Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.
Опыт проведения пилотного исследования по оценке эффективности деятельности центров медицинской профилактики
Журнал: Профилактическая медицина. 2017;20(6): 41‑45
Прочитано: 1302 раза
Как цитировать:
Современное общественное здоровье в значительной степени зависит от изменения уровня распространенности укоренившихся факторов риска (ФР) развития неинфекционных заболеваний (НИЗ) на региональном уровне и по стране в целом. Политические действия в сфере формирования социальнокомфортной среды будут успешны в случае мотивации населения и создания условий для ведения здорового образа жизни (ЗОЖ). Анализ причин существенного снижения смертности от болезней системы кровообращения (БСК), в частности коронарной болезни сердца, во многих странах (Финляндия, США, Канада, Дания, Австралия и др.) в течение 20-летнего периода показал, что вклад оздоровления (изменение образа жизни) и сокращения уровня ФР в снижение такой смертности может достигать 60%, а лечение больных — до 50% [1].
Организация и координация профилактических мероприятий, направленных на формирование основ ЗОЖ, предусматривающих популяционный подход как наиболее эффективный, с точки зрения вложенных усилий и полученных результатов, в российской системе здравоохранения возложена на специализированные медицинские структуры — центры медицинской профилактики (ЦМП). В соответствии с положениями «Порядка об организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях» (Приказ Минздрава России № 683н от 30.09.15) (далее Порядок) в деятельности ЦМП большое место уделяется таким важным аспектам, как межведомственное взаимодействие в вопросах реализации профилактики ФР НИЗ, консультационно-методическая деятельность, мониторинговые исследования и анализ показателей распространенности и информированности населения об основных факторах риска НИЗ и др. [2].
Реализация такого обширного комплекса задач возможна с применением различных методологических подходов и требует анализа получаемых результатов.
В настоящее время деятельность ЦМП оценивается по данным статистической отчетности, представленным в отчетной форме № 70 «Сведения о деятельности центров медицинской профилактики». Предоставленные в ней количественные показатели не позволяют в полной мере проанализировать качество проделываемой профилактической работы. В этой связи представляется целесообразным введение мониторинга эффективности профилактических мероприятий, который мог бы способствовать выявлению наиболее успешных примеров профилактического вмешательства и оптимизации организационно-методических процессов в этой области. Исследования, проведенные ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России в 2011 г., показали, что анализ результатов деятельности центров здоровья и центров медицинской профилактики является возможным на основе правильно выбранных индикаторов. Правильный выбор индикаторов профилактической деятельности неизбежно предусматривает изменение отчетных форм центров [3].
Оценка эффективности в конечном итоге приведет к предотвращению экономических потерь в системе здравоохранения и общества в целом, связанных с преждевременной смертностью, инвалидизацией населения и временной утратой трудоспособности, а кроме того, позволит координировать деятельность подразделений и специалистов учреждений медицинской профилактики по всем основным направлениям профилактики заболеваний, оказывать содействие в преодолении вредных привычек, снижении влияния на здоровье поведенческих и иных рисков, формировании культуры ответственного отношения граждан к собственному здоровью [4].
В 2016 г. отделом интегрированных программ профилактики НМИЦ П.М. Минздрава России начата разработка методологии оценки эффективности деятельности ЦМП.
Основная цель — разработка и внедрение системы контроля эффективности и качества профилактической работы центров медицинской профилактики в субъектах РФ.
При разработке дизайна проведения оценки деятельности ЦМП учитывалась как необходимость получения информации по эффективности проводимых мероприятий, так и соответствие запросов функциональным задачам ЦМП, изложенным в Порядке.
Данные получены методом анкетирования руководителей ЦМП, для чего был разработан опросник, включающий ряд разделов по изучаемым направлениям.
В числе критериев, позволяющих оценить результативность проводимых мероприятий и учитывающих основные функциональные показатели ЦМП, рассмотрены структура и кадровая обеспеченность (укомплектованность) ЦМП, показатели, связанные с обучением специалистов (медицинских и немедицинских), а также населения по вопросам профилактики НИЗ и формированию ЗОЖ, включая оценку динамики информированности этих групп и т. д.
Участие ЦМП в деятельности региональной межсекторальной рабочей группы (координационный совет) по укреплению здоровья населения субъекта РФ является важным показателем и позволяет косвенно оценить степень вовлеченности ЦМП в процесс разработки и реализации межведомственных профилактических программ (на региональном и муниципальном уровнях), включая международные проекты и программы укрепления здо-ровья на рабочем месте.
Отдельным показателем, отражающим возможности эффективной деятельности ЦМП, являются факторы, препятствующие реализации мероприятий профилактики НИЗ, а также возможности их преодоления.
Представляется важным оценить степень взаимодействия ЦМП с первичным звеном здравоохранения по вопросам внедрения профилактики НИЗ в работу врача общей практики и среднего медперсонала.
Одним из критериев оценки эффективности деятельности ЦМП является соответствие методологии проведения эпидемиологического мониторинга показателей распространенности ФР НИЗ, а также использование полученных результатов в практической деятельности, в частности в отношении принятия научно обоснованного управленческого воздействия.
В качестве критериев информационно-коммуникационной работы ЦМП среди профессионального сообщества и населения рассмотрены показатели, отражающие степень заинтересованности специалистов и населения в информации, предоставляемой ЦМП на сайте, в средствах массовой информации, в профессиональном и научном сообществах и т. д.
В перечень критериев оценки эффективности деятельности ЦМП также вошли вопросы финансирования, в частности получение ЦМП финансирования из дополнительных источников (гранты, договоры с бизнес-структурами и т. д.).
После пилотной апробации опросника в 4 субъектах РФ (Московская, Самарская, Свердловская области, Красноярский край), а также его более широкой диссеминации в 83 региональных ЦМП субъектов РФ получены следующие результаты.
Получено 33 опросника от руководителей региональных ЦМП, таким образом, отклик составил 40%.
На вопрос о соответствии структуры ЦМП положениям Приказа Минздрава России от 30.09.15 № 683н «Об утверждении Порядка организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях» ответили все респонденты (100%).
В 7 региональных ЦМП отмечено полное соответствие структуры центра положениям Порядка, в 8 ЦМП — на 83%, т. е. 5 отделов из 6 соответствуют этим положениям. В 2 субъектах РФ центры медицинской профилактики пока имеют по одному отделу, соответствующему положениям Порядка. Остальные 16 региональных ЦМП приведены в соответствие со структурой, изложенной в Порядке (соответствуют от 2 до 4 отделов).
Таким образом, 78,5% региональных ЦМП, участвовавших в опросе, испытывают трудности с приведением структуры своих учреждений в соответствие с положениями Порядка.
Возможность и успешность в реализации задач, стоящих перед ЦМП, в значительной степени зависит от укомплектованности кадрового состава этих структур.
На вопрос о соответствии укомплектованности штата рекомендациям Порядка также ответили 100% респондентов. Практически полная степень укомплектованности кадрами — как врачебными, так и средним медицинским персоналом — отмечена только в 4 региональных ЦМП (12%).
Укомплектованность врачебными кадрами в целом имеет значительный разброс и колеблется в среднем от 20 до 35% в 7 ЦМП, от 40 до 60% в 3 ЦМП. Около 27% из опрошенных (9 ЦМП) сообщили об укомплектованности врачебным персоналом на 100%. Остальные 14 центров медицинской профилактики укомплектованы врачебными кадрами в среднем на 65—80%.
Около 1/3 респондентов испытывают острый дефицит в среднем медицинском персонале. В 3 региональных ЦМП укомплектованность средним медицинским персоналом не превышает 33,3% от рекомендованной Порядком.
Важным аспектом деятельности ЦМП является их участие в межведомственных комиссиях (координационные советы) по разработке и реализации межведомственных профилактических программ. Этот вопрос был освещен всеми участниками опроса.
Отмечено, что в 27 из 33 опрошенных субъектов РФ создана и действует межведомственная комиссия при Правительстве субъекта РФ по профилактике НИЗ. При этом 6 респондентов отметили, что в их регионах межведомственные комиссии либо не сформированы, либо сформированы, но недостаточно активно функционируют.
В отношении взаимодействия с представителями других ведомств в 2016 г. все респонденты отметили сотрудничество с представителями министерств образования как наиболее активное (99%) и средств массовой информации (100%). Около 70% опрошенных в 2016 г. взаимодействовали с региональными министерствами физкультуры и спорта и культуры.
Со структурами министерства культуры и торговли в 2016 г. сотрудничали 39 и 36% соответственно, а со структурами министерства сельского хозяйства — не более 1/3 респондентов.
В числе критериев оценки эффективности деятельности ЦМП рассматривалась совместная проектная деятельность с работодателями. В 2016 г. опыт такого взаимодействия имели 75% респондентов.
Основной платформой для межсекторального взаимодействия является тема проведения оздоровительно-профилактических акций, направленных на формирование ЗОЖ среди населения, а также служащих различных социальных секторов, приуроченных к важным датам в здравоохранении. Наряду с этим важным направлением работы является проведение обучающих семинаров для специалистов различного профиля и населения.
На вопрос о препятствиях для реализации программ и мероприятий профилактики НИЗ и формирования ЗОЖ получены ответы от 24 (73%) респондентов.
Одной из основных причин, препятствующих внедрению профилактических мероприятий, 54% ответивших считают недостаточное финансирование популяционного направления профилактической работы и низкую заработную плату (по сравнению с участковой службой) специалистов ЦМП.
Каждый четвертый руководитель ЦМП в числе аналогичных причин указал проблему с кадровым обеспечением, включая дефицит обученных кадров в службе медицинской профилактики в регионах.
Практически каждый десятый респондент в числе причин, препятствующих реализации профилактической работы, отметил недостаточную мотивацию к участию в мероприятиях, направленных на формирование ЗОЖ, как среди населения, так и среди медицинских работников.
Как факторы, препятствующие реализации профилактики НИЗ, отмечены отсутствие или приостановление работы межведомственной комиссии по координации мероприятий, направленных на профилактику в сфере охраны здоровья, а также отсутствие постоянно действующей единой федеральной системы мониторинга ФР, сокращение числа структур (9%) медицинской профилактики и т. д.
Согласно положению Порядка, проведение эпиде-миологического мониторинга* показателей здоровья также является функцией ЦМП, и 19 (57,6%) респондентов из принявших участие в опросе ответили положительно в отношении его проведения и привели данные в отношении распространенности ФР НИЗ, таких как повышенное артериальное давление, курение, недостаточное потребление овощей и фруктов и т. д. Тем не менее представленная информация требует детального анализа в отношении методологических подходов, используемых в регионах для проведения этого исследования. Наряду с этим 42,4% респондентов не сообщили, проводят ли они подобный мониторинг.
Около 57% респондентов указали наличие опросников по оценке информированности медицинских специалистов по вопросам профилактики НИЗ и формирования ЗОЖ, а 52% из них отметили, что такая методика проводится. К сожалению, лишь 6% из них указали средний процент повышения информированности медицинских специалистов от исходного уровня. Более половины респондентов также отметили, что есть опросники по оценке информированности по профилактике НИЗ и формированию ЗОЖ для взрослого и детского контингентов населения.
Проведение массовых популяционных мероприятий, направленных на профилактику ФР НИЗ — один из основных секторов работы ЦМП. В этой связи представляется важным определять степень вовлеченности населения (взрослое и детское) в эти мероприятия. По данным опроса, в 2016 г. вовлеченность в популяционные акции взрослого населения колеблется от 1 до 80%, а детского — от 1 до 56%. Поскольку этот показатель варьирует в значительном диапазоне, представляется целесообразным анализовать его в комплексе с количественным показателем проводимых мероприятий за отчетный период времени.
По результатам проведенного исследования можно констатировать, что большинство ЦМП испытывают затруднения с приведением структуры отделов и штатов в соответствие с Порядком. Требует рассмотрения система учета населения, участвующего в популяционных мероприятий профилактической направленности, а также методология проведения эпидемиологического мониторинга распространенности ФР НИЗ в субъектах РФ.
Методика опроса по оценке информированности медицинских и немедицинских специалистов в области профилактики ФР НИЗ должна быть разработана в субъектах РФ, возможно, специалистами ЦМП с учетом специфики проводимых циклов тематического усовершенствования.
В большинстве субъектов РФ сформированы межведомственные комиссии или координационные советы по профилактике НИЗ и формированию ЗОЖ. Наиболее активное взаимодействие, по результатам 2016 г., было с представителями региональных Министерств образования и средств массовой информации, а также с региональными министерствами культуры, физкультуры и спорта. Возможно, выбор сотрудничающих структур определялся плановыми задачами, стоящими перед ЦМП в 2016 г. Остается также открытым вопрос об участии ЦМП в работе межведомственных региональных комиссий в сфере профилактики НИЗ.
Вопрос о разработке методологии оценки эффективности работы ЦМП актуален и требует дальнейшего из-учения.
Участие региональных ЦМП в этом процессе позволит сфокусировать внимание на вопросах оценки качества их деятельности и возможностях ее оптимизации.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Участие авторов:
Концепция и дизайн — Е.У., М.П.
Обработка материала и литературных источников — А.М.
Написание текста — Е.У., М.П.
Редактирование — В.З., Е.Д., И.Г., Е.З.
Сведения об авторах
Усова Екатерина Витальевна — с.н.с. отд. интегрированных программ профилактики ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр профилактической медицины» Минздрава России; ORCID: 0000-0002-6822-1681, eLibrary SPIN:736-816; e-mail: EUsova@gnicpm.ru;
Попович Марина Викторовна — к.м.н., рук. отд. интегрированных программ профилактики ФГБУ НМИЦ ПМ Минздрава России; ORCID: 0000-0003-2594-3446, eLibrary SPIN: 800-264; e-mail: MPopovich@gnicpm.ru;
Маньшина Анастасия Викторовна — м.н.с. отд. интегрированных программ профилактики ФГБУ НМИЦ ПМ Минздрава России; ORCID: 0000-0001-7727-4550; eLibrary SPIN: 906-280; e-mail: AManshina@gnicpm.ru;
Зиновьева Вероника Анатольевна — м.н.с. отд. интегрированных программ профилактики ФГБУ НМИЦ ПМ Минздрава России; ORCID: 0000-0002-2567-711X; eLibrary SPIN: 809-852; e-mail: VZinovieva@gnicpm.ru;
Данилова Екатерина Сергеевна — н.с. отд. интегрированных программ профилактики ФГБУ НМИЦ ПМ Минздрава России; ORCID: 0000-0003-3404-6624; eLibrary SPIN: 630-850; e-mail: EDanilova@gnicpm.ru;
Глазунов Игорь Сергеевич — д.м.н., в.н.с. отд. интегрированных программ профилактики ФГБУ НМИЦ ПМ Минздрава России; ORCID: 0000-0002-3572-0097; eLibrary SPIN: 751-736; e-mail: IGlazunov@gnicpm.ru;
Забина Елена Юрьевна — к.м.н., с.н.с. отд. интегрированных программ профилактики НМИЦ ПМ Минздрава России; ORCID: orcid.org/0000-0002-2327-0228; eLibrary SPIN:792-341; e-mail: EZabina@gnicpm.ru
*Эпидемиологический мониторинг распространенности ФР НИЗ — специально организованное, систематическое динамическое наблюдение, которое позволяет выявить наиболее значимые ФР НИЗ среди популяции, а также изменение их значимости в процессе реализации профилактических программ. Иными словами, это систематический сбор и обработка информации, которая может и должна быть использована для принятия решений в отношении мер по улучшению здоровья населения [5].
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.