О состоянии сердца в клинической физиологии традиционно судят по электрокардиограмме (ЭКГ). Однако ЭКГ, как правило, отражает уже возникшие в миокарде патологические изменения. В последние годы удалось использовать ЭКГ-сигналы для получения информации о предшествующих патологическим отклонениям сдвигах электрофизиологических характеристик миокарда. Речь идет о методе дисперсионного картирования ЭКГ (ДК ЭКГ) [1—4]. ДК ЭКГ считают одним из важных методов донозологической диагностики, направленных на выявление ранних изменений уровня функционирования миокарда [3], поэтому он нашел широкое применение в центрах здоровья страны. Для получаемых с помощью прибора Кардиовизора важнейших параметров электрической активности сердца (индексы «миокард», «ритм» и «пульс») уже разработаны свои нормативы, которые рассчитаны на здоровых жителей средней полосы страны.
Метод ДК ЭКГ по сравнению с методикой стандартной ЭКГ отражает изменения на более ранних этапах метаболических нарушений ишемического порядка. Несмотря на то что он рекомендован к использованию для скрининговых исследований и мониторного наблюдений за состоянием нарушений электрофизиологических свойств миокарда, в клинике применение метода ДК ЭКГ позволяет проводить раннее выявление имеющихся нарушений коронарной перфузии миокарда и его метаболизма, а также использовать его в самых различных ситуациях, при которых имеет место поражение миокарда [2]. Метод ДК ЭКГ высоко оценен и зарубежными исследователями-клиницистами [5, 6].
Цель настоящей работы — изучить показатели ДК ЭКГ у жителей Севера и разработать региональные нормативы.
Материал и методы
В Сыктывкарском центре здоровья при ГУЗ «Республиканский врачебно-физкультурный диспансер» в добровольном порядке проводятся массовые обследования населения в соответствии с Федеральной программой по формированию здорового образа жизни у граждан. Для анализа данных ДК ЭКГ у практически здоровых лиц (I и II группы здоровья), прошедших врачебный осмотр и физикальное обследование, нами отобраны 812 мужчин и 1094 женщины в возрасте от 20 до 59 лет с нормальной ЭКГ, не имеющих патологии сердечно-сосудистой системы и других хронических заболеваний. Все они были уроженцами Сыктывкара (коренные северяне). По национальному составу более половины обследованных были русские, около 30% — коми, остальные были представлены украинцами, белорусами, немцами и др. В возрастных группах 20—29 лет были 242 мужчины и 270 женщин, в группах 30—39 лет — 202 мужчины и 270 женщин, в группах 40—49 лет — 188 мужчин и 270 женщин, в группах 50—59 лет — 180 мужчин и 284 женщины. Электрическую активность сердца регистрировали в покое в положении сидя с помощью комплекса для экспресс-диагностики сердца Кардиовизор-6С. У каждого волонтера в обработку брали индексы «миокард», «ритм», «пульс» и индекс массы тела (ИМТ). Методика ДК и ее диагностическая значимость достаточно полно отражены в литературе [1—3].
В Институте физиологии Коми НЦ УрО РАН проведено динамическое (в течение 16 мес) обследование 17 практически здоровых мужчин — участников международного проекта «Марс-500» в возрасте от 25 до 46 лет (в среднем 32 года). Они дали информированное согласие на проведение обследований. Исследование одобрено локальным комитетом по биоэтике при Институте физиологии Коми НЦ УрО РАН. Волонтеры имели ИМТ от 20,8 до 33,5 кг/м2 (в среднем 26,1 кг/м2), долю жира в теле от 10,6 до 32,1% (в среднем 19,7%), максимальное потребление кислорода от 2,2 до 4,4 л/мин (в среднем 3,36 л/мин). Систолическое и диастолическое артериальное давление (САД и ДАД) и частоту сердечных сокращений (ЧСС) в покое сидя измеряли электронным прибором модели UA-767 («A&D Company Ltd.», Япония). Рассчитывали «двойное произведение» (ДП) по Робинсону. С помощью аппаратно-программного комплекса Экосан-2007 (фирма «Медицинские компьютерные системы», Зеленоград) у волонтеров, находящихся в покое сидя в течение 5 мин снимали ЭКГ в 6 отведениях (I…aVF) и получали ряд показателей вариабельности сердечного ритма, в том числе показатель активности регуляторных систем (ПАРС) [3, 7]. С помощью системы скрининга сердца Кардиовизор-6СН (входит в «Экосан-2007») в течение 1 мин 2 раза регистрировали индексы «миокард», «ритм» и «пульс».
Статистическую обработку полученных результатов проводили с помощью программ Biostat (версия 4.03) и Statistica (версия 6.0, «StatSoft Inc», 2001). Поскольку изучаемые выборки в нескольких случаях не подчинялись нормальному закону распределения, для сравнения групп использовались непараметрические методы. Статистическую значимость различий между изучаемыми выборками по анализируемым показателям оценивали с помощью критериев Манна—Уитни (в случае 2 выборок), Крускала—Уоллиса (в случае 4 выборок) с последующим попарным межгрупповым сравнением величин методом Данна. При анализе результатов динамических исследований статистическую значимость различий между месяцами определяли по критерию Фридмана с последующим попарным межгрупповым сравнением величин критерием Ньюмена—Кейлса. Для выявления взаимосвязей между изучаемыми показателями вычисляли коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Различия и коэффициенты корреляции считали значимыми при p<0,05.
Результаты
У мужчин, обследованных в центре здоровья (табл. 1),
У женщин (табл. 2)
Половые различия в аналогичных возрастных группах имеются по ряду позиций. У мужчин ИМТ выше, чем у женщин, в группах 20—29 и 30—39 лет, но ниже в группе 50—59 лет (p<0,05). У женщин в группе 50—59 лет ЧСС выше, чем у мужчин (p<0,05). Индекс «миокард» имеет половые различия только в одной возрастной группе (30—39 лет). У женщин он выше, чем у мужчин (p<0,05).
Таким образом, у жителей Севера в ряде случаев обнаруживаются возрастные и половые различия в уровнях изучаемых показателей. И те значения ИМТ и ЧСС, которые лежат в пределах от 25-го до 75-го перцентиля в каждой возрастной и половой группе, мы предлагаем в качестве ориентировочных региональных нормативов. Для индексов «миокард» и «ритм» рекомендуются нормативы в пределах от минимума до 75-го перцентиля (см. табл. 1 и 2).
В многомесячной динамике у мужчин экспериментальной группы отмечается относительная стабильность основных показателей центральной гемодинамики (табл. 3).
Средняя ЧСС за 5-минутный период регистрации (рис. 1)
Индекс «миокард» значимо снижается (рис. 2)
Корреляционный анализ выявил некоторые связи между факторами среды и функциональными показателями. С освещенностью на улице коррелируют (p<0,05) САД (r=–0,729), ДАД (r=–0,626), ДП (r=–0,429). С температурой воздуха на улице связаны (p<0,05) САД (r=–0,626), ДАД (r=–0,412). С атмосферным давлением коррелируют (p<0,05) ПАРС (r=–0,453) и ЧСС (r=–0,441). С влажностью воздуха в помещении связаны (p<0,05) ЧСС (r=0,512) и ПАРС (r=0,462). Выявлены взаимосвязи (p<0,05) между ПАРС и ЧСС (r=0,862), ПАРС и индексом «ритм» (r=0,609), ПАРС и ДАД (r=0,433), ЧСС и индексом «ритм» (r=0,621). Показано, что индекс «миокард» не коррелирует ни с одним из показателей среды или организма. По-видимому, он имеет самостоятельное значение в донозологической диагностике при оценке состояний миокарда и не может быть заменен другими показателями.
Обсуждение
Полученные нами результаты по ДК ЭКГ у жителей Севера в ряде случаев совпадают с данными литературы, а иногда противоречат им. В одной из работ [4] отмечено отсутствие корреляционной зависимости изменений показателя «миокард» от возраста, пола, АД и ЧСС, уровня в крови холестерина. У женщин на Севере нами также не выявлено связи индекса «миокард» с возрастом. В других работах [8—10] показано увеличение индекса «миокард» с возрастом, а также сделан вывод о высокой воспроизводимости метода ДК ЭКГ и повторяемости результатов в разные периоды обследования — от суток до месяцев [8]. У мужчин на Севере нами выявлено увеличение индекса «миокард» в группе 50—59 лет по сравнению с группами 20—39 лет.
Общеизвестно, что ЧСС в возрастной динамике имеет тенденцию к снижению от молодого к пожилому возрасту. Однако нами не выявлено снижения ЧСС при увеличении возраста ни у мужчин, ни у женщин. Корреляционный анализ также не показал значимой связи между ЧСС и возрастом.
Что касается индекса «ритм», то в литературе нам не удалось найти сведений по его изменениям, а, по нашим данным, он заметно растет с возрастом. Возможно, это обусловлено особенностями организма жителей Севера.
Сравнительные гендерные исследования с использованием метода ДК ЭКГ в литературе единичны [4]. Было показано, что индекс «миокард» не имеет половых различий. Нами выявлены половые различия по индексу «миокард» только в возрастной группе 30—39 лет (у мужчин он был выше, чем у женщин). В остальных возрастных группах гендерных различий также не обнаружено.
Все изучаемые показатели у северян в той или иной мере зависят от сезона и погодно-климатических условий. Ранее было показано, что значения индекса «миокард» у мужчин на Севере, обследованных с апреля 2009 г. по апрель 2010 г., практически не зависели от месяца наблюдений [11]. При настоящем многомесячном мониторинге за одной и той же группой мужчин-северян выявляются, с одной стороны, стабильность и хорошая воспроизводимость показателей центральной гемодинамики и ДК ЭКГ, с другой — влияния сезонного фактора на такие показатели, как ЧСС, ДАД, ДП, ПАРС, индексы «миокард» и, особенно, «ритм».
Выводы
1. У большинства практически здоровых взрослых жителей Севера показатели дисперсионного картирования электрокардиограммы (индексы «миокард» и, особенно, «ритм») находятся у верхней границы нормы для жителей средней полосы страны или превышают ее.
2. Значения индекса «ритм» у жителей Севера заметно увеличиваются с возрастом.
3. При многомесячном мониторинге группы мужчин-северян из 17 человек при относительной стабильности САД и индекса «миокард» выявляются существенные колебания ЧСС, ДАД, двойного произведения, показателя активности регуляторных систем, индекса «ритм», связанные с сезонными факторами.