Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Касимов Р.А.

Вологодский областной центр медицинской профилактики

Залата И.В.

Вологодский областной центр медицинской профилактики

Опыт разработки и реализации программы "Укрепление здоровья на рабочем месте" в образовательных учреждениях Вологодской области

Авторы:

Касимов Р.А., Залата И.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 310

Загрузок: 7


Как цитировать:

Касимов Р.А., Залата И.В. Опыт разработки и реализации программы "Укрепление здоровья на рабочем месте" в образовательных учреждениях Вологодской области. Профилактическая медицина. 2012;15(6):87‑89.
Kasimov RA, Zalata IV. Experience in elaborating and implementing a jobsite health promotion program in the educational establishments of the Vologda Region. Russian Journal of Preventive Medicine. 2012;15(6):87‑89. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ас­со­ци­ации ста­ту­са ку­ре­ния с сос­та­вом жир­ных кис­лот плаз­мы кро­ви у муж­чин г. Но­во­си­бир­ска («ЭССЕ-РФ3» в Но­во­си­бир­ской об­лас­ти). Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(6):36-41
Фак­то­ры рис­ка раз­ви­тия же­ле­зо­де­фи­цит­ной ане­мии у мла­ден­цев: пи­лот­ное ис­сле­до­ва­ние. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(6):53-59
Ме­ры пер­вич­ной про­фи­лак­ти­ки ко­ло­рек­таль­но­го ра­ка и тех­но­ло­гии их внед­ре­ния в прак­ти­чес­кое здра­во­ох­ра­не­ние. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(6):111-117
Об­зор ис­сле­до­ва­ний мар­ке­тин­га про­дук­тов пи­та­ния и на­пит­ков на те­ле­ви­де­нии. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(6):118-122
Ре­ци­див пер­вич­ной ме­ди­ас­ти­наль­ной B-круп­нок­ле­точ­ной лим­фо­мы с изо­ли­ро­ван­ным по­ра­же­ни­ем цен­траль­ной нер­вной сис­те­мы: фак­то­ры рис­ка и по­иск пер­со­на­ли­зи­ро­ван­ной те­ра­пии. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2024;(2):39-45
Ана­лиз ос­лож­не­ний од­но­этап­ных и дву­хэ­тап­ных ре­конструк­ций мо­лоч­ной же­ле­зы в за­ви­си­мос­ти от спо­со­ба ре­конструк­ции и фак­то­ров рис­ка. Плас­ти­чес­кая хи­рур­гия и эс­те­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(2):16-21
Ре­па­ра­тив­ный по­тен­ци­ал кос­тной тка­ни и влияющие на не­го фак­то­ры. Сто­ма­то­ло­гия. 2024;(2):41-49
Роль ген­но­го по­ли­мор­физ­ма в на­ру­ше­ни­ях сис­те­мы ге­мос­та­за у па­ци­ен­тов дет­ско­го воз­рас­та, под­вер­гших­ся кар­ди­охи­рур­ги­чес­ким вме­ша­тельствам. Анес­те­зи­оло­гия и ре­ани­ма­то­ло­гия. 2024;(3):43-48
Ре­конструк­тив­но-плас­ти­чес­кие опе­ра­ции в ком­би­ни­ро­ван­ном ле­че­нии ра­ка мо­лоч­ной же­ле­зы: фак­то­ры рис­ка ос­лож­не­ний и ре­конструк­тив­ных не­удач. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2024;(3):13-19
Фак­то­ры рис­ка тя­же­ло­го те­че­ния но­вой ко­ро­на­ви­рус­ной ин­фек­ции SARS-CoV-2 у жен­щин во вре­мя бе­ре­мен­нос­ти. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(3):57-64

Особую роль в решении проблемы сохранения здоровья детского населения играет система образования, так как через этот социальный институт проходит все подрастающее поколение. Учитель, не заботящийся о своем здоровье, слабо владеющий знаниями о здоровом образе жизни, не может воспитать здоровых детей, поэтому личный пример учителя, его отношение к собственному здоровью становится значимым с точки зрения педагогики.

Вологодский областной центр медицинской профилактики в 2006/2007 учебном году провел исследование распространенности основных факторов риска неинфекционных заболеваний (НИЗ) среди педагогов учреждений образования Вологодской области. В исследование, которое проводилось в 26 образовательных учреждениях (в 16 школах, 7 детских садах, 2 средних профессиональных заведениях и 1 вузе), были включены 534 человека — 60,4% всех сотрудников этих учреждений. Возрастной состав участников исследования — от 17 до 63 лет (средний возраст — 41 год).

Для получения данных использовали анкету, разработанную специалистами Вологодского областного центра медицинской профилактики на основе анкеты международной программы интегрированной профилактики НИЗ (CINDI).

По предварительным данным исследования, у 34% опрошенных наблюдалась артериальная гипертония, у 33,5% — заболевания пищеварительной системы, у 25,1% — гинекологические заболевания, 85,2% чувствовали необходимость в улучшении собственного здоровья. При этом 64,6% опрошенных испытывали стрессы на работе, 44,8% — в семье, 45,3% имели избыточную массу тела, 57,5% считали свою двигательную активность недостаточной, 77,5% не знали свой уровень холестерина крови, 63,1% — уровень сахара.

Полученные данные свидетельствуют о высоком уровне распространенности артериальной гипертонии и других заболеваний, психоэмоциональных стрессов, высокой распространенности избыточной массы тела, а также о недостаточной информированности педагогов о факторах риска НИЗ и низкой медицинской активности.

Педагогами и воспитателями учреждений образования Вологодской области при методической поддержке Вологодского областного центра медицинской профилактики была разработана межведомственная программа «Укрепление здоровья на рабочем месте» для сотрудников образовательных учреждений. Цель программы — укрепление здоровья и профилактика заболеваний сотрудников учреждений образования; задачи — формирование культуры здоровья педагогов, создание условий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья сотрудников, улучшение психологического климата в коллективе, снижение экономических потерь, связанных с временной нетрудоспособностью. В период с 2006 по 2011 г. по программе, включающей два блока, работали 15 образовательных учреждений Вологодской области.

Первый блок программы включал мероприятия, организуемые учреждениями здравоохранения:

— выявление потребностей в здоровье (анализ заболеваемости за предшествующие программе 3 года; анкетирование; измерение АД, индекса массы тела, отношения объема талии к объему бедер; определение уровня холестерина и сахара крови);

— индивидуальное консультирование по факторам риска НИЗ;

— обследование и консультации врачами разных специальностей;

— информационное обеспечение (беседы, лекции, «круглые столы», стенды с вопросами—ответами, памятки, буклеты);

— обучение сотрудников учреждения (школа артериальной гипертонии, школа сахарного диабета, школа правильного питания, школа здорового образа жизни, школа семейной педагогики здоровья и др.; методики релаксации при стрессе, тренинги, интерактивные занятия, обучающие семинары).

Второй блок программы включал мероприятия, организуемые администрацией и сотрудниками самого учреждения образования:

— создание комнаты психологической разгрузки;

— материально-техническое оснащение учреждения (мебель, фильтры очистки воды, очистители воздуха, лампы для ароматерапии и т.д.);

— оборудование тренажерного зала;

— организация групп здоровья;

— проведение занятий по лечебной физкультуре, динамических пауз для учителей, спортивных соревнований;

— организация клубов по интересам и др.

В пилотных образовательных учреждениях отрабатывались механизмы взаимодействия педагогов и медицинских работников, особое внимание в программах уделялось формированию у педагогов ответственности за свое здоровье. Использовались различные обучающие технологии — диспуты, дискуссии, ролевые игры, тренинги, индивидуальное консультирование.

Для эффективной межведомственной работы по укреплению здоровья педагогов и воспитателей и формированию у них мотивации к здоровому образу жизни Вологодский областной центр медицинской профилактики регулярно проводил тренинги и обучающие семинары для педагогов и медицинских работников, участвующих в реализации программы «Укрепление здоровья на рабочем месте» для сотрудников учреждений образования.

Оценка эффективности реализации программы в пилотных образовательных учреждениях осуществлялась по следующим показателям, разработанным межведомственной рабочей группой: информированность сотрудников о своем здоровье; временная нетрудоспособность сотрудников; доля сотрудников, охваченных мероприятиями программы; соответствие выполненных мероприятий запланированным; оценка самими педагогами здоровьесберегающей деятельности администрации школы и учреждений здравоохранения по сохранению и укреплению здоровья сотрудников.

За 4 года реализации программы в Новленской общеобразовательной школе уменьшилось количество случаев и дней временной нетрудоспособности педагогов — на 78 случаев и на 396 дней на 100 работающих (рис. 1, 2).

Рисунок 1. Динамика показателей (количество случаев) временной нетрудоспособности педагогов (на 100 работающих).
Рисунок 2. Динамика показателей (дни) временной нетрудоспособности педагогов (на 100 работающих).
Доля сотрудников, посещающих физкультурно-оздоровительные занятия, увеличилась на 60,7% (рис. 3).
Рисунок 3. Динамика физической активности педагогов школы.
Увеличилась доля педагогов, считающих, что в школе уделяется достаточно внимания вопросам укрепления здоровья и профилактики заболеваний (на 63,6%; рис. 4).
Рисунок 4. Динамика положительной оценки педагогами деятельности медицинских работников и администрации школы по сохранению их здоровья.
Повысилась информированность о факторах риска НИЗ: на 35,7% увеличилась доля педагогов, знающих свой уровень холестерина крови, на 61,3% — уровень сахара, на 36,8% — показатели своего АД, а также уделяющих внимание своему здоровью (на 25%). Все сотрудники Новленской общеобразовательной школы не курят и знают свой индекс массы тела.

Повысились доверие к медицинским работникам (на 24%) и медицинская активность педагогов Новленской школы — возрос интерес к обследованию и лечению.

Первые предварительные результаты программы «Укрепление здоровья на рабочем месте», реализуемой в пилотном учреждении «Новленская общеобразовательная школа» могут свидетельствовать об ее эффективности. Дальнейшее продолжение исследования с дополнительным анализом всех факторов риска НИЗ среди педагогов образовательных учреждений позволит дать объективную оценку ситуации с распространенностью факторов риска НИЗ, разработать и внедрить научно обоснованную программу по их профилактике и снижению.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.