Сакания Л.Р.

ГБУЗ «Московский научно-практический центр дерматовенерологии и косметологии» Департамента здравоохранения Москвы

Пирузян А.Л.

Центр теоретических проблем физико-химической фармакологии РАН

Корсунская И.М.

Центр теоретических проблем физико-химической фармакологии РАН

Акне у пациентов, активно занимающихся спортом: особенности ведения

Авторы:

Сакания Л.Р., Пирузян А.Л., Корсунская И.М.

Подробнее об авторах

Прочитано: 26133 раза


Как цитировать:

Сакания Л.Р., Пирузян А.Л., Корсунская И.М. Акне у пациентов, активно занимающихся спортом: особенности ведения. Клиническая дерматология и венерология. 2021;20(2):82‑86.
Sakaniya LR, Piruzyan AL, Korsunskaya IM. Acne in patients actively involved in sports: features of medical care. Russian Journal of Clinical Dermatology and Venereology. 2021;20(2):82‑86. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/klinderma20212002182

Рекомендуем статьи по данной теме:
Изу­че­ние ро­ли ин­тер­лей­ки­на 1β в сы­во­рот­ке кро­ви у па­ци­ен­тов с ак­не. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2025;(4):421-424
Кон­гло­бат­ные и фуль­ми­нан­тные ак­не. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2025;(5):666-674

С 776 г. до н.э. олимпийский девиз «Быстрее, выше, сильнее» побуждал атлетов использовать различные пищевые добавки для улучшения своих спортивных результатов.

В современном мире пищевые добавки стали использовать не только профессиональные спортсмены, но и люди, стремящиеся заботиться о своем здоровье. Так, пищевые добавки употребляют до 53% взрослых американцев на основании данных Национального исследования здоровья и питания (NHANES 2007–2010 гг.) [1], что существенно выше по сравнению с данными NHANES 1971–1974 гг., в которых коэффициент использования составлял 33%. В целом спортсмены употребляют больше пищевых добавок, чем население в целом, при этом элитные спортсмены потребляют их больше, чем любители [2–4]. В нескольких исследованиях указывается, что уровень использования пищевых добавок среди профессиональных спортсменов колеблется от 69 до 94% [5–7]. Многие спортсмены не считают спортивные напитки и заменители пищи диетическими добавками [8].

Спортсмены принимают пищевые добавки по многим причинам, в том числе для поддержания здоровья, повышения производительности, предотвращения или лечения заболеваний, поддержки своей иммунной системы, изменения состава тела и компенсации плохого питания [9]. В целом спортсменам, которые придерживаются диеты, состоящей из продуктов, богатых питательными веществами, не нужны дополнительные витамины и минералы.

Интересен факт, что прием пищевых добавок тесно связан с преднамеренным употреблением допинга в профессиональном и любительском спорте. Подростки, которые употребляют пищевые добавки, имеют значительно большие намерения по поводу приема допинга [10]. Использование пищевых добавок можно рассматривать как «ворота к допингу», причем частота приема допинга в группе потребителей пищевых добавок в 3,5 раза выше, чем в группе, не употребляющей их [11].

Под термином «допинг» понимается прием препаратов, улучшающих спортивные результаты (ПУСР), — фармакологических агентов, которые спортсмены и бодибилдеры используют для повышения производительности.

Существует широко распространенное заблуждение, что использование ПУСР безопасно или что побочные эффекты поддаются лечению. На самом деле подавляющее большинство людей, использующих данные препараты, — это не профессиональные спортсмены, а скорее, бодибилдеры-любители, нацеленные на внешний результат и стремящиеся сделать свое тело более стройным и мускулистым, не задумываясь о неблагоприятных последствиях для здоровья от использования допинга. Пользователи ПУСР часто потребляют слишком высокие дозы препаратов, комбинируют их с другими средствами и/или классическими наркотиками, вызывающими привыкание, и демонстрируют дополнительные связанные факторы риска. Использование ПУСР связано с повышенным риском смерти и широким спектром сердечно-сосудистых, психических, метаболических, эндокринных, неврологических, инфекционных, печеночных, почечных и скелетно-мышечных заболеваний [12].

Есть несколько категорий ПУСР, которые в настоящее время популярны среди профессиональных спортсменов и любителей. Стимуляторы мышечной массы, наиболее часто используемые препараты, обычно являются промиогенными (анаболическими) препаратами, которые увеличивают мышечную массу или уменьшают жировую массу. Безусловно, наиболее распространенными запрещенными средствами в этой категории являются анаболические андрогенные стероиды (ААС). Среди спорстменов-любителей использование ААС представляет более высокую долю от общего использования ПУСР, чем использование всех других категорий ПУСР вместе взятых. Частым и наиболее явным проявлением приема ААС является акне.

Интерес представляет отечественное исследование распространенности использования ААС, проведенное с участием 300 посетителей тренажерных залов в возрасте от 18 до 46 лет. Использование ААС с целью улучшения внешнего вида тела отметили 112 (37,3%) респондентов. Основными потребителями ААС являлись фитнес-инструкторы — 71 (63,4%), из них 62 (87,3%) мужчин и 9 (12,7%) женщин. Среди спортсменов-любителей, применявших ААС, были исключительно мужчины — 41 (36,6%).

Наиболее часто используемые препараты — тестостерона пропионат (57,1%), нандролон (27,7%), оксандролон (15,2%). Самыми распространенными побочными эффектами были повышенная раздражительность (44,6%), акне (33,9%), гинекомастия (6,2%), выпадение волос (4,7%). Полученные сведения об использовании ААС, схемах и дозах препаратов респонденты чаще получали в Интернете (56,3%) и от «прошедших курс» атлетов (37,5%) [13].

Некоторые пациенты связывают возникновение акне не с приемом каких-либо средств, улучшающих спортивные результаты, а с потреблением определенных продуктов. На сегодняшний день пищевой аспект в патогенезе акне в литературе вызывает споры [14–17].

Ряд исследователей предполагают, что экстракты сывороточного протеина из коровьего молока содержат энзимы, которые могут быть связаны с акне: TGF, IGF-I и -II, PDGF, FGF-1 и FGF-2 [18]. Как известно, сывороточный протеин часто используется в качестве пищевой добавки людьми, стремящимися увеличить свою мышечную массу [19–21]. Сегодня на полках магазинов можно встретить не просто белковые пищевые добавки, а множество продуктов с повышенным содержанием протеина — батончики, печенье, творожки и др.

Эффективность и чистота протеиновых добавок неизвестны, и нет достаточной информации о долгосрочных эффектах; тем не менее их использование популярно до такой степени, что привлекает внимание специалистов и научных организаций [22].

Несмотря на рост интереса к данной теме, источников литературы, освящающих взаимосвязь акне и употребление пищевых добавок, ничтожно мало.

Бразильские исследователи наблюдали 30 взрослых, употреблявших белковые калорийные добавки. Возраст участников варьировал от 18 до 45 лет (в среднем 23 года); было 11 (37%) женщин и 19 (63%) мужчин. В анамнезе акне отмечено у 14 (46,7%) пациентов, 9 (30%) пациентов ранее получали лечение по поводу акне, и только 4 (13,3%) — получали лечение на момент исследования. Сывороточный протеин служил добавкой, которую чаще всего использовали участники (22 реципиента), остальные 8 субъектов использовали другие белковые добавки (альбумин, полиаминокислоты, Leanbody, Mioplex, Oxyelit-plus). В исследовании не обнаружено влияния типа добавки на количество высыпаний, количество поражений численно возрастало в зависимости от того, как долго использовалась добавка.

В начале наблюдения только 56,7% пациентов имели угревые образования, степень тяжести которых варьировала от I до II. После 2 мес приема калорийной белковой добавки у всех пациентов появились угри, у 30% из них — III степени тяжести.

Увеличение количества и повышение степени тяжести угревой сыпи оказалось более выраженным в течение 1-го месяца использования добавки, чем во время 2-го. Хотя в литературе нет доказательств, подтверждающих это открытие, есть предположения, что воздействие добавки на тяжесть акне достигает пика на протяжении 1-го месяца с постепенным дальнейшим снижением эффекта.

У женщин наблюдалось более выраженное проявление акне от использования добавок, чем у мужчин. Возможным объяснением может быть влияние андрогенных гормонов, увеличение которых у женщин после приема сывороточного протеина пропорционально больше, чем у мужчин [23].

Мы наблюдали 17 пациентов в возрасте от 18 до 37 лет, которые активно занимались в тренажерных залах и фитнес-клубах. Молодые люди жаловались на пустулезные высыпания на коже лица и туловища, 9 пациентов старше 25 лет ранее наблюдались у дерматологов по поводу акне, которые возобновились после начала интенсивных занятий спортом. У 7 пациентов установлен диагноз «акне тяжелой степени», у 10 — «среднетяжелой». Все пациенты включали в свою программу питания продукты с повышенным содержанием белка, протеиновые коктейли и другие пищевые добавки для спортсменов (гейнеры, аминокислоты, витаминно-минеральные комплексы и пр.). Самостоятельное использование топических средств против акне не давало результата, системное применение антибиотиков давало кратковременный положительный эффект. В связи с этим основным средством терапии выбран системный изотретиноин, технология Lidose (Акнекутан)1 ввиду его хорошей доказанной переносимости и возможности назначения более низкой суточной дозы с сохранением высокой эффективности лечения.

Пациентам назначен курс препарата Акнекутан в дозе 0,5 мг на 1 кг массы тела в течение 8 нед с последующим уменьшением суточной дозы до набора кумулятивной дозы — 120 мг на 1 кг массы тела. Пациенты по ряду личных причин не готовы были полностью отказаться от занятий спортом, но частота тренировок снижена до 4 раз в неделю. Учитывая влияние системных ретиноидов на водный баланс организма, пациентам рекомендовали применение увлажняющего средства перфэктоин 1–2 раза в сутки на протяжении всего периода терапии и увеличение потребления жидкости до 3+ литров в день.

Пациентам скорректирована программа питания: потребление белка снижено до 1,5 г на 1 кг массы тела, сбалансировано потребление витаминов и минералов, пищевые добавки заменены натуральными продуктами.

В качестве примера приводим историю болезни пациента Р., 21 года, активно занимающегося пауэрлифтингом. Перед назначением системного ретиноида пациент обследован, биохимические показатели крови (аланинаминотрансфераза, аспартатаминотрансфераза, γ-глутамилтранспептидаза, билирубин) были в пределах нормы. Первоначальная доза изотретиноина составила 40 мг/сут. Через 2 мес достигнут заметный визуальный эффект: отсутствие свежих высыпаний, рассасывание инфильтратов, уменьшение воспалительного процесса (рис. 1, 2). Ежемесячный мониторинг биохимических показателей крови не выявил отклонений, при которых могли потребоваться отмена препарата или снижение дозы. Применение увлажняющего средства и повышенное потребление жидкости позволили избежать типичной сухости кожи, возникающей на фоне приема системных ретиноидов. Ввиду того, что пациент, достигнув положительных результатов, хотел бы возобновить занятия спортом, доза препарата Акнекутан с 3 месяца лечения постепенно уменьшалась (минус 8 мг в сутки ежемесячно, вплоть до 8 мг/сутки). После начала снижения суточной дозы пациенту разрешено возобновить занятия спортом в прежнем объеме и с прежней интенсивностью. Пациент не отмечал никаких нежелательных явлений на фоне проводимой терапии, кроме незначительной сухости кожного покрова, не доставляющей особого дискомфорта. После снижения дозы изотретиноина гидратация кожи улучшилась. Предполагаемая длительность лечения составит 7 мес, до набора курсовой дозы не менее 100 мг/кг. Для сохранения полученных результатов пациенту рекомендуется в дальнейшем не злоупотреблять пищевыми добавками и пищей с высоким содержанием белка, занятия спортом можно проводить в адекватном объеме.

Рис. 1. Пациент Р., 21 год, проявления акне на коже плеча до начала лечения.

Рис. 2. Пациент Р., 21 год, состояние кожи плеча в динамике (через 2 мес после начала лечения).

Представленный клинический случай подтверждает необходимость сбора более подробной информации о пациенте — не только о его текущем состоянии и сопутствующих заболеваниях, но и об образе жизни, пищевых привычках и прочем. Такой индивидуализированный подход позволяет повысить комплаентность пациента проводимому лечению.

Заключение

При наблюдении пациентов с акне, активно занимающихся спортом, не только важно уделить внимание самой терапии, но и разъяснить важность нормализации питания и водного баланса. Изотретиноин в форме Lidose (Акнекутан) позволяет уменьшить дозу принимаемого изотретиноина с потенциальным улучшением переносимости терапии, что имеет большое значение у данной группы пациентов. Кроме того, именно у этой категории больных очень важно подобрать эффективное увлажняющее средство, поскольку, помимо дегидратирующего действия системного ретиноида, кожа подвергается потере влаги за счет усиленного потоотделения во время спортивных тренировок. По этой же причине рекомендуется снижение высокоинтенсивных физических нагрузок на первых этапах лечения.

Участие авторов:

Концепция исследования: И.М. Корсунская

Сбор и обработка клинического материала: Л.Р. Сакания

Сбор данных литературы: А.Л. Пирузян

Редактирование: И.М. Корсунская

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов


1В Бельгии препарат зарегистрирован под торговым названием Isosupra Lidose и производится компанией «Laboratories SMB S.A.».

Литература / References:

  1. Bailey RL, Gahche JJ, Miller PE, Thomas PR, Dwyer JT. Why US adults use dietary supplements. JAMA Internal Medicine. 2013;173(5):355-361.  https://doi.org/10.1001/jamainternmed.2013.2299
  2. Knapik JJ, Steelman RA, Hoedebecke SS, Austin KG, Farina EK, Lieberman HR. Prevalence of dietary supplement use by athletes: systematic review and meta-analysis. Sports Medicine. 2016;46(1):103-123.  https://doi.org/10.1007/s40279-015-0387-7
  3. Maughan RJ, Depiesse F, Geyer H. International Association of Athletics Federations. The use of dietary supplements by athletes. Journal of Sports Sciences. 2007;25(suppl 1):103-113.  https://doi.org/10.1080/02640410701607395
  4. Outram S, Stewart B. Doping through supplement use: a review of the available empirical data. International Journal of Sport Nutrition and Exercise Metabolism. 2015;25(1):54-59.  https://doi.org/10.1123/ijsnem.2013-0174
  5. Baylis A, Cameron-Smith D, Burke LM. Inadvertent doping through supplement use by athletes: assessment and management of the risk in Australia. International Journal of Sport Nutrition and Exercise Metabolism. 2001; 11(3):365-383.  https://doi.org/10.1123/ijsnem.11.3.365
  6. Braun H, Koehler K, Geyer H, Kleiner J, Mester J, Schanzer W. Dietary supplement use among elite young German athletes. International Journal of Sport Nutrition and Exercise Metabolism. 2009;19(1):97-109.  https://doi.org/10.1123/ijsnem.19.1.97
  7. Tian HH, Ong WS, Tan CL. Nutritional supplement use among university athletes in Singapore. Singapore Medical Journal. 2009;50(2):165-172. 
  8. Froiland K, Koszewski W, Hingst J, Kopecky L. Nutritional supplement use among college athletes and their sources of information. International Journal of Sport Nutrition and Exercise Metabolism. 2004;14(1):104-120.  https://doi.org/10.1123/ijsnem.14.1.104
  9. Maughan RJ, Greenhaff PL, Hespel P. Dietary supplements for athletes: emerging trends and recurring themes. Journal of Sports Sciences. 2011; 29(suppl 1):57-66.  https://doi.org/10.1080/02640414.2011.587446
  10. Ntoumanis N, Ng JY, Barkoukis V, Backhouse S. Personal and psychosocial predictors of doping use in physical activity settings: a meta-analysis. Sports Medicine. 2014;44(11):1603-1624. https://doi.org/10.1007/s40279-014-0240-4
  11. Backhouse SH, Whitaker L, Petroczi A. Gateway to doping? Supplement use in the context of preferred competitive situations, doping attitude, beliefs, and norms. Scandinavian Journal of Medicine and Science in Sports. 2013;23(2):244-252.  https://doi.org/10.1111/j.1600-0838.2011.01374.x
  12. Pope HG Jr, Wood RI, Rogol A, Nyberg F, Bowers L, Bhasin S. Adverse health consequences of performance-enhancing drugs: an Endocrine Society scientific statement. Endocrine Reviews. 2014;35(3):341-375.  https://doi.org/10.1210/er.2013-1058
  13. Руднева Ю.В., Белик С.Н., Моргуль Е.В., Аветисян З.Е. Анализ распространенности и особенностей применения анаболических андрогенных стероидов среди посетителей фитнес-клубов г. Ростова-на-Дону и Ростовской области. В сборнике: Научные основы создания и реализации современных технологий здоровьесбережения. Материалы VI межрегиональной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 15 октября 2019 г. Волгоград: ООО «СФЕРА»; 2019;106-109. 
  14. Kaimal S, Thappa DM. Diet in dermatology. Indian Journal of Dermatology, Venereology and Leprology. 2010;76(2):103-115.  https://doi.org/10.4103/0378-6323.60540
  15. Thiboutot DM, Strauss JS. Diet and acne. Archives of Dermatology. 2002; 138(12):1591-1592. https://doi.org/10.1001/archderm.138.12.1591
  16. Simpson NB, Cunliffe WJ. Disorders of the sebaceous glands. In: Burns T, Breatnach S, Cox N, Griffiths C, eds. Rook’s Textbook of Dermatology. Massachusetts: Blackwell Science; 2004.
  17. Zaenglein AL, Graber EM, Thiboutot DM, Strauss JS. Acne vulgaris and acneiform eruptions. In: Wolff K., Goldsmith L.A., Katz S.I., Gilchrest B.A., Paller A.S., Leffell D.J., eds. Fitzpatrick’s Dermatology in General Medicine. New York: McGraw-Hill Medical; 2008.
  18. Krissansen GW. Emerging Health Properties of Whey Proteins and Their Clinical Implications. Journal of the American College of Nutrition. 2007; 26(6):713-23.  https://doi.org/10.1080/07315724.2007.10719652
  19. Marshall K. Therapeutic Applications of Whey Protein. Alternative Medicine Review. 2004;9(2):136-156. 
  20. McIntosh GH, Royle PJ, Le Leu RK, Regester GO, Johnson MA, Gristed RL, Kenward RS, Smithers GW. Whey Proteins as Functional Food Ingredients? International Dairy Journal. 1998;8:425-434. 
  21. Haraguchi FK, Abreu WC, De Paula H. Proteínas do soro do leite: composição, propriedades nutricionais, aplicações no esporte e benefícios para a saúde humana. Revisión Nutricional. 2006;19:479-488. 
  22. Hirschbruch MD, Fisberg M, Mochizuki L. Consumo de Suplementos por Jovens Freqüentadores de Academias de Ginástica em São Paulo. Revista Brasileira de Medicina do Esporte. 2008;14(6):539-543. 
  23. Pontes Tde C, Fernandes Filho GM, Trindade Ade S, Sobral Filho JF. Incidence of acne vulgaris in young adult users of protein-calorie supplements in the city of João Pessoa-PB. Anais Brasileiros de Dermatologia. 2013;88(6): 907-912.  https://doi.org/10.1590/abd1806-4841.20132024

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.