Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Семиглазов В.Ф.

ФГБУ "НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова"

Пеньков К.Д.

ФГБУ "НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова"

Манихас А.Г.

СПбГБУЗ "Городской клинический онкологический диспансер"

Палтуев Р.М.

ФГБУ "НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова" Минздравсоцразвития России, Санкт-Петербург

Скворцов В.В.

СПбГБУЗ "Городской клинический онкологический диспансер"

Раскин Г.Г.

СПбГБУЗ "Городской клинический онкологический диспансер"

Прогностические факторы эффективности неоадъювантной гормонотерапии

Авторы:

Семиглазов В.Ф., Пеньков К.Д., Манихас А.Г., Палтуев Р.М., Скворцов В.В., Раскин Г.Г.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1031

Загрузок: 15


Как цитировать:

Семиглазов В.Ф., Пеньков К.Д., Манихас А.Г., Палтуев Р.М., Скворцов В.В., Раскин Г.Г. Прогностические факторы эффективности неоадъювантной гормонотерапии. Онкология. Журнал им. П.А. Герцена. 2013;2(2):43‑45.
Semiglazov VF, Pen'kov KD, Manikhas AG, Paltuev RM, Skvortsov VV, Raskin GG. Predictors of the efficiency of neoadjuvant hormone therapy. P.A. Herzen Journal of Oncology. 2013;2(2):43‑45. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ре­конструк­тив­но-плас­ти­чес­кие опе­ра­ции в ком­би­ни­ро­ван­ном ле­че­нии ра­ка мо­лоч­ной же­ле­зы: фак­то­ры рис­ка ос­лож­не­ний и ре­конструк­тив­ных не­удач. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2024;(3):13-19
Тар­гет­ная лим­фа­де­нэк­то­мия с би­оп­си­ей сто­ро­же­во­го лим­фа­ти­чес­ко­го уз­ла у боль­ных ра­ком мо­лоч­ной же­ле­зы cT1-3N1M0 пос­ле неоадъю­ван­тной по­ли­хи­ми­оте­ра­пии. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2024;(3):73-78
Рак мо­лоч­ной же­ле­зы: ви­ды им­план­ти­ру­емых ма­те­ри­алов для за­ме­ще­ния пос­тре­зек­ци­он­ных де­фек­тов. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2024;(3):85-89
Ве­ду­щие тен­ден­ции за­бо­ле­ва­емос­ти ра­ком мо­лоч­ной же­ле­зы в Рес­пуб­ли­ке Крым. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2024;(4):42-47
Ана­лиз ос­лож­не­ний од­но­этап­ных и дву­хэ­тап­ных ре­конструк­ций мо­лоч­ной же­ле­зы в за­ви­си­мос­ти от спо­со­ба ре­конструк­ции и фак­то­ров рис­ка. Плас­ти­чес­кая хи­рур­гия и эс­те­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(2):16-21
Ис­поль­зо­ва­ние пер­фо­ран­тных кож­но-фас­ци­аль­ных лос­ку­тов при он­коп­лас­ти­чес­ких ре­зек­ци­ях по по­во­ду ра­ка мо­лоч­ной же­ле­зы. Плас­ти­чес­кая хи­рур­гия и эс­те­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(2):81-86
Вли­яние тех­но­ло­гий ис­кусствен­но­го ин­тел­лек­та на дли­тель­ность про­ве­де­ния двой­но­го чте­ния мам­мог­ра­фи­чес­ких ис­сле­до­ва­ний. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(5):32-37
Ин­тра­те­каль­ная хи­ми­оте­ра­пия при леп­то­ме­нин­ге­аль­ном ме­тас­та­зи­ро­ва­нии у боль­ных ра­ком мо­лоч­ной же­ле­зы. Жур­нал «Воп­ро­сы ней­ро­хи­рур­гии» име­ни Н.Н. Бур­ден­ко. 2024;(3):31-37
Экспрес­сия тран­сфер­ри­но­вых ре­цеп­то­ров 1 и β1-ин­тег­ри­нов кор­ре­ли­ру­ет со ста­ту­сом ре­цеп­то­ров эс­тро­ге­нов и им­мун­ной ин­фильтра­ци­ей при ра­ке мо­лоч­ной же­ле­зы. Ар­хив па­то­ло­гии. 2024;(4):23-30
Ин­до­ци­анин зе­ле­ный — не­отъем­ле­мая часть ре­конструк­тив­ной хи­рур­гии мо­лоч­ной же­ле­зы с ис­поль­зо­ва­ни­ем пер­фо­ран­тных лос­ку­тов. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(8):34-40

В настоящее время актуальным в онкологии является понимание механизмов чувствительности или резистентности к первичному лечению. В ряде предыдущих публикаций сообщается о более высоком уровне полного патоморфологического регресса (pCR) в ходе неоадъювантной химиотерапии при опухолях с отсутствием экспрессии рецепторов эстрогенов (ER) и рецепторов прогестерона (PR) по сравнению с рецептор-положительной группой больных [1, 2]. Несмотря на значительно более высокую частоту рCR в группе гормононечувствительных опухолей, достигаемую в ходе проведения неоадъювантной химиотерапии, безрецидивная выживаемость была значительно хуже в данной группе по сравнению с ER-положительными опухолями, что было продемонстрировано в ряде работ [3].

В наших онкологических центрах проведено как минимум три рандомизированных исследования неоадъювантной гормонотерапии. Материалы этих работ опубликованы [4, 5].

Чувствительность к гормонотерапии, определяемая как экспрессия ER и/или PR в течение длительного времени была единственным проводимым и доказательным предиктором для принятия решения о гормонотерапии.

В настоящее время рак молочной железы трактуется как спектр заболеваний, характеризующихся своими собственными молекулярными характеристиками, факторами агрессивности и отличающихся по чувствительности к проводимому лечению.

Перекрестные взаимодействия между рецептором человеческого эпидермального фактора роста и путями, опосредованными гормональными рецепторами, могут вызывать гормонорезистентность при РМЖ [6].

В последнее время сверхэкспрессия онкогена HER2 и циклина D1 была расценена как необходимая опция для определения чувствительности к гормонотерапии.

Перекрестные взаимодействия между сигнальными путями ER и фосфоинозитол-3-киназы (PI3K) маммарной мишени рапамицина (mTOR) являются механизмом резистентности к гормонотерапии, а блокада обоих путей усиливает антиопухолевую активность на преклинических моделях [7].

Материал и методы

В данное ретроспективное исследование были включены 440 больных в постменопаузе с положительными рецепторами ER и/или PR (T2N1-2, T3N0-1, T4N0M0), которые ранее (2001—2011 гг.) получали неоадъювантную гормонотерапию ингибиторами ароматазы (анастрозол, летрозол, эксеместан; n=211) или тамоксифеном (n=229).

Производился пересмотр архивного патоморфологического материала. Иммуногистохимически проведена оценка уровней ER/PR, HER2 и циклина D1 (Histocore-Labvision) перед неоадъювантной терапией (материал трепанобиопсии) и после хирургического лечения (послеоперационные препараты).

57 женщин с HR-положительным, HER2-положительным местно-распространенным РМЖ были рандомизированы к получению летрозола (2,5 мг ежедневно) в комбинации с лапатинибом (1500 мг ежедневно) или только гормонотерапии летрозолом.

34 больных с резектабельным ER-положительным РМЖ были рандомизированы к получению в течение 4 мес неоадъювантной гормонотерапии летрозолом (2,5 мг ежедневно) в комбинации с эверолимусом (10 мг ежедневно) либо только гормонотерапии летрозолом.

Для проспективной оценки эффективности анастразола у пациенток с высоким уровнем экспрессии циклина D1 на базе ГУЗ «Городской клинический онкологический диспансер» Санкт-Петербурга была сформирована группа из 50 больных, получавших в адъювантном режиме веро-анастразол в течение 27 мес.

Включенные в исследование пациентки получали зарегистрированные в РФ препараты: летрозол — Фемара («Новартис», Швейцария), Экстраза («Верофарм», Россия), анастрозол — Веро-Анастрозол («Верофарм», Россия), эксеместан — Аромазин («Пфайзер», США); препараты тамоксифена — Тамоксифен Эбеве («Эбеве», Австрия), Веро-тамоксифен («Верофарм», Россия), а также лапатиниб — Тайверб, («ГлаксоСмитКляйн», Великобритания) и эверолимус — Афинитор («Новартис», Швейцария).

Результаты

Наблюдался высокий уровень объективного ответа в обеих группах при высоком уровне ER (Allred ≥6) (53% в группе тамоксифена против 70% в группе ингибиторов ароматазы) (рис. 1).

Рисунок 1. Объективный ответ на проведение неоадъювантной гормонотерапии при высоком уровне ER (Allred ≥6).

Коэкспрессия гормональных рецепторов (HR) и HER2 наблюдалась у 17% пациенток (n=440). Наши данные подтверждают предыдущие результаты, что неоадъювантная гормонотерапия тамоксифеном менее эффективна, чем гормонотерапия ингибиторами ароматазы при наличии коэкспрессии (ER+/HER2+) (общий объективный ответ 23% в группе тамоксифена против 47,7% в группе ингибиторов ароматазы, р=0,052) (рис. 2).

Рисунок 2. Объективный ответ на проведение неоадъювантной гормонотерапии у больных с коэкспрессией ER и HER2.

Сверхэкспрессия циклина D1 связана с более агрессивным ростом, а также развитием резистентности к гормонотерапии.

Низкий уровень экспрессии циклина D1 (менее 30%) выявлен у 79 (55,6%) из 142 больных, средний уровень (от 30 до 70%) — у 37 больных, высокий уровень (более 70%) — у 26 (18,3%) больных. Более 60% больных с низким уровнем экспрессии циклина D1 отвечали на гормонотерапию (общий объективный ответ 65% в группе тамоксифена против 76% в группе ингибиторов ароматазы, p=0,072).

В группе больных с высоким уровнем экспрессии циклина D1 (более 70%) наблюдался ответ на гормонотерапию ингибиторами ароматазы (46,6%), но не на гормонотерапию тамоксифеном. В группе ингибиторов ароматазы зафиксирован факт снижения уровня экспрессии циклина D1 и PR.

При медиане наблюдения 60 мес отдаленные метастазы были выявлены у 25,5% больных в группе тамоксифена и у 12% больных в группе ингибиторов ароматазы при среднем и высоком уровне циклина D1 (р=0,054) (рис. 3).

Рисунок 3. Появление отдаленных метастазов в зависимости от лечения при высоком и среднем уровне циклина D1.

У больных с коэкспрессией ER/HER2 клинический результат (частичный регресс или стабилизация заболевания) был выше в группе лапатиниба—летрозола против летрозола—плацебо (48% против 29% соответственно р=0,072). Побочные эффекты 3-й и 4-й степени были более характерны для больных, получавших лапатиниб—летрозол против летрозола—плацебо (диарея 10% против 1% соответственно).

Клинический ответ в группе больных, получавших эверолимус, был относительно выше, чем при только гормонотерапии. В обеих группах наблюдалось снижение уровней рецепторов прогестерона и циклина D1. В группе больных, получавших эверолимус, наблюдалось значительно большее число побочных эффектов. Побочные эффекты 3-й и 4-й степени отмечены у 22,6% больных из группы эверолимуса и у 3,8% пациенток в группе, получавшей плацебо. При медиане наблюдения 27 мес в обеих группах отдаленные метастазы отсутствовали.

Заключение

Гормон-рецептор-положительный РМЖ с коэкспрессией HER2, циклина D1 и низким уровнем ER/PR менее чувствителен к неоадъювантной гормонотерапии, особенно к тамоксифену.

Необходимо продолжить исследование циклина D1 как биомаркера, определяющего выбор между тамоксифеном и ингибитором ароматазы.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.