Одной из основных задач диспансеризации взрослого населения России, начатой в 2013 г., является выявление больных с хроническими неинфекционными заболеваниями (ХНИЗ), которые являются основной причиной инвалидизации и преждевременной смертности населения, а также выявление лиц с высоким риском их развития.
В настоящее время 75% ежегодной смертности всего населения страны обусловлено ХНИЗ, поэтому приоритетным является диспансерное наблюдение больных ХНИЗ и лиц, имеющих высокий риск их развития. Вся система диспансеризации и диспансерного наблюдения нацелена прежде всего на профилактику, раннее выявление и квалифицированное лечение.
Осуществление диспансерного наблюдения на современном уровне потребует обучения большого количества участковых врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейные врачи) в масштабе всей страны.
Для реализации такого глобального образовательного проекта требуются как минимум две составляющие: во-первых, наличие подготовленного преподавательского состава терапевтических кафедр учреждений высшего и дополнительного профессионального образования; во-вторых, единая унифицированная программа повышения квалификации, которая обеспечит полноту и содержание такого обучения на основе современных научных данных, организационных принципов, нормативно-правовой и методической базы.
В 2013—2014 гг. силами сотрудников Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины (ГНИЦ ПМ) были организованы обучающие семинары, посвященные вопросам диспансерного наблюдения, для преподавателей терапевтических кафедр учреждений высшего и дополнительного профессионального образования России. Обучение прошли 105 преподавателей из 44 медицинских вузов.
Для того чтобы обучение участковых врачей-терапевтов в нашей стране проходило на единой основе, сотрудниками ГНИЦ ПМ была разработана дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Организация диспансерного наблюдения за больными с хроническими неинфекционными заболеваниями в практике участкового терапевта» (далее «Программа»). Данная Программа была утверждена Ученым советом ГНИЦ ПМ 16.09.14, протокол № 7.
Программа составлена с учетом требований, изложенных в ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 11.11.11, приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» от 01.07.13.
Программа включает учебный, учебно-тематический план, содержание учебного материала по теоретическим и практическим занятиям, основную и дополнительную литературу, оборудование и технические средства обучения, контрольные задания и методические рекомендации по изучению курса. Общая трудоемкость программы составляет 19 академических часов.
Учебный и учебно-тематические планы составлены в соответствии с четким распределением часов на теоретическое (12,5 ч) и практическое (5,5 ч) обучение, а также временем, отведенным на итоговую аттестацию (1 ч). После завершения обучения и проведения итоговой аттестации слушателям выдается удостоверение о повышении квалификации.
Цель программы — обучение участковых врачей-терапевтов, врачей общей практики (семейные врачи) организационным технологиям и алгоритмам проведения диспансерного наблюдения больных ХНИЗ и пациентов с высоким риском их развития.
Задачи
1. Формирование знаний по вопросам проведения диспансерного наблюдения взрослого населения.
2. Совершенствование знаний в области диагностики и лечения ХНИЗ.
3. Совершенствование профессиональных компетенций в части диспансеризации взрослого населения и организации диспансерного наблюдения за больными ХНИЗ и пациентами с высоким риском их развития.
Структура программы обучения состоит из двух основных разделов, каждый из которых подразделяется на соответствующие темы (см. таблицу).
В программе сформулированы знания и умения, которыми слушатели должны овладеть в процессе обучения.
Раздел 1. Общие вопросы организации и проведения диспансерного наблюдения больных ХНИЗ и пациентов с высоким риском их развития.
После изучения данного раздела слушатель должен знать:
— нормативно-правовую базу организации и проведения диспансерного наблюдения больных ХНИЗ в медицинских организациях первичной медико-санитарной помощи;
— перечень ХНИЗ, при наличии которых устанавливается группа диспансерного наблюдения;
— цели и задачи диспансерного наблюдения;
— содержание диспансерного приема;
— критерии эффективности диспансерного наблюдения;
— алгоритм и организацию учета диспансерного наблюдения;
— основания для прекращения диспансерного наблюдения.
Слушатель также должен уметь:
— рассчитывать объемы диспансерного наблюдения в масштабах терапевтического участка;
— определять периодичность и длительность диспансерного наблюдения;
— определять объем обследования и лечения при диспансерном наблюдении.
Раздел 2. Частные вопросы проведения диспансерного наблюдения больных с различными неинфекционными заболеваниями и пациентов с высоким сердечно-сосудистым риском.
После изучения данного раздела слушатель должен знать:
— этиологию, эпидемиологию, патогенез и классификацию основных ХНИЗ;
— принципы диагностики и лечения основных ХНИЗ;
— алгоритмы диспансерного наблюдения больных основными ХНИЗ;
— учетно-отчетную документацию контроля диспансерного наблюдения больных ХНИЗ в медицинских организациях первичной медико-санитарной помощи;
— знать шкалу SCORE;
— алгоритмы диспансерного наблюдения пациентов с высоким и очень высоким сердечно-сосудистым риском;
— индикаторы оценки диспансерного наблюдения (полнота, качество, эффективность).
Слушатель также должен уметь:
— выявлять факторы риска основных ХНИЗ;
— использовать шкалу SCORE для выявления пациентов с высоким и очень высоким сердечно-сосудистым риском;
— проводить коррекцию высокого и очень высокого сердечно-сосудистого риска у пациентов;
— диагностировать основные ХНИЗ;
— организовать процесс диспансерного наблюдения больных ХНИЗ на терапевтическом участке в соответствии с действующими нормативными документами (Приказы Минздрава РФ);
— вести учетную документацию по контролю диспансерного наблюдения больных ХНИЗ на терапевтическом участке;
— контролировать полноту выполнения больными, включенными в диспансерное наблюдение, посещений амбулаторных учреждений в соответствии с требованиями нормативных документов и методических рекомендаций;
— организовывать и проводить контроль качества диспансерного наблюдения больных ХНИЗ и достижения целевых значений и показателей;
— применять немедикаментозные и медикаментозные методы лечения основных ХНИЗ в процессе диспансерного наблюдения;
— применять алгоритмы диспансерного наблюдения основных ХНИЗ у конкретного больного.
Программа также содержит примеры тестовых заданий для проведения итогового контроля и список рекомендуемой литературы. Основными документами, на которые нужно ориентироваться при обучении по программе, являются соответствующий приказ Минздрава России и методические рекомендации «Диспансерное наблюдение больных хроническими неинфекционными заболеваниями и пациентов с высоким риском их развития» [1, 2].
Полная версия программы доступна для свободного пользования на официальном сайте ГНИЦ ПМ (www.gnicpm.ru).
Таким образом, наличие дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Организация диспансерного наблюдения за больными с хроническими неинфекционными заболеваниями в практике участкового терапевта» и проведенная подготовка преподавателей создали предпосылки для обучения участковых врачей-терапевтов, врачей общей практики организационным технологиям и алгоритмам проведения диспансерного наблюдения больных ХНИЗ и пациентов с высоким риском их развития на территории всей России.
Конфликт интересов отсутствует.