Солидная псевдопапиллярная опухоль (синонимы — солидно-папиллярная опухоль, солидно-кистозная опухоль, папиллярно-кистозная опухоль, солидно-кистозно-папиллярная эпителиальная опухоль, опухоль Франтца и т.д.) относится к редким и необычным опухолям, которые составляют 1—2% всех опухолей поджелудочной железы, развиваются в ее различных отделах или эктопированной ткани, преимущественно у женщин молодого возраста, и имеют чаще доброкачественное течение [1—5]. Макроскопически опухоль имеет вид инкапсулированного, четко отграниченного, реже инвазивно растущего узла от 3 до 20 см в диаметре дольчатого строения, светло-коричневого цвета с зонами некроза, кровоизлияний и кистами, заполненными некротическим содержимым [3]. По периферии опухоли, в капсуле могут определяться кальцинаты. Впервые подобная опухоль была описана V. Frantz в 1959 г., в нашей стране — И.Н. Соколовым в 1995 г. [1, 3]. В настоящее время общее число наблюдений солидной псевдопапиллярной опухоли не превышает 1 тыс. Лечение этих опухолей хирургическое, прогноз в основном благоприятный. Наибольшее число (23) наблюдений этой опухоли в нашей стране было представлено на заседании хирургического общества Москвы в декабре 2011 г. группой авторов из Института хирургии им. А.В. Вишневского.
Приводим наше наблюдение этой редкой опухоли.
Больная Б., 19 лет, поступила в хирургический отдел РНЦРР в сентябре 2011 г. с жалобами на тупую боль в верхней половине живота, тошноту, похудание, наличие опухолевого образования в эпигастральной области. За 6 мес до поступления заметила округлое, подвижное, безболезненное образование в эпигастральной области. К врачу обратилась в августе 2011 г., когда появились боль в животе и тошнота. Больная была госпитализирована в районную больницу по месту жительства, где при обследовании в области задней стенки желудка выявлено кистозно-солидное образование, которое расценено как «тератома». Выполнена лапаротомия, при которой установлено наличие «кистозно-солидной опухоли, исходящей из тела поджелудочной железы, связанной с задней стенкой желудка, корнем брыжейки ободочной кишки и воротами печени». Из-за развития профузного кровотечения произведена цистотомия, марсупилизация, тугая тампонада остаточной полости. Цитологическое исследование материала тонкоигольной биопсии опухоли не позволило сделать определенное заключение.
При поступлении состояние больной удовлетворительное, положение активное, телосложение правильное, питание удовлетворительное. На передней брюшной стенке определяется свежий сформированный рубец после верхней срединной лапаротомии с дефектом в верхней трети протяженностью 3—4 см со скудным отделяемым.
Ультразвуковое исследование (УЗИ) выявило увеличение головки поджелудочной железы до 43×38 мм, которая имеет неровные контуры и спаяна с окружающими тканями, структура однородная изоэхогенная, тело и хвост не изменены, Вирсунгов проток расширен до 2—3 мм. Других патологических изменений со стороны органов брюшной полости и забрюшинного пространства не выявлено. Ультразвуковая картина расценена как опухоль головки поджелудочной железы или, более вероятно, как псевдотуморозный панкреатит. Рентгеновская компьютерная томография (РКТ) органов брюшной полости методикой спирального сканирования с контрастированием выявила, что головка поджелудочной железы имеет размер 36×28 мм, на границе головки и тела по передней поверхности определяется объемное образование с ровными, нечеткими контурами размером 42×29×37 мм, с гиподенсивной центральной частью плотностью 40 Hu до контрастирования и 70 Hu — после контрастирования, с плотными, васкуляризированными стенками до 2,5 мм (рис. 1).
29 сентября 2011 г. больная оперирована с клиническим диагнозом опухоли тела и головки поджелудочной железы. Лапаротомия выполнена с иссечением послеоперационного рубца без нарушения его связи с опухолью. При ревизии брюшной полости после рассечения умеренно выраженных спаек в верхнем этаже брюшной полости и желудочно-ободочной связки на границе головки и тела поджелудочной железы выявлена подвижная, плотноэластической консистенции опухоль, исходящая из передней части поджелудочной железы, размером 4,2×3×2,8 см. Выполнена гастропанкреатодуоденальная резекция, холецистэктомия. Целостность желудочно-кишечного тракта восстановлена наложением панкреатоеюно-, холедохоеюно-, гастроеюноанастомоза конец в бок на длинной петле тощей кишки с межкишечным анастомозом по Брауну.
Удаленная опухоль (рис. 2)
Таким образом, следует отметить трудности диагностики этих опухолей, в том числе и морфологической. Однако наличие опухоли поджелудочной железы у женщин молодого возраста должно насторожить врача в отношении псевдопапиллярной опухоли, которая имеет большей частью благоприятный прогноз, и не отказывать в хирургическом лечении даже при опухоли большого размера.