Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Жучков М.В.

ГБУ Рязанской области «Областной клинический кожно-венерологический диспансер», Рязань, Россия;
ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова» Минздрава России, Рязань, Россия

Родионова С.А.

ГБУ Рязанской области «Областной клинический кожно-венерологический диспансер», Рязань, Россия

Сонин Д.Б.

ГБУ Рязанской области «Областной клинический кожно-венерологический диспансер», Рязань, Россия

Большакова Е.Е.

ГБУ Рязанской области «Областной клинический кожно-венерологический диспансер», Рязань, Россия

Клинический случай невиформного гиперкератоза околососкового кружка и соска молочной железы

Авторы:

Жучков М.В., Родионова С.А., Сонин Д.Б., Большакова Е.Е.

Подробнее об авторах

Просмотров: 6466

Загрузок: 137


Как цитировать:

Жучков М.В., Родионова С.А., Сонин Д.Б., Большакова Е.Е. Клинический случай невиформного гиперкератоза околососкового кружка и соска молочной железы. Клиническая дерматология и венерология. 2019;18(3):288‑290.
Zhuchkov MV, Rodionova SA, Sonin DB, Bolshakova EE. Clinical case of neviform hyperkeratosis of the areola and breast nipple (in Russian only). Russian Journal of Clinical Dermatology and Venereology. 2019;18(3):288‑290. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/klinderma201918031288

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ис­кусствен­ный ин­тел­лект в дер­ма­то­ло­гии: воз­мож­нос­ти и пер­спек­ти­вы. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(3):246-252
Не­вус Ме­йер­со­на. Так­ти­ка ди­аг­нос­ти­ки и ле­че­ния. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(4):454-457
Дер­ма­то­фиб­ро­ма и ке­ло­ид­ный ру­бец: сходства и раз­ли­чия. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(5):558-564
Пиг­мен­тная фор­ма бо­лез­ни Боуэна. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(6):667-672
Пой­ки­ло­дер­мия Си­ват­та в со­че­та­нии с ви­ти­ли­го. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(6):703-708
Кли­ни­чес­кий слу­чай ВИЧ-ас­со­ци­иро­ван­ной фор­мы сар­ко­мы Ка­по­ши. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(6):782-786
Кли­ни­чес­кий и дер­ма­тос­ко­пи­чес­кий ана­лиз ати­пич­но­го се­бо­рей­но­го ке­ра­то­за. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2025;(1):64-71
Срав­не­ние дер­ма­тос­ко­пи­чес­кой кар­ти­ны оча­гов ло­ка­ли­зо­ван­ной скле­ро­дер­мии и опу­холь-ас­со­ци­иро­ван­ной ло­ка­ли­зо­ван­ной скле­ро­дер­мии. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2025;(1):82-86
Стра­те­гия ран­ней ди­аг­нос­ти­ки ме­ла­но­мы ко­жи. Эф­фек­тив­ность он­ко­дер­ма­то­ло­ги­чес­ких скри­нин­гов. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2024;(3):46-52
Воз­мож­нос­ти ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­ной не­ин­ва­зив­ной ди­аг­нос­ти­ки но­во­об­ра­зо­ва­ний ко­жи пе­ри­ор­би­таль­ной об­лас­ти. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2024;(5):137-145

Гиперкератоз околососкового кружка и соска молочной железы (кератоз Отто—Монкоорпса), впервые описанный в 1923 г. малоизвестным в то время дерматологом Таубером, относят к весьма редким вариантам эпидермальных невусов [1]. Возраст появления данного новообразования кожи, как правило, от 5 до 40 лет и зависит от клинико-патогенетического варианта гиперкератоза [2]. Согласно классической классификации гиперкератоза околососкового кружка и соска молочной железы A. Levy-Franckel, предложенной в 1938 г., кератоз Отто—Монкоорпса подразделяют на три типа [3].

— Тип 1 представляет собой клинический (веррукозный) вариант эпидермального невуса. Данный тип кератоза, как правило, унилатерален, а в показателях заболеваемости нет гендерных отличий (мужчины и женщины заболевают одинаково часто).

— Тип 2 ассоциирован с другими заболеваниями кожи, способными индуцировать гиперкератоз околососкового кружка и соска молочной железы посредством различных патогенетических механизмов. Среди таких заболеваний ихтиоз, черный акантоз, некоторые лимфомы кожи, болезнь Дарье—Уайта. Эпидемиологические показатели при данном типе кератоза зависят от ассоциированного с ним заболевания.

— Тип 3 кератоза получил название «идиопатический» (или невиформный). Данный тип кератоза у абсолютного большинства пациентов носит билатеральный характер и встречается практически только у женщин в возрасте от 7 до 30 лет.

В настоящее время количество клинических ассоциаций типа 2 гиперкератоза околососкового кружка и соска молочной железы по A. Levy-Franckel несколько расширилось и «вышло за границы» описанных ранее нозологий. Так, D. Mold и B. Jegasothy [4] описали данный вид гиперкератоза у пациента с аденокарциномой предстательной железы, получавшего терапию эстрогенами. Позднее стали появляться публикации о случаях ассоциации с хронической экземой, использованием спиронолактона и с другими клиническими ситуациями. Это позволило J. Perez-Izquierdo и соавт. [5] предложить модифицированную клиническую классификацию гиперкератоза околососкового кружка и соска молочной железы, включившую только два типа заболевания. Первый тип авторы именовали «идиопатическим» или «невиформным», второй получил название «вторичный» и включил огромное количество случаев гиперкератоза околососкового кружка и соска молочной железы, ассоциированного с различными заболеваниями и приемом лекарственных препаратов. Необходимо отметить, что данная работа в настоящее время подвергается заслуженной критике по многим причинам, в том числе из-за того, что авторы при описании второго типа гиперкератоза использовали термин «системный». Позже A. Mehanna и соавт. [6] указали на некорректность термина «невиформный», обосновав свою позицию патогистологически. Исследователи отдали предпочтение термину «идиопатический» как более точно отражающему суть патологического процесса. Таким образом, классификация гиперкератоза околососкового кружка и соска молочной железы A. Levy-Franckel остается в настоящее время не только классической, но и наиболее практически значимой.

К настоящему времени в литературе описано более 500 случаев данного вида новообразования кожного покрова. Анализ имеющихся клинических описаний гиперкератоза околососкового кружка и соска молочной железы позволяет достаточно полно охарактеризовать клинические проявления данного вида новообразования кожи. Эффлоресценции представлены параареолярными пятнами, позже веррукозными и/или гиперкератотическими бляшками. Иногда очаги могут выходить за пределы ареолы соска на определенное расстояние [7].

Спектр терапевтических и хирургических модальностей, используемых для коррекции гиперкератоза околососкового кружка и соска молочной железы, достаточно широк и включает в себя использование этретината, адапалена, кальципотриола, радиохирургических методов эксцизии, углекислого лазера и некоторых других модальностей [8—12].

В настоящей статье представлен клинический случай типа 3 «невиформного» гиперкератоза околососкового кружка и соска молочной железы по A. Levy-Franckel.

Клинический случай

Пациентка Н., 15 лет, обратилась за первичной специализированной медико-санитарной медицинской помощью в Областной клинический кожно-венерологический диспансер с жалобами на высыпания в области обоих сосков молочных желез, которые стремительно увеличивались на протяжении последних нескольких недель. Эффлоресценции не провоцировали неприятных субъективных ощущений. Объективно при осмотре выявлены параареолярные гиперкератотические бляшки плотной консистенции (см. рисунок).

Гиперкератоз околососкового кружка и соска молочной железы. а — справа; б — слева.
Элементы незначительно выходят за пределы ареолы соска. При детальном осмотре других кожных покровов признаков иных/ассоциированных заболеваний кожи (ихтиоз, фолликулярный дискератоз Дарье—Уайта и т. д.) не выявлено. Пациентка была проконсультирована педиатром, эндокринологом, гинекологом и онкологом. При детальном клинико-инструментальном и лабораторном обследовании у данной пациентки не выявлено никаких сопутствующих заболеваний и состояний. При дерматоскопическом исследовании не получено дополнительной информации.

Таким образом, на основании совокупности клинико-лабораторных и инструментальных данных был установлен диагноз: «невиформный гиперкератоз околососкового кружка и соска молочной железы, типа 3 по A. Levy-Franckel».

Пациентке был назначен топический адапален без кератолитических модальностей. На протяжении года непрерывного использования у пациентки наступила клиническая ремиссия, после которой препарат был самостоятельно отменен. Спустя 3 мес после отмены топического адапалена у пациентки вновь появились признаки параареолярного гиперкератоза.

Сведения об авторах

Жучков М.В. — https://orcid.org/0000-0001-7803-7506

Родионова С.А. — https://orcid.org/0000-0001-6052-0954

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.