Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.
Оптическая диагностика кожи на ежедневном дерматологическом приеме
Журнал: Клиническая дерматология и венерология. 2018;17(4): 92‑96
Прочитано: 1017 раз
Как цитировать:
Дерматоскопия — особый способ осмотра кожных покровов, получивший широкое распространение в России и мире в конце XX века. Отечественная школа дерматоскопии берет свое начало с 1928 г. [1]. Значительный вклад в развитие неинвазивной диагностики дерматозов в современной России внес проф. Ю.В. Сергеев [2], внедривший в 1995—2001 гг. в повседневную дерматологическую практику метод видеоскопии и цифровой дерматоскопии, впоследствии основавший российское Общество дерматоскопии и оптической диагностики кожи (2008).
За рубежом дерматоскопия длительно использовалась только в дифференциальной диагностике пигментных новообразований кожи, в частности меланомы, однако в последние десятилетия область применения дерматоскопии расширилась. Конец Х.Х. века ознаменовался широким внедрением в практику дерматологов дерматоскопии (син.: поверхностная эпилюминесцентная микроскопия, дерматоскопия). Дерматоскопия представляет собой метод оптического исследования кожи, который берет свое начало в 1663 г., когда J. Kolhaus [3, 4] впервые использовал микроскоп для исследования кровеносных сосудов ногтевого ложа. Спустя два века, в 1879 г. C. Hueter применил идею J. Kolhaus для детального изучения кровеносных капилляров нижней губы. В 1878 г. Abbe и Zeiss предложили метод микроскопии с иммерсионным маслом, который в 1893 г. был трансформирован в микроскопию кожи по P. Unna, установившего, что верхние слои эпидермиса препятствуют проникновению света в дерму [3, 5]. Для диффузии света через поверхностные слои кожи и получения изображения структур эпидермиса и верхних отделов дермы было использовано водорастворимое масло. В 1987 г. группой ученых во главе с H. Pehamberger [6, 7] был представлен первый дифференциально-диагностический алгоритм (pattern analysis), основанный на изучении дерматоскопических признаков доброкачественных и злокачественных пигментных опухолей кожи.
Однако параллельно с применением дерматоскопии для диагностики меланоцитарных образований кожи активно изучаются возможности использования данного метода в диагностике других заболеваний кожи. Очевидно, дерматоскопия может быть с успехом применена для дифференциальной диагностики воспалительных дерматозов. А поскольку в основе образования эритемы, с точки зрения патологической анатомии и физиологии, лежит изменение структуры и функционального состояния микроциркуляторного русла, именно при изучении сосудов можно обнаружить дерматоскопические диагностические признаки, на основании которых может быть разработан дерматоскопический диагностический алгоритм воспалительных дерматозов [8]. Традиционно структуру сосудов можно рассмотреть при помощи витроскопии, однако этот метод требует компрессии сосудов, в связи с чем оценить их строение довольно трудно. Применение контактной жидкости, например иммерсионного масла, позволяет лучше увидеть сосуды, однако подразумевает контакт дерматоскопа с кожей и необходимость давления на сосуды, поэтому судить об их морфологии по-прежнему трудно. Артефакты, возникающие в процессе витропрессии, достаточно хорошо описаны в литературе [6, 7, 9]. К ним относятся обрывистая сосудистая сетка, побеление в центре очага и т. д. Для уменьшения давления на ткани и увеличения площади безвоздушного контакта ткани со стеклом в последние годы стали успешно использовать водорастворимый гель для ультразвуковых исследований [10]. Еще одно решение вопроса более детального исследования сосудов — это использование увеличения. Установлено, что для эффективного исследования терминальных капилляров, которые имеют диаметр 0,01 мм, лучше всего использовать 30-кратное увеличение [5, 11, 12]. При 10-кратном увеличении в случае превалирования мелких капилляров очаг имеет вид разлитого пятна розового цвета без идентификации структур [13]. Дерматоскопическое изучение сосудистого компонента было впервые предпринято в 1920 г. J. Saphier [5] с целью дифференцирования туберкулеза и сифилиса. В настоящее время дерматоскопическая семиотика сосудов является предметом пристального внимания многих групп исследователей во всем мире [9]. Установлено, что при псориазе дерматоскопическая картина имеет свои особенности — капилляры раширены, извилистые, скрученные в клубочек [14].
Расширение поверхностных капилляров микроциркуляторного русла при атопическом дерматите вызывает эритему и отек вследствие экстравазации плазматических белков. Дерматоскопия эритемато-сквамозной стадии атопического дерматита описывается широким спектром изменений, включая наличие точек, красных телец (глобулы), красных линий [3, 4, 10]. Наиболее характерной считается картина очагово сгруппированных красных точек на розовом фоне [14]. Дерматоскопия при красном плоском лишае позволяет лучше визуализировать «сетку Уикхема». В некоторых случаях такая визуализация может быть особенно ценной, например при дифференциальной диагностике с лихеноидной формой актинических кератом [15, 16].
Алгоритм интерпретации дерматоскопической картины стероидчувствительных дерматозов представлен на рисунке 
Для удобства работы по интерпретации дерматоскопической картины и дальнейшего проведения дифференциальной диагностики (см. таблицу) 
Важный вопрос при лечении большинства стероидчувствительных дерматозов — продолжительность ремиссии после очередного обострения заболевания. В отдельных ситуациях повторное обострение экзематозного процесса может быть обусловлено краткосрочностью терапии и сохранением воспаления у пациента. Именно поэтому актуален дерматоскопический контроль излеченности и интереметтирующая терапия топическими стероидами после основного курса лечения.
В своей работе мы использовали дерматоскопический контроль при терапии контактного дерматита и экземы. Для наружной терапии применялся крем метилпреднизолона ацепонат +2% мочевина (препарат Комфодерм М2), который наносился на пораженные участки кожи 1 раз в сутки до практически полного разрешения высыпаний на коже. Всем пациентам выполняли дерматоскопический осмотр перед назначением лечения и в процессе терапии, проводили оценку сосудистого компонента, шелушения, высыпаний и дополнительных симптомов (в соответствии с описанным алгоритмом). После основного курса терапии при сохраняющихся дерматоскопических признаках воспаления пациентов переводили на интермиттирующую схему использования Комфодерма М2: препарат наносили на пораженные участки кожи 2 дня подряд с интервалом 5 дней (2 дня в неделю) на фоне ежедневного использования средств базового ухода. При полном отсутствии проявлений заболевания местно стероид не применяли, а использовали только средства базового ухода.
В результате применения крема Комфодерм М2 в сочетании с вариантами комплексной терапии было отмечено снижение активности воспалительного процесса, уменьшение сухости и шелушения кожи. Побочных явлений отмечено не было. Переносимость препарата была хорошей.
1. Благодаря цветовой модификации алгоритма удалось унифицировать и систематизировать все данные по дерматоскопии на всех этапах диагностики и лечения как на амбулаторном приеме среди разных специалистов одного учреждения, так и при проведении дополнительных консультаций пациентов сотрудниками кафедры и работе со студентами. Данный формат алгоритма позволяет облегчить передачу дерматоскопических данных при дерматоскопическом контроле лечения и при проведении дифференциальной диагностики.
2. Дерматоскопический контроль воспаления при терапии стероидчувствительных дерматозов позволяет сократить основной курс лечения топическими стероидами и перевести пациента на интермиттирующую схему для предотвращения рецидивирования процесса и полноценного восстановления эпидермального барьера, что наиболее актуально при поражении участков с тонкой и чувствительной кожей, где топические стероиды нельзя применять длительно.
Участие авторов:
Концепция и дизайн — Л.В. Силина, М.С. Колбина
Сбор и обработка материала — Л.В. Силина, Н.Е. Шварц
Статистическая обработка данных — Н.Е. Шварц
Написание текста — Л.В. Силина, М.С. Колбина
Редактирование — Л.В. Силина, Н.Е. Шварц
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Authors’ contributions:
The concept and design of the study — L.V. Silina, M.S. Kolbina
Collecting and interpreting the data — L.V. Silina, N.E. Schwartz
Statistical analysis — N.E. Schwartz
Drafting the manuscript — L.V. Silina, M.S. Kolbina
Revising the manuscript — L.V. Silina, N.E. Schwartz
The authors declare no conflict of interest.
Сведения об авторах
Л.В. Силина — https://orcid.org/0000-0001-7792-3290
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.