Современные тенденции хирургического лечения метастазов меланомы кожи в регионарных лимфатических узлах
Журнал: Онкология. Журнал им. П.А. Герцена. 2023;12(1): 59‑64
Прочитано: 1911 раз
Как цитировать:
Меланома кожи — достаточно распространенная онкологическая патология, составляющая до 5% от всех злокачественных опухолей [1, 2]. Для нее характерен лимфогенный путь метастазирования, при этом появление опухолевых отсевов в регионарные лимфатические узлы отмечается у 30% пациентов [3]. Поражение лимфатических коллекторов является значимым отрицательным фактором прогноза у больных с меланомой кожи, негативно влияющим на общую выживаемость [4].
Исторически основным методом лечения метастазов меланомы кожи в лимфатических узлах было их хирургическое удаление в объеме регионарной лимфаденэктомии. Первым ее описал и выполнил при метастазах меланомы британский хирург H. Snow в 1892 г. [5]. Учитывая достаточно высокую частоту поражения регионарных лимфатических узлов у больных меланомой, в основном при значимой толщине первичной опухоли, до 1990-х годов лимфаденэктомия выполнялась не только больным с подтвержденными метастазами в лимфатических узлах, но и большинству пациентов без клинически определяемых измененных лимфатических узлов с профилактической целью, особенно в случае, если опухоль локализовалась рядом с лимфоколлектором. За последние 30 лет тактика лечения таких пациентов значительно изменилась, в том числе благодаря внедрению в 1992 г. лечебно-диагностической хирургической техники определения сторожевого лимфатического узла (СЛУ) с его последующей биопсией [6].
В современной онкологии отмечается явная тенденция к трансформации вмешательств на регионарных лимфатических узлах у пациентов с меланомой кожи из лечебной процедуры в диагностическую, позволяющую выявить дополнительные факторы прогноза заболевания и более точно определить стадию болезни. Сегодня показания к выполнению регионарной лимфаденэктомии и ее положительное влияние на результаты лечения при выявлении положительного СЛУ уже не являются однозначными. Однако только при проведении этой хирургической процедуры и исследовании всех групп удаленных регионарных лимфатических узлов можно выявить дополнительные критерии прогноза, такие как положительные несторожевые лимфатические узлы (НСЛУ), изучение влияния которых на выживаемость сейчас активно ведется.
Выполнение профилактической лимфодиссекции у пациентов с меланомой кожи с 1992 г. было заменено на проведение им биопсии СЛУ. Первым эту методику внедрил в клиническую медицину D. Morton [6]. Биопсия СЛУ позволила при помощи мини-инвазивного вмешательства выявлять не определяемые клинически микрометастазы меланомы в регионарных лимфатических узлах, не прибегая к лимфаденэктомии. Однако необходимо отметить, что показания к выполнению биопсии СЛУ были сформированы на основе ранее выполненных работ по выявлению микрометастазов в регионарной клетчатке при профилактической лимфодиссекции у пациентов с разными характеристиками первичной опухоли [7]. Методика имеет чувствительность 75—100%, характеризуется невысокой частотой развития осложнений в сравнении с рутинной лимфаденэктомией. Выполнение биопсии СЛУ сегодня рекомендовано всем пациентам с толщиной первичной опухоли более 0,8 мм [8, 9]. Основная цель этой процедуры — диагностика микрометастазов в регионарных лимфатических узлах как важного прогностического критерия для назначения дальнейшей лекарственной терапии.
Частота выявления положительного СЛУ у больных с «тонкой» меланомой кожи, толщина которой не превышает 1 мм по Breslow, невелика и составляет не более 5% [10, 11]. Несмотря на это, необходимо отметить, что эти пациенты составляют до 70% всех первичных случаев меланомы и в абсолютном значении количество выявленных положительных СЛУ в этой группе может быть достаточно высоким [12]. Такие дополнительные факторы прогноза, как изъязвления, лимфоваскулярная инвазия, высокая митотическая активность и наличие микросаттелитов, могут повышать частоту выявления положительного СЛУ, а их диагностика при «тонкой» меланоме может быть определяющим моментом при принятии решения о его биопсии [10]. По актуальным рекомендациям NCCN (National Comprehensive Cancer Network), пациентам с толщиной опухоли менее 0,8 мм без изъязвления (T1a) не рекомендуется проведение биопсии СЛУ. При изъязвлении или при толщине опухоли 0,8—1,0 мм (T1b стадия) биопсия СЛУ желательна [8].
Толщина опухоли и ее изъязвление приняты как основные факторы прогноза, однако существуют и дополнительные показатели, влияющие на результаты. Так, у пациентов до 35 лет с толщиной опухоли 0,7 мм и высокой митотической активностью опухоли, уровнем инвазии по Clark 4, с отсутствием лимфоцитарной инфильтрации и изъязвления риск выявления положительного СЛУ составляет 10%. У больных старше 60 лет с толщиной опухоли 0,9 мм при отсутствии других отрицательных факторов прогноза этот риск будет менее 5% [10, 13, 14]. Таким образом, необходимо дальнейшее изучение всех влияющих на течение заболевания факторов и их комбинаций для более точного стадирования.
Меланому толщиной по Breslow от 1 до 4 мм принято называть «промежуточная». Частота выявления положительного СЛУ при таких показателях первичной опухоли уже составляет до 15% [15]. Эффективность биопсии СЛУ у данной группы пациентов была исследована при проведении международного рандомизированного мультицентрового исследования, посвященного сравнению результатов выполнения биопсии СЛУ и только динамического наблюдения после удаления первичного очага (MSLT-I) [16]. В 1-ю группу вошло 765 пациентов с промежуточной меланомой толщиной по Breslow 1,2—3,5 мм, которым выполнялась биопсия СЛУ, а в случае выявления метастазов проводилась регионарная лимфаденэктомия с последующим динамическим наблюдением. Во 2-й группе было 500 пациентов, которым после иссечения первичной опухоли биопсия СЛУ не проводилась. По результатам исследования не выявлено значимого влияния биопсии СЛУ на выживаемость. Так, в 1-й и 2-й группах 5-летняя выживаемость составила 86,6 и 85,7%, 10-летняя — 81,4 и 78,3% соответственно. Однако обнаружено положительное влияние на выживаемость биопсии СЛУ у пациентов с метастатическим поражением лимфатических узлов. Сравнивались больные, у которых при биопсии СЛУ выявлены микрометастазы, их было 16% (122 из 765), и пациенты в группе без биопсии СЛУ, у которых в процессе динамического наблюдения диагностированы метастазы в регионарных лимфатических узлах — 17,4% (87 из 500). Количество таких пациентов в группах в процентном соотношении совпадало: 16 и 17,4 соответственно. 10-летняя выживаемость у пациентов с микрометастазами в СЛУ составила 62%, а у больных с метастазами в лимфатических узлах, которые появились в процессе наблюдения, — 41%. При этом после биопсии СЛУ у 643 из 765 пациентов ответ был отрицательный и лишь у 31 (4,8%) из них за время дальнейшего наблюдения были выявлены метастазы в НСЛУ, их 10-летняя выживаемость составила 34%, т.е. меньше, чем у больных с клинически выявленными метастазами. Это подтверждает наличие положительных НСЛУ как важный отрицательный фактор прогноза.
В исследовании также отмечено незначительное увеличение 10-летней безрецидивной выживаемости у больных после выполнения биопсии СЛУ в сравнении с динамическим наблюдением — 71,3% против 64,7%. В целом результаты исследования свидетельствуют о необходимости проведения биопсии СЛУ у пациентов с промежуточной меланомой кожи прежде всего как диагностической хирургической процедуры с целью выявления дополнительных факторов прогноза и более точного стадирования заболевания. Лечебный эффект может быть достигнут лишь у небольшого (16%) количества пациентов с положительным СЛУ и лишь в сравнении с больными, у которых выявляются метастазы в лимфатических узлах в процессе наблюдения [16]. Отсутствие влияния биопсии СЛУ на общую выживаемость также было подтверждено и в ряде других исследований с менее объемной выборкой [17, 18].
Учитывая вышеизложенное, а также низкий риск развития осложнений после этой хирургической процедуры, согласно современным рекомендациям, следует выполнять биопсию СЛУ у больных с толщиной первичной меланомы 1—2 мм и наличием изъязвления и толщиной более 2 мм в независимости от изъязвления [8, 19]. Необходимо отметить, что по аналогии с «тонкой» меланомой при промежуточной существуют дополнительные факторы прогноза, которые влияют на отдаленные результаты. Так, при общей частоте поражения СЛУ при промежуточной меланоме, составляющей 15%, риск их поражения при меланоме толщиной менее 1,5 мм может быть меньше 5% [20, 21].
При «толстой» меланоме толщиной более 4 мм в сравнении с «тонкой» и промежуточной значительно возрастает риск выявления положительного СЛУ. У таких пациентов он может достигать до 30—40% [16]. Влияние биопсии СЛУ при «толстой» меланоме на выживаемость в сравнении с динамическим наблюдением не отмечено ни для каких категорий больных. У таких пациентов обсуждается не сама необходимость проведения биопсии СЛУ, а ее информативная значимость в этой и без того неудовлетворительной по прогнозу группе. В исследование MSLT-I было включено 173 пациента с «толстой» меланомой толщиной более 3,5 мм и выполненной биопсией СЛУ, и 117 больных, у которых биопсия СЛУ не проводилась. При этом у 21% пациентов при промежуточной меланоме с метастазами в лимфатических узлах, диагностированными при биопсии СЛУ или в процессе динамического наблюдения, значимой разницы в общей выживаемости по сравнению с больными с «толстой» меланомой не отмечено. У 33% (57 из 173) больных из первой группы были микрометастазы, при этом 10-летняя выживаемость составила 48%. Выживаемость больных с метастазами в лимфатических узлах во второй группе была 45% [16].
Отмечено также увеличение в 2 раза у больных с «толстой» меланомой частоты метастазов в НСЛУ в сравнении с промежуточной меланомой. У 116 (67%) больных, у которых СЛУ был отрицательный, 10-летняя выживаемость составила 64%. В этой группе частота выявления метастазов в НСЛУ в процессе дальнейшего наблюдения установлена уже в 10% (12 из 116), 10 лет не пережил ни один пациент из этой группы, при этом 5-летняя выживаемость составила 19,4% [17]. Прогностическую значимость биопсии СЛУ при «толстой» меланоме также подтвердили и в других исследованиях [22—24].
После внедрения технологии биопсии СЛУ стандартом лечения при выявлении микрометастазов было выполнение одномоментной регионарной лимфаденэктомии [17]. Однако результаты недавно опубликованных двух рандомизированных клинических исследований, посвященных оценке влияния на отдаленные результаты одномоментной лимфаденэктомии у пациентов с положительным СЛУ, поставили под сомнение необходимость ее широкого применения [25, 26].
U. Leiter и соавт. [25] в 2019 г. оценили отдаленные результаты лечения 473 пациентов с положительным СЛУ. В 1-ю группу вошло 240 больных, которым была выполнена одномоментная регионарная лимфаденэктомия. Во 2-й группе из 233 человек лимфаденэктомия не проводилась. Средняя толщина первичной опухоли в обеих группах составила 2,4 мм. В 1-й группе 5-летняя общая безметастатическая и бессобытийная выживаемость составила 72,3; 64,9 и 59,9%, во 2-й — 71,4,;67,6 и 60,9% соответственно. Таким образом, авторы не выявили положительного влияния регионарной лимфаденэктомии при положительном СЛУ на отдаленные результаты лечения [25].
Аналогичный дизайн исследования с большим количеством наблюдений и похожими результатами был представлен M.B. Faries и соавт. [26] в 2017 г. Одномоментная регионарная лимфаденэктомия была выполнена у 824 пациентов с положительным СЛУ. У 931 больного лимфаденэктомия не производилась. По возрасту, полу, толщине первичной опухоли и ее локализации, наличию изъязвления, количеству положительных СЛУ группы были сопоставимы. В 1-й группе 3-летняя общая и безрецидивная выживаемость составила 86 и 68%, во 2-й — 86 и 63%. У 11,5% пациентов, которым была выполнена лимфаденэктомия, были выявлены положительные НСЛУ. В этой группе за время дальнейшего наблюдения прогрессирование по лимфатическим узлам через 3 года увеличилось до 17,9%, а через 5 лет — до 19,9%. Если сравнивать это количество с частотой прогрессирования по лимфатическим узлам в группе, в которой после биопсии СЛУ лимфаденэктомия не выполнялась, то оно было несколько больше и составило через 3 года 22,9%, а через 5 лет 26,1%. Следовательно, проведение лимфаденэктомии снижало риск прогрессирования по лимфатическим узлам в группах с метастазами в НСЛУ [26]. Полученные авторами результаты свидетельствуют, что проведение одномоментной лимфаденэктомии при выявлении положительного СЛУ хоть и не дает преимуществ в общей выживаемости в сравнении с динамическим наблюдением, однако при этом есть возможность получить максимальное количество важной прогностической информации, в частности, выявить положительные НСЛУ и осуществить более точное стадирование, а также улучшить локальный контроль и безрецидивную выживаемость.
Актуальные клинические рекомендации допускают выполнение как регионарной лимфаденэктомии, так и динамического наблюдения при выявлении положительного СЛУ [8, 27].
В отличие от меняющихся в последнее время подходов к хирургическому лечению микрометастазов меланомы кожи в регионарных лимфатических узлах, выявляемых при биопсии СЛУ, тактика лечения клинически подтвержденных регионарных лимфометастазов остается консервативной и заключается в рутинном выполнении регионарной лимфаденэктомии. Клинически подтвержденные метастазы меланомы в регионарных лимфатических узлах свидетельствуют о IIIB-стадии с менее благоприятным прогнозом и риске смерти от прогрессирования заболевания более чем в 23% случаев в течение 10 лет [28]. Перед принятием решения о лимфаденэктомии такие больные должны быть комплексно инструментально обследованы с целью исключения дополнительных очагов поражения [8]. Регионарная лимфаденэктомия является адекватной лечебной хирургической опцией, однако высокий риск дальнейшего прогрессирования при клинически определяемых регионарных метастазах в лимфатических узлах сегодня требует назначения дополнительной адъювантной терапии после операции. При регионарной лимфаденэктомии необходимо удалять лимфатические узлы всего лимфатического коллектора, в котором выявлен метастаз, так как на настоящий момент нет убедительных данных о сравнимой эффективности парциального удаления только пораженного лимфатического узла.
Неоднозначными до настоящего времени являются выбор объема регионарной лимфодиссекции при поражении паховых и бедренных лимфатических узлов и необходимость в таких случаях удаления подвздошных и запирательных лимфоколлекторов. Исторически устоявшимися показаниями к их удалению до настоящего времени являлось метастатическое поражение лимфатического узла Клоке (лимфатический узел на границе сопряжения бедренного сосудистого пучка и паховой связки) или наличие нескольких пораженных паховых лимфатических узлов из-за высокого риска при таком поражении выявления метастазов в подвздошных лимфатических узлах при последующем морфологическом исследовании [29—32]. В целом, по данным разных авторов [33—35], при клинически определяемых метастазах меланомы в паховых лимфатических узлах частота поражения подвздошных может составлять от 8 до 40%.
Многие исследователи [36—38], ориентируясь на высокую частоту синхронного поражения подвздошных лимфатических узлов при метастазах в паховых, рекомендуют выполнять расширенный объем операции с тазовой/подвздошной лимфодиссекцией. Однако в ряде работ [33—40] приводятся данные об отсутствии влияния тазовой лимфаденэктомии на отдаленные результаты лечения при метастазах в паховых лимфатических узлах. Их авторы не рекомендуют выполнять подвздошную лимфаденэктомию профилактически, без явных признаков поражения тазовых лимфатических узлов.
Актуальные клинические практикумы рекомендуют выполнение подвздошно-обтураторной лимфаденэктомии при наличии 3 положительных паховых лимфатических узлов и более или выявлении пораженных подвздошных, обтураторных лимфатических узлов методами инструментальной диагностики и при положительном лимфатическом узле Клоке [8, 27].
В дополнение необходимо отметить, что поражение подвздошных лимфатических узлов является значимым отрицательным фактором прогноза и предвестником генерализации процесса. Так, по данным C.P. Karakousis и соавт. [41], до внедрения системных методик адъювантного лечения меланомы кожи общая 5-летняя выживаемость пациентов после подвздошно-пахово-бедренной лимфаденэктомии у больных только с метастазами в паховых лимфатических узлах была 47%, в то время как при поражении подвздошных — лишь 30%. Гораздо худшие результаты представлены в более современных исследованиях [42—45], в которых общая 5-летняя выживаемость при паховой лимфаденопатии достигает 52%, а при метастазах в подвздошных лимфатических узлах может снижаться до 12%.
Принимая во внимание вышеизложенное, дальнейшая оценка прогностической значимости метастатического поражения подвздошных лимфатических узлов в будущем при проведении рандомизированных исследований поможет более четко сформулировать показания к регионарной лимфодиссекции и ее объему и определить лечебную значимость процедуры в этой анатомической области.
Разработка универсального алгоритма хирургического лечения метастазов меланомы кожи в регионарных лимфатических узлах является актуальной задачей из-за распространенности этой онкологической патологии. Не вызывает сомнений, что регионарная лимфодиссекция может служить важной лечебной опцией у ряда пациентов с регионарным метастатическим поражением, так как до внедрения новых методик лекарственной терапии меланомы до 30% больных после регионарной лимфодиссекции по поводу клинически доказанных метастазов меланомы могли рассчитывать на продолжительную выживаемость, а в комбинации с терапией эти показатели могут улучшиться. Неоднозначным оставался вопрос о необходимости выполнения и о влиянии на результаты лечения регионарной лимфаденэктомии у пациентов с микрометастазами в лимфатических узлах. По результатам всех расширенных исследований, регионарная лимфаденэктомия при микрометастазах меланомы кожи имеет лечебную значимость не более чем у 20% пациентов.
За последнее время подходы к лечению пациентов с меланомой кожи стали значимо меняться. На смену профилактической лимфаденэктомии пришла биопсия СЛУ, которая сейчас рутинно используется, позволяет получить важную прогностическую информацию и определить наиболее точное стадирование заболевания. Преимущество одномоментной регионарной лимфаденэктомии при положительном СЛУ в целом неоднозначно, что было доказано в рандомизированных исследованиях, однако только при этом хирургическом вмешательстве можно выявить положительные несторожевые лимфатические узы, наличие которых является значимой прогностической информацией, а их удаление при лимфаденэктомии — лечебной опцией, улучшающей выживаемость.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Литература / References:
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.