Кунгуров Н.В.

УрНИИДВиИ

Куклин И.А.

ФГБУ «Уральский научно-исследовательский институт дерматовенерологии и иммунопатологии», Екатеринбург, Россия, 620076

Кохан М.М.

Уральский научно-исследовательский институт дерматовенерологии и иммунопатологии Минздравсоцразвития России, Екатеринбург

Зильберберг Н.В.

УрНИИДВиИ

Топычканова Е.П.

ФГБУ "Уральский научно-исследовательский институт дерматовенерологии и иммунопатологии" Минздрава России

Кузнецов И.Д.

ГОУ ВПО Пермская государственная медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера

Опыт применения конфокальной лазерной сканирующей микроскопии кожи в диагностике первичной кожной диффузной крупноклеточной В-клеточной лимфомы

Авторы:

Кунгуров Н.В., Куклин И.А., Кохан М.М., Зильберберг Н.В., Топычканова Е.П., Кузнецов И.Д.

Подробнее об авторах

Прочитано: 710 раз


Как цитировать:

Кунгуров Н.В., Куклин И.А., Кохан М.М., Зильберберг Н.В., Топычканова Е.П., Кузнецов И.Д. Опыт применения конфокальной лазерной сканирующей микроскопии кожи в диагностике первичной кожной диффузной крупноклеточной В-клеточной лимфомы. Клиническая дерматология и венерология. 2018;17(1):72‑76.
Kungurov NV, Kuklin IA, Kokhan MM, Zil'berberg NV, Topychkanova EP, Kuznetsov ID. Experience in application of the confocal laser scanning microscopy of the skin is diagnosis of primary cutaneous diffuse large B-cell lymphoma. Russian Journal of Clinical Dermatology and Venereology. 2018;17(1):72‑76. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/klinderma201817172-76

Рекомендуем статьи по данной теме:
Пер­вич­ные на­ру­ше­ния син­те­за жел­чных кис­лот. До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2025;(1):71-90

Первичные лимфомы кожи (ПЛК) представляют собой гетерогенную группу заболеваний, развитие которых обусловлено неопластической пролиферацией в коже клонов Т-лимфоцитов, NK-клеток или В-лимфоцитов, аффинных к кожной ткани. По данным литературы [1—3], заболеваемость первичными кожными лимфомами в мире варьирует от 0,3 до 1,18 случаев на 100 тыс. населения и продолжает увеличиваться. Первичные кожные В-клеточные лимфомы составляют от 10 до 30% всех ПЛК, характеризуются, как правило, относительно однотипным клиническим течением и благоприятным прогнозом.

Согласно классификации WHO-EORTC, В-клеточные лимфомы кожи подразделяют на пять типов:

— первичная кожная В-клеточная лимфома маргинальной зоны;

— первичная кожная лимфома из клеток фолликулярного центра;

— первичная кожная диффузная крупноклеточная В-клеточная лимфома, тип нижних конечностей;

— первичная кожная диффузная крупноклеточная В-клеточная лимфома, другая;

— интраваскулярная крупноклеточная В-клеточная лимфома [1, 2, 4, 5].

Первичная кожная диффузная крупноклеточная В-клеточная лимфома, тип нижних конечностей, составляет примерно 5—10% от всех кожных В-клеточных лимфом. Эта форма В-клеточных лимфом встречается преимущественно у пожилых женщин (медиана — 78 лет), проявляется быстро растущими узлами и бляшками, располагающимися на коже нижних конечностей. В дерме определяется инфильтрат из центробластов, иммунобластов и в меньшей степени центроцитов. Опухолевые клетки диффузно инфильтрируют дерму с замещением нормальных тканей и облитерацией придатков. Инфильтрат может проникать и в подкожную клетчатку. Эпидермис обычно интактен и отделен зоной неизмененного коллагена (Grenz zone). Реактивный инфильтрат и стромальная реакция выражены слабо. Опухолевые клетки экспрессируют CD20+, CD79a+, bcl2+, MUM-1/IRF4+ и FOX-P1+. Пятилетняя выживаемость больных составляет в среднем 55% [6—8].

Первичная кожная диффузная крупноклеточная В-клеточная лимфома другого типа по многим патоморфологическим характеристикам совпадает с первичной кожной диффузной крупноклеточной В-клеточной лимфомой; тип нижних конечностей клинически характеризуется солитарными узлами, расположенными на других участках кожного покрова, чаще в области головы и шеи. Опухолевый инфильтрат экспрессирует CD20+, CD79a+ [4, 7].

Диагностический процесс предусматривает комплексную оценку клинической картины, анализ результатов патоморфологического и иммуногистохимического исследований биоптата кожи, фиксирующих наличие злокачественной лимфоидной пролиферации в коже. Однако выполнение биопсии кожи у больного не всегда бывает осуществимым из-за ряда причин: по этическим — при отсутствии добровольного информированного согласия больного на проведение манипуляции, а также в связи с локализацией опухоли в косметически значимых и проблемных для пациента зонах.

В данной ситуации приобретает особое значение высокотехнологичный метод неинвазивного исследования in vivo патоморфологии кожи — конфокальная лазерная сканирующая микроскопия кожи (КЛСМ).

КЛСМ является уникальным диагностическим методом, позволяющим без нарушения целостности кожи проводить многократные исследования различных очагов у одного и того же больного с разрешением, приближенным к традиционной световой микроскопии.

Преимуществами данного метода являются:

— быстрота получения результатов по сравнению с классическим патоморфологическим исследованием;

— возможность послойного изучения эпидермиса и дермы, толщиной 5 мкм;

— анализ клеточного состава эпидермиса и верхних слоев дермы;

— изучение васкуляризации сосочковой дермы, в том числе диаметра капилляров;

— возможность оценки площади распространения и степени инвазии опухолевого инфильтрата.

В опубликованной зарубежной и отечественной литературе, касающейся применения метода КЛСМ в дерматологии, приводятся данные по описанию цитоархитектоники здоровой кожи, а также по изучению патоморфологических изменений при фотостарении кожи, при новообразованиях кожи (актинический кератоз, базально-клеточная карцинома, меланома), при воспалительных и инфекционных заболеваниях (псориаз, розацеа, онихомикоз, дерматофитии, аллергический контактный дерматит) [9—13].

Данные научных исследований патоморфологии эпидермиса и дермы у больных первичными кожными лимфомами методом КЛСМ в отечественной литературе отсутствуют, а в существующей мировой литературе [14—17] носят описательный характер и немногочисленны. Тем не менее в них отмечены его высокая диагностическая ценность и корреляция получаемых результатов с данными гистологического исследования биоптата кожи.

В клинике ГБУ СО «УрНИИДВиИ» проводятся научные исследования диагностических возможностей КЛСМ при первичных кожных лимфомах. В качестве примера использования метода КЛСМ в диагностике первичной кожной диффузной крупноклеточной В-клеточной лимфомы приводим описание собственного наблюдения.

Больная З., 1949 года рождения, обратилась в клинику института с жалобами на опухолевидное образование на коже волосистой части головы, болезненное при пальпации.

Anamnesis morbi: считает себя больной в течение 2 лет, когда впервые обратила внимание на появление небольшого элемента на коже волосистой части головы, не сопровождающегося субъективными ощущениями. В течение 1-го месяца заболевания больная обратилась к дерматовенерологу по месту жительства, где был установлен диагноз локализованная склеродермия. По завершении курса наружной терапии (гидрокортизоновая мазь 2 раза в сутки в течение 14 дней) улучшения не наблюдалось. Со слов больной, образование постепенно увеличивалось в размере, появилась болезненность при пальпации. В связи с неэффективностью предшествующей терапии и ухудшением кожного процесса больная была направлена в ГБУ СО «УрНИИДВиИ» для уточнения диагноза.

Анамнез жизни, аллергоанамнез и профессиональный маршрут без особенностей. Наследственность по кожным заболеваниям и онкопатологии не отягощена.

Объективно: больная среднего роста, правильного телосложения, удовлетворительного питания. В легких дыхание везикулярное, хрипов нет. Тоны сердца ясные, ритмичные, артериальное давление 130/86 мм рт. ст., частота сердечных сокращений 70 ударов в минуту. Живот мягкий, безболезненный при пальпации, печень и селезенка не увеличены. Пальпируются подчелюстные и заушные лимфатические узлы овальной и округлой формы, эластической консистенции, безболезненные, подвижные, до 1 см в диаметре. Физиологические отправления в норме.

Status localis: непораженные участки кожных покровов физиологической окраски, нормальной влажности и тургора. Видимые слизистые влажные, физиологической окраски. Кожный процесс представлен опухолевидным образованием неправильной формы, плотной консистенции, розово-красного цвета, диаметром 4×4,5 см, локализован на коже волосистой части головы, в затылочной области справа. Очаг инфильтрирован, возвышается над поверхностью кожи на 0,5 см, имеет неровную и бугристую поверхность с частично сохраненными волосяными фолликулами и ростом волос (рис. 1).

Рис. 1. Больная З. Опухолевидное образование на коже затылочной области волосистой части головы с частичным сохранением роста волос.
Волосы и ногтевые пластинки не изменены. Дермографизм красный, быстрый.

Лабораторные данные: общий анализ крови: гемоглобин 131 г/л, эритроциты 4,21·1012/л, лейкоциты 5,5·109/л, нейтрофилы 2,8·109/л, эозинофилы 0,3·109/л, лимфоциты 2,1·109/л, моноциты 0,3·109/л, СОЭ 5 мм/ч. В общем анализе мочи и иммунограмме отклонений не выявлено. В биохимической гепатограмме отмечено повышение уровня холестерина до 6,53 ммоль/л. Комплекс серологических реакций к Treponema pallidum отрицательный. Антитела к ВИЧ, гепатитам В и С не обнаружены.

На консилиуме дерматовенерологов в клинике ГБУ СО «УрНИИДВиИ» у больной было заподозрено онкологическое заболевание кожи, в связи с чем рекомендовано проведение инцизионной биопсии кожи из области очага. Однако в связи с тем, что больная категорически отказалась от биопсии кожи и не подписала добровольное информированное согласие на данную манипуляцию, нами была выполнена КЛСМ in vivo на микроскопе Vivascope 1500 (Германия).

По данным КЛСМ, у пациентки З. были выявлены признаки опухолевого процесса: наблюдалось фокальное осевое удлинение кератиноцитов, формирующее нарушение архитектоники эпидермиса и дермы (симптом «потока»); выявлялись дилатированные капилляры с усиленным кровотоком; визуализировались многочисленные округлые атипичные клетки, предположительно лимфоциты; фиксировались множественные опухолевые инфильтраты, разрушающие стромальное строение дермы (рис. 2, 3).

Рис. 2. Больная З. КЛСМ эпидермо-дермального сочленения пораженного участка кожи. Наблюдается нарушение архитектоники эпидермиса и дермы (симптом «потока»), выражающийся в фокальном осевом удлинении кератиноцитов (красный прямоугольник); поперечно дилатированные капилляры с усиленным кровотоком (синие звезды).
Рис. 3. Больная З. КЛСМ пораженного участка кожи (глубина 94,5 мкм). Визуализируются округлые атипичные клетки, предположительно лимфоциты (зеленые звезды), множественные опухолевые инфильтраты, разрушающие стромальное строение дермы (желтые прямоугольники).
Полученные данные КЛСМ позволили нам убедить пациентку в необходимости проведения биопсии кожи для окончательной верификации диагноза.

Результаты патоморфологического исследования биоптата кожи. Эпидермис без существенных изменений. В дерме плотный диффузный инфильтрат без признаков эпидермотропности, образованный крупными лимфоидными клетками с амфофильной цитоплазмой, округлыми и овальными ядрами. Отмечается высокий уровень митоза и апоптоза клеток пролиферата (рис. 4).

Рис. 4. В дерме диффузный инфильтрат из лимфоидных клеток, преимущественно крупного размера, с ядрами вариабельной формы и высокой митотической активностью. Эпидермотропизм не выражен. Ув. 400.

Иммуногистохимическое исследование биоптата кожи: клетки опухоли диффузно экспрессируют CD20 (L26) и не экспрессируют CD3 (SP7), Bcl-2 (100/D5), CD10 (56C6), CD30 (Ber-H2). Определяется минимальное количество реактивных Т-лимфоцитов (CD3+, Bcl-2+, CD20-). Индекс Ki-67 (SP6) — около 90% (рис. 5).

Рис. 5. Большое количество крупных CD20+ лимфоцитов в дермальном инфильтрате. Интактный эпидермис, наличие grenz zone.

Заключение: гистологическое строение и иммунофенотип опухоли соответствуют первичной кожной диффузной крупноклеточной В-клеточной лимфоме, Bcl-2 негативной.

На основании анамнеза заболевания, клинических и патоморфологических данных, результатов иммуногистохимического исследования биоптата кожи больной был установлен окончательный нозологический диагноз: первичная кожная диффузная крупноклеточная В-клеточная лимфома, тип другая, Bcl-2 негативная, IA (Ann Arbor). Больная была направлена на лечение к гематологу.

В городском гематологическом центре в результате проведенных двух курсов полихимиотерапии по протоколу R-CHOP был достигнут полный регресс опухоли (рис. 6).

Рис. 6. Состояние больной З. после двух курсов полихимиотерапии.
Пациентка находится под наблюдением у гематолога по месту жительства.

Обсуждение

Представленный клинический случай демонстрирует, что метод КЛСМ может быть успешно реализован в качестве предварительной диагностики на предбиопсийном этапе, поскольку позволяет без нарушения целостности кожных покровов выявить патоморфологические признаки цитоархитектоники эпидермиса и дермы при первичных кожных лимфомах, а в определенных клинических ситуациях помогает аргументировать необходимость проведения клинико-лабораторного обследования с использованием гистологических и иммуногистохимических методов исследования биоптата кожи.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

*e-mail: kuklin71@mail.ru

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.