Одной из причин многих хронических неинфекционных заболеваний (сердечно-сосудистых, эндокринных и т. д.) является нарушение питания и пищевого поведения (ПП) — состояние, когда внешние стимулы (вид пищи, запах, стресс и т. д.) приводят к избыточному потреблению пищи. Именно пищевые стереотипы, определяющие ПП, являются одной из трудностей, с которыми сталкивается пациент при желании изменить свое питание. «Все понимаю, но нет силы воли что-то изменить…» — фраза, которую часто можно слышать при проведении профилактического консультирования населения [1]. Что же определяет волевые качества человека? Известно, что поведение человека во многом зависит от психологических свойств личности, а ПП и энергетический баланс регулируются комплексом поведенческих, нейроэндокринных и генетических факторов [2].
Большую роль в психологических механизмах регуляции поведения человека играет характер человека, на формирование которого оказывает влияние темперамент. Темперамент (от лат. temperamentut — надлежащее соотношение частей, соразмерность) — это характерная для данного человека совокупность относительно устойчивых психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью (быстрота возникновения чувств и их сила) и определяющих динамику (ритм, продолжительность, интенсивность) протекания его психических процессов и поведения [3]. Темперамент отражает аспекты поведения преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. В связи с этим от темперамента может зависеть, каким способом человек будет реализовывать свои действия в отдельных аспектах своей жизнедеятельности (например, выборе профессии и увлечений, предпочтений в питании и т. д.).
Выделенные еще И.П. Павловым типы нервной системы по основным характеристикам соответствуют четырем классическим типам темперамента.
1. Сангвиник — сильный тип личности, экстраверт, характеризуется высокой активностью и реактивностью, пониженной сенситивностью, пластичностью, повышенной эмоциональной возбудимостью, ускоренным темпом реакций.
2. Флегматик — сильный тип личности, интроверт; низкая реактивность и высокая активность; пониженная сенситивность, пониженная эмоциональная возбудимость, замедленный темп реакций, ригидность.
3. Холерик — сильный, неуравновешенный тип, экстраверт; высокая активность и реактивность с преобладанием реактивности, пониженная сенситивность, ригидность, повышенная эмоциональная возбудимость, ускоренный темп реакций.
4. Меланхолик — слабый тип, интроверт; невысокая активность и реактивность, ригидность, повышенная возбудимость, замедленный темп реакций [4].
Безусловно, что в контексте особенностей протекания нервных процессов у людей с различным типом темперамента можно предположить развитие определенных нарушений П.П. Выявленные закономерности позволят не только закреплять рациональный тип ПП на более длительный срок у людей с определенным типом темперамента, но и путем выбора средств и методик обучения повысить эффективность группового профилактического консультирования взрослых — обучения в Школах здоровья. В доступной литературе исследования о влиянии темперамента на ПП человека отсутствуют.
Цель исследования — изучить взаимосвязь между темпераментом и ПП для формирования целевых групп при проведении группового профилактического консультирования взрослого населения в Школах здоровья.
Материал и методы
Проведено одномоментное исследование ПП с изучением типов темперамента у 150 посетителей (37,4% мужчин, 62,6% женщин) Центра здоровья в возрасте 25—75 лет, которым после обследования было предложено пройти групповое профилактическое консультирование в Школе здоровья (в «Школе рационального питания»).
Для изучения ПП использовался Голландский опросник пищевого поведения DEBQ (The Dutch Eating Behaviour Questionnaire), адаптированный Т.Г. Вознесенской [5]. Выделяли три типа нарушения ПП: эмоциогенное, экстернальное и ограничительное. Из 30 вопросов анкеты для оценки ограничительного типа ПП использовали первые 10 вопросов (за норму взят средний балл 2,4), для выявления эмоциогенного типа ПП — вопросы с 11 по 23 (нормальное значение — 1,8 балла) и экстернального типа ПП — вопросы 24—33 (норма — 2,7 балла). Определение свойств темперамента осуществляли с помощью теста Г. Айзенка на определение типа темперамента EPI (Eysenck Personality Inventory) [6].
Полученные материалы формировались в базы данных. Доля признака представлена процентами и их 95% доверительным интервалом (приводится в тексте в квадратных скобках). Сравнение частоты встречаемости признака в двух группах при отсутствии ячеек с ожидаемыми частотами меньше 5 осуществлялось с помощью критерия χ2 Пирсона, в противном случае — с помощью точного критерия Фишера (рассчитывается только статистическая значимость p). Сравнение распределения признака по отдельным градациям осуществлялось с помощью Фридмана (χ2r). Статистически значимыми считались различия при p<0,05. Расчеты проводились в свободно распространяемой программной среде статистической обработки данных R-3.4.0.
Анализ возможностей использования психологических свойств темперамента в коррекции ПП проведен на примере группового профилактического консультирования взрослого населения в Школе здоровья.
Результаты
Изучение ПП у слушателей Школы здоровья выявило высокую частоту его нарушений. Из 150 респондентов только у 16 (24%) был установлен рациональный тип ПП, у остальных 134 (76%) — различные типы нарушений ПП.
Изучение особенностей темперамента показало, что чаще всего встречались меланхолики (n=50, 33,3%) и флегматики (n=43, 28,7%). Респонденты с сангвиническим и холерическим темпераментом встречались реже — 30 (20%) и 27 (18%) человек соответственно. В процессе анкетирования установлено, что у респондентов одного типа темперамента могло наблюдаться сочетание нескольких типов нарушения ПП.
Независимо от темперамента, наиболее распространенным типом нарушения ПП у респондентов был экстернальный тип (χ2r=7,60; p=0,022). На втором и третьем месте по частоте — эмоциогенный и ограничительный типы нарушения П.П. Доля респондентов с нарушением экстернального типа статистически значимо превышало долю респондентов с ограничительным (χ2r=4,00; p=0,046) и эмоциогенным (χ2r=4,00; p=0,046) типом ПП (рис. 1).
Учитывая, что взаимосвязь темперамента и ПП может проявляться не на всей популяции в целом, а только в отдельных ее когортах, была проанализирована зависимость темперамента и ПП с учетом гендерных и возрастных различий.
Среди мужчин с любым темпераментом чаще наблюдали экстренальный и эмоциогенный типы нарушения П.П. Исключение составили мужчины-меланхолики, у которых второе место по частоте составил ограничительный тип ПП.
Среди респондентов-женщин чаще всего наблюдали экстренальный тип нарушений П.П. Однако у женщин-флегматиков, сангвиников и холериков вторым по частоте был эмоциогенный тип нарушения ПП, а у женщин-меланхоликов — ограничительный тип нарушений ПП (табл. 1).
При сравнении частоты пищевых нарушений в зависимости от пола в рамках одного типа темперамента выявлено, что мужчины-меланхолики более склоны к нарушениям ограничительного типа, чем меланхолики-женщины — 60,0 [26,2—87,8] и 25,0% [12,7—41,2] соответственно; χ2=4,50; p=0,034) (рис. 2).
Установлено, что женщины-меланхолики меньше предрасположены к нарушениям ПП ограничительного типа, чем женщины другого темперамента — 25,0 [12,7—42,2] и 50,0% [36,1—63,9] соответственно; χ2=6,02; p=0,049 (см. табл. 2, рис.
С целью изучения взаимосвязи темперамента и нарушений ПП с учетом возраста все респонденты были распределены в четыре возрастные группы [7]: лица до 29 лет включительно вошли в 1-ю группу; 30—39 лет включительно — во 2-ю; 40—49 лет — в 3-ю, 50 лет и старше — в 4-ю (табл. 3).
При сравнительной оценке частоты нарушений ПП среди респондентов в зависимости от их возраста в рамках одного типа темперамента было установлено, что для меланхоликов существует взаимосвязь между возрастом и предрасположенностью к эмоциогенному типу нарушения ПП (табл. 4).
Меланхолики в возрасте до 29 лет были менее склоны к эмоциогенному типу нарушений ПП по сравнению с меланхоликами более старшего возраста (7,7 и 48,6% соответственно; p=0,009). В возрасте 30—39 лет, напротив, доля респондентов с эмоциогенным типом нарушения ПП среди меланхоликов статистически значимо выше, чем в другом возрасте (87,5 и 28,6% соответственно; p=0,003).
Флегматики в возрасте 50 лет и старше менее склонны к формированию эмоциогенного типа нарушения ПП, чем флегматики более молодого возраста (18,2 и 56,3% соответственно; χ2=4,69; p=0,030).
Сангвиники в возрасте до 29 лет более склонны к развитию эмоциогенного типа нарушения ПП, чем сангвиники старших возрастных групп (64,3 и 25% соответственно; χ2=4,76; p=0,029).
Холерики в возрасте до 29 лет более склонны к нарушениям ПП эмоционального и экстернального типа по сравнению с холериками старших возрастных групп (для эмоциогенного типа нарушения ПП — 88,9 и 27,8% соответственно; p=0,004; для экстернального типа нарушения ПП — 88,9 и 44,4% соответственно, p=0,042). В возрасте 50 лет и старше, напротив, холерики менее склоны к нарушениям ПП эмоциогенного типа по сравнению с холериками более молодого возраста (для эмоциогенного типа ПП — 0 и 65% соответственно; p=0,006; для экстернального типа нарушения ПП — 0 и 80% соответственно; p<0,001) (см. табл. 4).
Анализ данных нарушений ПП и типов темперамента в зависимости от массы тела (индекса массы тела) не выявил каких-либо взаимосвязей.
Обсуждение
С учетом характеристик существующих четырех типов темперамента можно было бы ожидать существование зависимости между определенными типами темперамента и нарушением ПП (например, у холериков развитие экстернального типа ПП, а у меланхоликов — преобладание эмоциогенного типа нарушения ПП). Несмотря на то что в ходе проведенного исследования не установлена взаимосвязь между темпераментом и ПП, выявленные особенности этой взаимосвязи в зависимости от пола и возраста респондентов-слушателей Школы здоровья позволяют использовать полученные результаты в процессе врачебного профилактического консультирования населения.
В литературе [8] имеются данные о том, что наиболее распространен во взрослой популяции сангвинический темперамент. В нашем исследовании преобладали респонденты с меланхолическим и флегматическим темпераментом, что свидетельствует о том, что в Центры здоровья по вопросам сохранения здоровья и профилактики заболеваний чаще обращаются люди с инертными свойствами нервной системы. Так, согласно характеристике типов темперамента, для флегматика характерна инертность и неторопливость; он ненаходчив, с трудом переключает внимание, медленно приспосабливается к новой обстановке и перестраивает навыки и привычки; требует систематического внимания. Меланхолик пассивен, неактивен; ему присуще неустойчивое внимание; все новое и необычное вызывает заторможенность. Это самый чувствительный и ранимый тип, требующий для эффективной коммуникации предельной мягкости и доброжелательности [7].
Эти психологические особенности необходимо учитывать врачам в выборе подходов, а также способов и методов проведения профилактических консультаций. Групповое профилактическое консультирование населения в настоящее время достаточно широко используется в практическом здравоохранении. В связи с этим чрезвычайно актуальными стали вопросы повышения эффективности такого обучения. Знания о типах темперамента позволят разработать более оптимизированный подход к методике обучения.
Выводы
1. Установлено отсутствие ассоциированности темперамента и типа ПП среди взрослых слушателей Школы здоровья.
2. При формировании целевых групп для группового профилактического консультирования необходимо учитывать три фактора: темперамент, пол и возраст пациента.
3. Гендерные особенности имеют большее значение для меланхоликов: женщины-меланхолики чаще имеют риск формирования эмоциогенного типа нарушения ПП, а мужчины-меланхолики — ограничительного типа нарушения П.П. Для других типов темперамента учет гендерных различий не целесообразен.
4. В формировании ПП статистически значимым фактором для представителей всех типов темперамента является возраст. Сангвиники склонны к формированию эмоциогенного типа нарушения ПП в молодом возрасте (до 29 лет). Холерики также имеют потенциальный риск формирования эмоциогенного и экстернального типов нарушения ПП в молодом возрасте (до 29 лет). Меланхолики, наоборот, в возрасте от 30 лет и старше имеют больший риск формирования эмоциогенного типа нарушения П.П. Флегматики, независимо от пола, склонны к формированию эмоциогенного типа нарушения ПП в возрасте 50 лет и старше.
5. Полученные результаты позволяют рекомендовать при проведении группового профилактического консультирования взрослого населения в Школах здоровья учет особенности темперамента слушателей для повышения эффективности консультирования (формирования целевых групп, выбор методов, средств и форм обучения).
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Участие авторов:
Концепция и дизайн исследования, сбор материала, редактирование — Е.Л.
Методология исследования, сбор материала, написание текста статьи — Л.П.
Статистическая обработка результатов исследования — А.В.
Сбор материалов исследования — В.К.
Сведения об авторах
Лобыкина Елена Николаевна — д.м.н., проф.; eLibrary SPIN: 8066-0401;
Проскурякова Лариса Александровна — д.биол.н., доц.; ORGID: orcid.org/0000-0002-9583-9161; e-mail: lora-al@yandex.ru;
Власенко Анна Егоровна — к.тех.н., доц. каф. медицинской кибернетики и информатики;
Кан Вячеслав Леонидович — студент IV курса по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности НФИ КемГУ