Дисменорея представляет собой циклично повторяющийся полиэтиологический нейроэндокринный синдром, значительно снижающий вплоть до полной потери работоспособность девушки во время менструации, что определяет актуальность изучения проблемы [5]. Дисменорея отмечается у 31—52% девушек, при этом у части из них эта патология приводит не только к потере трудоспособности, но и к изменению психосоматического статуса [1, 2]. В публикациях ряда исследователей [3, 4] дисменорея рассматривается как одно из многих проявлений дисморфизма соединительной ткани, в основе которого лежит чаще всего врожденный или приобретенный длительный дефицит внутриклеточного магния.
Цель исследования — разработка дифференцированного подхода к диагностике ювенильной дисменореи.
Материал и методы
Основную группу составили 30 девушек с первичной дисменореей, контрольную группу — 25 девушек с нормальным менструальным циклом. В зависимости от выраженности болевого синдрома по степени тяжести дисменореи девушки были разделены на три группы. По возрасту, социальному происхождению и особенностям анамнеза обе группы были идентичны. Для разработки дифференцированного подхода к диагностике дисменореи у девочек 13—18 лет нами использована проба с нестероидным противовоспалительным препаратом (НПВП) — нимесулид. Концентрацию сывороточного прогестерона и эстрадиола определяли методом иммуноферментного анализа на анализаторе АТ-858 (фирма «Shanghais ANTAI Diagnostics Co, LTD») с использованием наборов тест-системы фирмы ELISA (Австрия). Содержание магния в сыворотке крови определялось на спектрофлуориметре типа AF-610 (ARAYLEIGH LTD Shanghais ANTAI Diagnostics Co., LTD) с использованием наборов тест-систем БИОЛАБ (Россия).
Статистическая обработка и проверка результатов была основана на определении равенства математических ожиданий случайных величин посредством оценки критерия Стьюдента. Средние величины представлены в виде М±σ, где М — среднее арифметическое значение, σ — стандартное отклонение.
Результаты и обсуждение
Быстрое снижение выраженности боли и сопутствующих проявлений в первые 3 ч после приема нимесулида с сохранением положительного эффекта в последующие дни указывает на функциональный вариант дисменореи, так как при дальнейшем исследовании не удалось выявить патологических изменений половых органов. В тех случаях, когда после приема первой таблетки девушки указывали на закономерное уменьшение интенсивности боли, а при дальнейшем выполнении пробы отмечали сохранение болезненных ощущений до конца приема препарата, в ходе последующего клинического обследования были выявлены признаки воспалительного процесса внутренних половых органов, что означало наличие у девушек вторичной дисменореи. Отсутствие обезболивающего эффекта НПВП на протяжении всей пробы, в том числе и после первой таблетки, а также исключение органических причин возникновения дисменореи позволило предположить недостаточность или истощение противоболевых компонентов системы регуляции выраженности боли у девушек с психологическими и эмоциональными отклонениями. У данных пациенток изучали содержание эстрадиола, прогестерона и магния в крови во вторую фазу менструального цикла (см. таблицу).
Как видно из таблицы, в основной группе девушек отмечается относительная гиперэстрогения и гипопрогестеронемия, при этом показатель эстрадиола колеблется от 0,018±0,003 до 0,016±0,002 нмоль/мл (p<0,05).
Обращает на себя внимание изменение уровня магния в плазме крови у девушек в основной группе — снижение до 0,5±0,2 мкг/мл (p<0,05), тогда как в контрольной группе содержание магния оставалось в пределах нормальных значений — от 0,9±0,2 до 0,7±0,1 мкг/мл (p<0,05).
Недостаток магния ведет к изменению гемодинамики малого таза в виде гипертензии и спазма сосудов, нарушению гормонального обмена, результатом которого является дисгормонемия. Гиперэстрогения приводит к секвестрации магниевых ионов из костной ткани и относительному дефициту его в крови. Синтез всех известных на сегодняшний день нейропептидов в головном мозге происходит при обязательном участии магния [1, 6, 7]. Этим можно объяснить наличие симптома боли при дисменорее, когда синтез опиоидных нейропептидов недостаточен для обеспечения снижения порога чувствительности боли при десквамации функционального слоя эндометрия.
Выводы
Таким образом, недостаток магния играет определенную роль в патогенезе первичной дисменореи, a недооценка гормонального состояния приводит к увеличению частоты рецидивов заболевания с нарушением репродуктивной функции. Главной задачей медикаментозной терапии, направленной на нормализацию гормонального профиля, является восполнение дефицита различных компонентов, участвующих в процессе синтеза гормонов, и коррекция метаболических нарушений.