Особую роль в решении проблемы сохранения здоровья детского населения играет система образования, так как через этот социальный институт проходит все подрастающее поколение. Учитель, не заботящийся о своем здоровье, слабо владеющий знаниями о здоровом образе жизни, не может воспитать здоровых детей, поэтому личный пример учителя, его отношение к собственному здоровью становится значимым с точки зрения педагогики.
Вологодский областной центр медицинской профилактики в 2006/2007 учебном году провел исследование распространенности основных факторов риска неинфекционных заболеваний (НИЗ) среди педагогов учреждений образования Вологодской области. В исследование, которое проводилось в 26 образовательных учреждениях (в 16 школах, 7 детских садах, 2 средних профессиональных заведениях и 1 вузе), были включены 534 человека — 60,4% всех сотрудников этих учреждений. Возрастной состав участников исследования — от 17 до 63 лет (средний возраст — 41 год).
Для получения данных использовали анкету, разработанную специалистами Вологодского областного центра медицинской профилактики на основе анкеты международной программы интегрированной профилактики НИЗ (CINDI).
По предварительным данным исследования, у 34% опрошенных наблюдалась артериальная гипертония, у 33,5% — заболевания пищеварительной системы, у 25,1% — гинекологические заболевания, 85,2% чувствовали необходимость в улучшении собственного здоровья. При этом 64,6% опрошенных испытывали стрессы на работе, 44,8% — в семье, 45,3% имели избыточную массу тела, 57,5% считали свою двигательную активность недостаточной, 77,5% не знали свой уровень холестерина крови, 63,1% — уровень сахара.
Полученные данные свидетельствуют о высоком уровне распространенности артериальной гипертонии и других заболеваний, психоэмоциональных стрессов, высокой распространенности избыточной массы тела, а также о недостаточной информированности педагогов о факторах риска НИЗ и низкой медицинской активности.
Педагогами и воспитателями учреждений образования Вологодской области при методической поддержке Вологодского областного центра медицинской профилактики была разработана межведомственная программа «Укрепление здоровья на рабочем месте» для сотрудников образовательных учреждений. Цель программы — укрепление здоровья и профилактика заболеваний сотрудников учреждений образования; задачи — формирование культуры здоровья педагогов, создание условий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья сотрудников, улучшение психологического климата в коллективе, снижение экономических потерь, связанных с временной нетрудоспособностью. В период с 2006 по 2011 г. по программе, включающей два блока, работали 15 образовательных учреждений Вологодской области.
Первый блок программы включал мероприятия, организуемые учреждениями здравоохранения:
— выявление потребностей в здоровье (анализ заболеваемости за предшествующие программе 3 года; анкетирование; измерение АД, индекса массы тела, отношения объема талии к объему бедер; определение уровня холестерина и сахара крови);
— индивидуальное консультирование по факторам риска НИЗ;
— обследование и консультации врачами разных специальностей;
— информационное обеспечение (беседы, лекции, «круглые столы», стенды с вопросами—ответами, памятки, буклеты);
— обучение сотрудников учреждения (школа артериальной гипертонии, школа сахарного диабета, школа правильного питания, школа здорового образа жизни, школа семейной педагогики здоровья и др.; методики релаксации при стрессе, тренинги, интерактивные занятия, обучающие семинары).
Второй блок программы включал мероприятия, организуемые администрацией и сотрудниками самого учреждения образования:
— создание комнаты психологической разгрузки;
— материально-техническое оснащение учреждения (мебель, фильтры очистки воды, очистители воздуха, лампы для ароматерапии и т.д.);
— оборудование тренажерного зала;
— организация групп здоровья;
— проведение занятий по лечебной физкультуре, динамических пауз для учителей, спортивных соревнований;
— организация клубов по интересам и др.
В пилотных образовательных учреждениях отрабатывались механизмы взаимодействия педагогов и медицинских работников, особое внимание в программах уделялось формированию у педагогов ответственности за свое здоровье. Использовались различные обучающие технологии — диспуты, дискуссии, ролевые игры, тренинги, индивидуальное консультирование.
Для эффективной межведомственной работы по укреплению здоровья педагогов и воспитателей и формированию у них мотивации к здоровому образу жизни Вологодский областной центр медицинской профилактики регулярно проводил тренинги и обучающие семинары для педагогов и медицинских работников, участвующих в реализации программы «Укрепление здоровья на рабочем месте» для сотрудников учреждений образования.
Оценка эффективности реализации программы в пилотных образовательных учреждениях осуществлялась по следующим показателям, разработанным межведомственной рабочей группой: информированность сотрудников о своем здоровье; временная нетрудоспособность сотрудников; доля сотрудников, охваченных мероприятиями программы; соответствие выполненных мероприятий запланированным; оценка самими педагогами здоровьесберегающей деятельности администрации школы и учреждений здравоохранения по сохранению и укреплению здоровья сотрудников.
За 4 года реализации программы в Новленской общеобразовательной школе уменьшилось количество случаев и дней временной нетрудоспособности педагогов — на 78 случаев и на 396 дней на 100 работающих (рис. 1, 2).
Повысились доверие к медицинским работникам (на 24%) и медицинская активность педагогов Новленской школы — возрос интерес к обследованию и лечению.
Первые предварительные результаты программы «Укрепление здоровья на рабочем месте», реализуемой в пилотном учреждении «Новленская общеобразовательная школа» могут свидетельствовать об ее эффективности. Дальнейшее продолжение исследования с дополнительным анализом всех факторов риска НИЗ среди педагогов образовательных учреждений позволит дать объективную оценку ситуации с распространенностью факторов риска НИЗ, разработать и внедрить научно обоснованную программу по их профилактике и снижению.