Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Нажмутдинова Д.К.

Кафедра акушерства и гинекологии №1 Бухарского государственного медицинского института, Республика Узбекистан

Насырова Ш.Ш.

Ташкентская медицинская академия

Адхамова Н.П.

Ташкентская медицинская академия

Взаимосвязь функциональных состояний щитовидной железы и репродуктивной системы у женщин в условиях йоддефицита

Авторы:

Нажмутдинова Д.К., Насырова Ш.Ш., Адхамова Н.П.

Подробнее об авторах

Журнал: Проблемы репродукции. 2012;(4): 31‑34

Просмотров: 4495

Загрузок: 123


Как цитировать:

Нажмутдинова Д.К., Насырова Ш.Ш., Адхамова Н.П. Взаимосвязь функциональных состояний щитовидной железы и репродуктивной системы у женщин в условиях йоддефицита. Проблемы репродукции. 2012;(4):31‑34.
Nazhmutdinova DK, Nasyrova ShSh, Adkhamova NP. THE RELATIONSHIPS BETWEEN THYROID FUNCTION AND FEMALE REPRODUCTIVE SYSTEM IN IODINE DEFICIENCY. Russian Journal of Human Reproduction. 2012;(4):31‑34. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Эн­до­мет­риоид­ные кис­ты и бес­пло­дие: ди­лем­ма при вы­бо­ре так­ти­ки (об­зор ли­те­ра­ту­ры). Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(4):29-37
Ком­плексный под­ход к об­сле­до­ва­нию эн­до­мет­рия при пов­тор­ных не­уда­чах в цик­лах вспо­мо­га­тель­ных реп­ро­дук­тив­ных тех­но­ло­гий: пи­лот­ное ис­сле­до­ва­ние. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(4):51-58
Вли­яние тех­но­ло­гий куль­ти­ви­ро­ва­ния эм­бри­онов с при­ме­не­ни­ем тра­ди­ци­он­ных и TLT-ин­ку­ба­то­ров на реп­ро­дук­тив­ные ис­хо­ды у жен­щин с раз­ны­ми прог­но­за­ми ус­пеш­нос­ти экстра­кор­по­раль­но­го оп­ло­дот­во­ре­ния. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(4):71-77
Ло­каль­ный ци­то­ки­но­вый про­филь эн­до­мет­рия у па­ци­ен­ток с пов­тор­ны­ми не­уда­ча­ми им­план­та­ции и его фар­ма­ко­ло­ги­чес­кая кор­рек­ция сек­ре­то­мом мо­но­нук­ле­аров пе­ри­фе­ри­чес­кой кро­ви. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(5):46-54
Кли­ни­ко-анам­нес­ти­чес­кие осо­бен­нос­ти па­ци­ен­ток с ре­ци­ди­вом глу­бо­ко­го ин­фильтра­тив­но­го эн­до­мет­ри­оза. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(5):89-100
Вли­яние эн­до­мет­ри­оза на ка­чес­тво жиз­ни и реп­ро­дук­тив­ную фун­кцию сов­ре­мен­ной жен­щи­ны. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(5):101-107
Опыт ком­би­ни­ро­ван­но­го ле­че­ния па­ци­ен­ток с бес­пло­ди­ем, опе­ри­ро­ван­ных по по­во­ду на­руж­но­го ге­ни­таль­но­го эн­до­мет­ри­оза. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2024;(3):77-81
Прог­но­зи­ро­ва­ние рис­ка сни­же­ния ова­ри­аль­но­го ре­зер­ва пос­ле хи­рур­ги­чес­ко­го ле­че­ния па­ци­ен­ток с глу­бо­ким ин­фильтра­тив­ным эн­до­мет­ри­озом с ис­поль­зо­ва­ни­ем ис­кусствен­но­го ин­тел­лек­та. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2024;(3):92-102
Кор­ре­ля­ци­он­ная за­ви­си­мость уров­ней тка­не­во­го ин­ги­би­то­ра ме­тал­лоп­ро­те­ина­зы-1 и осо­бен­нос­тей мор­фо­ло­гии фол­ли­ку­ляр­ной жид­кос­ти у па­ци­ен­ток с со­че­тан­ным (ми­ома мат­ки и эн­до­мет­ри­оз) бес­пло­ди­ем в прог­рам­мах ВРТ. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2024;(4):21-28
Зна­че­ние кле­точ­ной те­ра­пии в ле­че­нии па­ци­ен­ток с тон­ким эн­до­мет­ри­ем и син­дро­мом Ашер­ма­на. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2024;(5):42-48

В течение многих лет проблема йоддефицита в Республике Узбекистан является предметом всестороннего исследования. Йоддефицитное состояние относится к числу наиболее распространенных эндокринных расстройств, находящихся на стыке репродуктивной эндокринологии и клинической гинекологии [1—5, 7].

Щитовидная железа и репродуктивная система находятся в тесной взаимосвязи [10]. Это объясняется прежде всего наличием общих центральных механизмов регуляции. Доказательством указанных взаимоотношений является изменение функции щитовидной железы во время беременности и лактации, при дисфункциональных маточных кровотечениях, а также у девочек в период полового созревания и у женщин в течение менструального цикла [9, 10]. В свою очередь нарушения функции щитовидной железы могут стать причиной преждевременного или позднего полового созревания, нарушений менструального цикла (НМЦ), ановуляции, бесплодия, невынашивания беременности и др. [11, 12]. Полноценное развитие половой системы происходит под влиянием гонадотропных гормонов гипофиза и при нормальном функционировании щитовидной железы. Для поддержания достаточно высокой активности гонад необходим соответствующий уровень обмена веществ, который может быть достигнут только при наличии в организме определенной концентрации тиреоидных гормонов [13].

В свете вышеизложенного актуальность изучения влияния дисфункции щитовидной железы на развитие нарушений репродуктивной системы женщин фертильного возраста не вызывает сомнений.

Цель наших исследований — изучение влияния дисфункции щитовидной железы на состояние репродуктивной системы у женщин фертильного возраста.

Материал и методы

Обследованы 168 женщин в возрасте от 18 до 45 лет (средний возраст 28,4±0,4 года) с нарушенной репродуктивной функцией. У 152 (90,5%) из них имели место определенные морфофункциональные изменения, у остальных 16 (9,5%) — эутиреоидное состояние на фоне различных структурных изменений щитовидной железы. Контрольную группу составили 20 практически здоровых женщин. Проводились клинический осмотр, УЗИ щитовидной железы, придатков матки и яичников, осмотр гинеколога, определение гормонального статуса щитовидной железы (ТТГ, Т4, Т3), половых гормонов (эстрадиол, прогестерон, тестостерон), гормонов гипофиза (ФСГ, ЛГ, пролактин). Гормоны определялись иммуноферментным методом при помощи тест-систем фирмы «Хуман», Германия. Статистическую обработку проводили методом вариационной статистики с помощью F-критерия Фишера и t-критерия Стьюдента с использованием стандартного пакета статистических программ Statistica-6. Различия считались достоверными при p<0,05.

Результаты и обсуждение

Обследуемые женщины в зависимости от структуры и степени увеличения щитовидной железы были разделены на следующие группы: зоб 1-й степени — 92 (54,7%) женщины, 2-й степени — 41 (24,4%), смешанный зоб — 7 (4,2%), узловой зоб — 2 (1,2%), гипоплазия щитовидной железы — 6 (3,6%), аутоиммунный тиреоидит — 4 (2,4%). В зависимости от функционального состояния щитовидной железы женщины распределялись следующим образом: эутиреоз — у 64 (38,1%), манифестный гипотиреоз — у 21 (12,5%), субклинический гипотиреоз — у 65 (38,7%), тиреотоксикоз — у 2 (1,2%). Степень увеличения щитовидной железы определялась по классификации ВОЗ (1994), функциональное состояние — по И.И. Дедову и др. (2000).

Среди обследуемых женщин с нарушенной репродуктивной системой гипофункция щитовидной железы отмечалась у 51,1%. Вместе с тем обследуемые женщины были сгруппированы в зависимости от типа НМЦ и наличия бесплодия: НМЦ отмечалось у 41 (24,4%) женщины, первичное бесплодие — у 81 (48,2%), вторичное бесплодие — у 46 (27,4%). В группе с НМЦ первичная аменорея выявлена у 1 (2,4%) женщины, вторичная аменорея — у 7 (17,1%), олигоменорея — у 19 (46,3%), опсоменорея — у 13 (31,8%), полименорея — у 1 (2,4%).

При изучении гормонального профиля (табл. 1)

в целом у всех обследуемых женщин с нарушенной репродуктивной системой была выявлена гипофункция щитовидной железы. В сравнении с контрольной группой у них отмечалось достоверное снижение уровня Т3 (p<0,05), повышение уровня ТТГ (p<0,05). В то же время показатель Т4 существенно не отличался от значений контрольной группы. Наряду с этим имело место достоверное (p<0,05) увеличение показателей пролактина, ЛГ, кортизола и снижение уровня эстрадиола.

Как видно из табл. 2,

среди обследуемых женщин с нарушенной репродуктивной системой гипофункция щитовидной железы отмечалась у 51,1%. Сравнительный анализ результатов гормонального фона между группами эутиреоза, субклинического гипотиреоза и манифестного гипотиреоза с нарушенной репродуктивной системой показало, что по мере снижения функциональной активности щитовидной железы отмечается более выраженное снижение уровня Т3 и Т4 и повышение уровня ТТГ. В показателях эстрадиола и кортизола статистически значимых отклонений не наблюдалось. Во всех обследуемых группах выявлено достоверное увеличение уровня ПРЛ и тестостерона.

Результаты гормональных исследований в группе женщин с бесплодием в сочетании с различными функциональными состояниями щитовидной железы представлены в табл. 3.

Выявленные изменения аналогичны гормональным показателям женщин с нарушенной репродуктивной системой в целом.

Результаты гормональных исследований в группе женщин с НМЦ в зависимости от функционального состояния щитовидной железы представлены в табл. 4.

В группе женщин с субклиничecким и манифестным гипотиреозом отмечено достоверное снижение уровня Т3, Т4 (p<0,001) по отношению к контрольной группе и достоверное увеличение уровня ТТГ в группе манифестного гипотиреоза (p<0,05) в сравнении с контролем. Причем наиболее выраженное уменьшение уровня тиреоидных гормонов отмечается в группе с манифестным гипотиреозом. В этих группах также выявлено достоверное снижение уровня эстрадиола (p<0,001), увеличение уровня кортизола (p<0,05) по отношению к контрольной группе. Во всех обследуемых группах был достоверно увеличен уровень ПРЛ.

Относительно низкое содержание эстрадиола и Т3 в наших исследованиях можно объяснить данными научных источников, т.е. в условиях гипоэстрогенемии имеет место гипофункция щитовидной железы или наоборот. Несмотря на противоречивый характер сведений о влиянии половых гормонов на щитовидную железу, большинство исследователей полагают, что эстрогены оказывают на щитовидную железу стимулирующее действие. Что касается влияния прогестерона на функцию щитовидной железы, то всеми исследователями признается его угнетающее действие [9].

Вместе с тем, рассматривая механизмы влияния гипотиреоза на репродуктивную систему, функциональное состояние гонад можно объяснить снижением обменных процессов в организме при указанной патологии. A. Serban и соавт. [14] выявили уменьшение чувствительности яичников к гонадотропинам в условиях сниженного метаболизма. Установлено наличие рецепторов к ТТГ и Т3 в яичнике, что определяет возможность прямого влияния дисфункции щитовидной железы на стероидогенез, овуляцию, функцию желтого тела [15].

Увеличение уровня кортизола, тестостерона и ЛГ скорее всего можно объяснить тем, что в условиях дисбаланса тиреоидных гормонов может изменяться концентрация активных стероидов внутри клеток-мишеней гипоталамуса и гипофиза, нарушая тем самым механизм положительных и отрицательных обратных связей [9].

В расстройстве репродуктивной системы немаловажное значение имеет гиперпролактинемия и патология щитовидной железы, в частности йоддефицитное состояние. Достоверное увеличение содержания пролактина и ТТГ в наших исследованиях, возможно, объясняется наличием общих центральных механизмов регуляции, т.е. благодаря пролактолибериновой активности тиролиберина. Кроме того, пролактин способен конкурировать с гонадотропными гормонами за связывание с рецепторами гонадотропинов на клетках яичников [l6]. В результате создаются условия для дефицита эстрогенов, нарушения овуляции, развития гипоменструального синдрома и бесплодия, что наблюдалось в наших исследованиях.

Следовательно, у 65,8% женщин с НМЦ и у 62% с бесплодием основной причиной нарушения репродуктивной системы является гипофункция щитовидной железы, причем большинство из них составили лица с субклиническим гипотиреозом.

Таким образом, имеется высокая коррелятивная зависимость репродуктивного здоровья от состояния щитовидной железы, что особенно прослеживается в условиях йоддефицита [6] и подтверждается полученными нами результатами.

Выводы

1. Среди обследуемых женщин с нарушениями в репродуктивной системе у 90,5% отмечалась дисфункция щитовидной железы, причем больные с гипотиреозом составили 51,1%.

2. У 65,8% женщин с НМЦ и у 62% с бесплодием основной причиной нарушения репродуктивной системы является гипофункция щитовидной железы, причем большинство из них составили лица с субклиническим гипотиреозом.

3. В условиях дисбаланса тиреоидных гормонов изменяется концентрация других стероидных (эстрадиол, тестостерон, кортизол) и гонадотропных гормонов (ЛГ, пролактин), что свидетельствует о нарушении механизмов положительных и отрицательных связей на уровне клеток-мишеней гипоталамуса и гипофиза.

4. У всех обследуемых женщин с нарушенной репродуктивной системой НМЦ наблюдается в 24,4% случаев, бесплодие — в 75,6%, что свидетельствует о несвоевременной диагностике эндокринных нарушений, в частности, дисфункции щитовидной железы в условиях йоддефицита.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.