Избыточная масса тела и ожирение, распространенность которого приобретает характер эпидемии как в мире, так и в нашей стране, становятся одной из актуальных проблем здоровья человека. В западных странах ожирением страдают 10—30% населения, а в России — 25%, причем около 60% жителей старше 30 лет имеют излишнюю массу. В возникновении ожирения большое значение имеют генетические, демографические факторы (пол, возраст), а также социальные факторы: употребление большого количества жирной пищи, алкоголя, гиподинамия, стрессы, курение [1].
Ожирение является главной особенностью метаболического синдрома, который обозначает различную комбинацию нарушений, включая, помимо ожирения (висцерального накопления жировой ткани), дислипидемию, гипертонию, сердечно-сосудистые заболевания, диабет 2-го типа и другие метаболические отклонения, остеоартрит. Считается, что основной патогенетический механизм нарастающей толерантности к глюкозе обусловлен резистентностью к инсулину. Метаболический синдром потенциально может влиять на многие аспекты физиологии человека, что обусловлено его системной природой, включая репродуктивную функцию.
Метаболический синдром сопровождается нарушениями в белковом, углеводном и жировом обмене. Он часто представлен гиперурицемией (нарушение обмена мочевой кислоты) и характеризуется повышенным содержанием мочевой кислоты в крови. При избыточной массе тела и ожирении, как правило, наблюдаются нарушение липидного обмена [2]. При повышении индекса массы тела (ИМТ) более 25 кг/м2 отмечается увеличение концентрации триглицеридов в сыворотке крови, понижение уровня α-холестерина, что сопровождается увеличением индекса атерогенности и уровня продуктов перекисного окисления липидов [3].
В то время как репродуктивные последствия избыточной массы тела у женщин достаточно хорошо изучены, в отношении мужчин проблема освещена в меньшей степени. Известно, что мужчины с ожирением характеризуются повышенным риском эректильной дисфункции [4, 5]. Исследования последних лет отчетливо свидетельствуют о влиянии избыточной массы тела и ожирения на профиль репродуктивных гормонов у мужчин, который в первую очередь характеризуется снижением уровня тестостерона и сексстероидсвязывающего глобулина в периферической крови [6, 7]. Предполагается, что нарушения в эндокринной системе у мужчин с ожирением и метаболическим синдромом способствуют развитию гипогонадизма и ослаблению фертильности [8, 9].
Избыточная масса тела и ожирение получают все большее распространение среди мужчин активного репродуктивного возраста, и часто такое состояние не сопровождается сформировавшимся симптомокомплексом метаболического синдрома, например, повышенным уровнем триглицеридов, глюкозы или артериальной гипертензией. Тем не менее важно установить, сопровождается ли избыточная масса тела и ожирение у таких мужчин проявлением андрогенного дефицита и снижением функциональной активности гипофизарно-семенниковой оси как фактора риска гипогонадизма и субфертильности. Целью настоящего исследования было оценить уровень репродуктивных гормонов, метаболические и антропометрические показатели у мужчин активного репродуктивного возраста с признаками избыточной массы тела и абдоминального ожирения.
Материал и методы
В исследовании участвовали 118 мужчин-добровольцев от 20 до 45 лет, проживающих в Новосибирске не менее 5 лет, пришедших по объявлению, размещенному в сети Интернет. Средний возраст испытуемых составлял 30,1±0,6 года. Условиями участия в исследовании были воздержание от употребления алкоголя в течение 2—3 сут и отсутствие хронических соматических заболеваний. Все мужчины подписали информированное согласие на участие в исследовании. У каждого мужчины проводилось измерение роста, массы тела, окружности талии и бедер. Рассчитывали индекс массы тела (ИМТ) по формуле: масса тела (кг)/рост тела (м2). У всех испытуемых лиц проводили забор периферической крови в утренние часы натощак в объеме 10 мл.
В сыворотке крови определяли уровень тестостерона, эстрадиола, ЛГ, ФСГ с использованием наборов реактивов: гонадотропин ИФА-ФСГ, гонадотропин ИФА-ЛГ, стероид ИФА-тестостерон-01 фирмы «Алкор Био» (Санкт-Петербург). Параллельно общепринятым колориметрическим методом на спектрофотометрах 5010v5 и RT-1904C определяли в сыворотке крови концентрацию триглицеридов, общего холестерина (характеристики жирового обмена); мочевины и мочевой кислоты (обмен пуринов, характеристики белкового обмена); γ-глутамилтрансферазы, тимоловую пробу (индикаторы заболеваний печени) и глюкозу.
Ретроспективно, по рассчитанному ИМТ, выделили три группы мужчин: 1-я группа служила контролем и состояла из 58 мужчин с нормальной массой тела по отношению к росту (18,4≤ИМТ<25 кг/м2); 2-я группа — 45 человек с избыточной массой тела (30>ИМТ≥25 кг/м2); 3-я группа — 15 мужчин с ожирением (ИМТ ≥30 кг/м2).
Статистическую обработку данных проводили с использованием пакета компьютерных программ Statistica 6.0. Использовали однофакторный дисперсионный анализ, корреляционный анализ осуществляли по методу Пирсона.
Результаты и обсуждение
Антропометрические, гормональные и метаболические показатели у мужчин с нормальной и избыточной массой тела и ожирением представлены в табл. 1.
Исследование биохимических показателей крови, отражающих уровень жирового обмена, отчетливо показало достоверное увеличение уровня триглицеридов и холестерина в крови у лиц с ожирением по сравнению с контролем (см. табл. 1). Средние значения уровня триглицеридов и холестерина в этой группе находились на границе нормы или превышали ее (норма ≤1,7 и ≤5 ммоль/л соответственно). Промежуточные значения по этим показателям имели мужчины с избыточной массой тела. Поскольку содержание глюкозы в крови находилось в пределах нормы у мужчин всех групп, то выявленные изменения в липидном обмене у обследованных лиц с избыточной массой тела или ожирением следует рассматривать как мягкое проявление метаболического синдрома [11, 12].
Группа мужчин с ожирением характеризовалась повышенными значениями концентрации мочевой кислоты, γ-глутамилтрансферазы и тимоловой пробы по сравнению с контрольной группой (см. табл. 1). Средние значения этих показателей превышали референсные значения нормы (210—420 мкмоль/л, <49 Е/л и 0—5 ед. соответственно). У испытуемых лиц с избыточной массой тела отклонения данных показателей от референсных значений имели более мягкий характер, тем не менее показатели тимоловой пробы и уровень γ-глутамилтрансферазы были достоверно выше по сравнению с контрольной группой (см. табл. 1). Увеличение показателя тимоловой пробы и активности γ-глутамилтрансферазы, а также гиперурикемия у мужчин с ожирением свидетельствуют о существенных метаболических отклонениях. Следует отметить, что у лиц с избыточной массой тела имеются аналогичные тенденции в изменениях метаболизма, выраженные в меньшей степени.
Один из примечательных результатов настоящего исследования состоит в том, что у мужчин с избыточной массой тела или ожирением уровень тестостерона достоверно ниже по сравнению с контрольной группой (см. табл. 1). Следует отметить, что уровень тестостерона снижался градуально по мере нарастания избыточной массы тела, а в группе испытуемых с ожирением достигал нижней границы нормальных значений (общепринятая норма >12 нмоль/л). Кроме того, в выборке обследованных мужчин наблюдались отрицательные коррелятивные связи между показателями абдоминального ожирения и уровнем тестостерона в сыворотке крови (табл. 2).
Жировая ткань является не только депо для хранения и накопления энергетических субстратов, она активна как эндокринный орган и способна продуцировать ряд биологически активных субстанций [15]. Особый интерес представляет способность адипоцитов к ароматизации андрогенов в эстрогены, а также к продукции лептина, участвующего в регуляции энергетического гомеостаза и гипоталамо-гипофизарно-гонадной оси [16]. Считается, что уменьшение уровня тестостерона у мужчин с избыточной массой повышает риск развития гипогонадотропного гипогонадизма. Предполагается, что, во-первых, гипогонадизм при ожирении может быть обусловлен повышенной ароматизацией андрогенов в эстрогены жировой тканью и уменьшению соотношения тестостерон/эстрадиол, что вызывает подавление секреции ЛГ и ФСГ гипофизом и снижение продукции тестостерона семенниками [6, 7]. Хотя в нашей работе не обнаружено снижения уровня ЛГ и ФСГ у мужчин с избыточной массой тела или ожирением, такой феномен установлен другими авторами, особенно при высокой степени ожирения [8]. Во-вторых, при ожирении наблюдается повышенная продукция лептина адипоцитами, которая сопровождается лептинорезистентностью [15, 16], что может привести к вторичному гипогонадизму через торможение гипоталамо-гипофизарно-гонадной оси. Кроме того, избыток жировой ткани создает неблагоприятные местные условия для нормального функционирования семенников (эффект термостата), что ведет к нарушению тестикулярной функции, включая сперматогенез. Сильная степень ожирения может сопровождаться снижением продукции сперматозоидов, нарушением их морфологии и подвижности и увеличивать риск бесплодия [8, 9, 17].
Заключение
Избыточная масса тела и ожирение у мужчин наряду с изменениями липидного и пуринового обмена сопровождается снижением уровня тестостерона в сыворотке крови. В то же время не обнаружено влияния избыточной массы тела и ожирения на уровень других репродуктивных гормонов (эстрадиола, ФСГ и ЛГ).
Работа выполнена при финансовой поддержке Президиума СО РАН, Интеграционный проект №57.