Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.
Особенности течения различных форм красного плоского лишая слизистой оболочки полости рта при папилломавирусной инфекции
Журнал: Клиническая дерматология и венерология. 2016;15(5): 77‑82
Прочитано: 1317 раз
Как цитировать:
Красный плоский лишай (КПЛ) является хроническим воспалительно-дистрофическим заболеванием, поражающим кожные покровы и слизистые оболочки [1, 2]. В структуре заболеваний слизистой оболочки полости рта (СОПР) КПЛ составляет 35% и по частоте встречаемости уступает место лишь парестетическому симптому [3, 4]. Изменения СОПР при КПЛ чаще всего располагаются на слизистой щек, языка, губ [5]. Важность проблемы КПЛ для здравоохранения обусловлена наличием тяжелых форм заболевания, возможностью злокачественной трансформации очагов поражения, сложностью диагностики отдельных клинических форм, частой торпидностью к проводимой терапии [6]. На СОПР малигнизируется чаще всего эрозивно-язвенная, гиперкератотическая и атипичная формы КПЛ [7, 8].
Несмотря на многочисленные исследования [9], вопросы этиологии и патогенеза КПЛ СОПР остаются до конца неясными. Под влиянием сложных нейрогуморальных и иммунологических взаимодействий у больных КПЛ СОПР происходит формирование патологического процесса, в котором ведущая роль принадлежит нарушению иммуноаллергической и цитохимической реакции, связанной с повреждением базальных клеток эпидермиса по механизму гиперчувствительности замедленного типа через систему стимуляции клеток Лангерганса и Т-лимфоцитов, которые вызывают активацию базальных кератиноцитов [3, 10]. Благоприятной почвой для развития иммунологических реакций, как известно, являются стрессовые ситуации, которые в ряде случаев служат пусковым механизмом в возникновении вегетативных, нейроэндокринных и гуморальных нарушений, что предполагает комплексное участие этих факторов [1].
Снижение общего иммунитета и местной резистентности полости рта у больных КПЛ СОПР может создавать условно «благоприятную» среду для хронического течения папилломавирусной инфекции (ПВИ), которая является основным экзогенным фактором, провоцирующим структурную реорганизацию тканей. Можно предположить, что вирус папилломы человека (ВПЧ) отягощает течение КПЛ СОПР, а также выступает в ряде случаев канцерогенным провокатором.
Цель исследования — выявить особенность течения различных форм КПЛ СОПР у больных на фоне ПВИ.
Под наблюдением находились 58 пациентов с КПЛ СОПР, из них 49 (84,5%) женщин и 9 (15,5%) мужчин в возрасте от 43 до 68 лет (средний возраст 57,43±2,53 года). Длительность заболевания составляла от 3 мес до 10 лет (в среднем 5,58±1,26 года). Пациентам было проведено комплексное обследование по общепринятой методике, включающее определение и систематизацию основных жалоб, анамнеза жизни и заболевания, внешнего и локального осмотра. Для оценки гигиенического состояния полости рта использовали индексы по Федорову—Володкиной, Quigley—Hein и Силнесс—Лоэ. Анализировали системное здоровье по результатам обследования участкового терапевта, эндокринолога, гастроэнтеролога, стоматолога и других специалистов.
Оценку степени тяжести КПЛ СОПР определяли по площади поражения: тяжелая (S>3 см2), средняя (S от 1 до 3 см2), легкая (S <1 см2).
Выявление ДНК вируса папилломы человека (ВПЧ) проводили методом мультиплексной полимеразной цепной реакции (ПЦР) с гибридизационно-флюоресцентной детекцией продуктов амплификации в режиме «реального времени» на термоциклере Rotor Gene 6000 (QIAGEN, Германия). Для определения ВПЧ 6, 11, 13, 16, 18, 31, 32, 33-го генотипов использовали наборы реагентов производства ФБУН «ЦНИИ эпидемиологии» Роспотребнадзора.
Протокол исследования одобрен межвузовским комитетом по этике: выписка из протокола № 08−15 от 24.09.15.
Полученные результаты обработаны статистическими методами вариационного и корреляционного анализа с использованием ПК IBM/PC Pentium 4 и пакета прикладных программ для статистической обработки Excel 7 и SPSS 17.0. В малых выборках клинические и лабораторные данные обрабатывали с использованием среднеарифметических значений и их ошибки по таблице Стьюдента. Для нахождения различий между качественными показателями использовали метод χ2 с поправкой Йетса на непрерывность.
По результатам ПЦР, персистенция ВПЧ на СОПР была выявлена у 35 (60,34%) больных КПЛ СОПР (1-я группа). Процентное соотношение типов ВПЧ в 1-й группе представлено на рис. 1: у наибольшего количества пациентов выявляли ВПЧ 11- го типа — у 11 (31,42%) пациентов, ВПЧ 33-го типа — у 10 (28,57%) и ВПЧ 16-го типа — у 9 (25,71%) больных. У 6 (17,14%) пациентов регистрировали несколько серотипов вируса одновременно. Так, в трех пробах были выделены ВПЧ 6-го и 11-го типов, в двух пробах — ВПЧ 16-го и 32-го и в одной — ВПЧ 11-го и 16-го типов. Кроме того, в одном случае было обнаружено сочетание трех типов ВПЧ — 13-го, 32-го, 33-го. У 2 больных с выявленной ВПЧ 13-го и 32-го типов были обнаружены папилломы в виде сосочковых мелких разрастаний на кончике языка и в зоне Клейна.
У 23 (39,66%) больных КПЛ СОПР (2-я группа) было констатировано отсутствие персистенции ВПЧ.
При сравнительном анализе данных клинического обследования были определены различия по исследуемым показателям между группами. Распределение больных по степени тяжести КПЛ СОПР представлено в табл. 1.
Показательно, что в 1-й группе у 16 (45,72%) больных определяли тяжелое непрерывно-рецидивирующее течение заболевания с наличием выраженного отечно-болевого симптома (особенно при приеме раздражающей и горячей пищи); сенсорно-парестетического (с преобладанием жгучих и покалывающих ощущений); ксеростомического (проявляющегося сухостью слизистой и языка) и дисгевзического симптомов. Среднюю и легкую степени диагностировали значительно реже. Во 2-й группе наиболее часто определяли легкую форму дерматоза. Распределение больных по клиническим формам представлено на рис. 2.
Обращает на себя внимание высокая распространенность деструктивных форм заболевания в 1-й группе: экссудативно-гиперемическая и эрозивно-язвенная формы характеризовались ярко выраженной воспалительной реакцией и отечностью СОПР. В группе, где ВПЧ выделен не был, в подавляющем большинстве случаев диагностировали типичную форму с узелками серовато-белого цвета, которые, сливаясь, образовывали характерный «кружевной» рисунок.
В результате изучения гигиенического статуса СОПР больных обеих групп получены сведения, представленные в табл. 2.
На основании данных, представленных в таблице, необходимо отметить, что больные 1-й группы характеризовались более выраженными изменениями исследуемых показателей. Определение уровня гигиены полости рта с помощью индексов дало возможность оценивать риск возникновения кариеса и заболеваний пародонта, которые, как известно, стимулируют местное воспаление и усугубляют течение КПЛ на СОПР, создавая благоприятную среду для хронического течения ПВИ.
По итогам комплексного обследования было выявлено, что сопутствующие стоматологические заболевания встречались у 51 (87,93%) пациента обеих групп со специфическим поражением СОПР. Структура стоматологических заболеваний представлена на рис. 3.
В группу заболеваний пародонта были включены такие заболевания, как гингивит, пародонтит и пародонтоз. Существенных отличий по исследуемым показателям в группах с выявленной и невыявленной ПВИ не было.
Из анамнестических данных известно, что 38 (65,51%) больным проводили специализированное ортопедическое лечение, которое включало постановку различных металлоконструкций (съемные и несъемные мостовидные протезы, коронки, бюгельные протезы и др.). При осмотре качества и состояния протезов было выявлено, что у 13 (22,41%) больных они находились в неудовлетворительном состоянии и своими острыми краями, сколами или неправильно подогнанными частями травмировали прилегающую к ним слизистую.
Анализируя клинические данные и топографию очагов поражения, у 27 больных (18 из 1-й группы и 9 из 2-й группы) было отмечено совпадение локализации элементов КПЛ с хронической механической травмой СОПР недоброкачественными протезами, пломбами, острыми краями зубов или нарушением прикуса.
Нами была рассмотрена продолжительность ремиссии у больных при ранее проводимой традиционной терапии в обеих группах, включающей назначение антигистаминного препарата для перорального применения, седативного средства растительного происхождения, витаминов и витаминоподобных средств в комбинациях, а также местного лечения с аппликациями глюкокортикостероидной мази и ротовыми ванночками с растительными маслами. Данные сравнительной характеристики продолжительности ремиссии представлены в табл. 3.
У участников 2-й группы отмечали более благоприятное течение заболевания при всех клинических формах, что выражалось в достоверно продолжительной ремиссии по сравнению с аналогичными данными в 1-й группе.
1. Среди лиц с проявлениями КПЛ на СОПР и ПВИ преобладали больные с экссудативно-гиперемической и эрозивной формами по сравнению с группой без выявленной ПВИ, где чаще регистрировали типичную форму дерматоза.
2. В группе больных КПЛ СОПР с выявленной ВПЧ-инфекцией отмечали более тяжелое течение заболевания с выраженным отечно-болевым синдромом, ощущением сухости полости рта, нарушением вкусового восприятия и непродолжительными периодами ремиссии на фоне пониженной гигиены полости рта и высоким уровнем заболеваемости зубов и пародонта.
Конфликт интересов отсутствует.
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.