Розацеа относится к распространенным дерматозам с преимущественным поражением кожи лица, отличается волнообразным течением с чередованием периодов обострений и ремиссий [1—4]. Согласно современным представлениям, в патогенезе розацеа несомненная роль принадлежит нейроваскулярным изменениям и особенностям врожденного иммунитета [5, 6]. К бесспорным факторам риска относятся анамнестические указания на заболеваемость у кровных родственников, первый и второй тип фоточувствительности по Фитцпатрику [4]. Такие хорошо известные триггеры розацеа, как ультрафиолетовое облучение, стресс, тепло, острая пища, непосредственно влияют на активность toll-подобных рецепторов и активируют антимикробные пептиды и нейропептиды [7].
Helicobacter pylori и Demodex (folliculorum и brevis) не являются этиологическими факторами розацеа, но, по данным некоторых авторов, имеют значение для течения заболевания [8, 9]. Ранее выявление Demodex folliculorum при розацеа имело очень большое значение, но в настоящее время розацеа и демодекоз рассматривают как самостоятельные заболевания. W. Chen и G. Plewig [10] предлагают классификацию демодекоза при различных дерматозах. В частности, они предлагают рассматривать первичный демодекоз, к которому относятся волосяной лишай с поражением сально-волосяных фолликулов без выраженного воспаления, папулопустулезный/нодулярный и конглобатный демодекоз с выраженным воспалением и преимущественным периорбитальным и периоральным поражением, поражение глаз, включающее блефарит, халазион, реже — кератоконъюнктивит. Кроме того, показано, что демодекоз кожи может имитировать розацеа и другие воспалительные дерматозы [10].
Несмотря на ранее полученные результаты разнообразных клинических, морфологических, ангиологических, иммунологических и других исследований по розацеа, сохраняется необходимость изучения вопросов эпидемиологии [11].
Распространенность розацеа в разных странах
В разных странах заболеваемость розацеа составляет от 1 до 20% [1—4]. Так, этим заболеванием страдают свыше 20 млн человек в США [6, 11]. Исследование, проведенное с 1995 по 2009 г. в Великобритании у 60 042 пациентов с розацеа и такого же количества здоровых лиц, показало, что заболеваемость составляет 1,65 на 1000 человеко/лет. В 80% случаев розацеа диагностируется у лиц старше 30 лет. У 20,8% больных выявляют поражение глаз. Употребление алкоголя было связано с минимальным риском повышения заболеваемости. Табакокурение достоверно снижало вероятность заболевания розацеа [12].
При обследовании 100 пациентов в Северной Греции были получены следующие результаты: число женщин среди больных розацеа преобладало, половина пациентов относились к возрастной группе от 51 года до 70 лет, 2/3 пациентов имели первый и второй тип фоточувствительности, 73% пациентов отмечали ухудшение состояния после пребывания на солнце. Почти во всех случаях отмечали гистологические признаки солнечного эластоза [13].
В Германии были обследованы 48 665 человек трудоспособного возраста (52,8% из них — мужчины, средний возраст 43,2 года). Среди обследованных розацеа диагностирована у 2,2% [14].
В Эстонии провели обследование 348 человек трудоспособного возраста в возрасте 30 лет и более, 78 (22%) имели первичные признаки розацеа. Чаще всего наблюдались эритема (21%), телеангиэктазии (18%). Среди пациентов с розацеа у 78% наблюдалась эритематозно-телеангиэктатическая форма, у 22% — папулопустулезная. Каких-либо гендерных различий не выявлено. Высказано предположение, что розацеа у лиц старше 30 лет встречается чаще, чем предполагали ранее [15].
Влияние интеркуррентной патологии и лекарственных препаратов на течение розацеа
Изучено воздействие некоторых лекарственных препаратов на возникновение и течение розацеа. Так, показано, что спиронолактон снижает риск возникновения розацеа [16].
Мигрень повышает риск развития розацеа, в особенности у женщин старше 60 лет. Употребление триптана также несколько повышает риск возникновения дерматоза [17]. С другой стороны, розацеа относится к одному из кожных заболеваний, сопровождающих воспалительные поражения кишечника [18].
В исследовании J. Spoendlin и соавт. [19] было опровергнуто мнение о триггерном влиянии бета-блокаторов на течение розацеа. Прием этих препаратов приводил к некоторому снижению риска заболеваемости розацеа, особенно в эритематозно-телеангиэктатической форме.
В связи с несомненной ролью психоэмоционального стресса в дебюте и последующих обострениях розацеа проводились исследования связи течения заболевания с психическими расстройствами. Установлено, что депрессия и аффективные расстройства не влияют на частоту возникновения розацеа. При шизофрении риск развития заболевания несколько снижается по сравнению с контролем. Значительное снижение риска заболеваемости отмечено у пациентов, принимавших препараты лития [20].
В настоящее время продолжает изучаться влияние сахарного диабета и антидиабетических препаратов на течение розацеа [21].
Розацеа у детей
Редко розацеа встречается и у детей. При обследовании 20 детей с этим заболеванием в возрасте от 1 года до 15 лет были выявлены розацеа с поражением кожи и глаз у 11 пациентов, поражение только кожи — у 6, поражение только глаз — у 3 пациентов. Чаще всего на коже обнаруживали папулопустулезные высыпания с телеангиэктазиями. У 11 (55%) пациентов поражение глаз предшествовало поражению кожи. Чаще всего офтальмологические симптомы были представлены халазионом и блефароконъюнктивитом, у 4 детей выявлен кератит, у 2 — язвы роговицы [22].
Офтальморозацеа
В настоящее время представлены доказательства того, что офтальморозацеа диагностируют достаточно поздно, в то время как, например, в США, у 50% пациентов с кожными проявлениями имеется поражение глаз [23].
При обследовании пациентов всех возрастных групп офтальмолог должен помнить о возможности развития розацеа, особенно в тех случаях, когда поражение поверхности глаза резистентно к обычным терапевтическим методам [24].
Заболеваемость розацеа в России
В прошлом на долю розацеа в России приходилось 5—7% всех дерматозов, но за последние 10 лет количество таких больных в значительной степени увеличилось [1—3, 25].
Цель настоящего исследования — изучение заболеваемости розацеа в Москве. В работе был использован подсчет и статистическая обработка полученных результатов.
Результаты
В 2013 г. в Москве заболеваемость розацеа в общей структуре составила 1,7%, среди дерматозов — 2,4%. Заболеваемость на 100 тыс. населения составила 66,3. Показатели заболеваемости по возрасту представлены в таблице.
Как видно из данных таблицы, количество впервые зарегистрированных пациентов составило 5450, удельный вес составил 67,9% в общей структуре.
Обсуждение
Согласно данным, полученным за последнее десятилетие, заболеваемость розацеа в разных странах составляет от 1 до 22% населения [1—4, 12—15].
Полученные нами результаты позволяют предположить, что показатель заболеваемости в Москве (розацеа составляет 1,7% в общей структуре заболеваемости и 2,4% среди дерматозов), вероятно, является более низким, чем в других регионах России, где он составляет от 5% всех дерматозов и выше [1—3, 25]. В связи с этим представляет интерес изучение показателей заболеваемости в северных областях России, где проживает большее количество людей с первым и вторым типом фоточувствительности.
Несмотря на то что розацеа чаще встречается у лиц старше 30 лет, в Москве удельный вес детей среди пациентов с розацеа составил 7,7%, подростков — 1,4%, что требует дальнейшей разработки методов терапии и профилактики у этих групп населения.
По данным литературы [23], офтальморозацеа может развиться у 50% пациентов, в связи с чем представляет интерес изучение эпидемиологии, совершенствование терапии и профилактики этой формы заболевания.
Демодекоз в настоящее время не рассматривается как возможный этиологический фактор. В литературе [10] представлены доказательства того, что демодекоз и розацеа — различные заболевания, показана необходимость дифференциального диагноза.
К бесспорным факторам риска относят анамнестические указания на заболеваемость у кровных родственников, первый и второй тип фоточувствительности по Фитцпатрику. В настоящее время обсуждают роль таких триггерных факторов, как ультрафиолетовое облучение, стресс, тепло, острая пища [1—4, 7]. Употребление алкоголя было связано с минимальным риском повышения заболеваемости. Табакокурение достоверно снижало вероятность заболевания розацеа [12].
На возникновение и развитие розацеа могут повлиять такие заболевания, как мигрень, сахарный диабет [17, 21]. Розацеа часто сопровождает воспалительные заболевания кишечника [18].
Лекарственные препараты также влияют на течение розацеа. Употребление триптана несколько повышает риск возникновения заболевания [17].
Значительное снижение риска заболеваемости отмечено у пациентов, принимавших препараты лития [20]. Спиронолактон снижает риск возникновения этого дерматоза [16], прием бета-блокаторов приводил к некоторому снижению риска заболеваемости розацеа, особенно в эритематозно-телеангиэктатической форме [19].
Заключение
Представленный нами обзор данных литературы и собственные наблюдения позволяют сделать заключение о том, что необходимо продолжить изучение заболеваемости розацеа, в частности, в северных областях России, где проживает большее количество людей с первым и вторым типом фоточувствительности. Несмотря на большой объем данных, представленных в литературе, целесообразно продолжить изучение влияния сопутствующей патологии и лекарственных препаратов на возникновение и течение розацеа. Необходимо разрабатывать методы терапии и профилактики, в том числе у детей и подростков.
Конфликт интересов отсутствует.