Термин фотодинамическая терапия (ФДТ) впервые был применен в 1900 г. О. Raab (Мюнхен) [1], который обнаружил, что взаимодействие акридинового красителя и видимого света в присутствии кислорода вызывает гибель инфузории. В медицинскую практику ФДТ была внедрена в 1904 г. и использовалась в качестве индуцированной светом инактивации клеток, микроорганизмов или молекул. Уже в 1903 г. H. Von Tappeiner и A. Jesionek [2] опубликовали первые данные об успешном лечении 6 больных раком кожи, псориазом и герпесом с применением эозина и света.
В 1913 г. немецкий врач F. Meyer-Betz выполнил экспериментальное исследование, в ходе которого изучил воздействие ФДТ на человеческий организм, которое было названо «фотолучевая терапия с порфиринами». В ходе этой работы автор исследовал совместное воздействие гематопорфирина и видимого света на собственную кожу [2].
В 1924 г. A. Policard [3] обнаружил диагностические возможности гематопорфирина, когда заметил, что ультрафиолетовое излучение возбуждает красную флюоресценцию в саркомах лабораторных крыс. Он предположил, что это явление было связано с эндогенным накоплением гематопорфирина.
Далее в 1948 г. F. Figge и соавт. [4] показали на лабораторных животных, что порфирины обладают сродством к быстро делящимся клеткам, включая злокачественные, эмбриональные и регенеративные клетки. На основании этого наблюдения они предложили использовать порфирины для лечения рака.
В качестве фотосенсибилизатора производные гемопорфирина впервые были использованы в 1960 г. R. Lipson и E. Baldes [5], когда они искали диагностический агент для обнаружения опухолей. Авторы обнаружили флюоресценцию при эндоскопии опухоли на фоне введения гемопорфирина. Несмотря на то что и ранее другими исследователями были описаны подобные наблюдения, начиная именно с этого периода гемопорфирин и его производные, которые, как оказалось, поглощаются раковыми клетками значительно больше, чем здоровыми, стали рассматриваться, а затем и использоваться в качестве фотосенсибилизаторов при фотодиагностике и ФДТ опухолей.
Клиническое исследование, направленное на изучение ФДТ при лечении онкологических заболеваний, впервые было проведено в 1978 г. T. Dougherty и соавт. в Институте рака Roswell Park (Буффало, Нью-Йорк) [6]. При терапии 113 злокачественных опухолей кожи полное или частичное разрешение новообразования было отмечено в 111 случаях. После этого исследования T. Dougherty провел еще ряд успешных клинических испытаний и в 1986 г. создал Международную фотодинамическую ассоциацию.
Одновременно с этими работами J. Toth, менеджер по продукции Cooper Medical Devices Corp/Cooper Lasersonics, заметил «фотодинамический химический эффект» и описал его в первой книге «Фотодинамическая терапия» (1981), в которой впервые привел ранние клинические наблюдения совместного терапевтического применения аргонового лазера и фотосенсибилизаторов [7].
В 1999 г. ФДТ как метод для лечения предраковых изменений кожи лица и волосистой части головы был сертифицирован Food and Drug Administration (США), и в настоящее время ФДТ широко используется для лечения рака других локализаций, а также в качестве нового неинвазивного терапевтического способа лечения различных воспалительных и инфекционных заболеваний [8]. Одним из таких заболеваний является псориаз, характеризуемый хроническим воспалительным процессом в дерме.
Традиционным в терапии псориаза является назначение физиотерапевтических процедур, таких как ПУВА-терапия, ультрафиолетовое облучение и прочих [9, 10]. Псориаз нередко сопровождается следующими сопутствующими заболеваниями: поражением гепатобилиарной системы разного генеза, сердечно-сосудистыми патологиями, эндокринологическими нарушениями [11, 12]. В таких случаях назначение физиотерапии ограничено.
Цель наcтоящего исследования — разработка методики фотодинамической терапии (ФДТ) при вульгарном псориазе с соматической отягощенностью.
Под нашим наблюдением находились 39 пациентов с вульгарным псориазом (n=22) и ладонно-подошвенным псориазом (n=17) в возрасте от 24 до 66 лет. Участники наблюдения имели следующие сопутствующие заболевания:
— сердечно-сосудистые заболевания (n=7);
— гепатиты разной этиологии (n=18);
— гепатоз (n=5);
— сахарный диабет (n=9).
В базисную терапию всех пациентов входили инъекции гепатопротекторов, десенсибилизирующая и дезинтоксикационная терапия. Местно назначали 1—2% салициловую мазь в перерывах между сеансами ФДТ.
В качестве топического фотосенсибилизатора использовали препарат 0,5% РадаГель. Активное вещество (Радахлорин) соответствует сумме натриевых солей хлорина е6, хлорина р6, пурпурина 5. Для активации геля принято использовать полупроводниковые лазерные приборы с длиной волны 662±3 нм. В качестве источника лазерного излучения мы применяли лазерный медицинский аппарат ЛАТУС-Т (Маска).
На I этапе проведения процедуры на предварительно очищенные псориатические бляшки наносили препарат РадаГель. Продолжительность экспозиции перед облучением составляла 30 мин. На II этапе происходило облучение очага на расстоянии 10 см при мощности излучения 97 мВт/см2 с экспозицией 10 мин.
Сеансы проводили 2 раза в неделю. Клинический эффект стал заметен после 1—2-й процедуры (рис. 1, 2).
Как видно из рис. 3, десквамация
Особенно значимыми были результаты терапии пациентов с ладонно-подошвенной локализацией псориаза, который протекает наиболее торпидно. Кроме того, ладонно-подошвенный псориаз трудно поддается лечению метотрексатом и вызывает значительное снижение качества жизни и психоэмоциальные расстройства. Результаты терапии ладонно-подошвенного псориаза сравнимы с 10—15 сеансами ПУВА-терапии или 4 турами метотрексата (рис. 4, 5).
Таким образом, результаты исследования показали, что включение в базисную терапию процедур ФДТ обеспечивает высокую клиническую эффективность. Процедуры ФДТ имеют минимум противопоказаний и могут применяться для лечения псориаза у соматически отягощенных пациентов, а также при ладонно-подошвенной локализации процесса.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
1e-mail: centr@mosderm.ru
2e-mail: marykor@bk.ru