Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Пархоменко Р.А.

ФГБУ "Российский научный центр рентгенорадиологии" Минздрава России, Москва

Щербенко О.И.

ФГБУ "Российский научный центр рентгенорадиологии" Минздрава России, Москва

Харченко Н.В.

Медицинский институт ФГАОУ высшего образования «Российский университет дружбы народов» Минобрнауки России, Москва, Россия

Зелинская Н.И.

ФГБУ "Российский научный центр рентгенорадиологии" Минздрава России, Москва

Антоненко Ф.Ф.

ФГБУ «Российский научный центр рентгенорадиологии» Минздрава России, Москва, Россия

Кунда М.А.

Медицинский институт ФГАОУ высшего образования «Российский университет дружбы народов» Минобрнауки России, Москва, Россия

Запиров Г.М.

Медицинский институт ФГАОУ высшего образования «Российский университет дружбы народов» Минобрнауки России, Москва, Россия

Подольская М.В.

Медицинский институт ФГАОУ высшего образования «Российский университет дружбы народов» Минобрнауки России, Москва, Россия

Изменения в легких в отдаленные сроки после программ химиолучевого лечения лимфомы Ходжкина у детей и подростков

Авторы:

Пархоменко Р.А., Щербенко О.И., Харченко Н.В., Зелинская Н.И., Антоненко Ф.Ф., Кунда М.А., Запиров Г.М., Подольская М.В.

Подробнее об авторах

Прочитано: 1489 раз


Как цитировать:

Пархоменко Р.А., Щербенко О.И., Харченко Н.В., и др. Изменения в легких в отдаленные сроки после программ химиолучевого лечения лимфомы Ходжкина у детей и подростков. Онкология. Журнал им. П.А. Герцена. 2017;6(2):24‑28.
Parkhomenko RA, Shcherbenko OI, Kharchenko NV, et al. Lung changes in the late periods after using various chemoradiotherapy programs for Hodgkin’s lymphoma in children and adolescents. P.A. Herzen Journal of Oncology. 2017;6(2):24‑28. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/onkolog20176224-28

Рекомендуем статьи по данной теме:
Про­тон­ная те­ра­пия хор­до­мы ос­но­ва­ния че­ре­па. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2025;(5):64-67
Бе­реж­ли­вое про­из­водство на при­ме­ре от­де­ле­ния ра­ди­оте­ра­пии. Ме­ди­цин­ские тех­но­ло­гии. Оцен­ка и вы­бор. 2025;(2):67-73

За последние десятилетия достигнуты значительные успехи в лечении лимфомы Ходжкина (ЛХ) у детей и подростков. По мере повышения общей и безрецидивной выживаемости в данном контингенте больных все больше внимания уделяется снижению частоты и выраженности отдаленных последствий химиотерапии и лучевой терапии. Достижение этой цели видится в уменьшении объемов и суммарной дозы облучения при условии проведения достаточно интенсивной химиотерапии, что реализовано практически во всех современных протоколах лечения данной патологии у детей [1, 2, 4—10].

Однако возникает вопрос: насколько оправдались надежды авторов этих протоколов на уменьшение частоты и выраженности отдаленных последствий химиолучевого лечения? Немаловажен для практики также и другой вопрос: можно ли, хотя бы приблизительно определить пороговое значение суммарной очаговой дозы (СОД) облучения, выше которого значительно повышается риск осложнений. В настоящем исследовании мы попытались ответить на эти вопросы в отношении органов дыхания.

Цель исследования — изучение факторов риска возникновения осложнений со стороны органов дыхания после проведения различных программ лечения ЛХ у детей и подростков.

Материал и методы

Обследованы134 пациента после лечения ЛХ в детском и подростковом возрасте. В 1-й группе (25 больных) и во 2-й группе (32 пациента) лечение включало следующие этапы: индукционную полихимиотерапию (в 1-й группе без противоопухолевых антибиотиков — ЦОПП, ЦВПП, ДОПП, ДВПП, во 2-й группе c применением противоопухолевых антибиотиков), дистанционную гамма-терапию (ДГТ) на все первично пораженные коллекторы в СОД 41—50 Гр и смежные с ними 32—36 Гр, поддерживающую химиотерапию. В 3-й группе (77 больных) проведено лечение по принципам программы DAL-HD90 (Германия): 2 цикла c адриабластином OPPA или OEPA + 0/2/4 цикла COPP + ДГТ на первично пораженные зоны в СОД 20—35 Гр. Программы лечения в 1-й, 2-й и 3-й группах исследования обозначались как первая, вторая и третья программы.

Сроки наблюдения варьировали от 0,9 года до 34 лет (медиана 9 лет). При контрольных обследованиях состояние бронхолегочной системы оценивалось на основании жалоб, анамнеза, физикального обследования, рентгенографии органов грудной клетки (аппараты EDR 750 и LEGEND 210 [GE] Венгрия). При анализе рентгенограмм в нашей практике мы различали условно парамедиастинальный пневмосклероз и пневмофиброз, которые, согласно шкале LENT SOMA [11], можно было обозначить I, II и III степени пневмофиброза. У 17 больных выполнена спирография (аппараты фирмы «FUKUDA», Япония).

Практически у всех пациентов, которые получали облучение средостения в клинике РНЦРР, впоследствии развился парамедиастинальный пневмофиброз. По данным рентгенографии, он наблюдался у 132 (99%) из 134 обследованных.

Пневмофиброз II—III степени во 2-й группе составил 25%, в 3-й группе — 10%, в 1-й группе — 16% (табл. 1, рис. 1). Различия по данному показателю при сравнении всех трех групп не достигли статистической значимости (p=0,147). При сравнении же этого показателя отдельно между 2-й и 3-й группами различие оказалось на границе достоверности (p=0,05), а между 1-й и 3-й группами — за пределами достоверности (p=0,45). Повышенная частота данного осложнения во 2-й группе, вероятнее, объясняется сочетанным воздействием высоких доз облучения и более интенсивной, чем в 1-й группе, химиотерапии.

Таблица 1. Частота парамедиастинального пневмофиброза II—III степеней в группах исследования

Рис. 1. Частота парамедиастинального пневмофиброза II—III степени в группах исследования. При сравнении этого показателя между 2-й и 3-й группами p=0,05, между 1-й и 3-й группами p=0,45, между 1-й и 2-й группами р=0,41. Различие же при сравнении всех трех групп не достигло статистической значимости (p=0,147).

Отмечалась достоверная связь развития пневмофиброза II—III степени с СОД облучения средостения (рис. 2). У 16 (84%) из 19 пациентов с пневмофиброзом II—III степени СОД составила выше 30 Гр, а у 13 (68%) — выше 34 Гр. Одна больная из 2-й группы не попала в этот анализ, так как у нее не была известна точная СОД на средостение.

Рис. 2. Связь развития парамедиастинального пневмофиброза II—III степени с СОД облучения.

Частота выраженного парамедиастинального пневмофиброза не зависела достоверно от следующих факторов:

— пола — данное осложнение было у 8 (15,7%) мужчин и у 12 (14,5%) женщин, p=0,85;

— степени риска рецидива: при I степени — 6 (16%), при II — 5 (11%), при III — 9 (18%), p=0,58;

— принадлежности к той или иной возрастной группе при постановке диагноза ЛХ: 10 лет и менее — 7 (12%), 11—14 лет — 8 (17%), 15 лет и более — 5 (18%), p=0,71;

— абсолютного значения возраста, p=0,92.

Как же указанные изменения легких проявлялись клинически? Хронический бронхит диагностирован у 21,1% пациентов с выраженным парамедиастинальным пневмофиброзом, что было достоверно чаще, чем при его слабой степени (3,5%), р=0,003 (табл. 2, рис. 3). Относительно низкая частота хронического бронхита свидетельствует о больших компенсаторных возможностях организма детей и подростков.

Таблица 2. Частота хронического бронхита в зависимости от степени выраженности парамедиастинального пневмофиброза, р=0,003

Рис. 3. Частота хронического бронхита в зависимости от степени выраженности парамедиастинального пневмофиброза.

Частота хронического бронхита была ниже в 3-й группе исследования (4%) по сравнению с 1-й (11%) и со 2-й (10%), однако эти различия не были статистически значимыми (р=0,33).

У больных с хроническим бронхитом положительный эффект оказывало своевременное лечение инфекций дыхательных путей: ЛФК, плавание, санаторное лечение.

У 17 пациентов выполнена спирография: у 3 из 1-й группы, у 7 из 2-й группы и у 7 из 3-й группы. Ее проведение назначали случайным образом (не основываясь на каких-либо клинических признаках). Нормальные показатели при этом были отмечены только у 2 (12%) больных (оба были из 3-й группы исследования). У 15 (88%) пациентов выявлено умеренное нарушение вентиляционной функции легких по обструктивному или смешанному типу, у 8 (47%) — наблюдалось умеренное снижение ЖЕЛ (до 78—85% от долженствующей), у 1 (6%) — отмечено ее выраженное уменьшение (до уровня 63% от нормы).

Отдельного внимания заслуживают пациенты, получившие тотальное облучение легких при их диссеминированном поражении (рис. 4). В популяции, обследованной по поводу отдаленных осложнений со стороны легких (n=134), таких больных было всего 8 (6%). Из них лечение по второй программе получили 3 больных, по третьей программе — 5 больных. Пациентов, пролеченных по первой программе, среди них не было. У 2 из 8 больных облучали одно легкое, у 6 — оба легких. СОД варьировала от 12 до 16,5 Гр (в среднем 14,7 Гр). При последующем наблюдении выраженный парамедиастинальный пневмосклероз (II—III степени) выявлен у 2 (25%) из них, хронический бронхит диагностирован у 1 (13%). На основании такого небольшого числа наблюдений трудно делать определенные выводы. Тем не менее приведенные цифры дают представление об относительно низкой частоте выраженных осложнений после тотального облучения легких в указанных СОД.

Рис. 4. Постлучевой пневмофиброз II степени в сочетании с постлучевым перикардитом, вальвулопатией (недостаточность аортального клапана, стеноз и недостаточность митрального клапана).

По данным многолетнего наблюдения за нашими больными, пролеченными по трем программам, 15-летняя кумулятивная выживаемость без прогрессирования и рецидивов составила 57, 76 и 84% соответственно, т. е. несмотря на сниженные СОД третья программа обеспечила наилучшие результаты.

Таким образом, продемонстрирована роль особенностей программы лечения (прежде всего, дозы облучения средостения) в развитии выраженного парамедиастинального пневмофиброза II—III степени, при котором почти у ¼ (21%) пациентов мы наблюдали хронический бронхит. В 3-й группе исследования вероятность выраженного пневмофиброза составила 10%, что оказалось на границе с достоверностью по сравнению со 2-й группой (25%), р=0,05. Различие же по данному показателю между 3-й и 1-й группами (16%) было недостоверным. У 2/3 (68%) пациентов, у которых развился пневмофиброз II—III степени, СОД предшествующего облучения средостения составила более 34 Гр. После подведения СОД на этой зону менее 30 Гр пневмофиброз II—III степени отмечен только у 3 больных. По нашим данным, СОД облучения, после которой риск выраженного пневмофиброза значительно возрастает, находится, по-видимому, на уровне 30—34 Гр.

Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на сниженные СОД, третья программа обеспечила наилучшие результаты как по безрецидивной выживаемости, так и по частоте ряда осложнений, включая бронхолегочные.

У большинства (88%) пациентов, которым была выполнена спирография, отмечено умеренное нарушение вентиляционной функции легких по обструктивному или смешанному типу, у 63% наблюдалось снижение ЖЕЛ.

У 8 обследованных пациентов, которым при лечении ЛХ ранее было выполнено тотальное облучение легких, частота пневмосклероза и хронического бронхита была относительно небольшой (25 и 13%).

Полученные данные подтверждают, что риск отдаленных бронхолегочных осложнений весьма низок после проведения современных программ химиолучевого лечения ЛХ у детей и подростков, при которых СОД на область первичного поражения составляет 20—25 Гр. Сходные результаты были получены и у взрослых пациентов (А.А. Даниленко и соавт., 2010) [3].

С другой стороны, при повторном облучении средостения по поводу рецидивов ЛХ СОД часто превышает 30 Гр; в таких случаях результаты нашего исследования могут быть использованы для оценки риска выраженного пневмофиброза.

Заключение

Проведенные исследования показали, что к лучевой терапии у детей и подростков следует подходить с особой осторожностью, с применением, по возможности, низкой СОД. В то же время, наличие отдельных случаев выраженного пневмофиброза даже при СОД на средостение менее 30 Гр, указывает на необходимость дальнейших исследований, направленных на возможный отказ от консолидирующей лучевой терапии у пациентов с наиболее благоприятным прогнозом.

Высокая частота бронхолегочных осложнений у пациентов, пролеченных по исторически более старым программам, требует тщательного и регулярного диспансерного наблюдения за ними, а также совершенствования программ реабилитации.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования: Р.А.П., О.И.Щ., Н.В.Х., Н.И.З.

Сбор и обработка материала: Р.А.П., О.И.Щ., Н.И.З.

Статистическая обработка данных: Р.А.П., О.И.Щ., Н.И.З., Г. М.З.

Написание текста: Р.А.П., О.И.Щ., Н.И.З., Н.В.Х., М.А.К., М.М.З., М.В.П.

Редактирование: Р.А.П., О.И.Щ., Н.В.Х., Ф.Ф.А.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.