единой методики оценки качества жизни реципиентов органов, утвержденной на международном уровне, в настоящее время не существует [2], чаще всего авторы исследований используют опросник оценки качества жизни пациента (The Short Form-36 — SF-36 [2—5, 7], реже встречаются другие формы анкет) [6, 8].
В нашей стране активная клиническая работа по пересадке органов проводится более 10 лет. За период с 2006 по 2017 г. центры трансплантации и органного донорства были созданы в 31 субъекте РФ, число ежегодно выполняемых в России операций по трансплантации почки возросло более чем в 2 раза, печени — в 5 раз, сердца — в 22 раза [9]. Согласно данным С.В. Готье и С.М. Хомякова, в 2018 г. число наших соотечественников, живущих с пересаженными органами, превысило 14 тыс. [10]. Увеличение числа реципиентов органов и времени наблюдения за ними после операции подчеркивают актуальность исследований, посвященных качеству жизни этой группы пациентов, однако количество научных работ отечественных авторов, касающихся этой проблемы, невелико, анализ поводится по нескольким десяткам наблюдений, и, как правило, на базе столичных клиник [11—13].
Цель исследования — проведение анализа качества жизни реципиентов почки и печени.
Материал и методы
Исследование проводилось на базе Приволжского окружного медицинского центра, в котором операции по трансплантации почки успешно выполняются с 2006 г., печени — с 2009 г. [14]. Опрос реципиентов почки и печени, наблюдающихся в Центре трансплантации Приволжского окружного медицинского центра, осуществлялся по анкетам SF-36. Всего был опрошен 61 пациент (27 — реципиентов почки и 34 — печени). Изучение качества жизни, как правило, предполагает опрос определенной группы респондентов до проведения медицинского вмешательства и после него через определенные временные интервалы [15]. Однако по этическим соображениям опрос пациентов в период их нахождения в листе ожидания операции был признан неприемлемым, поскольку неопределенность ситуации и тяжесть состояния здоровья обусловливают крайне высокий уровень стресса у этих больных [16—17]. Таким образом, опрос проводили в течение 3 мес среди реципиентов донорских органов, обратившихся в Центр трансплантации в рамках диспансерного наблюдения. Респонденты были разделены на четыре группы в зависимости от давности проведения операции: в 1-ю вошли пациенты, живущие с пересаженным органом менее 1 года, во 2-ю — от 1 года до 3 лет, в 3-ю — от 4 до 6 лет, в 4-ю — от 7 до 10 лет.
Оценка достоверности данных осуществлялась путем расчета средней ошибки средней арифметической для малых выборок, сравнительный анализ — с помощью критерия Манна-Уитни.
Результаты
Согласно полученным данным, средние величины физической составляющей качества жизни реципиентов почки и печени, распределенные с учетом давности операции, оказались практически идентичными (рис. 1).

Физическая составляющая качества жизни реципиентов печени 1-й группы (в течение 1-го года после операции по пересадке) в среднем составила 75,9±5,9 балла, у 2-й группы (от 1 года до 3 лет после операции) — 66,0±6,7 балла, у 3-й группы (пациентов, перенесших операцию от 4 до 6 лет назад) значение показателя увеличилось до 75,8±6,6 балла, в 4-й группе средний показатель самооценки пациентами своего физического состояния составил 74,7±7,7 балла. Среди реципиентов почки данные распределились следующим образом: в 1-й группе физическая самооценка пациентов в среднем составила 76,6±2,6 балла, во 2-й — 59,9±7,6 балла, в 3-й — этот показатель увеличился до 76,6±5,0 балла, в 4-й группе пациенты оценили свое физическое состояние на уровне 77,2±3,0 балла.
Таким образом, у реципиентов почки и печени было установлено снижение балла самооценки физического состояния в период от 1 до 3 лет после операции, однако сравнительный анализ показал, что значения не имели статистической значимости. Данные, полученные в результате попарного сравнения баллов по опроснику SF-36 с помощью критерия Манна-Уитни и последующего расчета p, представлены в таблице.
Анализ показателей физической составляющей качества жизни реципиентов органов выявил, что снижение уровня самооценки пациентов в период от 1 до 3 лет после операции в наибольшей степени было обусловлено за счет шкал ролевого функционирования, обусловленного физическим состоянием (Role-Physical Functioning), общего состояния (General Health) и физического функционирования (Physical Functioning). Ухудшение показателей по шкале боли (Bodily pain) было отмечено только у реципиентов почки (рис. 2). При этом статистически значимым было только ухудшение показателей по шкале физического функционирования (Physical Functioning) у реципиентов почки (см. таблицу).

Распределения средних величин психологической составляющей качества жизни реципиентов почки и печени, представленные с учетом давности операции, также имели очевидное сходство (рис. 3). У пациентов 1-й группы после пересадки печени среднее значение интегрального показателя составило 83,4±5,9, во 2-й группе наблюдалось его снижение до 65,6±6,7, в 3-й группе — возрастание до 83,5±6,6, в 4-й группе уровень оставался стабильным — 80,3±6,8. У реципиентов почки, перенесших операцию менее года назад, среднее значение интегрального показателя составило 84,7±4,4 балла, во 2-й группе также имело место снижение до 60,3±7,3 балла, в 3-й группе — повышение до 87,1±2,4 балла, у респондентов 4-й группы уровень самооценки психологического состояния составил 78,9±5,6 балла. При этом, в отличие от физического состояния, была установлена статистическая значимость снижения уровня психологической самооценки у пациентов, перенесших операцию по пересадке почки и печени от 1 до 3 лет назад, по сравнению с более ранним и более поздним периодами (см. таблицу).

Анализ значений по шкалам психологической составляющей выявил снижение по всем показателям у группы пациентов, перенесших трансплантацию органов от 1 до 3 лет назад по сравнению с более ранним и поздним периодами (рис. 4). Статистическая значимость этого наблюдения была установлена для реципиентов почки и печени по шкале ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием (Role-Emotional). Кроме того, среди реципиентов печени уровень самооценки жизненной активности (Vitality) был значимо ниже у пациентов, перенесших операцию от 1 до 3 лет назад по сравнению с пациентами, живущими с пересаженным органом от 4 до 6 лет. У реципиентов почки было выявлено статистически значимое снижение этого показателя у реципиентов, прооперированных 1—3 года назад, по сравнению с пациентами 1-й группы. Кроме того, у реципиентов почки, живущих с пересаженным органом от 1 до 3 лет, оказался значимо более низким показатель социального функционирования (Social Functioning), по сравнению с пациентами, прооперированными 4—6 лет назад (см. таблицу).

Обсуждение
Оценивая показатели качества жизни реципиентов органов, важно подчеркнуть, что речь идет о пациентах, длительно страдающих тяжелым неизлечимым заболеванием. Результаты настоящего исследования свидетельствуют о возможности сохранения достаточно высоких показателей качества жизни для таких пациентов на протяжении длительного времени, что еще раз подтверждает актуальность развития программ трансплантации органов.
Наибольший интерес среди полученных в настоящем исследовании результатов представляет снижение показателей физической и психологической самооценки у реципиентов почки и печени в период от 1 до 3 лет после операции. Однако для физической составляющей качества жизни в целом это изменение не имело статистической значимости, было отмечено только значимое ухудшение показателей по шкале физического функционирования (Physical Functioning) у реципиентов почки. В то же время более низкий уровень психологической самооценки реципиентов почки и печени в срок от 1 до 3 лет после операции по сравнению с более ранним и поздним периодами имело статистическую значимость и было обусловлено, в первую очередь, изменениями показателя ролевого функционирования, обусловленного эмоциональным состоянием (Role-Emotional). Этот фактор свидетельствует о низком уровне эмоциональной готовности к выполнению повседневных обязанностей, что, вероятно, связано с длительным периодом нахождения в листе ожидания и послеоперационным периодом, когда наиболее значимой эмоциональной доминантой у пациента были его жизнь и здоровье.
Заключение
Таким образом, трансплантация печени и почек дает возможность пациентам, страдающим тяжелыми заболеваниями, поддерживать на достаточно высоком уровне качество жизни в течение многих лет. Наиболее значимой проблемой для реципиентов органов являются вопросы эмоциональной готовности к выполнению повседневных обязанностей в период от 1 года до 3 лет после операции, что требует проведения работы по психологической адаптации этой группы пациентов к социально активной жизни после трансплантации.
Участие авторов:
Концепция и дизайн исследования, редактирование — О.А.
Обработка материала — Е.Р.
Написание текста — С.Р.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.